Русская линия
Православие и Мир10.01.2008 

Болезненное состояние депрессии — полная противоположность радостному покаянию
Вопрос священнику

Как узреть Божий образ в человеке, особенно если это убийца, насильник, живодер? Как полюбить его? И надо ли? Юрий

Здравствуйте, Юрий! Думаю, что стоит начать с молитвы об этом человеке с просьбой прояснить в нем образ Божий. А также о себе, с просьбой увидеть этот образ. Необходимость видеть в каждом образ Божий определяется нашей любовью к ближнему, которая является одной из двух главных заповедей. Какова польза от этого? Приведу слова из речи Соловьева о Достоевском «Не искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми — они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества».

С уважением, священник Михаил Самохин.

Добрый день, можете прокомментировать вот такое положение, взятое с вашего же сайта из статьи «Как пережить развод» (автор: Протоиерей Сергий Николаев.): «Когда человек начинает обвинять себя, ему становится легче. Потому что человек, который себя оправдывает, как говорит старец Паисий, лишается благодати Божией. А как без Божией благодати жить и тем более переживать трудности, скорби, болезни? И наоборот, когда человек начинает себя обвинять, каяться, хотя бы перед своей совестью, ему тут же становится легче, потому что благодать приходит».

Бог миловал, читала просто из интереса. Но вот какой вопрос, православных часто упрекают именно за заведомо пораженческую психологию. Именно поэтому, как мне кажется, среди молодых людей, в том числе близких мне, популярны идеи о «перекрещении» в протестантскую, католическую или вообще уйти ислам. Меня, «дурочку новоначальную» жалеют. Мол, православие депрессивно, унижение всегда себя ведет к депрессии, а там и суицид недалеко. Т. е. претензия именно к психологии, а главное, трудно спорить. Суть вопроса, что конкретно отвечать «знатокам психологии» и самой помогите, пожалуйста, разобраться. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Мария!

Лучше всего было бы спросить комментария самого о. Сергия Николаева. Сайт храма, в котором он настоятельствует здесь: http://www.meparh.ru/church_view.php?id=581.

Главная христианская добродетель — смирение — это не абстрактное самоуничижение, но ожидание Христа в своей душе, склонение перед Ним своей гордыни. Все остальное — средства. Еще за самоунижение, депрессию обычно принимают покаяние. Стоит разуверить тех, кто путает эти два понятия.

На самом деле покаяние психологически означает, во-первых, старание увидеть себя с возможной человеку объективностью. Важно изучать себя, наблюдать за собой: за своими мыслями, речью, эмоциями, отношениями. Ведь невидимое не может быть изменено, а без усилий по изменению, исправлению себя с помощью Божией невозможно покаяние. Путь должен быть сопряжен с надеждой, ибо мы спасены в надежде. Можно даже сказать, что неослабная надежда, упование — показатель правого пути.

Полной противоположностью истинно радостного покаяния является болезненное состояние депрессии. Депрессия, всегда связанная с идеями самообвинения, отчаяния и тупика, никакой надежды не имеет. Но настоящих депрессивных больных не так много, как нам кажется, когда мы видим вокруг великопостно-печальные лица. Тут другое. Это «работает» так нами пестуемая любовь к страдальчеству. Не благодушие в скорбях и страданиях как посещениях Божиих, а тяга к приятности страдательного положения в жизни, роли обидимого, непонятого, непризнанного, обманутого и т. п. Это состояние очень мило нашей негативности: зона ответственности перемещается из внутреннего мира во внешний, можно без устали себя жалеть, в своих страстях и собственноручных неурядицах обвинять других и злобные обстоятельства. А главное, это прекрасное алиби от необходимости исправляться! Ведь я так страдаю в этих ситуациях, с этими людьми! Вот они переменятся, тогда все наладится.

Жалость к себе, саможаление, как называли ее старцы, совершенно исключает всякое движение, пока мы «страдаем» — стоим на месте. И на этом месте нашей жизни образуется как бы опухоль — «кажущаяся жизнь», т. е. существование, наполненное переживаниями, относящимися к несуществующим поводам, и описываемое обычно сослагательным наклонением: «если бы не они (он, она)», «если бы у меня были деньги (здоровье, удача и т. п.)». Или: «меня никто не понимает», «меня все бросили» и пр. Эту псевдореальность человек принимает за истинную жизнь, его «страдания» становятся образом мыслей, неизменным образом существования. В этом смысле покаяние значит преодоление созданной нами искусственной жизни, отказ от иллюзий о себе и о мире, которые делают движение невозможным.

Конечно, разрушение иллюзий о себе — процесс болезненный, даже жестокий. Психологически точно об этом писал И. Ильин: «Человек, вооружающийся совестной „лупой“ впервые, может быть просто потрясен и подавлен тем зрелищем сложно-утонченной мотивации и динамики каждого отдельного поступка, которое ему предстанет в нем самом. Он вдруг убедится, что он до известной степени желал того и втайне готовил то, чего он явно опасался; что он в известном смысле не хотел того, о чем мечтал и о чем, может быть, даже молился; что какие-то струи его жизни текут в направлении, обратном тому, которое он считает главным и решающим в своей жизни; что в тончайших ответвлениях его души укрываются оттенки зависти, ревности, жадности, зложелательства, честолюбия, тщеславия, ненависти, мстительности — страстей, которые, может быть, и в самом деле были ослаблены,… но искоренены они не были».

Но что бы ни открылось нам при нелицемерном и даже жестком взгляде внутрь себя, как бы мы ни ужаснулись, важно помнить, что мы на пути, любой момент которого мы можем сделать моментом обновления ума. По этому пути мы движемся уверенностью в помощи Божией нашим усилиям и надеждой на Его милость в наших ошибках, а значит, мы на пути неумирающей радости. С уважением, священник Михаил Самохин.

Подскажите, как понимать слова Еноха: «Но в те дни блаженны все те, которые принимают слова мудрости, и знают ее, и исполняют пути Всевышнего, и ходят по пути правды, и небезбожны с безбожными: ибо они будут спасены.» Вадим.

Здравствуйте, Вадим! Дело в том, что интерес к личности Еноха породил несколько сочинений, которые никогда не признавались Церковью в качестве авторитетного источника, однако были достаточно распространены как в ветхозаветную эпоху, так и в эпоху распространения христианства.

В настоящее время известны три сочинения, которые носят название Книги Еноха.

Первая книга Еноха, написанная в IV—I вв.еках до Рождества Христова сохранилась только в эфиопской версии. В Эфиопской церкви эта книга Еноха считается канонической. Среди рукописей иессеев, найденных в Кумране, есть фрагменты Первой книги Еноха на древнееврейском языке.

Вторая книга Еноха известна только в славянском переводе IX—X вв.ека. Пространная редакция «славянского Еноха» переведена с греческого. Краткая — с еврейского. В своей основе «славянский Енох» восходит к еврейскому оригиналу, написанному в I веке после Рождества Христова, испытавшему влияние вавилонских, иранских и египетских источников.

Третья книга Еноха, которую иногда называют «Книгой небесных дворцов», была написана на древнееврейском языке в период с III по VII век после Рождество Христова. В этой книге описывается путешествие на небеса известного палестинского раввина I—II вв.ека рабби Ишмаэля.

Апостол Иуда в своем Послании вероятнее всего ссылается на Первую книгу Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: „се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники“». (Иуд. 1, 14−15).

Вы также цитируете т.н. Первую книгу Еноха. В приведенном фрагменте речь идет о будущем всеобщем распространении идолопоклонства. Те же, кто сохранит истинную веру, будут спасены. С уважением, священник Михаил Самохин.

Объясните, пожалуйста, в чем разница между заговором, который полон православной терминологии и молитвой, из Полного Православного Молитвослова Праведному Артемию Веркольском, чудотворцу, с которой обращаются для избавления от кожных болезней и язв. Андрей

Здравствуйте, Андрей!

Давайте сначала определимся, что такое молитва и что такое заговор. Молитва — это обращение к Богу или к святым угодникам. Иоанн Златоуст говорит, что молитва — это наша благоговейная беседа с Богом. Молитва сама по себе вовсе не является гарантией того, что испрошенное в ней обязательно исполнится. Господь, как мудрый Отец, подает человеку благопотребное для его жизни именно тогда, когда это необходимо, а не по прихоти человека. Заговор же, в отличии от молитвы, является ее полной противоположностью. Человеку, прочитавшему его, дается чуть ли не 100% гарантия исполнения прошения.

Довольно часто для прикрытия в заговорах обильно используется православная терминология. Поэтому многие люди не всегда могут отличить православную молитву от заговора. А как же это сделать?

В первую очередь, нужно обращать внимание на приобретенную литературу. Вся православная литература печатается по благословению Святейшего Патриарха или епархиального архиерея. И само собой, если на первой странице есть такое благословение, то появление заговоров на страницах такого издания практически невозможно, так как эта литература проходит строгую церковную проверку. Никакая церковная литература не может быть напечатана с благословения обычного священника. Также осторожно нужно относиться к литературе, напечатанной с благословения старцев или известных духовников. Как правило, эти люди являются ревнителями церковного благочиния, и никогда не будут давать таких благословений в обход правящего архиерея своей епархии.

Конечно же, лучше приобретать православную литературу в храмах или специализированных церковных лавках. Приведу лишь несколько примеров из молитвословов, напечатанных без благословения. В одном из них приводится «молитва на освящение воды». Причем присутствует оговорка о том, что «наговаривать на воду нужно трижды, она очень помогает „порченным“ больным». Уже само название вызывает подозрение, так как освящать воду имеет право только священник, и уж точно никто из них не «наговаривает» на воду, а водосвятный молебен- это целое молитвенное последование с чтением Евангелия и троекратным погружением креста в воду. Все эти чинопоследования напрочь отсутсвуют в предлагаемой молитве. И уж, наверное, каждый человек знает какой чудодейственной силой обладает настоящая, а не «наговоренная» святая вода. В этом же молитвослове содержится «молитва на заклинание врага». В ней содержатся такие слова: «исполненный лести и погибели, да будет твоя злоба с тобою в погибель». Конечно, православным христианским духом в этой «молитве» и не пахнет. Сам Господь Иисус Христос молился за распинающих его и учил любить ближнего, здесь же предлагается пожелать человеку погибели. В другой «молитве при пробуждении от сна», которая по сути откровенный заговор, говорится о том, что «кто ее трижды в день прочитает, к тому враг не приступает». А далее полное кощунство: «будет эта молитва вместо поста, вместо исповеданья, вместо святаго причащенья». Зато заканчивается, а почему-то не начинается «молитва» словами: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».Вот такое вот кощунство!

Однажды попала ко мне в руки «чудотворная молитва Николаю Чудотворцу». По сути она представляла собой исковерканный, вдвое укороченный, изуродованный акафист святителю Николаю. Человек, плохо знакомый с акафистами подвоха не заметил бы и с удовольствием читал бы эту «чудотворную молитву», а по сути явился бы кощунником, так как такое издевательство над акафистом другими словами и не назовешь.

Что же касается молитвы праведному Артемию Веркольскому, то такой молитвы я не встречал. Но в любом случае, если соблюдены правила издания полного православного молитвослова, о котором вы упоминаете, то это однозначно молитва. А об отличии молитвы от заговора я уже сказал выше.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Я слышала, что гадание и предсказание будущего — неправда, так ли это? Ирина

Здравствуйте, Ирина!

Гадание и предсказание будущего существует. Вопрос в другом — стоит ли верить в то, что говорят люди, занимающиеся подобного рода деятельностью. Уже само понятие гадание говорит нам о том, что человек путем каких-то магических ритуалов пытается узнать свое будущее. И сразу же напрашивается следующий вопрос: а кто рассказывает человеку о его будущем? Давайте обратимся к православной догматике. Она гласит, что Господь при творении наделил человека свободной волей. Грешить или нет — выбор человека. В этот выбор Бог не вмешивается. Соответственно, сам человек зарабатывает себе на земле рай или ад. Т. е. все разговоры о судьбе не имеют под собой никакой основы. Если хотите, то человек сам творит свою судьбу. Бог же, постоянно промышляя о человеке, дает ему заповеди, исполнение которых ведет человека к Жизни Вечной. Давайте обратимся к Священному Писанию. В ответ на вопрос апостолов о кончине мира Господь рассказывает им о знамениях, предшествующих концу света. Но на вопрос о конкретном времени, в которое должен произойти конец века сего, Господь говорит, что этого времени не знают даже ангелы Божии, но только отец Небесный. Соответственно, человеку не дано знать своего будущего, его знает только Бог. А теперь давайте ответим на вопрос, от кого же получают гадалки и предсказатели информацию о будущем человека? Ответ напрашивается один — от диавола! Гадалки и предсказатели утверждают, что существует предопределение и человеку не имеет смысла противоречить судьбе. Это в корне противоречит православной догматике. Но это и не удивительно. Диавола называют отцом лжи и поэтому понятно, что большая часть рассказанного гадалками — откровенная ложь. А ведь еще в Ветхом Завете Бог дал богоизбранному народу, вышедшему из египетского плена, заповеди: «не ворожите и не гадайте» (Лев 19:26), «не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них» (Лев 19:31). Причем нарушение этих заповедей каралось смертной казнью: «ворожеи не оставляй в живых» (Исх 21:18).

Теперь, когда мы разобрались в том, от чьего имени работают гадалки, рассмотрим моменты, когда предсказанное ими соответствует тому, что происходит в действительности. Человек, обращаясь за помощью к гадалке, напрямую обращается к лукавому. Как правило, гадалка, проведя магический сеанс, начинает давать советы, как поступить. И вот, человек отправляется претворять в жизнь наставления гадалки. Обычно это бывают какие-то магические действия и по сути человек сам начинает заниматься оккультизмом. Конечно, возможно, что после проведенных ритуалов произойдет ожидаемый результат. Но вот беда — человек, забыв о своем Творце, стал пособником диавола и совершил тяжкий грех, нарушив заповедь: «Я твой Бог, да не будет у тебя других богов кроме меня». Вот Вам и ответ на ваш вопрос: это правда, но от лукавого!

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Можно заходить женщине в алтарь? Владимир

Здравствуйте, Владимир!

Да, в некоторых случаях можно: в алтарь могут заходить женщины, на которых возложено послушание алтарниц, а также, например, игумения монастыря.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте батюшка! Мир вам и вашему дому! Я хочу спросить вас, что вы думаете по поводу проекта ДОМ2? Ведь вначале «строительства» был отслужен молебен (Я помню, это показывали по телевидению). И что самое важное — это показ жизни: «Как есть!» Иными словами: «как Господь управил». Да, там много ерунды. Но, где в мире этого нет? «Кто без греха — пусть первый кинет в нее камень!» Напишите пожалуйста, как, по мнению священника, к этому надобно относится. Леонид.

Здравствуйте, Леонид!

«Дом 2» — это совершенно безнравственное шоу, и много там не «ерунды», как Вы пишите, а откровенного цинизма и греха. Достаточно того, что участники, создающие пары, живут в одном домике, вступают в интимные отношения, не будучи супругами — и это демонстрируется на всю страну, эти отношения обсуждаются поклонниками шоу, участники становятся «героями», которым подражают, на которых ориентируются. Это основное. Кроме того, жизнь в «периметре» (а многие живут так уже несколько лет), когда человек практически ничем не занят (работа на стройке занимает не так уж много времени), кроме сплетен, интриг, заигрываний с другими участниками — это развратная жизнь. Посмотрите на этих людей. Даже в часовой передаче, в которую включены эпизоды дня, нецензурная речь занимает большую часть эфира. Добавьте туда же сплетни? ссоры, драки, блуд — неужели этому нужно подражать? Неужели это нужно смотреть, обсуждать, принимать всерьез?

Средства массовой информации — в первую очередь телевидение и пресса — имеют реальное воздействие на людей, могут пропагандировать то или иное явление, формировать отношения к тому или иному событию. И, к сожалению, сейчас эти мощнейшие средства направлены на развращение молодежи, пропаганду потребительского отношения к жизни, разврата, оккультизма. Этому воздействию необходимо противостоять всеми силами, хотя бы игнорированием таких вот откровенно безнравственных передач.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

http://www.pravmir.ru/article_2586.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru