Русская неделя | Монах Вениамин (Гомартели) | 18.01.2008 |
«Первой необходимостью является оживление и укрепление любви между церквами, отношение друг к другу не как к чужакам, а как к родственникам во Христе и сонаследникам обетований Божиих, данных чрез Христа». И далее: «Эта любовь и доброе расположение друг к другу может быть особо выражена и доказана, по нашему мнению, в следующем:
а) в принятии единого календаря для одновременного празднования великих христианских праздников всеми церквами;
б) в обмене братскими посланиями по поводу этих праздников по единому календарю;
в) близким общением представителей различных Церквей;
г) общением богословских школ и представителей богословской науки, обмен богословскими и экклизиологическими публикациями, издаваемыми каждой церковью;
д) отправка молодых людей для обучения из одной церкви в другую;
е) проведение всехристианских конференций для рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес;
ж) объективное и историческое изучение догматических различий;
з) взаимное уважение к обычаям и традициям разных церквей;
и) предоставление молитвенных домов и кладбищ для похорон умирающих за границей христиан других конфессий;
к) решение вопроса о смешанных браках между христианами разных конфессий;
л) взаимная поддержка в укреплении веры и благотворительности». (Дмитрий Капустин, «Краткие сведения по истории Греческой Церкви ХХ столетия», электр. версия).
В этом послании Вселенский Патриархат также обращался ко всем христианским Церквам с предложением и обоснованиями необходимости создания Лиги Церквей — содружества всех христианских Церквей для взаимной помощи, сотрудничества и достижения единства. Название предлагаемой организации было заимствовано от Лиги Наций, созданной после первой мировой войны, но цели были церковные — ради блага Церквей и их единства пред лицом внешнего и враждебного Церкви мира. Следует заметить, что в то время в Константинополе насчитывалось около 100.000 православных греков, к началу XXI в. осталось только 4.000.
1920: 8 января армия адмирала Колчака терпит поражение под Красноярском (7 февраля адмирал был казнен).
1920: 5 февраля пять русских архиереев-беженцев: архиеп. Евлогий, епископы: Митрофан, Георгий, Гавриил и Аполлинарий прибыли в Белград. На вокзале они были встречены сербским преосвященным Досифеем Нишским, который обратился к ним с радушным приветствием: «Приветствую вас, владыки, с любовью… Мы рады оказать вам гостеприимство за все то, что русские для нас сделали. И это не фразы…» — Эти слова были сказаны искренно, горячо" - вспоминал митр. Евлогий. Такой же радушный прием был оказан русским архиереям и главой Сербской Церкви митрополитом Димитрием и королем Александром. (Митр. Евлогий, Путь моей жизни, гл. 19).
1920: 12 марта митрополит Антоний путем белой лжи был вывезен из занимаемого крассной армией Новороссийска в Грецию. Видя его нежелание покидать город перед лицом неминуемой жестокой расправы, прот. Г. Ломако пошел на хитрость, и в сговоре с местными греками сообщили владыке радостную «новость», что греки взяли Царьград и над св. Софией воодрузили крест, по поводу чего его просят отслужить благодарственный молебен на греческом пароходе «Элевзис». Владыка, по свидетельству его келейника архим. Феодосия: «…благодарил Бога, крестясь многократно, так как это было его желание от малых лет, и с радостью согласился отслужить молебен… Подали лазаретный автомобиль. Мне о. Ломако шепнул на ухо — возьмите и остальные вещи… Владыке отвели двухместную каюту… думали, что ждем, пока соберутся греки, но слышу — поднимают якорь, выхожу на палубу смотрю, а мы уже выходим в море… Только тогда владыка понял, что его вывезли и избавили от верной смерти. Снаряды уже долетали до Новороссийска и наполняли город своим свистом и грохотом, что наводило панику. Наш пароход ушел последним…»
(«Жизнеоп. митр. Антония», архиеп. Никон Рклицкий)
1920: 25 марта митрополит Антоний прибыл в Афины, Пасхальную заутреню служил с архиепископом Мелетием (Метастакисом), а в неделю жен мироносиц уехал на Афон, где пробыл 5 месяцев.
