Русская неделя | Священник Петр Овсянников | 07.03.2008 |
Вступая в пост, христианин призывается отойти от суеты, к которой склоняется во время всей остальной части года и которая отвлекает человека от главного — мира его души. Мы боимся заглянуть в свою душу, — это для нас и некогда, и неприятно, — мы боимся по-серьезному увидеть себя такими, какие мы есть. Пост призывает человека от суеты, от земных пристрастий обратиться к главному, что в нем есть, — к душе. Душа больше пищи, тело больше одежды, говорит Спаситель. Какой выкуп человек даст за душу свою? Даже если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, то ничего полезного для него не будет.
Заглядывая в свою душу, каждый, наверно, увидит в себе что-то нехорошее. Если это всматривание в свой душевный мир будет серьезным, вдумчивым, то этого нехорошего с помощью Божией христианин может увидеть очень много. Это видение — начало исправления. Бороться с внутренним злом крайне необходимо. Это зло разнообразно. Кто-то заметит в себе неустройство в личной жизни, злобу и немирное отношение к самым близким людям, кто-то — пристрастие к пище, объядение, чревоугодие, лакомство, иной — недобросовестное отношение к службе и к работе, на которые каждый поставлен Самим Богом. Если за время Великого поста человек постарается хотя бы один свой грех, одно греховное пристрастие в себе победить — значит время поста прошло для него небесполезно.
Один телесный пост мало полезен. Пост телесный должен совмещаться с посещением храма Божия. Храм Божий — это училище благочестия. И здесь — в великопостных песнопениях, в великопостном богослужении — человек призывается к тому, чтобы внимательно посмотреть на свою душу, пересмотреть свои отношения с ближними людьми, чтобы по-другому взглянуть на весь Божий мир, чтобы принести перед Богом покаяние. Если это помнить, то мне кажется, что пост для человека пройдет не бесследно, и в каждый пост: Великий, Петров, Успенский или Рождественский, — человек будет вступать не со скорбью, а с радостью как во время, благоприятное для него.