Русская неделя | Монах Вениамин (Гомартели) | 12.01.2008 |
1917: В феврале епископ Никодим Чигиринский вместе со своими единомышленниками потребовал от Государя роспуска Государственной Думы, за что попал в немилость и был сослан в Саратов, но по настоятельному ходатайству светских и церковных деятелей Киева через три месяца был возвращен на прежнее место.
1917: 2 марта (ст. ст.), Псков. После безсонной ночи проведенной в молитве, Государь Император Николай Александрович Романов отрекся от престола Российской Империи в пользу брата Великого князя Михаила Александровича. Из дневника Государя 2 марта 1917 года: «…Рузский… прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т.к. с ним борется соц.-дем. партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 ½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился… Кругом измена и трусость, и обман!»
В тот-же день в селе Коломенском, под Москвой, Пресвятая Богородица явилась крестьянке Евдокии Адриановой и сказала ей: «… пойди в село Коломенское; там есть большая, черная икона, возьми ее и сделай опять красивой, и пусть люди молятся перед ней». После усердных поисков икона была найдена на чердаке коломенского храма. Таким образом была обретена Державная икона Божией Матери, на которой Богородица изображена сидящей на царском троне с короной, скиптром и державой. Многими верующими это чудесное явление Державной иконы было воспринято как знак того, что с отречением Государя скипетр правления державой Российской перешел к самой Пречистой.
1917: 3 марта (ст. ст.) Великий князь Михаил Александрович Романов отрекся от Российского престола впредь до избрания представителей в Учредительное собрание и всенародного решения о новых законах Государства Российского. Власть переходит к учрежденному Думой Временному правительству. Публикация программы Временного правительства: «полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе — террористическим покушениям, военным восстаниям, аграрным преступника…», созыв Учредительного собрания, гарантии политических свобод, продолжение Великой войны до победного конца.
1917: 4 марта архиеп. Андроник Пермский обратился с архипастырским призывом «Ко всем русским православным христианам», в котором, изложив суть Высочайших «Актов» от 2 и 3 марта, охарактеризовал сложившуюся ситуацию в России как «междуцарствие». Призвав всех оказывать всякое послушание Временному правительству, он сказал: «Будем умолять Его Всещедрого, да устроит Сам Он власть и мир на земле нашей, да не оставит Он нас надолго без Царя, как детей без матери. Да поможет Он нам, как триста лет назад нашим предкам, всем единодушно и воодушевлённо получить родного Царя от Него Всеблагого Промыслителя».
Контрреволюционная деятельность пермского архипастыря привлекла к себе внимание обер-прокурора Св. синода, который потребовал от епископа Андроника разъяснений и отчёта о его деятельности, направленной на защиту старого режима и <на восстановление духовенства против нового строя>. Переписка между ними завершилась 16 апреля подробным письмом епископа Андроника, в котором говорилось:
«Узаконяющий Временное правительство акт об отказе Михаила Александровича объявлял, что после Учредительного Собрания у нас может быть и царское правление, как и всякое другое, смотря по тому, как выскажется об этом Учредительное Собрание. Подчинился я Временному правительству, подчинюсь и республике, если она будет объявлена Учредительным Собранием. До того же времени ни один гражданин не лишён свободы высказываться о всяком образе правления для России; в противном случае излишне будет и Учредительное Собрание, если кто-то уже бесповоротно вырешил вопрос об образе правления в России. Как уже неоднократно и заявлял, Временному правительству я подчинился, подчиняюсь и всех призываю подчиняться. Недоумеваю — на каком основании Вы находите нужным обвинять меня „в возбуждении народа не только против Временного правительства, но и против духовной власти вообще“ (Михаил Бабкин, К 86-ой годовщине „бескровной“ февральской революции. Святейший Синод Православной Российской Церкви и революционные события февраля-марта 1917 г., „Клио“. 2002 г. N 2. С. 110−120.)
1917: 5 марта (ст. ст.) в неделю Крестопоклонную, когда должно было совершиться первое воскресное богослужение без упоминания Царя и Царствующего Дома, архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) служил в Успенском кафедральном соборе. Многие пришли, чтобы услышать, что скажет теперь после революции владыка Антоний. В конце литургии он сказал: „Когда мы получили известие об отречении от Престола Благочестивейшаго Императора Николая Александровича, мы приготовились, согласно Его распоряжения, поминать Благочестивейшего Императора Михаила Александровича. Но ныне и он отрекся и велел повиноваться временному правительству, а посему, и только посему, мы поминаем временное правительство. Иначе бы никакие силы нас не заставили прекратить поминовение Царя и Царствующего Дома… Меня спрашивают, почему я не отозвался к ожидающей моего слова пастве о том, кому же теперь повиноваться в гражданской жизни и почему перестали поминать на молитве царскую фамилию.
…Мы должны это делать (повиноваться Временному правительству), во-первых, во исполнение присяги, данной нами Государю Николаю II, передавшему власть великому князю Михаилу Александровичу, который эту власть впредь до Учредительного собрания сдал Временному правительству. Во-вторых, мы должны это делать, дабы избежать полного безвластия, грабежей, резни и кощунства над святынями. Только в одном случае не должно ни теперь, ни в прошлом никого слушать — ни царей, ни правителей, ни толпы: если потребуют отречься от веры, или осквернять святыни, или вообще творить явно беззаконные и греховные дела.
Теперь второй вопрос: почему не молимся за царей? Потому, что царя у нас теперь нет и нет потому, что оба царя от управления Россией отказались сами, а насильно их невозможно именовать тем наименованием, которое они с себя сложили. Если бы царь наш не отказался от власти и хотя бы томился в темнице, то я бы увещавал стоять за него и умирать за него, но теперь ради послушания ему и его брату, мы уже не можем возносить имя его, как Всероссийского Государя. От вас зависит, если желаете, устроить снова царскую власть в России, но законным порядком, чрез разумные выборы представителей своих в Учредительное собрание. А какой это будет законный порядок выборов, о том решат, уже не мы духовные, а Временное Правительство.“ (Пастырь и паства. Харьков, 1917. N 10. Часть неофиц. С. 280−281).». (Письма митр. Антония, стр. 57).
1917: 7 марта в заявлении членов Св. Синода говорилось: «7 марта г. обер-прокурор нам объяснил, что Временное Правительство считает себя облечённым всеми прерогативами царской власти в церковных делах. Он же, обер-прокурор, не то что остаётся фактическим хозяином и начальником, как при прежнем режиме, но оказывается на неопределённое время до созыва Собора и безапелляционным вершителем церковных дел. В виду столь коренной перемены в отношениях государственной власти к Церкви, нижеподписавшиеся не считают для себя возможным оставаться присутствующими в Св. Синоде, сохраняя, конечно, к нему сыновнее послушание и должное повиновение Временному Правительству». Впрочем, через несколько часов авторы заявления изменили своё решение относительно присутствия в Синоде. В последующие дни они продолжали обсуждать сложившееся положение и указали правительству на «неканоничный и незакономерный» образ действий нового обер-прокурора. На этом конфликт между Св. Синодом и Временным правительством был исчерпан. И хотя 10 марта на заседании правительства В.Н. Львовым было высказано предложение о желательности обновления состава членов Синода, но изменения было решено осуществлять постепенно. В тот же день (7 марта) была установлена присяга Временному Правительству. В ней, в частности, говорилось: «Обещаюсь перед Богом и своею совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею Народа при посредстве Учредительного Собрания. В заключении данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижеподписуюсь». 9 марта определением Св. Синода эта присяга была по духовному ведомству объявлена «для исполнения», о чём по всем епархиям были разосланы соответствующие указы. Также, было признано необходимым участие духовенства в церемониях принятия новой присяги. (Михаил Бабкин, ibid).