1920: 17 мая в Севастополе было составлено воззвание ВВЦУ на Юге России, под которым стояли подписи архиеп. Димитрия (Абашидзе) Таврического, архиеп. Феофана (Быстрова) Полтавского, еп. Вениамина (Федченкова) Севастопольского, прот. Сергия Булгакова и др.:
«Православный русский народ и Христолюбивое воинство! Третий год, как мы ведем ужасную войну с жестоким врагом, а между тем враг еще не побежден. Происходит это оттого, что большинство русских людей до сих пор не понимает ни своего врага, ни смысла настоящей войны. Ныне настало благоприятное время сказать вам, что настоящая война есть борьба веры и неверия, Христа с Велиаром и Церкви с сатанинским сборищем. Враги Христа, Спасителя нашего, некогда распявшие Его на кресте и многократно воздвигавшие гонения на Церковь Его, ныне собираются распять Невесту Его — Церковь Христову. Ныне во главе полчищ безбожников — дьявол, восставший на Церковь. Он оскверняет алтари Господни и убивает служителей Бога Всевышнего. Он кощунствует над святынями православными. Он предает огню города и селения русской земли и мечу всех лучших сынов ее. Он это делает для того, чтобы разрушить вначале Россию, а потом — все христианские государства Запада и Востока… Восстанем как один за святую веру и Церковь Православную и за святую правду Божию. Поспешим освободить несчастных братьев наших из тяжелого плена безбожных и безжалостных правителей».
(Священномуч. Никодим, архиеп. Костромской и Галичский, «Духовный Крым» интернет-издание).
1920: 14 июля произошло третье столкновение между патриархом Дамианом Иерусалимским и Священным Синодом. Высшие члены Священного Синода и два архимандрита прервали с ним общение и ушли в раскол. Через некоторое время патр. Дамиан в сослужении с оставшимися ему верными членами Священного Синода и архиепископом Анастасием Кишиневским (будущим главой РПЦЗ) восполнил места ушедших новохиротонисанными епископами.
1920: В конце лета игумения Екатерина с сестрами Лесненской женской обители (в Польше) и чудотворной иконой Божией Матери Лесненской прибыли в Сербию. Это имело, по словам митр. Евлогия, огромное значение для возрождения сербского женского монашества: «Дело в том, что сербское женское монашество уже давно умерло. За последние века в Сербии не было ни одного женского монастыря, и сербы стали считать это вполне нормальным явлением. „Наши сербские женщины неспособны к монашеству“, — говорили мне некоторые сербы из мирян. Действительность это суждение опровергла, монашество возникло вновь, лишь только появились женщины, способные к организации монастырей. Монастырь в Хопове, куда направили леснинских монахинь, был отдан им не в собственность, а на правах пользования церковным имуществом; так велось хозяйство и в других монастырях в Новой Сербии… Часть доходов оставалась в монастыре для удовлетворения потребностей монашеского общежития, все остальное отсылалось в патриаршую казну… Хопово быстро сделалось центром духовно-религиозной жизни. Монастырь стал привлекать паломников, потянулась к нему сербская и русская, главным образом интеллигентная, молодежь… Мать Екатерина, просвещенная и глубоко религиозная игуменья, всегда умела влиять и воодушевлять молодежь, и к ней тоже потянулись юные души, взыскующие руководства на путях духовной жизни… Она приняла в Хопово несколько сербок. Создалась сербская группа во главе с сербкой м. Меланией; вследствие разности понятий и нравов слиться с русским монашеским ядром сербки не смогли, к ним примкнуло несколько русских монахинь, и обособившаяся группа основала новый монастырь „Кувеждин“, сербский. Одновременно стараниями епископа Досифея в Нишской епархии организовались кое-где маленькие сербские монастырьки. В одном из них подвизалась м. Диодора, круглый год ходившая босиком. Отсюда женское монашество перекинулось в другие епархии — словом, погибшее в Сербии женское монашество ожило». (Митр. Евлогий, Путь моей жизни, гл. 19).
1920: 10 августа был заключен Севрскй договор между странами Антанты и Грецией, в 13-й статье которого Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы, которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-й статьей Берлинского трактата от 13 июля 1878 г. Севрский договор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждый член которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мер против Греции за нарушение с ее стороны этого пункта. В целом Севрский договор так и не был ратифицирован.
1920: 12−20 августа в Женеве состоялась первая конференция „Вера и церковное устройство“ (Faith and Order), в которой участвовали представители Православных Церквей: Константинополя, Александрии, России, Сербии, Румынии, Болгарии и Греции. ВЦУ на Юге России уполномочило представлять Русскую Церковь архиепископу Евлогию (Георгиевскому), протоиерею Сергию Орлову, диакону Димитрию Поповицкому и Михаилу Бибикову, бывшему русскому консулу в Женеве. Делегаты Православных Церквей собрались в женевской гостинице „Россия“, обсудили все вопросы конференции и выработали Меморандум, где изложили взгляды, надежды и требования Православных Церквей в их участии в движении „Вера и церковное устройство“. В архивах Всемирного Совета Церквей сохранилось описание этой конференции, сделанное ее участником сербским епископом Тимокским Эмилианом Пиперковичем (Гласник. 1920. N67). По приглашению архиепископа Евлогия конференция, заключая свою работу, собралась в день праздника Преображения Господня на торжественное богослужение в русском Крестовоздвиженском храме в Женеве. Служили все православные епископы и духовенство, участвовавшие в конференции. Проповедь о необходимости единства сказал митрополит Селевкийский Герман (Вселенская Патриархия). Председатель конференции епископ Чарльз Брент тоже сказал слово: „Мы собрались здесь в последний день конференции вместе в этот праздник Преображения по приглашению в русском православном храме на торжественную Божественную литургию молиться — и мы молились… Мы, западные, нуждаемся в неописуемой красоте богослужений Восточной Церкви. Божественная красота наполняла храм. Мы чувствовали, что восхищены, как в книге Откровения (21, 21), до жемчужных ворот (Нового Иерусалима), и мы вышли из храма с благословенным хлебом (антидором) и виноградом в наших руках, и благостная радость наполнила наши души“. Епископ Чарльз Брент окончил заверением. что западным христианам следует внимательно относиться к предложениям православных, ибо они весьма ценны своим содержанием и направлены на сотрудничество в созидании сообщества. (Путь моей жизни, митр. Евлогия).
1920: 5 сентября на Афон пришла телеграмма от генерала Врангеля, которой он вызывал митрополита Антония в Крым для возглавления ВВЦУ. Владыка сразу же вернулся в Россию. Но пребывание его и Белой армии в Крыму продлилось только 40 дней.
1920: 12 сентября на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.
1920: В сентябре семидесятилетнего святителя Нектария Пентапольского отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.
8 ноября Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного. Произошло чудо: больной тут же исцелился. Из воспоминаний монахини Нектарии: „Когда Владыка умер, и его перевезли на Эгину, поехала и я. Гроб сопровождало множество священников его ученики Ризарийской школы, и масса народа. Вся Эгина вышла! Флаги были приспущены. Закрыты магазины, дома… Его несли на руках. Те, кто нёс гроб, рассказывали, что потом так благоухала их одежда, что они благоговейно повесили её в шкафы как святыню и уже больше не надевали… Все мы сёстры, около десяти человек находились у гроба и держали коробочку с ватой. Мы постоянно протирали лоб Владыки, бороду и руки — между пальцев. В этих местах проступало, как влага сквозь стенки кувшина, Миро! Так продолжалось три дня и три ночи. Все люди разбирали ваточки. Миро сильно благоухало“. Святитель был прославлен Элладской Церковью в 1961 г. (память 9 нояб.).
1920: 12 сентября в Сремских Карловцах Архиерейский Собор Сербской Церкви восстановил патриаршество. В тот же день патриархом был выбран Белградский митрополит Димитрий (Павлович). Первоначально сербское правительство не признало этого избрания, так как еще не были приняты соответствующие законодательные акты. („Гласник Српске Православие Цркве“. Београд, април, 1962. С. 148).
1920: 30 сентября молодого греческого короля Александра во время прогулки в дворцовом саду укусила обезьяна. Развившийся сепсис — тогда об антибиотиках еще ничего не было известно — привел к смертельному исходу, 20 октября король умер. Решение сложного вопроса о преемнике престола совпало с выборами в греческий парламент. Вопреки ожиданиям премьер министр Е. Венизелос не был перевыбран. К власти пришли вернувшиеся из эмиграции противники Антанты, которые полностью поменяли политический курс страны, генералитет был почти поголовно заменен. Деметриус Гунарис, непримиримый враг союзников, занял кресло премьер-министра. Король Константин, зять Бисмарка, вновь был возведен на престол. Помощь союзников сразу отпала, и Греция продолжила войну с Турцией в одиночку, что привело к жестоким потерям и невыгодному для Греции мирному договору. Черчилль писал, что „четверть миллиона людей погибли от укуса этой обезьяны“.
1920: 1 окт. (ст. ст.) — русские православные приходы в Германии входят в Западно-Европейскую епархию с временно Управляющим ею архиепископом Евлогием (Георгиевским).
1920: 2 окт. (ст. ст.) — ВВЦУ, собравшееся в Симферополе, назначает архиепископа Евлогия Управляющим западно-европейскими русскими православными приходами на правах епархиального архиерея. На том же заседании была изменена форма поминания на сугубой ектении, — введена молитва за главнокомандующего Вооруженными силами на Юге Росси генерала Врангеля: вместо „благочестивейшего Государя нашего“ поминали: „Благоверного вождя и правителя нашего“.
1920: 23 октября Сербское правительство приняло Распоряжение о избрании первого патриарха объединенной Сербской Православной Церкви, согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное Распоряжение о Сербской Патриархии. После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолонование прошло в кафедральном соборе г. Белграда.
1920: 8 ноября Красная Армия штурмом взяла Перекоп и к 17 ноября занимает весь Крым.
1920: 14 ноября премьер министр Греции Е. Венизелос потерпел поражение на выборах.
1920: 17 ноября вдовствующая королева Ольга (внучка российского имп. Николая I) становится регентом Греции. Роялисты возвращаются к власти. В тот же день министр религий в письменной форме известил митр. Мелетия (Метаксакиса), что королевским указом митр. Фиоклитос возстанавливается в своих правах главы Элладской Церкви. Несмотря на протесты митр. Мелетия и аппеляции обращенные к королеве и патриарху, ему пришлось покинуть митрополичью резиденцию. (The Orthodox Church By Thomas E. FitzGerald).
1920: 19 ноября, под предводительством Главнокомандующего Русской армией генерала П. Н. Врангеля, к Константинополю прибыли и сосредоточились на Босфоре свыше 125 кораблей русского и иностранных флотов, переполненных русскими беженцами, около 150.000 человек. Здесь были архипастыри во главе с митрополитом Антонием, воины, российские ученые, литераторы, более 27.000 женщин и детей.
1920: 19 ноября на борту парохода „Вел. кн. Александр Михайлович“, у стен Константинополя произошло первое заграницей заседание ВВЦУ, в котором приняли участие митрополит Антоний Киевский, митрополит Платон Одесский, архиепископ Феофан Полтавский и епископ Вениамин Севастопольский. На этом заседании было постановлено продолжить полномочия членов ВВЦУ с обслуживанием всех сторон церковной жизни беженцев и армии во всех государствах, не имеющих сношения со Святейшим патриархом.
1920: 20 ноября св. патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают постановление N 362 о самоуправлении епархий при невозможности поддерживать связь с каноническим центром или в случае прекращения деятельности высшего церковного управления. В этом постановлении, в частности говорится:
2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организаци высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).
3) Попечение об организаци Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея.
4) В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя вою полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленныя канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанныя учреждения — самолично и под своей ответствепностью.
5) В случае, если положение вещей, указанное в п. п. 2 и 4, примет характер длительный и даже постояниый, в особенности при невозможности для Архиерея пользоваться содейстаием органов епархиального управления наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархии на несколько местных епархий, для чего епархиальный Архиерей:
а) предоставляет Преосвященным своим викарияим, пользующимся ныне, согласно Наказу, правами полусамостоятельных, все права епархиальных Архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям;
б) учреждает, по соборному суждению с прочими Архиереями епархии, по возможности, во всех значительных городах своей епархии новыя архиерейския кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных.
6) Разделенная указанным в п. 5 образом епархия образует из себя во главе с Архиереем главного епархиального города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам.
7) Если в положении указанном в п. п. 2 и 4, окажется епархия, лишенная Архиерея, то епархиальный Совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к епархиальному Архиерею ближайшей или наиболее для них доступной по удобству сообщения епархии, и означенный Архиерей или командирует для управления вдовствующей епархии своего викария или сам вступает в управление ею, действуя в случаях, указаинных в п. 5 и в отношении этой епархии согласно п. п. 5 и 6, причем при соответствующих данных вдовствующая епархия может быть организована и в особый церковный округ.
8) Если по каким-либо причинам приглашения от вдовствующей епархии не последует, епархиальный Архиерей, указанный в п. 7 и по собственному почину принимает на себя о ней и ее делах попечение.
9) В случае крайней дезорганиизации церковной жизни, когда некоторыя лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, находясь в положении, указанном в п. п. 2 и 6, не слагает с себя своих иерархических полиномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов — благочиния и епархии, предоставляя, где нужно совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными.
10) Все принятыя на местах, согласно настоящим указаниям мероприятия, впоследствии, в случае возстановления центральной церковной власти, должны быть представляемы на утверждение последней.» (Церк. Вед., 1922, N 1.)
1920: 19 ноября (ст. ст.) митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) встретился с местоблюстителем Константинопольского Престола митрополитом Дорофеем, который благословил существование ВВЦУ, и сообщил владыке Антонию, что Патриархия, хорошо зная митр. Антония, как ревнителя св. канонов, дает свое согласие, чтобы русские архиереи окормляли свой народ, оставивший родину, на канонической территории Конст-ого патриархата:
«Указ N9084 от 2 дек. 1920 (н. ст.)
Высокопреосвященнейший митрополит Киевский и Галицкий, во Христе Бозе возлюбленный Брат Наш и Сослужитель, Господин Антоний, Ваше Возлюбленное Высокопреосвященство братски о Господе лобызаем.
Читан в заседании Священного Синода доклад от 16 прошедшего месяца за # 1, который ваше Высокочтимое Высокопреосвященство вместе с соподписавшимся преосвященными архиереями сочли нужным представить о трудном положении, создавшемся ввиду происшедших событий в деле пастырского управления и удовлетворения религиозных нужд как многочисленных русских солдат и беженцев, сосредоточенных по особым лагерям и помещениям в православных странах, так и по колониям, которые до сего времени пользовались прямым пастырским управлением от Блаженнейшего Патриарха Всероссийского и от епископов в России. Свято-Священный Синод по прочтении сего доклада первее всего выразил свое соболезнование по поводу долгих и великих испытаний благочестивого русского народа и Сестры Святой Церкви Российской и при сем усердно помолился о скором окончании бедствий. Засим внимательно обсудил представленную Вашими Преосвященствами просьбу об удовлетворении в достаточной мере религиозных нужд вышеупомянутой паствы Церкви российской, которая ныне находится временно вне пределов России и вне связи с нею.
По благосклонном же обсуждении сей просьбы Синод постановил дабы Ваше Высокопреосвященство и остальные поименованные архиереи: преосвященный митрополит Херсонский Платон, преосвященный архиепископ Полтавский Феофан, преосвященный епископ Севастопольский, главенствующий армии и флота Вениамин, образовали бы для пастырского обслуживания названного населения временную комиссию под высшим управлением Вселенской патриархии для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран, равно как русских солдат и беженцев, помещающихся несмешанными с прочими православными по городам и деревням в лагерях и особых помещениях. Вы будете озабочены посылкою им иереев, антиминсов, проповедников и всего необходимого, будете посещать их лично, рассеивая увещаниями возникающие сомнения, прекращая распри, будете делать вообще все потребное, что вменяется Церковью и религией в целях утешения и ободрения упомянутых православных русских христиан.
Что же касается до распрей супружеских, требующих правильного судебного разбирательства, их, как и надлежит, заинтересованные лица должны направлять в законный церковный суд архиепископии Константинопольской Вселенского престола и вообще в законные суды тех православных стран, в коих беженцы пребывают, и прямо в Суд Вселенской патриархии, если таковые дела возникают в русских заграничных колониях.
С удовольствием уведомляя сим посланием Вас об изложенном, снова молимся, да положит Господь скорый предел бедствиям и испытаниям благочестивого русского народа и да дарует ему утешение и возрождение. Да будут лета Вашего Возлюбленного Нам Высокопреосвященства и прочих с Вами во Христе братий многи здравы и спасительны».
А также, митрополит Антоний, по свидетельству судебного протокола по делу патриарха Тихона, получил благословение и от самого Святейшего: «В этом же показании гр. БЕЛЛАВИН признал, что дал свое благословение Высшему Церковному Управлению, организованному АНТОНИЕМ в Константинополе…» (Обвинительное заключение Верховного Суда РСФСР по делу Патриарха Тихона, митрополита Арсения (Стадницкого), архиепископа Никандра (Феноменова) и П. В. Гурьева по 62-й и 119-й статьям Уголовного кодекса РСФСР).
1920: 3 декабря Св. Синод Элладской Церкви впервые в своей истории был созван самостоятельно, до этого члены Синода собирались на совещание исключительно по разрешению гражданских властей. Под председательством старейшего архиеп. Дионисия Закинфского члены Синода сняли прещения с митр. Феоклита и др. архиереев, которым они подверглись в 1917 г. за поддержку короля и партии роялистов. Эти прещения они сочли «неканоничными, незаконными и как бы небывшими» (Eleftherios Venizelos: The Trials of Statesmanship By Paschalis Kitromilides).
1920: 19 декабря новая палата представителей Греции вернула трон королю Константину. Константин становится верховным главнокомандующим греческой армии.
1920: В декабре на 85 году жизни скончался, пребывавший на покое, патриарх Константинопольский Герман V.
1920: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме подчиняется ВЦУ Заграницей. Наблюдать за работой Миссии поручается архиеп. Анастасию Кишиневскому.
1920: К новоизбранному сербскому патриарху Димитрию обратились сербы Америки с просьбой прислать им епископа. Просьба была удовлетворена: от имени Патриарха в Америку был направлен для изучения ситуации и управления сербскими приходами епископ Охридский Николай (Велимирович). После двухлетнего пребывания в Америке епископ Николай вернулся в Сербию.
1920: В конце года около 200.000 русских беженцев с отступающей Белой армией покинули пределы России и пересекли русско-китайскую границу, среди них было 6 епископов и множество священников.
1920: Англиканские эмиссары пообещали щедрые пожертвования обнищавшей Антиохийской патриархии в ответ на признание законности своего священства. Никаких обещаний не было дано, но в США была послана делегация во главе с митрополитом Герасимом (Мессара), чтобы принять участие в конференции англиканских епископов, происходившей в Портланде, шт. Орегон, где был затронут этот вопрос. Конференция не оправдала надежд англикан, кроме того, что, прибывшему с митрополитом Герасимом, архидьякону Антонию Башир (Bashir), в будущем архиепископу и главе Антиохийской архиепископии в США, было обещано жалование, если он, приняв рукоположение, обещается работать среди единоверцев для сближения церквей.
(METROPOLITAN ANTONY BASHIR, by Paul D. Garrett)
1920: В Белграде открывается богословский факультет при Белградском университете.