Русская неделя | Архимандрит Маркелл (Павук) | 28.01.2008 |
На фоне такой нарисовавшейся неприглядной картины все-таки радостно бывает за тех молодых людей, которые заключают брак официально при свидетелях и народе в ЗАГСе, а ещё лучше — в храме перед Богом. Тогда появляется надежда, что в момент острой размолвки молодых людей официальное бракосочетание, может быть, окажется той последней соломинкой, которая удержит семью от развала. Чувство ответственности, а у верующих молодожёнов — страх Божий, может помочь остудить чувство взаимного разочарования, раздражения и досады друг на друга.
Избегая такой ответственности, ныне многие молодые люди вступают в так называемые гражданские браки, без всякой официальной регистрации и без свидетелей. (Некоторые вступают в гражданский брак по меркантильным соображениям, боясь в случае развода потерять свою жилплощадь). Даже отец и мать порой не знают, что их сын или дочь уже давно имеют свою семью. Иногда родители узнают об этом только тогда, когда появляется ребёнок и естественно возникает необходимость в помощи старшего поколения.
С точки зрения светской секулярной морали, такое вольное поведение молодых людей порицать никто не имеет права. Обычно ныне категорично заявляют: «Пора отвыкнуть от стереотипов, давно отживших свой век!», «Никто не имеет права мешать людям любить друг друга!». Может быть, согласно дарвинской теории эволюции, человек как-то изменился, стал более разумным и грамотным, и то поведение, которое раньше обществом порицалось, теперь стало нормой?
Православная Церковь так не считает. Грех остается грехом во все времена. «Или не знаете, — пишет святой апостол Павел, — что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6,10−11). В исламе в эпоху Мухаммеда было ясно, что тот, кто хочет быть «другом Божьим», не только не должен сам прелюбодействовать, но и должен наказывать прелюбодеев — побивать их камнями. В древнем Израиле поступали так же. Совсем недавно во многих странах христианского мира было абсолютно то же самое. В России только царевна Софья отменила закапывание прелюбодеев живьем в землю.
Современное общество, обретя внешнюю свободу, употребило её главным образом на то, чтобы отказаться от всех нравственных норм.
Ныне большинство молодых людей, даже подсознательно (слова Апостола для молодых невоцерковленных людей могут быть неавторитетными), ощущая неправильность своего шага, все равно раньше времени срывают «запретный плод», вступают в добрачные интимные отношения и нелегитимные прелюбодейные браки. Таких людей, по причине легкомысленного отношения к этой теме средств массовой информации, с каждым годом становится всё больше и больше. Делая нецеломудренный шаг, некоторые говорят, что они так подстраховывают себя от жизненной неудачи. На самом деле такая подстраховка довольно ненадежная и пагубная, так как в результате такой «пробы» на глубинном уровне человеческой психики происходят трудно восстановимые изменения. Девушка, потерявшая свое целомудрие до брака, уже не бывает такой привлекательной. Мужья обычно очень скоро в таких жёнах разочаровываются, так как нецеломудренной девушке очень трудно быть верной и доброй супругой для своего мужа, самоотверженной любящей матерью для своих детей, у неё притупляются материнские чувства.
Не в этом ли главная причина разводов, не потому ли родители ныне так часто жалуются, что не могут справиться с воспитанием своих детей? Даже единичная смена партнера в гражданском браке (а у некоторых их бывает пять и больше!) влечет за собой огрубение человеческих чувств. Такой человек уже не может полноценно воспринимать все краски жизни, он становится своего рода душевным дальтоником. Картина жизни ему видится черно-белой или серой, как бы он ни пытался её разукрасить при помощи всевозможных утех и развлечений. Не потому ли ныне так много бомжей, пьяниц и наркоманов? Не потому ли даже внешняя архитектура современных городов, несмотря на использование при строительстве очень дорогих материалов, все более становится однотипной, холодной и серой, где человеческому глазу не за что зацепиться и порадоваться. И наоборот, как просты, но в то же время красивы и оригинальны здания старой архитектуры.
Нельзя ли все же как-то застраховать семью от распада, без всяких предварительных, калечащих человеческую душу и тело проб? Стараются же люди застраховать свою квартиру, машину, магазин и т. д. А мы говорим о ценности человеческой жизни, которая намного дороже материальных вещей. Как свидетельствует история, в таком неустойчивом шатком положении семья раньше никогда не была. В некоторых регионах Украины до сих пор небольшие остатки старых семейных традиций сохраняются, а потому там и меньший процент разводов. А разве не в укор нам, русским, имеющим православные корни, является тот факт, что у большинства азиатских народов, исповедующих ислам, буддизм, конфуцианство, семьи более устойчивые и распадаются не так часто. Разве Евангелие Христово не дает нам, христианам, целомудренный образец семейной жизни? Или мы, русские, поправ свои православные святыни, стали хуже язычников, которые, как пишет Апостол, по своей человеческой природе, законы соблюдают?
О страховании будущего брака своих детей лучше всего заранее позаботиться родителям. Они должны приложить все усилия для того, чтобы их дети до брака сохранили свое целомудрие. «Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках и учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких условиях возможно обуздать её. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — то же самое есть и юность. Поэтому, если в начале и с первого возраста поставим для неё настоящие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому что они дети, но преимущественно будем сохранять их в целомудрии… Скоро будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединились с невестами. Такая любовь бывает особенно пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот большей частью остается таким и после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. Ибо сказано в Писании: Человеку блудну всяк хлеб сладок (Сир. 23, 23). Для того (во время Таинства Венчания — И.М.) и возлагаются на голову венцы — в знак победы, что они, не быв побеждены, вступают в брачный чертог, — что они не были одолены похотью», — учит святитель Иоанн Златоуст. Родители первыми в своей семье должны являть детям пример верности и самоотверженной любви друг к другу.
Целомудрие — это неразорванность, целостность души и тела. Плохо, когда родители заботятся только о материальном обеспечении семьи, о развитии интеллекта своих детей и совсем мало думают об их духовном воспитании. «Вы все делаете, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош — об этом и подумать не хотите; нет, простирая до такой степени заботливость о дереве и камнях, души не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние — душа — была золотая, об этом и помыслить не хотите», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Духовное воспитание включает в себя не только приобщение к лучшим образцам мировой художественной литературы, живописи и музыки (это область душевного воспитания), но и к Источнику жизни и всякого творческого вдохновения — Богу. Без духовного воспитания все труды родителей обычно идут насмарку. Дети оказываются очень неблагодарными.
Следующий этап в страховании брака обязаны осуществить уже непосредственно сами брачующиеся через постоянное возделывание почвы своей души покаянием и насаждением на ней цветов различных добродетелей: кротости, рассудительности, терпения, трудолюбия, смирения, снисходительности к недостаткам друг друга, из которых выплетается прекрасный никогда не вянущий венок любви. Науку, как приобрести эти добродетели каждый воскресный день изучают в храмах Божиих. Замечательно будет, если молодожёны сумеют протоптать в храм свою дорожку. Дорога к храму за долгие годы государственного атеизма заросла многими недобрыми предрассудками, но там находится самое надежное, испытанное веками средство для страхования брака.
Если родители будут заранее заботиться о страховании брака своих детей при помощи воспитания в них целомудрия, а молодожёны станут украшать себя не только модной нарядной одеждой, но и христианскими добродетелями, то свадебных кортежей на улицах наших городов и поселков станет значительно больше. А гражданские браки, добрачные интимные связи и разводы останутся в прошлом и станут горьким наследием нашей секулярной истории.