1917: 7 марта Обращение архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Чичагова) к благочинным г. Твери «по вопросу о перемене государственного строя».:
«Милостию Божиею, народное восстание против старых, бедственных порядков в государстве, приведших Россию на край гибели в тяжёлые годы мировой войны, обошлось без многочисленных жертв, и Россия легко перешла к новому государственному строю, благодаря твёрдому решению Государственной думы, образовавшей Временное правительство, и Совету рабочих депутатов. Русская революция оказалась чуть ли не самой короткой и самой бескровной из всех революций, которые знает история. Поэтому долг и обязанность каждого православного гражданина Русской земли, во-первых, — всемерно и любовно поддержать новую власть во всех её начинаниях по водворению порядка и законности в городах и во всей стране, дабы Временное правительство могло скорее приступить к созыву Учредительного собрания, которое определит решение народное о новой форме правления в России, и довести великую мировую войну до победоносного конца, а во-вторых, — всенародно вознести в храмах в ближайшее воскресенье, 12 марта, благодарение Господу Богу за предотвращение бесполезного, не допустимого в христианстве кровопролития и поддержание достойнейших русских людей, вошедших в состав нового Временного правительства во дни неожиданного переворота, с провозглашением многолетия Богоспасаемой Российской Державе и правителям государства…» (Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1917. N 9−10. Часть офиц. С. 75−76.)
1917: 9 марта. Обращение Св. Синода ко всем чадам Православной Российской Церкви по поводу отречения Николая II и отказа Вел. Князя Михаила воспринять власть до решения Учредительного Собрания.
«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.
Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.
Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения». Подписали Члены Синода: Владимир, митр. Киевский; Макарий, митр. Московский; Сергий, арх. Финляндский; Тихон, арх. Литовский; Арсений, арх. Новгородский; Михаил, арх. Гродненский; Иоаким, арх. Нижегородский; Василий, арх. Черниговский; протопресв. Александр Дернов.
(Церк. Вед., 1917, N 9−15, стр. 57).
1917: 12 марта (ст. ст.) без согласия Св. Синода Русской Церкви, вопреки протестам экзарха Грузии архиепископа Платона группа грузинских епископов провозгласила автокефалию Грузинской Церкви. Местоблюстителем Католикоса поставлен был Леонид (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский. Эта автокефалия не признавалась Русской Церковью до 1943 г. В официальном документе собора грузинских архиереев по этому случаю говорилось: «1917 года, марта 12, в воскресенье, мы, архипастыри Грузинской Церкви, клир церковный и представители мирян, собравшись во Мцхете в католикосском всей Грузии храме Двенадцати Апостолов, по совершении Литургии… приняв во внимание, что
1) в Грузинской Церкви, имевшей согласно с канонами Вселенских Соборов автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление, и что
2) в России установилась новая форма государственного управления, в которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида, епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц» (свящ. В. Егоров. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917, с. 9).
1917: 19 марта. Из воззвания к воинам от лица архиепископа Ярославского Агафангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры г. Ярославля: «Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной свободы. Зажглась заря яркого солнышка, которое несёт счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод — свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенародного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось ко всем верным сынам её с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России. Это — клич лучших русских людей. Это — клич избранников народных. Это — клич преданных Отчизне её сынов…» (Ярославские епархиальные ведомости. Ярославль, 1917. N° 11−16. Часть неофиц. С. 122−123.)
1917: 20 марта. Постановление Св. Синода об увольнении на покой: митр. Петроградского Питирима (Окнова), митр. Московского Макария (Невского), арх. Тобольского Варнавы (с назначением еп. Гермогена), арх. Сарапульского Амвросия. В дальнейшем уволено еще восемь архиереев, поставление которых было связано с влиянием Распутина. В управление Московской епархией временно вступил епископ Иоасаф (Дмитровский), (Церк. Вед., 1917, N 9−15, стр. 69−70).
1917: 26 марта архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) на пастырском собрании в Новгороде говорил: «…2 марта подписан акт об отречении бывшего императора от престола. И мы стоим перед совершившимся фактом. Царствование дома Романовых прекратилось… Двести лет православная церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор!»
(Новгородские епархиальные ведомости. Новгород, 1917. N8. Часть неофиц. С. 322.)
1917: В марте епископ Уфимский Андрей (кн. Ухтомский) писал: «Отречение от престола Николая II освобождает его бывших подданных от присяги ему. Но кроме того, всякий православный христианин должен помнить слова одного церковного песнопения, что „если ты клялся, но не о добре клялся, то лучше тебе нарушить клятву“, чем сотворить зло (из службы на день Усекновения главы Иоанна Предтечи). Об этом я писал в „Размышле-нии на 9 февраля 1916 года“, когда указывал на великий церковно-гражданский подвиг митрополита, святителя московского Филиппа, в своей совести нашедшего опору для обличения беззакония Грозного. Итак, вопрос о присяге для смущённых и немощных совестей вполне отпадает.
…Самодержавие русских царей выродилось сначала в самовластие, а потом в явное своевластие, превосходившее все вероятия… и вот рухнула власть, отвернувшаяся от Церкви. Свершился суд Божий… Освободилась от гнёта государства Христова соборная Церковь.»
(Уфимские епархиальные ведомости. Уфа, 1917. N5−6. Отдел неофиц. С. 138−139.)
1917: В марте Российское правительство прекратило субсидировать Американскую епархию. Правящий архиепископ Евдоким (Мещеряков) уехал на Всероссийский Собор, оставив заместителем своего викария епископа Канадского Александра (Немоловского), не отличавшегося ни авторитетом, ни административными способностями. В Америке началась затяжная смута. Протоиерей Иоанн Кедровский с группой единомышленников священников-обновленцев попытался отстранить от управления епархией епископа Александра и взять власть в свои руки «без подчинения императорской власти или архиерейским указам».
1917: 7 апреля (ст. ст.) в Троице-Сергиевой Лавре по распоряжению Временного правительства был подвергнут домашнему аресту бывший митрополит Московский Макарий (Невский). Он приготовил к печати воззвание к русским иерархам с просьбою признать его увольнение на покой недействительным и снова восстановить его на Московской кафедре. Накануне Пасхи он приехал из Троице-Сергиевой Лавры в Москву с нарочным письмом для вручения под расписку одному из секретарей Московской Консистории. В этом письме митрополит заявляет, что ввиду прекращения возношения его имени большинством духовенства Московской епархии, он объявляет все это духовенство запрещенным в священнослужении с 10 апреля. Запрещение было отложено до 10 апреля лишь ввиду праздника (Светлая седмица). («Русское слово» 8/21 апр. 1917 г.). О выступлении бывшего митрополита Макария секретари Консистории донесли обер-прокурору Синода В. Н. Львову, который телеграммой выразил секретарям Консистории благодарность за их энергию и правильное понимание сознания высокой ответственности перед Родиной и Временным Правительством. В духовных кругах Москвы поднят был вопрос о желательности удаления бывшего митрополита из пределов Московской епархии. Указывалось, что митр. Макарий может внести смуту среди духовенство и мирян. Кроме того, он не подчинился отданному относительно него распоряжению. Ему был назначен для жительства Николо-Угрешский монастырь, а он вместо этого очутился в Троице-Сергиевой Лавре". («Царю Небесному и земному верный: митр. Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-„Невский“)», Татьяна Гроян. сс. CXCV-CXCVI).
1917: 15 апреля (ст. ст.) в зал заседаний Св. Синода вошли обер-прокурор В. Н. Львов с группой чиновников и военных. Революционный обер-прокурор, служивший прежде в кавалергардском полку, громко скомандовал: «Прошу встать! Объявляю указ Временного правительства» — и зачитал распоряжение о прекращении зимней сессии Синода и об увольнении его членов: митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), архиепископов Литовского Тихона (Белавина), Новгородского Арсения (Стадницкого), Гродненского Михаила (Ермакова), Нижегородского Иоакима (Левицкого), Черниговского Василия (Богоявленского), протопресвитеров Александра Дернова и Георгия Шавельского, — всех, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов и присутствующих на летнюю сессию. На летнюю сессию вызваны были экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Николай Любимов, настоятель Успенского собора Московского Кремля, профессора протоиереи Александр Смирнов и Александр Рождественский, протоиерей Феодор Филоненко. (прот. В. Цыпин…)
1917: 29 апреля (ст. ст.) Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке, обновленческие настроения охватили часть мирян и клириков, особенно псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже вовсе отменить институт монашества. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались неизбранными. На покой были уволены: архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Калужский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий). Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Увольнение архиепископа Владимирского Алексия (Дородницына) оправдывалось его прежней близостью к Распутину, остальных обвинили в приверженности к самодержавной власти.
1917: 13 мая архиеп. Сев. Американский Евдоким (Мещерский) и его викарии еп. Александр (Немоловский) и еп. Алексадр (Дзюбай) хиротонисали сирийца архим. Афтимия (Офиеша) во епископы Бруклина, вместо скончавшегося (в 1915 г.) главы сиро-арабской миссии епископа Рафаила (ныне прославленного Антиохийской Церковью).
1917: 10 июня, в виду нежелания Греческого короля Константина нарушать нейтралитет и переходить на строну Антанты, верховный комиссар держав Жоннар после совещания в Салониках с б. премьер-министром Греции Венизелосом и командующим союзными войсками генералом Саррайлем потребовал в 24 часа отречения короля Константина от престола.
1917: 12 июня греческий король Константин под давлением Антанты и, восставшего против него, премьер-министра Елевферия Венизелоса отрекся от престола в пользу своего младшего сына Александра. Преданные королю греческие войска готовы были к восстанию, но король в своем манифесте об отречении призывал народ к мирной передаче власти: «Дабы моя жертва не прошла даром, я умоляю вас, ради любви к Богу, любви к нашей стране, если вы любите меня, сохранять абсолютный порядок и дисциплину, малейшее уклонение от которой, даже с благим намерением, может явиться причиной великой катастрофы» (Source Records of the Great War, Vol. V, ed. Charles F. Horne, National Alumni 1923). Вскоре король покидает Грецию и уезжает в Швейцарию.
1917: 16 июня Элефтериос Венизелос вновь становится премьер-министром Греции. Он тут же созывает Архиерейский Синод, дабы осудить отлучившего его год до этого от Церкви Главу Элладской Церкви митр. Феоклита I. Синод явился послушным орудием в руках Венизелоса и митр. Феоклит был смещен, вместе с ним был лишен кафедры сочувствующий ему еп. Арсений Ларисский и некоторые др. архиереи, принимавшие участие в отлучении Венизелоса, были наказаны. Во главе Церкви ставится племянник Венизелоса митроп. Мелетий Метаксакис. Таким образом Греция полностью оказалась в руках двух уроженцев Крита (Eleftherios Venizelos: The Trials of Statesmanship By Paschalis Kitromilides).
1917: 29 июня сторонник Антанты Венизелос объявляет войну Германии и ее союзникам.
1917: 14 июля новым Св. Синодом были изданы временные правила об управлении приходами на Кавказе, сохранившими верность Церкви Русской. Епископом в Тбилиси был назначен преосв. Феофилакт. Однако грузинские иерархи были против изъятия из ведения Католикосата негрузинских приходов, и епископ Феофилакт вскоре был удален из Грузии. Назначенный в качестве Экзарха Кавказского митрополит Кирилл (Смирнов) не был допущен в столицу Грузии. Произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами, который продолжался 25 лет, до избрания в 1943 г. патриарха Сергия.
1917: Телеграмма Таврического епархиального съезда А.Ф. Керенскому: «Идейный вождь трудовой России и воевода народной армии и флота Александр Фёдорович. Тебе вверена защита интересов трудящихся, тебе вверена защита родной Руси от жестокого врага демократии всего мира. Стой же твёрдо, честный борец, за тобой идёт вся трудовая Россия. Кликни клич, Минин земли Русской, — мы же клир и миряне Тавриды приветствуем в лице твоем армию и флот, несём тебе всю утварь, всё золото и драгоценности церкви и всё, что имеем, а ты, вперив очи орлиные, зорко блюди интересы государственной свободной Руси.» (Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917. N34. С. 4.)
1917: 25 июля (ст. ст.) обер-прокурором Синода вместо Львова был назначен А. В. Карташов, в прошлом доцент Петроградской Духовной Академии, впоследствии преподаватель св. Сергиевского богословского института в Париже, автор нескольких капитальных трудов по истории Церкви.
1917: Летом «…Грузинская Церковь направила в Святейший Русский Синод особую депутацию, чтобы она известила Святейший Синод о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви и приветствовала бы его, Русский Синод устами архиепископа Финляндского Сергия заверил, „что русскому церковному сознанию никогда не была чужда мысль о необходимости возвратить Грузинской Церкви ее прежнее устроение…. Если эта мысль до сих пор не находила осуществлении, то этому были особые“, независящие от церковных деятелей, причины, но „теперь, в дни общей освободительной весны, русское церковное сознание готово приветствовать исполнение… давнишней мечты“ православных грузин и русские иерархи надеются, „что Бог все устроит во благо, что некоторые шероховатости в этом деле сгладятся“ и что на предстоявшем Поместном Соборе Русской Православной Церкви должна была состояться братская встреча представителей двух Церквей для нахождения пути к взаимному пониманию». (Из послания католикоса Леонида патриарху Тихону 5 авг. 1919 г.).
1917: Поставление Св. Синодом на Московскую кафедру арх. Литовского Тихона, «избранного свободным голосованием клира и мирян Московской епархии». (Церк. Вед., 1917, N 28, стр. 11).
1917: По требованию турецкого военного правителя Палестины Джималя паши патриарх Дамиан Иерусалимский с некоторыми членами Священного Синода вынужден был покинуть Иерусалим и обосноваться в Дамаске.
1917: 5 августа (ст. ст.) Временное правительство вовсе упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий, назначив министром А. В. Карташова.
1917: 15 августа (ст. ст.) — начало Всероссийского Поместного Собора, первые заседания прошли в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Это был самой многочисленный Собор в истории Русской Церкви, и первый Собор со времен реформ Петра I. В Соборе приняли участие все члены Св. Синода, каждая епархия прислала 6 представителей — правящего епископа, двух священников и трех мирян, от русского монашества было 12 представителей, плюс настоятели 4 лавр и 4 крупнейших монастырей, от армии и флота 15 мирян и 10 священников, от единоверцев — 11 представителей, Академия наук и 11 университетов прислали по одному представителю от каждого учебного заведения, 6 представителей от Государственной Думы и Государственного совета, а также представители автокефальных церквей считались активными членами Собора. Всего в Соборе приняли участие 584 члена, 68 из которых были епископы. Архиепископ Антоний (Храповицкий), ввиду своего «ухода» на покой по требованию временного правительства, был избран членом Собора как представитель русского монашества. На следующий день после открытия Собора, путем народного голосования Харьковской епархии, он был вновь выбран в правящие архиереи.
1917: В сентябре грузинское духовенство и паства избрали Католикосом всей Грузии епископа Кириона (1917−1918), по национальности грузина, и приступили к учреждению новых митрополичьих и епископских кафедр, и возведению на них новых епископов. К этому году в Грузии было 2, 455 церквей.
1917: 25 октября/7 ноября после штурма зимнего дворца, было свержено Временное правительство, Ленин на II Съезде советов провозгласил власть советов.
1917: 28 октября (ст. ст.) Всероссийский Собор вынес историческое решение:
1. В Русской Православной Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.
1917: 30 октября (ст. ст.) начались выборы патриарха, проведен был первый тур тайного голосования. В результате архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) получил 101 голос, архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) — 27 голосов, митрополит Московский Тихон (Белавин) — 23, митрополит Тифлисский Платон (Рождественский) — 22, архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) — 14, митрополит Киевский Владимир, архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский), протопресвитер Георгий Шавельский — по 13 голосов, архиепископ Владимирский Сергий (Страгородский) — 5, архиепископ Казанский Иаков (Пятницкий), архимандрит Иларион (Троицкий) и А. Д. Самарин, бывший обер-прокурор Синода, — по 3 голоса. Другие архиереи получили по два или одному голосу.
1917: 31 октября жертвой революционного безумия стал первомученик русского духовенства протоиерей Иоанн Кочуров. О. Иоанн служил в Екатерининском соборе Царского Села. 30 октября настоятель Екатерининского собора о. Н. Смирнов, о. Иоанн и о. Стефан Фокко организовали в Царском Селе крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной войны. На следующий день в Царское Село вступили большевистские войска. За участие в крестном ходе отца Иоанна арестовали, отвели на окраину города, и там расстреляли. В 1981 г. он был прославлен РПЦЗ в сонме Новомучеников Российских, и в 1994 г. РПЦ МП.
1917: 5 ноября (ст. ст.) состоялось избрание патриарха путем жребия из трех кандидатов — архиеп. Антония, архиеп. Арсения и митр. Тихона.
При чтении Апостола из Успенского собора в сопровождении митрополита Платона была внесена Владимирская икона Божией Матери. По окончании литургии и молебного пения митрополит Владимир вынес ковчежец с именами кандидатов на амвон, благословил им народ и снял с него печати. Из алтаря вышел, почитаемый в народе, старец Зосимовской пустыни иеросхимонах Алексей. Митрополит Владимир благословил его. Отец Алексей, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение. Затаив дыхание, все ждали изъявления воли Божией о новом первосвятителе Русской Церкви. Помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос! Аксиос! Аксиос!» — повторили за ним народ и духовенство.
1917: 15 ноября (ст. ст.) Собор приступил к обсуждению доклада «О правовом положении Церкви в государстве».
В окончательном виде определение Собора гласило:
1. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство…
2. Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти.
3. Постановления и узаконения, издаваемые для себя православной Церковью… равно и акты церковного управления и суда, признаются государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы.
4. Государственные законы, касающиеся православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью…
5. Действия органов православной Церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебно-административном и судебном порядке.
6. Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными.
7. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь. Последний пункт определения касался имущественных отношений. Все, что принадлежало «установлениям православной Церкви, не подлежит конфискации и отобранию, а самые установления не могут быть упразднены без согласия церковной власти».
1917: 18 ноября (ст. ст.) Собор возобновил обсуждение вопроса об организации высшего церковного управления. Решено было, что управление церковными делами принадлежит «Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим церковным советом». Священный Синод должен состоять из председателя (Патриарха) и 12 членов: Киевского митрополита (постоянно), шести архиереев, избираемых Поместным Собором на 3 года, и пяти архипастырей, вызываемых по очереди на один год по одному из каждого округа. Для вызова в Священный Синод все епархии Русской Церкви были объединены в пять округов: Северо-Западный, Юго-Западный, Центральный, Восточный и Сибирский. В состав Высшего церковного совета (ВЦС), по определению Собора, входят Патриарх (председатель) и 15 членов: 3 иерарха по избранию Священного Синода, один монах — по избранию Собора, пять клириков из белого духовенства и шесть мирян. В равном количестве с членами Синода и Высшего церковного совета избираются их заместители.
В ведение Священного Синода отнесены были дела, касающиеся вероучения, богослужения, церковного управления и дисциплины, общий надзор над духовным просвещением. Высший церковный совет должен был заниматься по преимуществу внешней стороной церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-хозяйственных дел, ревизией и контролем. Особо важные дела: по защите прав и привилегий Церкви, по открытию новых епархий, по открытию новых духовных школ, по подготовке к предстоящему Собору, а также утверждение сметы расходов и доходов церковных учреждений — подлежали рассмотрению соединенного присутствия Священного Синода и Высшего церковного совета.
Согласно принятому определению, Патриарх пользуется правом посещения всех епархий Российской Церкви, поддерживает сношения с автокефальными православными Церквами по вопросам церковной жизни, имеет долг печалования перед государственной властью, дает архиереям братские советы, принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход, имеет высшее начальственное наблюдение за всеми центральными учреждениями при Священном Синоде и Высшем церковном совете. Имя Патриарха возносится за богослужением во всех храмах Российской Церкви. В случае кончины Патриарха его место в Священном Синоде и Высшем церковном совете заступает старейший из присутствующих в Синоде иерархов, а единственным наследником имущества является патриарший престол.
1917: 21 ноября (ст. ст.), на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась интронизация патриарха Тихона.
1917: 29 ноября (ст. ст.) на Всероссийском Соборе была оглашена выписка из определения Святейшего Синода о возведении в сан митрополита виднейших архиепископов: Харьковского Антония, Новгородского Арсения, Ярославского Агафангела, Владимирского Сергия и Казанского Иакова.
1917: 2 декабря на территории Бессарабии под влиянием левых фракций краевой совет Бессарабии провозгласил образование Молдавской Народной Республики и заявил о ее вхождении в состав будущей Российской Федерации. Ввиду начавшихся переговоров Советской России с немцами такое решение обеспокоило страны Антанты и с одобрения Франции в декабре Румыния ввела свои войска на территорию Бессарабской провинции бывшей Российской империи.
1917: 6 декабря финский парламент объявил независимость Финляндии, которая 31 дек. была признана декретом Совнаркома.
1917: 9 декабря английские войска взяли Иерусалим, на этом кончилось многолетнее владычество Оттоманской империи в Палестине, и она попала под власть Британского мандата.
1917: 9 декабря (ст. ст.) состоялось последнее заседание первой сессии Поместного Собора Российской Православной Церкви. На последних заседаниях, перед роспуском на Рождественские каникулы, Собор избирал высшие органы церковного управления: Священный Синод и Высший церковный совет. Киевский митрополит Владимир вошел в Синод как его постоянный член, членами Синода были избраны получившие наибольшее количество голосов митрополиты — Новгородский Арсений, Харьковский Антоний, Владимирский Сергий, Тифлисский Платон; архиепископы — Кишиневский Анастасий, Волынский Евлогий. Заместителями членов Синода без отдельного голосования стали те кандидаты, которые по количеству голосов следовали за избранными в Синод: епископ Вятский Никандр (Феноменов), архиепископ Таврический Димитрий, митрополит Петроградский Вениамин, архиепископ Могилевский Константин (Булычев), архиепископ Тамбовский Кирилл, епископ Пермский Андроник. В Высший церковный совет Собор избрал от монашествующих архимандрита Виссариона; от клириков из белого духовенства — протопресвитеров Георгия Шавельского, Николая Любимова, протоиерея А. В. Санковского, протоиерея А. М. Станиславского, псаломщика А. Г. Кулешова; от мирян — профессора С. Н. Булгакова, А. В. Карташова, профессоров И. М. Громогласова, П. Д. Лапина, С. М. Раевского, князя Е. Н. Трубецкого.
1917: 15 декабря. Патр. Тихон послал приветственную телеграмму королю Великобритании по случаю взятия Иерусалима английскими войсками. «Петроград. Великобританскому послу. Всероссийский Церковный Собор просит Вас передать Его Величеству, королю Англии, поздравление и радость Православного русского народа по поводу великого события в жизни всего христианского мира, взятия Иерусалима войсками Его Величества. Да благословит Господь начало освобождения Святой земли от иноверного владычества. Уповаем, что отныне великие христианские святыни навсегда останутся в обладании христиан». (Цит. по Л. Регельсон…: Церк. Вед., 1918, N 17−18).
1917: 29 декабря (ст. ст.) патриарх Тихон выпустил указ по вопросу автокефалии Грузинской Церкви. Он писал, что Грузия более ста лет назад соединилась с Россией и с тех пор высшая церковная власть в Грузии принадлежала Св. Синоду, Когда же в 1905 г, произошла попытка восстановить автокефалию Грузинской Церкви, Св. Синод в 1906 г. постановил передать этот вопрос на обсуждение Всероссийского Собора, решения которого грузинские иерархи и должны были ожидать. Патриарх, ссылаясь на церковные правила, напомнил, что для провозглашения Церкви Автокефальной требуется разрешение той Церкви, в юрисдикцию которой входит просящая себе независимость Церковь: «По каноническому порядку требуется согласие и разрешение кириархальной церкви на автокефалию другой поместной церкви, которая подчинялась прежде ее юрисдикции. Обыкновенно та церковь, которая ищет независимости, обращается о просьбой к кириархальной церкви и, на основании данных политического и церковного характера, испрашивает ее согласия на получение автокефалии. Просьба обращается от имени как церковной и гражданской власти страны, так и от народа, о ясно выраженным заявлением о всеобщем и единодушном желании получить церковную независимость. Так было в Греции, Сербии и Румынии, но не так было в Болгарии, где возникла хорошо нам известная схизма, и, к сожалению, не так было и в Закавказье в 1917 году… Указав ваши заблуждении и ошибки, предлагаем вам, Преосвященные Епископы, подчиниться требованию церковных правил и, следуя каноническому порядку, явиться на Всероссийский Священный Собор и, сознав свои заблуждения, предать свои вожделения об автокефальном устроении Грузинской Церкви на суд всего Всероссийского Собора, дабы вам не подвергнуться суду канонов и не подпасть великому и тяжкому греху отчуждения от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви…» (по курсу лекций проф. МДА К. Е. Скурата «Поместные Прав. Церкви»).