Православие и Мир | Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис) | 19.02.2008 |
— Геронда, кому сродни гордый?
- Тому, кто за этими стенами, диаволу… Хотя диавола победить легче, чем гордого, — для этого достаточно смириться; а гордого, даже если смиришься перед ним и шшросишь прощения, всё равно не сможешь умягчить. Он скажет тебе: «Ты притворяешься!»
У кого больше смирения, у того богаче духовное содержание. Гордый не имеет внутреннего содержания. Он, как незрелый колос, стоит прямо, а зрелый склоняет голову вниз. Помрачённый гордостью человек не только внутренне неспокоен, но и внешне встревожен и шумен. Все его дела, как воздушный шарик: диавол его сперва надувает, а потом прокалывает, и шарик с шумом лопается.
Гордость — постыдная и страшная вещь, ведь она Ангелов превратила в демонов! Она нас выгнала из рая на землю, а теперь с земли пытается отправить в ад.
— Геронда, я не ощущаю гордости, когда горжусь чем-то конкретным.
- Значит, в тебе есть гордость в общем. Диавол часто представляет вещи замаскировано, и человек не понимает, когда поступает по гордости. Но если он будет внимателен к себе, то поймёт, когда действует с гордостью. Он может не ощущать всей гордости, которая в нём, но хотя бы часть ее он чувствует, может распознать, если ощутит чувство эгоистичной удовлетворённости и превосходства над другими.
— А если человек совсем не понимает, что в нём есть гордость, что тогда происходит?
- Тогда начинают действовать духовные законы. Человек гордится, падает и смиряется. Снова гордится, опять падает и опять смиряется. И так продолжается всю жизнь: гордость — смирение, гордость — смирение. Такое смирение не добродетель, а результат действия духовных законов. Человек смиряется, сам того не желая и не делая для себя никаких выводов. Это состояние застоя, человеку просто дается возможность понять, что в нём что-то не так. Например, говоришь сестре: «Эта икона у тебя хорошо получилась». Если она возгордится, то в следующий раз, когда нужно будет написать другую икону, подумает: «Эту икону я напишу лучше, чтобы Старец опять меня похвалил». И смотришь, вместо иконы у неё выходит карикатура. Я её исправляю, а она снова говорит себе: «На этот раз сделаю в точности так, как мне сказал Старец, и он меня похвалит», и опять получается карикатура.
— Геронда, а может ей самой её икона казаться красивой?
- Конечно, может. Ей самой ее мазня может казаться шедевром, она придёт и будет с радостью говорить мне: «Как теперь, геронда? Хорошая получилась икона?» Я ей объясню, что её работа — мазня, тогда поймёт.
— А если не поймёт?
- Если не поймёт, значит, гордость задеревенела, и она будет допускать те же самые ошибки. Что бы ты ни говорил, будет стоять на своём.
— Геронда, а если я умом чувствую гордость, а сердце остаётся глухим?
- С этого и начнем, и постепенно придёт исцеление. Врач сначала ставит диагноз, а уже потом приступает к лечению.
Гордость проникает везде
— Геронда, это хорошо, когда при исполнении моих монашеских обязанностей встречаются небольшие трудности — я чувствую от этого пользу. Может, в этом тоже есть гордость?
— Геронда, а может человек гордиться, ничего не имея?
- Иногда такой человек может гордиться больше других. Когда я жил в монастыре Стомион в Эпире, то узнал там про одного старика-пастуха. У него не было семьи, и он переходил с места на место. В конце концов его приютил у себя другой пастух, поселив в хижине, где он хранил ветки для своих коз. Он не разрешал тому старику разводить огонь, чтобы не загорелись ветки. Так и жил этот старик в холодной хижине, спал в углу на двух досках, на которые клал старый матрац. Услышав о нём, я пошёл его навестить. Он был совсем плох. Я спросил одну бедную женщину, сколько она хочет, чтобы вымыть его. «Ничего, только мыло дай», — ответила она. В другой раз я навестил его, когда он обедал. Закончив есть, он посмотрел на меня, перевернул тарелку вверх дном и гордо заявил: «Вот это голова, отец, у меня! А тот тут собаки, коты». Перевернуть тарелку вверх дном, чтобы её не облизывали собаки и кошки, он считал достижением. Как будто в космос слетал. Вот гордыня! Жил не пойми как, а гордился!
— Геронда, что нужно делать, когда к нам приходят гордые помыслы?
- Как другие люди смеются, когда видят в нас гордость, так и мы должны смеяться над помыслами гордыни.
— А смиренному человеку приходят гордые помыслы?
- Приходят, но он смеётся над ними, потому что знает, кто он есть на самом деле.
— Геронда, я где-то читала, что гордые помыслы надо отгонять сразу, как и непотребные.
- Непотребный помысел распознаётся сразу, а чтобы распознать помысел гордыни, нужно трезвение. Например, если во время молитвы в уме появится непотребный помысел, ты его распознаешь и сразу отгонишь; «Ну-ка, пошёл отсюда». Но если в церкви тебе придёт помысел, что ты хорошо прочитала Псалтирь, то нужно трезвение, чтобы его распознать и отогнать.
— Но ведь в большинстве случаев помысел гордости появляется во мгновение ока. Как успеть привести на ум смиренный помысел?
- Готовиться нужно заранее. «Уготовихся и не смутихся», — говорит пророк Давид. Помыслы гордыни приходят молниеносно — это старая уловка диавола. А ты примени другую уловку — постоянно возделывай смиренные помыслы, чтобы обогнать его.
Только смиренные помыслы приносят смирение, и только со смирением уходит гордость. Один проповедник рассказывал мне, что как-то раз приготовил очень хорошую проповедь. Поднялся на амвон и стал говорить, говорил очень красиво. В один момент у него в уме промелькнул гордый помысел, и он сбился. Разразился плачем и спустился с амвона опозоренный. Потом он долго не мог произносить проповеди — пришел в негодность. Я ему сказал: «Это с тобой случилось из-за гордости. Ты возгордился, и поэтому Благодать Божия отошла. Теперь со смирением начни всё сначала. Когда подойдёт время подняться на амвон, говори себе: „Если я собьюсь, значит, мне для пользы духовной нужно опять стать посмешищем“. И если вдруг снова начнёшь плакать, то люди будут думать, что ты плачешь от умиления, и не соблазнятся, а получат пользу. Так что не бойся». И, в самом деле, он вернулся к своему занятию и стал со смирением произносить проповеди всегда готовый к унижению.
Источник: Старец Паисий Святогорец. Слова. Т.5. Страсти и добродетели. М., Святая гора, 2008
http://www.pravmir.ru/article_2689.html