Русская линия
Русская неделя Алексей Осипов09.01.2008 

Ответы на вопросы: армия, самоубийство на войне

Как можно объяснить желание многих матерей не пускать своего сына в армию?

Объяснения тут не требуется, в основном оно исходит из спонтанного чувства любви. Вопрос в другом: как относиться к этому? Вот идет война, люди сражаются до последнего, а маменька скажет сынку: «Ну ты посиди в погребе, может, и пройдет все». Христос сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Здесь речь идет не просто о человеке Иисусе, «Я есть истина», — сказал Он (Ин.14, 6), поэтому это есть голос истины, есть голос правды. Армия по самой идее своей есть иммунная система государственного организма. Нет иммунитета, и мы поражены СПИДом. Только армия и правоохранительные органы может сохранять от проникновения всего зловредного, что разлагает нас.

Мать, она и есть мать. Потому и есть отец, что материнские чувства известны.

Как Вы относитесь к возможности возобновления традиции войсковых священников?

Есть специальный орган при Патриархии — отдел по связям с армией и МВД, возглавляемый протоиереем Дмитрием Смирновым. Этот вопрос непростой в том плане, что у нас пока не хватает даже просто приходских священников. А для армии нужны особо подготовленные священники, которые кроме образования должны иметь соответствующие способности. Надо уметь говорить с солдатами и офицерами, это не так просто. Для их обучения потребуется время, нельзя же у того, что растет медленно, ускорить рост. Не нужно спешить, пусть в армию приходят люди, которые смогут ответить на волнующие военных вопросы, ответить на запросы души. А иначе что проку? Задача священника не в том, чтобы помахать кадилом, освятить корабль или знамена, это дело жреческое. Задача священника слово иметь, ответить человеку на его вопросы, помочь человеку в трудную минуту его жизни. А это непросто, поэтому не надейтесь, что скоро появятся полковые священники. Я боюсь другого, как бы не начали направлять формально в армию людей неспособных, негодных. Тогда не только в христианство не пойдут, а вообще потеряют веру во все святое.

Что вы можете сказать о Чечне?

Я не политик, поэтому избавьте меня от этого. Я терпеть не могу политику и по очень простой причине: все, что мы знаем о ней, это то, что знают зрители в театре с марионетками. Куклы прыгают по сцене, открывают ротик, говорят, но никто не знает, кто в какой момент дергает за ниточки и почему дергает. Мы, простые смертные, никогда не узнаем кухни политики. Поэтому неразумен тот, кто на основании криков марионеток, будет составлять себе какие-то концепции и системы политической жизни. Мы ее не узнаем: сказав слово «политика», вы сказали слово «ложь».

Вменяется ли воину во грех самоубийство, совершаемое с целью не попасть в плен?

Плен бывает разный, одно дело, когда воин знает, что его разрежут на мелкие куски, и другое дело, когда он будет в плену, по крайней мере, невредим. Выскажу здесь личную точку зрения. В наших святцах вы найдете святых мучениц, которые покончили жизнь самоубийством. Римские воины гонятся за девушкой-христианкой Пелагией, чтобы схватить ее. Девушка забирается на крышу дома, прыгает оттуда и разбивается насмерть1. Церковь оценила это как подвиг, и она названа мученицей, а не самоубийцей.

Поэтому, я полагаю, что наши воины, попадая в ситуацию подобного рода, должны рассматриваться если и не как святые, то по крайней мере как мученики, а не самоубийцы. Например, когда в бою солдат взрывает гранатой себя и врагов или когда вызывают огонь на себя.

Солдаты, которые оказываются в условиях, подобных чеченской войне, знают, что с ними сделают, если они окажутся в плену. Когда видеозаписи с подобными ужасами оказались на Западе, там они смотреть не могли на то, что творили враги с нашими солдатами и офицерами. Перед лицом таких ужасов я бы назвал мучеником того, кто взорвал себя. Но я уверен, что многие со мной не согласятся.

© Расшифровка лекций А.И. Осипова КЦ «Русская неделя»



1. В житиях святых св. Димитрия Ростовского описано мученичество девицы Пелагии, жившей во время нечестивого императора Диоклетиана. Когда императорские солдаты окружили ее дом, она попросила дать ей подготовиться. Те согласились. Тогда мученица обратила лицо на восток, простерла руки к небесам и усердно молилась Богу, да не будет предана в руки воинов, но да сохранится Им чистой и непорочной. После этого Пелагия надела свои наилучшие одежды и бросилась с крыши своего дома, предав душу свою в руки Божии. Ее память празднуется 8 октября по церковному календарю.

Среди новомученников болгарских есть подобные примеры. В селе Костандово жила прекрасная девица по имени Мария. Вместе с другими девушками, чтобы избежать совращения в ислам, она отправилась к монастырю, что был на горной вершине Острец. Но когда они дошли до монастыря, увидели, что он разграблен, а монахи — убиты. Девушки решили скрыться в пещере Бухльовицы. Добрались до неё и переночевали там. Но утром увидели они, что вся местность окружена янычарами. Мария решила не предавать себя в их руки. Взобралась на одну из огромных скал и бросилась в зияющую бездну. С этого времени до сего дня это место называется «Марина ливада» (Марьин луг). А св. мученица Мария, которая предпочла небесную перед земной красотой, стала молитвенницей за весь болгарский народ!

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика