Русская линия
Русская неделяМонах Вениамин (Гомартели)23.01.2008 

Летопись церковных событий. 1921 год

1921: 5 января (ст. ст.) святые мощи преподобномученицы вел. княгини Елизаветы Феодоровны и ее сподвижницы монахини Варвары были привезены в Иерусалим, где они были торжественно встречены св. патриархом Дамианом, русским и греческим духовенством и положены в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании.

1921: 29 января (ст. ст.) св. патриарх Тихон издал указ о предоставлении автономии Финской епархии.

1921: Зарождение Национальной Чехословацкой Церкви. Часть чешского римо-католического духовенства обратилась к папе с требованием упразднения целибата, основания Чехословацкой католической Патриархии, введения в качестве литургического языка чешского взамен латинского. Папа ответил отказом на эти требования, не соглашаясь главным образом на введение института женатого духовенства. Этот отказ только усилил рационалистический дух в организации и ускорил процесс образование Национальной Чехословацкой Церкви насчитывавшей ок. 500.000 человек. Один из активных деятелей движения католический священник о. Матфей добился того, что на соборе нового движения в январе 1921 г. большинство участников высказались за присоединение к Православной Церкви. Второй собор, состоявшийся 29 августа 1921 г. в присутствии делегата Сербской Православной Церкви епископа Досифея, принял православное вероучение, выраженное Вселенскими и Поместными Соборами. Тогда же были выдвинуты три кандидата во епископы на открывающиеся кафедры: доктор Карл Фарский для Пражского диоцеза (епархии), Рудольф Паржик для Восточно-Чешского диоцеза и о. Матфей Павлик для Моравско-Силезского диоцеза. Однако хиротония первых двух кандидатов была отменена в связи с тем, что последовал протест от ряда приходов, которые заявили, что Фарский и Паржик исповедуют Православие притворно, оставаясь в душе еретиками, что вскоре и подтвердилось. Отец Матфей Павлик 21 сентября 1921 г. принял в Сербии, на Фрушка Горе в Лавре Крушедол, монашество с именем Горазда и через четыре дня (25 сентября 1921 г.) в Белграде был хиротонисан во епископа патриархом Димитрием. Но как только он вернулся на родину, между ним и Фарским развернулась борьба. В Чехословацкой Церкви возникли две общины: православная, возглавляемая епископом Гораздом, и реформаторская — под руководством Фарского.

1921: В феврале советские войска оккупировали Грузию. В стране началось гонение на Церковь, постановлением от 15 апреля того же года Грузинская Прав. Церковь была объявлена организацией неимеющей юридического статуса, стали закрываться церкви и монастыри. Если в 1921 году в Грузии насчитывалось свыше 1500 церквей, 25 монастырей с 1600 духовными лицами, то в 60−70-е годы ХХ века осталось только 52 действующих церкви, 2 монастыря и около 100 человек духовенства.

1921: В феврале низложенный афинский митроп. Мелетий (Метаксакис), так и не признавший своего низложения, уезжает в США. Здесь его с рапростертыми объятиями принимают антироялисты венизелиты и поставленный им в США архиеп. Александр, которого новый Синод безуспешно попытался отозвать назад в Грецию, этому указу он не подчинился. Митр. Мелетий создает Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией не признающего его Св. Синода Элладской Церкви. Он также принимает участие в конференциях и совместных молитвах с англиканским духовенством, что отразилось в сообщении греческого посла в Вашингтоне префекту Солуни, в котором он писал, что митр. Мелетий «в полном облачении, принял участие в англиканском богослужении, приклонял с ними колена и целовал их престол, сказал проповедь, и благословил присутствующих» (The Struggle against Ecumenism. Boston 1998, pg. 30).

1921: В феврале глава Элладской Церкви митр. Феоклитос I посылает еп. Спартского Германоса (Трояноса) представителем Св. Синода в Америку вместо архиеп. Александра, сторонника митр. Мелетия. Архиеп. Александр, не без совета своего преосвященного ментора, отказался повиноваться указу Синода и объявил себя и всю свою паству находящимися под омофором Конст-го патриарха, трон которого тогда был вакантным. Таким образом греческая диаспора в Америке расколась между последователями архиеп. Александра, в основном это были венизелиты, и архиеп. Германоса, среди которых преобладали роялисты. Началась церковная смута, бесконечные судебные тяжбы за церковное имущество, расколы в приходах и семьях. В таком печальном состоянии греческая диаспора пребывала почти 10 лет.

1921: В марте делегация Константинопольской патриархии во главе с митрополитом Дорофеем отправилась в Лондон, где встретилась с лордом Керзоном, министром иностранных дел Великобритании, королем Георгом V и архиепископом Кентерберийским. Там, у митрополита Дорофея случился сердечный удар и он скончался, как раз тогда, когда должен был получить почетный титул вице-президента Всемiрного Конгресса за дружбу во всем мiре. (Вл. Мосс, «Прав. Церковь на перепутье», гл. 2-я).

1921: 21 марта местоблюстителем Константинопольского патриаршего престола становится митр. Николай Кесарийский.

1921: 25 марта по случаю 100 летней годовщины восстания греков в 500 кипрских церквах прошли собрания киприотов, они обратились к английской администрации требуя присоединения Кипра к Греции.

1921: 26 марта (ст. ст.) — вышел указ св. патриарха Тихона и Св. Синода подтверждающий указ ВЦУ заграницей о подчинении всех русских православных приходов в Западной Европе, до восстановления нормальных отношений с Родиной, канонической юрисдикции архиепископа Евлогия (Георгиевского) с возношением его имени за богослужением: «Преосвященному Евлогию, Архиепископу Волынскому и Житомирскому.

По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в соединенном присутствии, слушали: письмо Преосвященного Финляндского, от 5 марта сего года, по ходатайству настоятеля церкви при Российском Посольстве в Париже протоиерея Якова Смирнова о преподании указания по поводу постановления Высшего Русского Церковного Управления заграницей о назначении Вашего Преосвященства управляющим, на правах епархиального архиерея, всеми заграничными церквами в Западной Европе. Постановлено: В виду состоявшегося постановления Высшего Русского Церковного Управления заграницей, считать православные церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением Вашего Преосвященства, и имя Ваше должно возноситься за богослужением в названных храмах, взамен имени Преосвященного Митрополита Петроградского, о чем и уведомить Преосвященного Митрополита Петроградского, Ваше Преосвященство и Архиепископа Финляндского, 26 марта — 8 апреля 1921 г. N 423.

Член Священного Синода М. Евсевий Делопроизводитель Самуилов» (Митр. Евлогий, Путь моей жизни, стр. 386−387).

1921: 2 апреля (ст. ст.) Указ ВЦУ Заграницей N318:

«Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Евлогию Архиепископу Волынскому и Житомирскому. Сим имею честь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что постановлением Высшего Временного Русского Управления Вам вверено управление всеми западноевропейскими русскими церквами на правах Епархиального Архиерея, включая и церковь с приходом в Болгарской Софии и в Букуреште; прочие же русские церкви на Балканском полуострове и в Азии управляются Р.В. Церковным Управлением; все сие впредь до восстановления сношений с Всероссийским Свят. Патриархом.

Председатель В.Ц. Управления Антоний Митр. Киевский и Галицкий». (Митрополит Евлогий, Путь моей жизни, гл. 19).

1921: 13 апреля Высшее Церковное Управление Заграницей постановило: «Ввиду особо важного значения для дела Православия на Востоке Иерусалимской Миссии, высокой материальной ценности ее имущества, сложности настоящей политической и церковной обстановки в Палестине и необходимости авторитетного разрешения всех не терпящих отлагательства вопросов, связанных с ликвидацией дел, оставшихся невыясненными и неоконченными, вследствие неожиданной кончины прежнего Начальника Миссии архимандрита Леонида, и, принимая во внимание донесение нынешнего Заведующего Миссией о том, что он сам не в силах разрешить множество возникающих вопросов, а промедление в таковом разрешении может причинить ущерб русским церковным интересам, — Высшее Церковное Управление уполномачивает Высокопреосвященнейшего архиепископа Анастасия отправиться в Палестину, принять там от имени Высшего Церковного Управления все необходимые меры для упорядочения церковных, гражданских, имущественных и всяких других дел Миссии, могущих возникнуть на месте и во всех вопросах церковных, канонических, юридических и всяких иных действиях в качестве полномочного Представителя Высшего Церковного Управления» (Архиеп. Никон (Рклицкий), «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Т. 5. Нью-Йорк. 1959. стр. 17−18).

Архиепископу Анастасию не только удалось достичь соглашения с английскими властями о сохранении имущества Миссии, сдав миссийские здания в арендное пользование для нужд английских учреждений, но и способствовать умиротворению смуты в Иерусалимской Церкви, возглавляемой патриархом Дамианом, личным другом митрополита Антония и почитателем России.

1921: 18 мая нарком внешней торговли и полномочный представитель РСФСР в Лондоне Л. Б. Красин послал министру иностранных дел Великобритании лорду Керзону ноту, в которой говорится:

«Российское правительство заявляет, что все земли, гостиницы, больницы, школы и другие здания, как и вообще все другое движимое или недвижимое имущество Палестинского общества в Иерусалиме, Назарете, Кайфе, Бейруте и в других местах Палестины и Сирии, или вообще где бы оно ни находилось, составляет собственность Российского Государства. Российское правительство одновременно подтверждает свои аналогичные права на имущество бывшей Русской духовной миссии, которое находилось в ведении бывшего Святейшего Синода и которое, в силу этого и согласно декрету от 23 января 1918 г. об отделении Церкви от Государства, перешло в собственность Российского Государства. Наконец, Российское правительство констатирует то же самое в отношении движимого и недвижимого имущества бывшего Министерства иностранных дел в Палестине и Сирии (здания консульств и т. д.)» (Н. Лисовой, Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX — XX в. на сайте русское воскресение.ru стр. 11−12).

1921: Антиохийский патриарх Григорий IV приглашает митрополита Антония (Храповицкого) поселиться в Дамаске. Это предложение не было принято ввиду того, что центр русской церковной эмиграции стал формироваться в Белграде, куда, по ходатайству архиеп. Евлогия и по приглашению Сербского патриарха Димитрия, и переехал митрополит Антоний и ВВЦУ.

1921: Весной епископ Николай (Велимирович), впоследствии прославленный Сербской Церковью, прибыл в Америку, он явился первым сербским епископом посетившим этот континент. Во время своего 3-месячного пребывания в США святитель ознакомился с положением православных сербов в стране и создал базу для учреждения американской епархии Сербской Церкви. Замечательный проповедник и лектор, по праву стяжавший наименование «Сербского Златоуста» он за три месяца дал 150 лекций и проповедей. Святитель выступал в Колумбийском университете, в церквах разных дономинаций — перед афро-американскими протестантами Гарлема, перед англиканами в соборе св. Иоанна в Нью-Йорке. За время своего пребывания в США владыка собрал значительную сумму денег, на которую устроил несколько детских приютов в разоренной войной Сербии, в одном из них окормлялось 600 сирот. (Saints of the Serbian Orthodox Church, by Fr. Daniel Rogich.).

1921: 21 июня 1921 г. Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали самостоятельность Латвийской Церкви (Акты С. 177). Во главе ее был поставлен архиепископ Иоанн (Поммер). Латышская Церковь находилась тогда в крайне плачевном состоянии. После убиения временно управляющего епархией епископа Платона (Кульбуша) в 1919 г. она три года была без архипастыря. В конце 1919 г. большевики покинули Ригу. У Православной Церкви появилась надежда на государственную поддержку. Но этого не случилось. Новые чиновники продолжали беззаконие. Ряд государственных структур самочинно захватывали лучшие здания, принадлежавшие Православной Церкви. Так, в Рижскую Духовную семинарию с анатомикумом вселился университет, Министерство иностранных дел захватило летнюю резиденцию архиепископа Рижского. Военное ведомство разместилось в Рижском Духовном училище. Было отнято здание Гольдингенской семинарии, принадлежавшей Петро-Павловскому Православному братству. Рижский Христо-Рождественский кафедральный собор был объявлен государственной собственностью. Его намеревались либо приспособить для государственных нужд, либо вообще взорвать и смести с лица земли. Унижению и притеснению подвергся Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь. У него, кроме зданий, были отняты луга, лесные угодья под Митавой, земля и усадьба основательниц обители, завещанные монастырю. В официальных бумагах монастырь стал именоваться «бывшим», т. е. ликвидированным, и все его имущество, вплоть до белья монахинь, было описано. Православная Церковь тех лет столкнулась и с другим беззаконием. При попустительстве властей, церковные здания стали самочинно захватывать другие конфессии. Так, Рижский православный Алексеевский мужской монастырь со всем имуществом, прекрасно обустроенной церковью, архиерейским домом — резиденцией главы Рижской епархии — заняла Католическая курия. Лютеране-эстонцы, воспользовавшись тем, что настоятель храма православный протоиерей Александр Вэратс находился в отъезде, самочинно заняли православную Петро-Павловскую церковь и зарегистрировались в Минюсте как «Лютеранская эстонская община». Все надежды возлагались на прибывшего в Латвию Высокопреосвященнейшего Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии. Однако Владыка столкнулся с жестким противодействием властей и сам был вынужден поселиться в подвале Христо-Рождественского собора, так как его резиденция — архиерейский дом был отобран. А власти продолжали захватывать здания и земли, принадлежавшие православию. Минюст медлил с регистрацией Православной Церкви в целом, утверждая, что она вообще не является латвийской.

1921: В июне в новом королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев была принята конституция, которой провозглашалось равноправие православия, католичества и магометанства. Государство обещало им оказывать одинаковую материальную помощь.

1921: Открытое появление на свет обновленчества. Священник Александр Введенский возглавил «Петербургскую группу прогрессивного духовенства». В среде епископата обновленцы вначале нашли себе опору только в лице заштатного епископа Антонина (Грановского), который совершал богослужения в московских храмах с соблазнительными новшествами: вынес престол посреди храма, служил по-русски, переделывая тексты молитв, за что вскоре и был запрещен св. патриархом в служении. Заведующий отделом ВЧК Самсонов еще в 1920 г. в письме Дзержинскому писал о проделанной работе по разрушению Церкви изнутри: «…приняв во внимание и то, что низшее молодое белое духовенство, правда, в незначительной своей части, безусловно, прогрессивно, реформистски и даже революционно настроено по отношению к перестройке Церкви, секретный отдел ВЧК сосредотачивает все свое внимание именно на поповскую массу, и только через нее мы сможем путем долгой напряженной и кропотливой работы разрушить и разложить Церковь до конца» (Одинцов М. И. Государство и Церковь. 1917−1938. М., 1991. С. 24−25).

1921: 26 июля состоялось первое заседание ВЦУ в Сремских Карловцах, в Сербии.

1921: В августе, когда до Москвы стали доходить слухи об ужасном голоде на Украине, св. патриарх Тихон обратился за помощью к зарубежью, как он писал: «мы, почитая долгом своим прийти на помощь страждущим духовным чадам Нашим, обратились с посланием к главам отдельных христианских Церквей (Православным Патриархам, Римскому Папе, Архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому) с призывом, во имя христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия и выслать их за границу умирающему от голода населению Поволжья…».

1921: Старец Порфирий (Биарактарис) в 15-летнем возрасте приходит на Афон и поселяется в Георгиевской келлии на Капсокаливии.

1921: 14 августа Антиохийский патриарх Григорий написал патриарху Тихону письмо, в котором просил благословение на учреждение антиохийской епархии в Сев. Америке. Патриарх Тихон 17 января 1922 г. ответил, что антиохийский патриарх должен сперва получить на это согласие русских епископов в Америке и в частности сирийца еп. Автимия (Офиеша) Бруклинского, который находился в юрисдикции Русской Церкви.

1921: 9 августа архим. Алексий (Кабалюк) открывает собор Карпаторусской Православной Церкви. На него съехались делегаты (более 400 человек) со всех православных сел края. Делегаты приняли Устав и официальное название «Карпаторусская Восточная Православная Церковь». Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви, Из-за гонений на Православие в России съезд решил остаться в сербской юрисдикции.

1921: 27 августа совершается хиротония архим. Тимофея во епископа Иорданского (будущий патриарх Иерусалимский). В хиротонии в Воскресенском соборе Гроба Господня участвовали патриарх Дамиан, архиепископы Газский Софроний, Неапольский Пантелеимон и русский архиеп. Анастасий (Грибановский), буд. первоиерарх РПЦЗ.

1921: В августе польское правительство сообщило Патриарху Тихону через посланника Филипповича в Москве свою заинтересованность в автокефальном устройстве православной Церкви в Польше. Святейший Патриарх готов был к компромиссу. 15 сентября 1921 г. определением Священного Синода главе православной Церкви в Польше сообщились полномочия окружного митрополита (Поместный Собор 1917−1918 гг. издал Определение об объединении епархий Русской Церкви в митрополичьи округа). Патриарх Тихон своим указом от 27 сентября назначил архиепископа Георгия (Ярошевского) своим экзархом в Польше, правда, без перемещения его на Варшавскую кафедру, которую по-прежнему занимал не имевший возможности выехать за границу митрополит Серафим (Чичагов). В своем послании Минскому архиепископу Георгию (Ярошевскому) Святейший патриарх ввиду затрудненности сношений Патриархии с польскими епархиями даровал Церкви в Польше права автономии.

1921: 15 сентября Греческая Архиепископия была инкорпорирована митр. Мелетием (Метаксакисом) и архиеп. Александром, официально она была признана Нью-Йорксим штатом в след. году. К 1921 г. в США уже проживало около 400.000 греческих эмигрантов и было открыто 138 приходов. (The Orthodox Church By Thomas E. FitzGerald).

1921: 25 сент. в Белграде сербским патриархом Димитрием в сослужении митр. Антония (Храповицкого) и сербских архиереев Варнавы и Иосифа был хиротонисан первый чешский епископ Горазд (Павлик). (мон. Горазд, Судьбы…). Впоследствие он принял мученическую смерть от рук гестаповцев и был прославлен Чешской Церковью в лике святых.

1921: 30 сент. (ст. ст.) в ответ на обращение ВЦУ за границей Соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха Тихона приняло постановление N 193, в котором говорится: «1) В виду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами Советской России, оставить это Управление с прежними его полномочиями, без распространения сферы его действий на православные церкви в Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве, каковые сохраняют существующий у них ныне образ церковного управления, 2) ходатайство об учреждении должности наместника Святейшего Патриарха за границей, как ничем не вызываемое, также отклонить, и 3) сообщение о предполагавшемся созыве на 1 октября ст. ст. Собора русский православных заграничных церквей принять к сведению. О чем уведомить Преосвященного Митрополита Антония» (Следственное дело… - С. 695). (Акты… - С. 193−194).

1921: С 1 по 17 октября (ст.ст.) в Киеве проходил I Всеукраинский Собор Украинской автокефальной православной церкви (УАКПЦ), положивший начало неканоничной Украинской церкви «самосвятов». B день открытия сего мероприятия зарегистрировалось 445 делегатов и приглашенных, среди коих было 48 священников, 8 диаконов и 30 дьяков. Отличительной чертой данного собрания было отсутствие на нем епископов и поэтому согласно церковным канонам оно не могло называться собором и являлось «самочинным сборищем». 6(19) октября 1921 г. митр. Михаил (Ермаков) в сопровождении двух священников явился в Софийский собор, где и заседал I Всеукраинский собор УАПЦ. Экзарх призвал присутствующих не вносить смуту в церковную жизнь, подчеркнув, что с его подачи, Патриарх «благословил богослужение на украинском языке, когда того пожелает большинство прихожан, в т. ч. и женщины, которых Патриарх благословил к церковной работе с полными правами», и подчеркнул, что он надеется, что «делегаты данного съезда не нарушат церковных правил и не нарушат воли Святейшего Патриарха». Владыка не дал благословения данному собранию и предложил его участникам разойтись по домам, указав на его неканоничность. После ухода митрополита частью участников собора был опять поднят вопрос о создании комиссии для переговоров с епископатом. На это предложение председатель собора М. Мороз ответил так: «… я предлагал бы теперь никаких комиссий не выбирать. Они слышали, чего мы хотим. Пусть обдумают и ответят, а если не пожелают, то они недостойны и нашего высокого собора и нашего народа…Если мы стали на революционный путь, то мы должны сами выбрать архиепископа и в воскресенье его посвятить.»

Вечером 9(22) октября 1921 г. состоялся чин наречения Василия Липковского во «митрополиты», а 10(23)октября состоялась его так наз. «соборная хиротония». Сам Липковский описал свою «хиротонию» в одном из своих писем так: «В посвящении приняли участие 30 священников и все миряне, каких только в состоянии вместить в своих стенах Софийский храм. В момент посвящения по толпе пробежала волна энтузиазма. Члены собора и все присутствующие клали руки на плечи друг другу, пока цепи рук не дошли до священников, меня окружавших.» После этого Липковского подвели к почивающим в Софийском соборе мощам св. великомученика митр. Макария и возложили на его голову мертвую голову святого. Таким образом свершилось «рукоположение» В. Липковского во «епископы». Этим актом данное собрание окончательно порвало с Православным вероучением, отказавшись от принципа апостольской преемственности иерархии. 11(24) и 17(30) октября состоялись «рукоположения» во «епископы» И. Теодоровича, Н. Шараевского, С. Орлика, И. Павловского и еще нескольких человек. Другим деянием этого собора было введение женатого епископата и второбрачия духовенства. В определении по этому поводу говорилось: «16. Происхождение и состояние в браке не является препятствием для принятия всех степеней духовного сана, до епископского включительно, лицами пригодными к этому, как с моральной, так и с образовательной стороны. 17. Для принятия епископского сана монахи не должны иметь каких-либо привилегий. 18. В деле заключения и расторжения браков священнослужители Украинской Церкви подчиняются общим законам.»

1921: В октябре, под давлением лютеранского правительства Финская Церковь перешла на Григорианский календарь, включая, вопреки постановлению I Вселенского Собора, пасхалию. Только в монастырях Пасху разрешалось праздновать согласно Юлианскому календарю, но после 1924 г. и это разрешение было снято.

1921: Патриарх Тихон пишет след. письмо в Американский Христианский

Союз Молодых Людей:

«Благодать Вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисусa Христа.

Глубоко тронуло нас Ваше благородное истинно христианское желание и решение переиздать почтенную книгу Orthodox Service Book, плод многолетней работы Miss J F Hapgood.

Молитвенно, вседушевно призываем Божие вседействущее благословение на это благочестивое начинание, имеющее в виду распространение Христовой веры на земле и содействие живому общению верующих во Христа с нашим Господом и Спасителем, дивным во Святых Своих, — и желаем благодатнаго преуспеяния и радости о Духе Святом всем труждающимся в этом великом деле. Выражаем отрадную уверенность, что, при выполнении предпринятого начинания, глубоко мною уважаемый Д-р Джон Р. Мотт и его сотрудники не обойдут своим любезным вниманием г-жу Хапгуд, и пригласят ее к ценному и полезному участию в деле исправления неточностей, опущений и корректурных погрешностей, нашедших себе место в первом издании и, сколько нам известно, собранных ею в особый перечень, на случай второго издания ее книги.

Слава Богу за все! Его промыслительному произволению вверяя совершение начинаемого во славу Его дела, будем счастливы, если Господь судит нам еще в живых утешиться вестью, что столь потребная к уразумению учения Святой Православной Апостольской Церкви книга издана, во свидетельство ревности Христианского Союза молодых Людей о благовествовании Христовой Истины. Патриаршее благословение наше всегда близким сердцу нашему — Американской пастве нашей, незабвенным нашим американским друзьям, и всем Вам: Патриаршее благословение наше и молитвенный привет!

ТИХОН, Патриарх Московский и всея Руси
1921 год».

1921: Ноябрь. Св. Синод Греческой Церкви создает комиссию для расследования церковных преступлений митр. Мелетия Метаксакиса. 29 декабря он был официально лишен кафедры «за нарушение канонов и учинение раскола». Окончательный суд над ним был назначен на 31 января 1922 г. В 1967 г. редакция периодического издания массонской ложи Греции «Массонский бюллетень», попросила своего «собрата» Александра Зервудакиса написать личные воспоминания о Мелетии (Метаксакис). Он написал подробную его биографию. Александр впервые познакомился с патр. Мелетием в Константинополе в 1922 г.: «…Я его приветствовал как массон массона, он улыбнулся и сказал: Я вижу, что вы меня понимаете… «Еще в 1908 г. массоны успешно направили «… испытующий дух Мелетия следовать по стопам огромного числа английских и др. иностранных епископов и посвятить себя в таинства скрытые в масонстве…» Мелетий вступил в Константинопольскую масонскую ложу N 44 «Гармония», и так никогда от этого «вступления» и не отмылся. Его посвящение произошло на Кипре в 1909 г. Два других клирика были одновременно с ним приняты в ложу, одним из них был митрополит Василий Анчиалосский, официальный представитель Константинопольского патриархата. Зервудакис так описывает это событие: «Я помню с какой радостью и гордостью все братья говорили о посвящении Мелетия… После посвящения брат Мелетий распространял масонскую деятельность везде, где он смог послужить во время своей бурной жизни…» В заключение Зервудакис пишет: «Не так уж много тех, кто вступив в массонство, смогли это сделать целью всей своей жизни…» («The struggle against ecumenism», by HOCNA, Boston, 1998). В Международном масонском словаре сказано следующее: «Многие греческие православные…Патриархи принадлежали и принадлежат к масонству…в том числе Патриарх Александрийский Мелетий, бывший до того Вселенским Константинопольским Патриархом». (Lennhoff E., Posner O. Internationales Freimaurer-Lexikon. Wien — Munchen, 1932. (Nachdruck 1980). S. 584−585).

1921: Митр. Мелетий (Метаксакис) совершил открытие первой греческой семинарии в Америке, посвященной св. Афанасию. Временно семинария была размещена в одной из комнат центрального отделения YMCA в Бруклине. Деньги на семинарию были пожертвованы неким греческим бизнесменом и бывшим премьер-министром Венизелосом. В первом наборе было 9 студентов. (New York Times, 7 нояб. 1921).

1921: 8 ноября (ст. ст.) в Сербии, в Сремских Карловцах, состоялся первый Всезарубежный Собор РПЦЗ. Митрополит Антоний (Храповицкий) являлся президентом Собора. В Соборе лично приняли участие 11 русских архиереев и два сербских: митр. Иларион и еп. Максимилиан, 24 русских архиерея, не имея возможности приехать на Собор, прислали письма и телеграммы, в которых признавали полномочность Всезаграничного Собора решать вопросы организации церк. жизни, а также признавали власть ВЦУ и Архиерейского Собора. В Соборе также приняли участие представители духовенства, монашества и мирян. Всего было 163 участника. Среди почётных членов были: председатель Совета Министров Югославии г. Пашич и Главнокомандующий Русской Армией генерал Врангель. Почетным председателем Собора был Сербский патриарх Димитрий, предполагалось, что он лично посетит Собор, но неожиданно произошло событие, которое расстроило это посещение. Еще не утихла вражда между Югославией и Болгарией, воевавших между собою в великую войну и добрососедские отношения еще не наладились, к тому же «болгарская схизма» еще не была изжита. На Собор из Софии прибыл Болгарский митр. Стефан, кот. привез с собой приветствие от Болгарского Синода. Это вызвало неудовольствие Сербской иерархии и патриарх Димитрий отказался посетить Собор, сославшись на свою занятость и усталость. Болгарский митр. Стефан, узнав об этом, покинул Собор, оставив ему приветствие от Болгарского Синода. (Архиеп. Никон. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого. Т. VI. С. 10−11). На Соборе помимо постановлений пастырско-миссионерского характера, было принято Положение о Высшем Церковном Управлении, об епархиальном управлении, о церковно-хозяйственных делах, об обслуживании еще существовавших частей Армии, об обслуживании разнообразных групп беженцев. Собор составил молитву о спасении России и заменил ею молитву о Государе, эта молитва в течени свыше 70 лет читалась во время литургии во всех храмах РПЦЗ. 16 ноября Миссионерский отдел Собора высказал свое отрицательное отношение к Обществу христианской молодежи YMCA и Обществу «Маяк»: «Противохристианские учения проводятся в жизнь не только идейно и в печати, но и под флагом благотворительных, явно масонских учреждений, каковы Христианский союз молодежи, Общество «Маяк"…» (Деяния Собора, С. 45).

Собор направил обращение к Генуэзской международной конференции, с просьбой не признавать советское правительство и помочь русскому народу свергнуть своих безбожных поработителей. В отделе Собора занимавшегося вопросом духовного возрождения России возникли прения по поводу призыва восстановить в России династию Романовых, высказывались мнения, что вина «в большей или меньшей степени ляжет на общего святейшего отца и духовного вождя, Патриарха Тихона». После голосования Собор выпустил послание к русской эмиграции, в котором были такие слова: «Да вернет (Господь Бог) на Всероссийский престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного царя из Дома Романовых». Никто из противников такой формулировки не возражал в принципе против упоминания Монархии, споры разгорелись из-за упоминания династии. В связи с этим выразили свое несогласие архиепископ Евлогий и Председатель Отдела, архиепископ Анастасий. Мнение архиереев за и против разделились поровну, две трети духовенства воздержались от голосования и послание в этой формулировке прошло только благодаря голосу мирян. Собор вызвал гнев большевиков, впоследствие, в 1923 г., во время судебного процесса над св. патриархом Тихоном они вменяли патриарху в вину то, что он благословил созыв этого Собора: «По поводу Карловицкого Собора обвиняемый гр-н БЕЛЛАВИН (свят. патр. Тихон, ред.) показал, что о созыве этого Собора он узнал из письма Антония ХРАПОВИЦКОГО, полученного через Эстонскую Миссию в последних числах сентября 1921 года. Сообщение это было обсуждено на соединенном заседании Высшего Церковного Управления и Синода в Москве, при чем совещание постановило благословить созыв Карловацкого Собора. Это благословение им, БЕЛЛАВИНЫМ, было сообщено Антонию также через одну из иностранных миссий. Ему, БЕЛЛАВИНУ, тогда же было известно, что на этом собрании могут быть и представители монархических организаций. Впоследствии он узнал из письма ЕВЛОГИЯ, что Собор принял резолюцию о восстановлении в России самодержавной монархии из дома Романовых. Он, БЕЛЛАВИН, считает, что благословение его и Синода Карловацкому Собору, ставшему на путь политический, было ошибкой. Постановления же Собора (о поддержке ВРАНГЕЛЯ и других), он считает антинародными и неправомерным… Резолюции Собора были доставлены Арх[иепископом] ЕВЛОГИЕМ в Москву патр[иарху] ТИХОНУ… Никаких шагов к отмежеванию от этого Собора ТИХОНОМ принято не было и только после того, как ТИХОН никак не реагировал на эти преступные замыслы беглых попов и монархистов, ему об этих резолюциях было сообщено Наркомом Юстиции тов. КУРСКИМ. ТИХОН ограничился оффициальным наложением резолюции: «Собор закрыть (Собор был уже закрыт), а за постановлениями Карловицкого Собора не признавать канонического значения, ввиду вторжения его в политическую область, ему не подлежащую. Материалы заграничного Собора затребовать, чтобы судить о степени виновности участников Собора». Соединенное собрание (церковников), приняв эту резолюцию ТИХОНА к сведению, вынесло постановление: «Войти в обсуждение деятельности виновников Собора с преданием их церковному суду по восстановлении нормальной жизни Российского Синода». Фактически это означало, конечно, отказ от всякого расследования и лицемерную отписку… «(Обвинительное заключение Верховного Суда РСФСР по делу Патриарха Тихона, митрополита Арсения (Стадницкого), архиепископа Никандра (Феноменова) и П. В. Гурьева по 62-й и 119-й статьям Уголовного кодекса РСФСР).

Епископ Серафим (Соболев), управляющий русскими православными общинами в Болгарии, доложил Собору о своем крайне тяжелом положении в Болгарии из-за болгарской схизмы и невозможности сослужения с болгарским духовенством. Архиереи всесторонне обсудили этот вопрос и заявили, что они желали бы возстановить общение с Болгарской Церковью, но не могут превышать свои каноничные правомочия, без участия других Поместных Церквей и в частности Конст-ой. Несмотря на это, продолжая практику Русской Церкви и основываясь на правилах (71, 81, 88, 122 карфагенского собора и 122 по номерации в кормчей), соборяне разрешили русским священникам и дьяконам совершать все виды богослужений и таинств с епископами и клиром Болгарской Церкви, также и русским епископам с болгарским духовенством. А между епископами разрешалось только совместное служение молебнов, панихид и проч., но «никак не совершение Божественной литургии и других св. таинств Православной Церкви.» (Академик Иван Снегаров. Отношенията между Българската църква и другите православни църкви след провъзгласяването на схизмата).

Полный список участников Собора: митр. Антоний Киевский, архиеп. Анастасий Кишиневский, архиеп. Александр Сев.-Американский, еп. Антоний Алеутский, еп. Адам, еп. Апполинарий Белгородский, еп. Владимир Белостокский, еп. Вениамин Севастопольский, еп. Гавриил Челябинский, еп. Гермоген Екатеринославский, еп. Дамиан Царицынский, еп. Даниил Охотский, архиеп. Елевферий Литовский, архиеп. Евфимий Бруклинский, митр. Евлогий Зап. Европейский, архиеп. Иннокентий Пекинский, еп. Мар-Илья Урмийский, еп. Иона Тяньцзинский, архиеп. Мефодий Харбинский, еп. Мелетий Забайкальский, еп. Михаил Александровский, еп. Михаил Владивостокский, еп. Нестор Камчатский, архиеп. Пантелеимон Пинский, митр. Платон Северо-Американский, архиеп. Серафим Финляндский, еп. Серафим Лубенский, еп. Сергий Бельский, еп. Сергий Черноморский, архиеп. Сергий Японский, еп. Стефан Питсбургский, еп. Симон Шанхайский, архиеп. Феофан Полтавский, еп. Феофан Курский, (архиепископ Иоанн Латвийский не участвовал в Соборе по местным политическим условиям). (Прот. Михаил Польский «Каноническое положение высшей церк. власти в СССР и заграницей», Джорданвилл, 1948 г. стр. 115).

1921: 25 ноября архиепископ Мелетий (Метаксакис) вопреки большинству архиерейских голосов, полученных митр. Германосом, был «выбран» патриархом Константинопольским. Сторонник антитурецкого политического курса своего дяди премьер-министра Греции Элевфериоса Венизелоса, новый патриарх Мелетий IV прибыл из США в оккупированный в то время войсками Антанты Стамбул на корабле под византийским желтым флагом с черным орлом. Перед выездом (22 дек.) он встретился с американским президентом Хардингом, и ходатайствовал защитить живущих в Турции греков от притеснений турок. Высокая Порта решительно опротестовала это избрание. Митрополит Германос (Каравангеис) вспоминал об этом событии так: «Когда меня путем голосования выбрали в патриархи, то ни у кого не было сомнений в каноничности выборов, из 17 проголосовавших только один высказался против. Затем один из моих мирских друзей предложил мне 10.000 фунтов стерлингов если я откажусь от патриаршества в пользу Мелетия (Метаксакиса). Естественно я с возмущением отказался от такого предложения. В то же время поздно вечером неожиданно мне нанесли визит три представителя «Национальной Лиги Обороны» и стали усердно убеждать меня отказаться от патриаршества в пользу Мелетия (Метаксакиса). Они говорили, что Мелетий может внести 100.000 долларов на восстановление патриархата и, т.к. он имеет дружеские связи с англиканскими епископами в Англии и Америке, то может быть крайне полезным для Греческих международных интересов… Об этом также просил примьер-министр Греции Елевферий Венизелос. Я думал об этом предложении всю ночь. В патриархате царствовала полная финансовая разруха, греческое правительство прекратило посылать помощь, и других средств дохода не было, жалование не выплачивалось уже 9 месяцев, благотворительные организации патриархата находились в критическое состоянии. По этим причинам и ради блага народа я принял это предложение…» (Delimpasis, A. D., Pascha of the Lord, Creation, Renewal, and Apostasy, Athens, 1985, pg. 662 (in Greek)).

1921: 29 декабря Св. Синод Элладской Церкви низвергает из священного сана Мелетия Метаксакиса за ряд церковных проступков и за учинение раскола.

1921: 30 декабря большинство архиереев Константинопольского патриархата собрались в Солуни и объявили поставление Мелетия в патриархи неканоничным, митр. Мелетию от них была послана телеграмма в Америку с извещением о их решении. Они также известили об этом остальных восточных патриархов, которые поддержали решение собравшихся в Солуни. Александрийский патриарх в ответ писал: «Мы с огорчением узнали из вашей телеграммы об обстоятельствах выборов в Константинополе, и нарушении канонов, и испрашиваем Божественную помощь в востановлении мира…». Согласно статье в «Нью-Йорк Таймс» патриархи Антиохийский и Иерусалимский также отказались признать избрание Мелетия. Но, несмотря на непризнание своих собратий, Мелетий, хоть и не надолго, стал патриархом Константинопольским. В своем слове при интронизации он ясно выразил путь своей дальнейшей деятельности: «Я отдаю себя на служение Церкви, чтобы с ее первого престола способствовать развитию, насколько возможно, более тесных дружеских отношений с неправославными христианскими церквами Востока и Запада, для продвижения дела объединения между теми и другими». (New York Times, 1 янв. 1922).

1921: В этом году в Болгарии созывается Церковно-народный собор, который кодифицировал болгарские церковные законы. Выработанное им Положение (Устав) состояло из 568 статей. Основные принципы этого Положения заключались в синодальной системе церковного управления и в широком участии в управлении мирян. Согласно данному Положению органами церковного управления были: 1. Священный Синод (весь епископат) — высшая духовная власть в решении вопросов духовного характера (догматических, литургических и др.). 2. Духовно-Светское Собрание (духовенство и миряне) — законодательный орган для всей Церкви и Епархиальные Собрания (архиерей, клирики и миряне) — для отдельных епархий. 3. Постоянный (Малый) Священный Синод (из Экзарха и четырех архиереев по алфавитному списку епархий на двухлетний срок) — административный орган Церкви. К административным органам относился и Церковный Совет (из двух клириков и двух мирян), избираемый Духовно-Светским Собранием на четыре года. Компетенции Церковного Совета подлежали дела Церкви финансового и юридического характера. Решения его имели силу после одобрения Прстоянным Священным Синодом. 4. Высший Церковный Суд при Священном Синоде (епископы, клирики и миряне) и Епархиальный Духовный Суд.

1921: К концу года около 3 миллионов русских беженцев покинули пределы России.

1921: К концу года в России было закрыто 722 монастыря. (В. Русак. т. 1. стр. 216).

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru