Русская неделя | Монах Вениамин (Гомартели) | 14.01.2008 |
1918: 19 января (ст. ст.) св. патриарх Тихон анафематствует христиан, принимающих участие в жестоких расправах большевиков: «…Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных разве только в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостию и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности — совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.)… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной, заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: „Измите злаго от вас самех“ (1 Кор. 5−13)"…
Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей.
Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо против совести народной.
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Св. Апостола: „Кто отлучит нас от любви Божией? скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?“ (Римл. 8, 35).
А вы, братие Архипастыри и Пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: „создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее“ (Мтф. 16, I8)». (Церковные ведомости. 1918. N 2. С. 11−12).
1918: 20 января (ст. ст.) на следующий день после послания св. патриарха Тихона ВЦК выпутил «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который не только ознаменовал разрыв многовекового союза Церкви и государства, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь. «Никакие церковные религиозные общества, — говорится в документе, — не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют», только, «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти» Церковь могла оставить за собой храмы и богослужебную утварь. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. (Известия, 23 янв. 1918 г.)
1918: 25 января (ст. ст.) Постановление Собора «на случай болезни, смерти и других печальных для Патриарха возможностей, предложить ему избрать нескольких блюстителей патриаршего престола, которые в порядке старшинства и будут блюсти власть Патриарха и преемствовать ему».
3/16 февр. при обсуждении вопроса о порядке местоблюстительства кн. Трубецкой упоминает о «закрытом заседании Собора», на котором «было постановлено, что вся полнота прав Патриарха переходит к местоблюстителю», и о том, что «неудобно в открытом заседании говорить о всех мотивах принятого решения».
В 1926 г., в одном из своих писем митр. Агафангелу, митр. Сергий сообщал об этом факте:
«…Собор 1917−18 гг. сделал Св. Патриарху поручение, в изъятие из правил, единолично назначить себе преемников или заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этих заместителей Патриарх должен был, кроме их, не объявлять, а только сообщить Собору в общих чертах, что поручение исполнено. Я знал о таком поручении Собора Патриарху, но на заседании том не был. Преосвященный же Прилукский Василий (Зеленцов) подтверждает, что он был и на первом (закрытом) заседании, когда Патриарху было дано поручение, и на втором, когда Патриарх доложил Собору, что поручение исполнено». (Л. Регельсон…)
1918: 25 января (ст. ст.) красноармейцы учинили обыск в лаврских покоях митрополита Киевского Владимира, а вечером к нему вломились пятеро матросов-большевиков. Они втолкнули владыку в спальню и начали пытать, душили цепочкой от креста, сорвали с груди крест и ладанку, нательную иконку. Из спальни святителя вывели в рясе, в белом клобуке, с панагией. Бандиты втолкнули святителя в автомобиль и отвезли на полверсты от лаврских ворот и расстреляли. По свидетельству Неробова Гавриила, жителя с. Покрова, приехавшего в Киев из Ярославской губернии, митрополит, стоя у земляного вала под прицелом солдат, сказал:
— Вы здесь хотите меня расстрелять?
— А что же, церемониться с тобой?
Тогда митрополит попросил у них времени помолиться.
— Но только поскорее, — прозвучал ответ.
Архипастьрь-мученик возвел руки кверху и сказал:
— Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром.
Потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал:
— Бог да простит вас…
После этого, когда митрополит еще не успел опустить руки, прозвучали выстрелы". Тело убитого священномученика обнаружили наутро, владыка лежал на спине в луже крови, без панагии и в клобуке без клобучного креста. Святые мощи мученика перенесли в лавру. На похороны убиенного владыки собралось много народу. Служили пять архиереев во главе с митрополитом Платоном, сонм киевского духовенства. Надгробное слово митрополит Платон закончил земным поклоном священномученику от Патриарха Тихона и от всего епископата Российской Церкви. Погребли священномученика Владимира в Дальних пещерах, рядом со святыми мощами киево-печерских угодников.
1918: 2 февраля (ст. ст.) состоялся не разрешенный властями крестный ход в Туле. Шествие двинулось из кремля, впереди несли икону Казанской Божией Матери, а перед иконой шел старик-рабочий с крестом в руках. Красногвардейцы стреляли из пулеметов, на мостовой остались десятки раненых и 13 человек убитых. Среди раненых был и епископ Каширский Корнилий (Соболев).
1918: 3 марта в Брест-Литовске советская делегация подписала мир с Германией, соглашаясь на немецкую оккупацию Прибалтики, Украины и части Белоруссии; русские войска должны были уйти из Финляндии, из Батуми и Карса (которые передавались Турции); российская армия и флот должны были подвергнуться полной демобилизации. Патриарх Тихон выпустил послание с осуждением Брестского соглашения:
«Заключенный ими мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры; мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный город Киев, мать городов, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской; мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, — такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери… Мы призываемся совестью своей возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить пред всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир; этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа».
1918: 27 марта Молдавский парламент, оцепленный румынскими солдатами, проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии и Кишинев вошел в ее состав. Советское правительство это присоединение не признало. Кишиневская епархия была передана новым правительством Румынской Церкви. Архиепископу Кишиневскому Анастасию (Грибановскому) было предложено перейти в Румынскую Церковь, от чего он категорически отказался.
1918: 31 марта за Божественной литургией в храме Московской Духовной семинарии Патриарх Тихон молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший помянул митрополита Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян.
1918: В марте секретарь комиссии «Веры и церковного устройства» Роберт Гардинер получил из России ряд приветствий от «русских друзей» экуменического движения, в том числе и письмо Святейшего Патриарха Тихона с его заверениями о поддержке идеи «недели молитв» за единство всех христиан: «Я буду всегда в указанное вами время ревностно молиться об объединении всех христиан. В настоящее беспокойное время, когда враги Христовы воинствуют против Него с особым рвением, теперь особенно необходимо для нас, верных друг другу друзей, объединиться как можно ближе для защиты христианской веры. Призываю на вас благословение нашего Спасителя». (Из архивов Всемирного Совета Церквей. Материалы переписки Роберта Гардинера)
1918: 5 апреля (ст ст.) Всероссийский Собор принял постановление о прославлении святителей Софрония Иркутского и Иосифа Астраханского.
1918: 7 апреля (ст. ст.) на заключительном заседании Собора было принято определение по проекту «Положения о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине», утверждавшее автономный статус Украинской Церкви, но при этом постановления Всероссийских церковных Соборов и Святейшего Патриарха должны были иметь обязательную силу для Украинской Церкви. Епископы, представители клира и мирян украинских епархий участвуют во Всероссийских Соборах, а митрополит Киевский по должности и один из архиереев по очереди должны были участвовать в Священном Синоде.
1918: 18 апреля (ст. ст.) Всероссийский Собор вынес определение: установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников. Устроить в понедельник второй седмицы по Пасхе во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершать торжественные панихиды с прославлением священной их памяти.
1918: Весной, глава Элладской Церкви митрополит Мелетий (Метаксакис), будущий патриарх Константинопольский, с архидьяконом Афинагором, также будущим К-им патриархом, приехали на остров Эгину для расследования возводимых на святителя Нектария Эгинского ложных обвинений. Митрополит Мелетий, поверив клевете, очень грубо обошелся со святителем и сестрами. Несколько дней спустя, следуя тому-же навету, на остров приехал Пирейский прокурор с полицией, обругав и оскорбив святителя и сестер, он грозил разогнать обитель. При расследовании выяснилось, что обвинения оказались грязной клеветой. Несколько месяцев спустя, жена прокурора приехала на Эгину и со слезами просила святителя помолиться о ее муже, который умирал в Афинском госпитале от быстро разошедшейся гангрены. Несмотря на молитвы святителя прокурор через 5 дней скончался. (Saint Nektarios. Sotos Chondropoulos. 1989, Brookline).
1918: В мае архиеп. Анастасий (Грибановский) Кишиневский покидает Бессарабию. И Кишиневская архиепископия подпадает под юрисдикцию Румынской Церкви.
1918: 15 мая (ст. ст.) св. патриарх Тихон посылает послание Константинопольскому патриарху Герману V о воздвигнутых на Церковь Божию в России гонениях:
«…В братоубийственной распре, под влиянием тлетворных человеческих страстей, распались многовековые связи, объединявшие благочестивый русский народ в благодатном союзе спасаемых смиренною верою во Христа… Широким потоком разлился по русской земле дух своеволия и любостяжания и, как последствие его, всякие злодеяния и братоубийственная брань… В тесноте своей обращаем духовные взоры наши к Великой Константинопольской Церкви… И будет любовь Церкви Матери и Сестры елеем радости для страждущей Церкви Российской, верим, что взойдут молитвы их к престолу Божию…»
(Лев Регельсон, Трагедия Русской Церкви 1917−1945).
1918: 19 мая на Киевском епархиальном собрании, по указу св. патриарха Тихона, состоялись выборы нового Киевского митрополита. Были представлено четыре кандидатуры: митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий), митрополит Платон (Рождественский), бывший Экзарх Грузии, митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Обсуждение кандидатур вызвало немалое волнение у православных Киева. В принятии решения участвовало около 300 человек, и большинством был выбран митрополит Антоний. За него стояло все русское население и украинские центристы, а за епископа Димитрия — «самостийники». Игнорируя результаты выборов, правительство гетмана Скоропадского признавало владыку Антония митрополитом Харьковским, а не Киевским. Правительство решило обратиться к Патриарху с претензией. Но, несмотря на протесты через несколько недель в Киев пришли документы за подписью Патриарха с подтверждением законности выборов и сообщением Высшего Церковного Совета о невозможности их отмены.
1918: В ночь с 2 на 3 июня (ст. ст.) в Сибири в реке Туре большевики утопили епископа Тобольского Гермогена. В марте в городе был устроен крестный ход без разрешения властей. На том месте, откуда был виден дом, где содержались арестованные Царственные мученики, владыка Гермоген остановил шествие, подошел к краю стены, высоко поднял крест и благословил царственных узников. В своем послании, ставшем последним, епископ Гермоген напоминал верующим, что «никакая власть не может требовать от вас того, что противно вашей вере. Богу мы должны повиноваться более, чем людям… Апостолы с радостью страдали за веру. Будьте готовы и вы на жертвы, на подвиг и помните, что физическое оружие бессильно против тех, кто вооружает себя силой веры Христа».
1918: В ночь с 4 на 5 июня в покои архиепископа Андроника Пермского ворвался отряд красноармейцев. Архиерей бодрствовал, около него было два священника. Предводитель отряда объявил, что явился его арестовать. В это время монах отец Михаил поднялся на колокольню и ударил в набат. По колокольне открыли огонь. Арестованных немедленно отвезли в чрезвычайку. Священномученик Андроник перед казнью сам себе выкопал могилу. Среди бумаг, оставшихся от покойного архипастыря, найден конспект речи на возможном суде: 1) «Моя речь кратка: радуюсь быть судимым за Христа и Церковь… 2) Контрреволюция! Политика — не мое дело. Ибо погибшая Россия не спасется в вашей взаимной грызне от отчаянности. 3) Но церковное дело — святыня моя. Всех всюду зовя, отлучаю, анафематствую восстающих на Христа и посягающих на Церковь. 4) Кто слов не принимает, тот, может быть, убоится суда Божия за захват священного. 5) Посему только через мой труп захватите святыню. Это мой долг, почему и христиан зову к стоянию до смерти. 6) Судите меня, а прочих освободите — они должны исполнять волю мою, пока христиане. Иначе — анархия, развал, презрение от всех». (Трагедия Русск. Церкви, Л. Регельсон, стр. 46, 216).
1918: 14 июня Св. Синод Румынской Церкви назначил заместителем местоблюстителя на Кишиневскую кафедру епископа Хушского Никодима (Мунтяну), впоследствии Румынского патриарха. Он решил серьезно порумынить Церковь, ввел румынский язык в богослужении, реорганизовал епархиальный центр, в Кишиневскую семинарию назначил румынских преподавателей и само преподавание стало вестись на румынском яз., в некоторых монастырях настоятели из русских и украинцев были заменены румынами.
1918: 4 июля (ст. ст.) большевиками в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, был убит Царь-мученик Николай II вместе со своей семьей: императрицей Александрой, наследником Алексием и дочерьми — Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Одновременно были расстреляны лейб-медик Е. С. Боткин, горничная царицы А. С. Демидова, повар И. М. Харитонов, камердинер А. Е. Трупп. В Екатеринбургской тюрьме расстреляли верных царских слуг: гофмаршала князя В. А. Долгорукова, генерал-адъютанта И. Л. Татищева. Вместе с ними казнили уведенных в день цареубийства в тюрьму дядьку царя матроса К. Г. Нагорного, камердинеров И. Д. Седнева и В. Ф. Челышева. Фрейлину царицы графиню А. В. Гендрикову и гоф-лектрису Е. А. Шнейдер вывезли в Пермь и там расстреляли. В 1981 г. они были канонизированы в лике новомучеников Российских Русской Православной Церковью Заграницей и в 2000 г. РПЦ МП.
1918: На следующий день 5 июля (ст. ст.) около Алапаевска приняли мученическую кончину великая княгиня Елизавета Феодоровна, сестра государыни, ее верная сподвижница монахиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович, князья: Игорь Константиновичь, Константин Константиновичь младший, Иоанн Константинович, граф Владимир Павлович Палей. Великого князя Сергея Михайловича застрелили, а остальных заживо сбросили в шахту и забросали хламом и камнями. В 1981 г. они все также были прославлены РПЦЗ в лике новомучеников Российских и в 1992 г. св. Елизавета была прославлена РПЦ МП.
1918: 8 июля (ст. ст.) Сообщение прот. П. Н. Лахостского Всероссийскому Собору о слове, произнесенном после литургии в Казанском Соборе патриархом Тихоном, записанном Лахостским и просмотренном патриархом, — по поводу убийства Царя-мученика Николая Романова.
«…На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его… Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены Слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие е». (Цит. по Л. Регельсон…: Выписка из 132-го деяния Собора).
1918: 2 августа (ст. ст.) Всероссийский Собор вынес определение о признании недействительным лишения сана священнослужителей по политическим мотивам. Это решение распространялось на осужденного при Екатерине II митрополита Арсения (Мацеевича), решительно выступившего против секуляризации церковных земельных владений и на священника Григория Петрова, в своей политической деятельности придерживавшегося крайне левого направления. (Л. Регельсон…)
1918: 3 августа. Заявление членов Собора по поводу открытия отдела воссоединения христианских церквей.
«Освященный Собор Православной Русской Церкви, собравшийся и работающий в таких исключительно тяжких для всей христианской церкви условиях, когда волны неверия и безбожия грозят самому существованию христианской церкви, взял бы на себя огромную ответственность перед историей, если бы не поднял вопрос о соединении христианских церквей и не дал бы этому вопросу соответствующего направления в тот момент, когда огромная опасность со стороны неверия и безбожия угрожают не одному какому-либо христианскому исповеданию, а всему христианству. Задача отдела — подготовить материал для решения настоящего Собора по этому вопросу и дальнейшего направления дела в период междусоборный». (Орловск. Еп. Вед., 1918, N 5).
1918: 4 августа Св. Синод Элладской Церкви под председательством митр. Мелетия (Метаксакиса) принимает решение о организации греческих приходов в США в одну епархию.
1918: В августе на станции Тюрлем был замучен епископ Амвросий (Гудко), живший на покое в Свияжском монастыре. На собрании братства православных приходов, епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают грехи всякие, и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять». Расправились с владыкой по приказу Троцкого, который нагрянул со своим штабом в Свияжск и расположился на станции Тюрлем. Посреди нескошенного поля его келейник нашел тело архипастыря со штыковыми ранами и предал честные останки святителя земле. (Прот. М. Польский, Новые мученики Российский, 1957, т. 2, стр. 97−99).
Летом в Смоленске убили епископа Вяземского Макария (Гневушева). Вместе с ним расстреляли еще 13 человек. Их пригнали на пустырь и построили спиной к свежевырытой яме. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последним, он молился с четками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда очередь дошла до епископа Макария, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, святитель сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое. Твори волю пославшего тебя!» Несколько лет спустя этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости, и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу"(там же, т. 1, стр. 73−74).Тогда же был арестован епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Перед казнью он обратился к солдатам, и они отказались стрелять в него. Тогда по приказу чекиста Булганина пригнали китайцев, которые и убили архипастыря. Та же участь постигла епископов Вольского Германа (Косолапова) и Кирилловского Варсонофия (Лебедева).
1918: Летом в канадской провинции Саскачевань состоялся Народный Съезд эмигрировавших в Канаду униатов галичан и буковинцев, на этом съезде было решено создать свою «Украинскую Греко-Православную Церковь Канады». Не желая более принадлежать к римо-католикам делегаты съезда обратились к русскому архиепископу Александру (Немоловскому) с просьбой взять их под свой омофор. Архиепископ Александр им не отказал.
1918: 22 августа глава Элладской Церкви архиепископ Афинский Мелетий (Метаксакис) в сопровождении епископа Александра (Демоглу) Родостолуского, архимандрита Хризостома (Пападопулоса) буд. главы Элладской Церкви, введшего в ней новый стиль, и профессора афинского университета Амеликаса Амелизатоса прибывают в Ньй-Йорк. Здесь, пробыв 3 месяца, архиеп. Мелетий успел положить фундамент для будущей греческой архиепископи, инкорпорировав независимые греческие приходы и назначив епископа Александра своим представителем в Америке. Далеко не вся греческая диаспора отнеслась к этому назначению положительно. Греки роялисты смотрели на митр. Мелетия, племянника Венизелоса, с неприязнью, отношение это они перенесли и на новоназначенного епископа Александра. К тому же, греческие приходы за десятилетия своего независимого существования привыкли к самостоятельному управлению и были организованы наподобие протестантских общин, вся власть и имущество в приходах находилась в руках приходского совета. (The Orthodox Church By Thomas E. FitzGerald).
1918: 23 августа в Москве был расстрелян епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), вместе с ним пострадали всероссийски известный миссионер протоиерей Иоанн Восторгов и бывшие сановники: министры внутренних дел Н. А. Маклаков и А. Н. Хвостов, председатель Государственного совета И. Г. Щегловитов, сенатор С. П. Белецкий, а также ксендз Лютостанский с братом. Перед расстрелом приговоренным разрешили помолиться и проститься друг с другом. После молитвы епископ Ефрем и отец Иоанн Восторгов благословляли мирян. В этот же день в Петербурге расстреляли настоятеля Казанского собора протоиерея Философа Орнатского и двух его сыновей, служивших в гвардии. Это был талантливый проповедник и благотворитель, основатель детских приютов в столице. Вместе с отцом Философом были убиты еще 31 человек. Расстрелянных бросили в море. Тело пастыря было выброшено на берег у Ораниенбаума, его подобрали, и тайком погребли.
Вскоре после панихиды по отцу Философу православные питерцы оплакивали другого маститого столичного протоиерея Алексия Ставровского, почти 90-летнего старца. После убийства Урицкого он был арестован, как заложник. Из Петербурга его вместе с другими перевели в Кронштадт, где арестованных вывели на плац, выстроили и объявили: «Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Урицкого, а остальных отпустят!» Рядом со старцем стоял совсем юный священник, на которого выпал страшный жребий. Тогда отец Алексий сказал ему: «Я уже стар, мне недолго осталось жить, в жизни я получил все, что было можно. Жена моя старуха, дети мои все на ногах. Иди себе с Богом, а я стану на твое место!» Он был расстрелян, а останки его брошены в воды Финского залива. Спасенного священника скоро снова задержали и убили. (Прот. М. Польский, т. 2, стр. 130−131).
1918: 4 сентября (ст. ст.) на Всероссийском Соборе отделом «По соединению христианских церквей перед лицом надвигающегося безбожия» был составлен проект постановления Собора, в котором говорилось уже не просто о «христианских», но о «дружественных Православию Церквах». Священный Собор с радостью видит искренние устремления старокатоликов и англикан к объединению с Православной Церковью на основе учения и Предания Древней Вселенской Церкви. Он благословляет труды и усердие лиц, которые трудятся в поисках пути к соединению с названными дружественными Церквами. Этот проект был рассмотрен и утвержден Собором на последнем его, 170-м, заседании 7/20-го сентября 1918 года. Однако на последнем епископском совещании, которое должно было утверждать все решения принципиально богословского или догматического характера, этот проект не рассматривался. (Д-р Гюнтер Шульц. Вопрос о соединении Церквей на поместном Соборе Российской Правослвной Церкви 1917−18 годов. В: Православие и экуменизм. М., 1999. С. 66−67).
1918: 6 сентября членами Священного Синода Иерусалимской Церкви патриарх Дамиан во второй раз был официально объявлен низвергнутым с престола. Местоблюстителем был провозглашен архиепископ Синайский Порфирий. Однако при поддержке новой, сменившейся вскоре в Палестине военной власти, 23 декабря 1918 года патриарх Дамиан возвратился на Иерусалимский престол.
7 сент. (ст. ст.) был рассмотрен и утвержден Всероссийским Собором на последнем, 170-м его заседании проект комисси по соединению Церквей:
Председатель Отдела о соединении Церквей архиеп. Алеутский Евдоким (Мещерский): «…Я очень скорблю, что доклад поступил в такое тяжелое время, когда кончаются часы нашего священного единения в этой палате и когда при окончании работы путаются мысли и я не могу доложить вам всего того, что мог бы сообщить. Собор, с нашей точки зрения, давно должен был бы обратить внимание на этот вопрос. Если Церковь жива, то мы не можем оставаться в таких узких рамках, в каких были. Если у нас нет мужества пойти с проповедью за пределы нашего отечества, то мы должны выслушать голос, идущий оттуда к нам. Я имею в виду голос англикано-епископальной церкви…. Отдел о соединении Церквей, ознакомившись с положением вопроса о соединении со старокатолическою и англо-американскою епископальною Церквами, искренно и настойчиво ищущими единения или сближения, не находит непреодолимых препятствий на пути к означенной цели. Считая единение христианских церквей особенно желательным в переживаемое время напряженной борьбы с неверием, грубым материализмом и нравственным одичанием, Отдел предлагает Священному Собору принять следующее постановление:
1. Священный Собор Православной Российской Церкви, с отрадою видя искренние стремления старокатоликов и англикан к единению с Православною Церковью на основе учения и преданий древне-кафолической Церкви, благословляет труды и усилия лиц работающих над изысканием пути к единению с названными дружественными Церквами.
2. Собор предоставляет Священному Синоду организовать постоянную при Священном Синоде Комиссию с отделениями в России и за границей для дальнейшего изучения старокатолического и англиканского вопросов, для разъяснения путем сношений со старокатоликами и англиканами трудностей, лежащих на пути к единению, и возможного содействия к скорейшему достижению конечной цели». Решения Собора принципиального богословского или догматического значения подлежали утверждению особым совещанием епископов. На последнем таком совещании 9/22 сентября 1918 года решение не рассматривалось. Возможно, что поэтому «Постановление относительно соединения Церквей», принятое Собором, не вошло в официальное «Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 — 1918 годов». (Святая Русь, 2003 г.)
1918: Осенью 1918 г. сиро-ливанское побережье было занято английскими войсками, а области внутренней Сирии находились под контролем союзника Антанты эмира Фейсала, сына хиджазского короля.
1918: Осенью патриарх Тихон отреагировал на захват Кишиневской епархии Румынской Церковью двумя посланиями, адресованными председателю Синода Румынской Церкви митрополиту Молдавскому и Сучавскому Пимену, составленными в октябре 1918 г. В них Патриарх Тихон резко протестовал против антиканонических деяний священноначалия Румынской Церкви, которая «своим односторонним, предпринятым без согласия Русской Церкви решением не имела права определить судьбу Кишиневской епархии в смысле подчинения ее своей власти, после того как православная Бессарабия в последние сто лет составляла нераздельную часть русского церковного тела; такой образ действий Румынского Священного Синода противоречит одинаково и духу христианской любви, и исконным каноническим указаниям, и священным обычаям православной Церкви. Указание на то, что будто политическое единение всегда влечет за собой и единение Церквей, не может в данном случае служить оправданием для румынской церковной власти, во-первых, потому, что оно само не оправдывается историей, и, во-вторых, потому, что такая точка зрения покоится на смешении природы церковной и политической жизни, разнородных по самому своему существу… И к тому же и самый акт присоединения Бессарабии к Румынскому королевству, как мы утверждали это и ранее, далеко еще не является общепризнанным с международной точки зрения и может быть подвергнут пересмотру при окончательном учете результатов мировой войны». Послание Патриарха заканчивалось предупреждением: «Если Румынская Церковь, невзирая на выставленные нами возражения, попытается насильственно закрепить за собой положение, мы вынуждены будем прервать всякое братское и каноническое общение с Румынским Синодом и принести настоящее дело на суд других православных Церквей» (Акты С. 155)&
1918: 12 октября патриарх Константинопольский Герман V (Кавакапулос) был вынужден удалиться на покой в результате бурного протеста православных греков против его компромиссной политики по отношению к турецким властям. Родился патриарх Герман V в 1835 г. Образование получил в Афинах и в семинарии на о. Халки, священный сан принял в 1864 г., в архиереи был хиротонисан в 1867 г., патриаршествовал с 1913 г. В споре с имяславцами он принял сторону архиепископов Антония (Храповицкого) и Никона (Рождественского) и содействовал выдворению имяславцев с Афона.
1918: 13 октября патриарх Тихон обратился с воззванием к совету народных комиссаров:
«Все взявшие меч мечом погибнут» (Матф. 26:52)
Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными комиссарами». Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?
По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9, 10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото… Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции… Но мало вам, что вы обагрили руки русского народа его братской кровью, прикрываясь различными названиями контрибуций, реквизиций и национализаций, вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных, потом, под именем «кулаков», стали уже грабить и более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая таким образом нищих, хота вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.
Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха, но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями. Вы обещали свободу.
Великое благо — свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы и не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, переехать из города в город? Это ли свобода, когда семьи, а иногда населения целых домов выселяются и имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и на разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции?
Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники, голос общественного и государственного обсуждения и обличения заглушен, печать, кроме узко-большевистской, задушена совершенно. Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы па Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископа рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их последнюю волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа… Не наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась Божиим слугой, на благо подчиненным и была «страшна не для добрых дел, а для злых» (Рим., 13,34). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещевания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры, обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе «взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая» (Лук., 11,51), «и от меча погибнете сами вы, взявшие меч» (Мф., 26,52).
(Вестник русского студенческого христианского движения. Париж, 1968. N 89−90. С. 19−23.)
1918: 26 октября, в США, состоялась неофициальная конференция по вопросу соединения Православной и Англиканской Церкви, в которой со стороны православных приняли участие глава Элладской Церкви митрополит Мелетий (Метаксакис), архим. Хризостом (Пападопулос), ректор Семинарии, профессор афинского университета, кот. впоследствие возглавил Элладскую Церковь и ввел в ней новый стиль, и Хамилкар Аливизатос, директор церковного отдела греческого министерства религии и образования. Со стороны англикан было 10 участников епископы и профессора дух. семинарий (один из них епископ Дарлингтон был главой комиссии по диалогу с Прав. Церковью, кот. состояла из 110 епископов).
Англиканский епископ Куртней начал конференцию с заявления, что не следует говорить о том, что нас объединяет, это и так известно, а давайте поговорим о том, что нас разъединяет и задал первый вопрос:
«Ваше Высокопреосвященство, признаете ли вы законными англиканские хиротонии?»
Митр. Мелетий, после красноречивых описаний страданий Православного Востока под игом мусульман, дал понять своим англиканским слушателям, что полный диалог возможен только при полном освобождении христиан Востока от ига ислама, затем извинившись своей необразованностью, предоставил архим. Хризостому ответить на поставленный вопрос. О. Хризостом объяснил, что наиболее подробно этот вопрос был изучен русским доктором богословия профессором Соколовым и греческим богословом Андрустосом. Профессор Соколов пришел к выводу, что англиканские хиротонии должны стать общепризнанными, но взгляд этот не был принят Русским Св. Синодом. Далее он заметил: «На сегодняшний день среди греков повсюду бытует мнение, что исторический факт законности рукоположения первого англиканского епископа Паркера должен быть признан каноничным вне сомнения…» Затем архим. Хризостом, с оговоркой, что митроп. Мелетий не согласен с постановкой этого вопроса, спросил — готова ли Англиканская Церковь признать таинство священства одним из семи таинств, ибо из 39 членов «символа веры» Англиканской Церкви не совсем понятно признает ли его Англ. Церковь за таинство. «…В этом главная причина того, что Греческая Церковь пока воздерживается от формулирования своего мнения по этому вопросу». Тут митр. Мелетий подробно объяснил, что у православных архиерейские Соборы обладают беспрекословным авторитетом только в том случае если они согласованы с совестью Церкви и церковного народа, проиллюстрировав свою мысль примерами Флорентийского Собора, на кот. один св. Марк Ефесский явился выразителем совести Церкви и Евсевия Кессарийского, кот. оставаясь арианином подписал Православный Символ Веры, «ибо он сознавал необходимость находится в согласии с совестью Церкви и своего народа…».
Англ. епископ Коуртней тогда спросил: «Ваше Высокопреосвященство, можете ли вы на будущем Соборе поставить вопрос о признии законность наших хиротоний, с условием если Англиканская Церковь официально объявит священство таинством». Митрополит: «Если всеблагий Бог благословит наш труд, и произойдет единение, смогут ли тогда ваши епископы заявить, что для них (39 членов) просто исторический документ?»
Еп. Коуртней: «Да».
Митрополит: «Это очень радостно слышать, потому что тут с нами два очень образованных богослова, которые преподают и читают лекции, и они оповестят всех о ваших взглядах и помогут изжить ошибочные мнения».
На втором заседании православные участники совещания были ознакомлены с документом, в котором излагались изследования русских богословов об истории и догматике англиканства.
Прочитав этот документ митр. Мелетий сказал: «… Впервые я имел возможность познакомиться с взглядами Русской Церкви по этому вопросу. И теперь, узнав, что этот вопрос уже поднимался между англиканским и православным духовенством, и что учение Англиканской Церкви в сущности не противоречит православному, великая радость наполнила мое сердце…».
На втором заседании Конференции был затронут вопрос филиокве. Объяснив, что англикане верят в исхождение Св. Духа от Отца также как и православные и под словами: «от Отца и Сына исходящего» понимают то, что Дух Святой исходит от Отца и подается через Сына согласно православному учению, епископ Коуртней спросил: «Смогли бы Вы, Ваше Высокопреосвященство, на будущем соборе, обсуждающем этот вопрос, передать о нашем праве употреблять старую формулировку, но со значением которое бы от нас требовалось?»
На что митрополит ответил: «Это бы удовлетворило епископов, но никогда не найдет понимания в народе. Если Англиканская Церковь принимает это так же как и мы, и вкладывает тот же смысл, как и мы, почему в ее духе протеста против Римской Церкви, она по прежнему держится этой формулировки? Мы не понимаем почему мы должны согласиться с трактовкой, но по прежнему придерживаться формулировки, когда опустив эти слова мы бы встали на одну общую позицию, которой придерживалась Церковь во времена Первого Вселенского Собора. Мы должны иметь ввиду, что тут стоит вопрос о соединении миллионов верующих. Если уберем эти слова, то американцы и англичане будут возмущены, если они будут оставлены, то миллионы членов Греческой Церкви будут возмущены. Если обе стороны должны быть убеждены, то видимо лучше убеждать тех, которые легче могут усвоить объяснения. Англичане лучше понимают объяснения, тогда как восточные народы не вполне способны усвоить эту идею».
На это профессор Холл заметил: «Филиокве появился не в Риме, а в Испании и был принят на Соборе в Хатфильде, в Англии, в 680 г., более столетия до того, как он были принят Римом… Если мы откажемся от употребления филиокве, то только от смысла, который вкладывается в приставку… Мы находим употребление филиокве особенно полезным для ограждения себя от нападок унитариев. Потому что это подчеркивает вечное равенство Отца и Сына, Их единосущие… Третий Вселенский Собор запретил добавлять или убавлять что-либо из Символа Веры… Дабы сохранить Веру, но когда Запад столкнулся с ересью арианства, то он добавил эти слова ради сохранения веры в Символ Веры, т.ч. хоть это нарушает букву постановленя Собора, но сохраняте дух его». Епископ Коуртней спросил: «Послужит ли сохранение приставки препятствием для соединения с греками?» Митрополит: «Я буду готов объяснить, что учение Англиканской и Православной Церквей о исхождении Духа Святого во всем согласны. На большее я не уполномочен». На этом конференция окончилась.
(Report of an Unofficial Conference on Unity Between Members of the Episcopal Church in America and His Grace, Meletios Metaxakis, Metropolitan of Athens, And His Advisers. October 26, 1918. New York: Department of Missions, 1920).
1918: Всероссийский Собор к прежним четырем поводам для расторжения брака (прелюбодеяние, добрачная неспособность, ссылка с лишением прав состояния и безвестная отлучка) добавил новые: уклонение от православия; неспособность к брачному сожительству, наступившую в браке; посягательство на жизнь, здоровье и честное имя супруга; вступление в новый брак при существовании брака с истцом; неизлечимую душевную болезнь; сифилис, проказу и злонамеренное оставление супруга.
1918: Всероссийский Собор постановил, что возраст постригаемого в монашество — должен быть не моложе 25 лет, для пострига послушника в более раннем возрасте требовалось благословение епархиального архиерея. На основании 4 правила Халкидонского, 21 правила VII Вселенского и 4 правила Двукратного Соборов монашествующим предписывалось до конца жизни нести послушание в тех монастырях, где они отреклись от мира. Определение восстанавливало древний обычай избрания настоятелей монастырей братией, епархиальный архиерей в случае одобрения избранного представлял его на утверждение Священного Синода. Такой же порядок вводился и для поставления настоятельниц женских обителей. Казначей, ризничий, благочинный и эконом должны назначаться епархиальным архиереем по представлению настоятеля. Эти должностные лица составляют монастырский совет, помогающий настоятелю в управлении хозяйственными делами обители. Поместный Собор подчеркнул преимущества общежительства перед особножительством и рекомендовал всем монастырям по возможности вводить у себя общежительный устав. Важнейшая забота монастырского начальства и братии — строго уставное богослужение, «без пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаемое словом назидания».
Собор высказался о желательности иметь в каждой обители для духовного окормления насельников старца или старицу, начитанных в Священном Писании и святоотеческих творениях и способных к духовному руководству. В мужских монастырях духовник должен избираться настоятелем и братией и утверждаться епархиальным архиереем, а в женских — назначаться епископом из числа монашествующих пресвитеров. Всем монастырским насельникам Собор предписывал нести трудовое послушание. Духовно-просветительное служение монастырей должно выражаться в уставном богослужении, духовничестве, старчестве и проповедничестве.
1918: Всероссийский Собор, опираясь на апостольские наставления о высоте священнического служения (1 Тим. 3. 2, 12; Тит. 1. 6) и на святые каноны (3 правило Трулльского Собора и др.), вынес определения, ограждающие достоинство священного сана, подтвердив недопустимость второбрачия для вдовых и разведенных священнослужителей и невозможность восстановления в сане лиц, лишенных его приговорами духовных судов. Другим определением Собор снизил возрастной ценз для безбрачных кандидатов священства, не состоявших в монашестве, с 40-летнего, установленного прежде в Русской Церкви, до 30 лет.
1918: Традиционалист, глава Элладской Церкви, архиепископ Феоклит Афинский был неканонично низложен «за подстрекательство к анафематствованию Елевферия Венизелоса» (греч. премьер-министра). Двумя годами позже Феоклит был оправдан. Но дело было сделано — племянник Венизелоса митрополит Мелетий (Метаксакис) был срочно вызван из Америки и интронизирован как архиепископ Афинский в ноябре 1918 г.
1918: С 1 по 20 ноября в Томске проходило Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволожья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на этой территории, не подконтрольной советской власти и занятой впоследствии войсками адмирала А. В. Колчака.
Почетным председателем Совещания был избран митрополит Казанский Иаков (Пятницкий), а председателем — архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский). В обращении к пастве участников совещания отсутствовали политические оценки положения в стране, а сам созыв совещания объяснялся тем, что вследствие гражданской войны «Сибирь и весь восток православной России оказался отрезанным от Москвы и пребывающих в ней Всероссийского святейшего патриарха и при нем Высшего церковного управления. Прекращение общения со святейшим патриархом для нас началось с мая месяца настоящего года и неизвестно, когда оно может быть восстановлено…» Исходя из необходимости организации и регулирования церковной жизни на этих территориях, отрезанных от высшей церковной власти, совещание образовало ВВЦУ во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). Руководящее ядро в ВВЦУ Сибири помимо председателя составляли: епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), архиепископ Симбирский Вениамин и профессор П. А. Прокопьев. Совещание также постановило, что ВВЦУ «учреждается впредь до соединения и восстановления отношений с патриархом», которому оно обязано дать отчет по прекращении своей деятельности. Окончательно же ВВЦУ было оформлено лишь на Сибирском Поместном Соборе, состоявшемся в Омске после Колчаковского переворота, когда было свергнуто правительство членов Учредительного собрания.
По настоянию Верховного правителя Сибири адмирала А. В. Колчака местонахождение ВВЦУ было определено в Омске и оно «сношалось с правительством не непосредственно, а через министра исповеданий», которому вменялось в обязанность «направлять деятельность ВВЦУ». А. В. Колчак, разделявший идею устройства в России государства на теократических началах, рассчитывал, что Православная Церковь, соединенная с авторитарной системой власти, близкой настроениям русского крестьянства, поможет ему стабилизировать и контролировать политическую ситуацию в Сибири. Адмирал полагал, что идея защиты православия и исконных духовных национально-патриотических традиций может привлечь на его сторону не только крестьянство, но и всю нацию. В связи с этим он говорил: «Ослабла духовная сила солдат. Политические лозунги, идеи Учредительного собрания и неделимой России больше не действуют. Гораздо понятнее борьба за веру, а это может сделать только религия». Из 3.5 тыс. священнослужителей, находившихся на территории, занятой войсками адмирала А.В. Колчака, около 2 тыс. человек составляло военное духовенство, бывшее в его армии. Ее «православной солью» были Полки Иисуса и Богородицы, созданные Сибирским ВВЦУ и, в частности, епископом Уфимским Андреем. В 1919 г. большевицкий журнал «Революция и церковь» писал о них как об обычных военных формированиях, отличавшихся от других подразделений нашитым на мундире восьмиконечным крестом: «Солдаты этих полков, как описывают очевидцы, наряжены в особую форму с изображением креста. Впереди полков идут… с пением молитв и лесом хоругвей облаченные в ризы и стихари служители культов. Состоят эти полки из наиболее… фанатично настроенных солдат колчаковской армии». Также были в белом строю проповеднические отряды, руководимые главой ВВЦУ архиепископом Омским Сильвестром. (История РПЦЗ. Вл. Черкасов-Георгиевский).
1918: 1 декабря в Белграде было провозглашено «Королевство сербов, хорватов, словенцев».
1918: 17−18 декабря, после захвата Киева петлюровцами, были арестованы митрополит Антоний Киевский, архиепископ Евлогий Волынский, епископ Никодим Чигиринский (новомученик), архим. Виталий (Максименко) и иеромонахи Николай и Тихон. Узников передали в руки польских властей, которые заключили их в униатский монастырь в Бучаче. В заключении они пробыли 5 месяцев, за это время владыка Антоний успел написать свой «Опыт православного христианского катехизиса», «Словарь к творениям Достоевского» и несколько служб и акафистов. В августе 1919 г. Киев был освобожден Добровольческой армией. Вся русская церковная и светская общественность города приняла самые энергичные меры, чтобы добиться от правительства Антанты оказать влияние на Польское правительство и заставить его освободить из плена русских архиереев. Вскоре они были освобождены и владыка Антоний смог вернулся на свою кафедру. (Жизнеоп. митр. Антония…)
1918: К концу года от рук безбожников в России претерпели мученическую смерть: митрополит Киевский Владимир, 8 епископов, около 200 священников, 300 дьяконов, 400 монашествующих и было закрыто 26 монастырей.
1918: «Румыния, Трансильвания, и Буковина объединились в единое национальное государство — Румынию. Большой вклад в создание союзного государства внесла Румынская Православная Церков. В октябре, с благословения патриарха Тихона архиеп. Кишиневский Анастасий (Грибановский), буд. глава РПЦЗ, выехал из Москвы, где он принимал участие в Всероссийском Соборе, в Одессу в надежде восстановить прерванные отношения с Бессарабией, захваченной румынами. К тому времени он был членом Св. Синода и одновременно Высшего Церк. Совета. Возвращение в Кишинёв оказалось, однако, для него невозможным, ввиду усиленной румынизации, которую стало проводить румынское правительство, и особенно вследствие поставленного румынской церковной и гражданской властью категорического требования выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишинёвской епархией, в состав Церкви Румынской, на что отнюдь не соглашался Святейший патриарх Тихон и что было неприемлемо и для самого архиепископа Анастасия, не желавшего порывать канонической связи с матерью-Церковью». (Архиеп. Аверкий, Жизнеописание митр. Анастасия).
1918: В декабре на Всероссийском Соборе после обсуждения вопроса о выборах архиереев на вдовствующую кафедру было принято следующее определение: «Архиереи округа или при отсутствии округов Священный Синод Российской Церкви составляют список кандидатов, в который после канонического одобрения, включаются и кандидаты, указанные епархией. По обнародовании в епархии списка кандидатов архиереи округа или архиереи, назначенные Священным Синодом, клир и миряне епархии совместно производят… выборы кандидата, голосуя одновременно всех… причем получивший не менее 2/3 голосов считается избранным и представляется на утверждение высшей церковной власти. Если никто из кандидатов… не получит указанного большинства голосов, то проводится новое голосование… и высшей церковной власти представляются кандидаты, получившие не менее половины избирательных голосов».