Русская неделя | Мирослав Бакулин | 09.01.2008 |
В 1919 году председатель Совнаркома Владимир Ильич Ленин подписывает декрет «О введении в России нового гражданского календаря» — для того чтобы выдернуть Православное Христианство из русского народа, был использован григорианский календарь. Вводится новый «светский календарь», который на самом деле был не светским, а религиозным — католическим. Так Россия начинает жить по двум календарям: православные продолжают жить по юлианскому календарю, а светские власти — по григорианскому.
Посмотрим теперь на некоторые культурологические аспекты календарной реформы. Вот 1 января — начало года, вот 25 декабря — Рождество Христово. По новому календарю они стали: 25 декабря — 7 января, а 1 стало 14 января. 1 января григорианского календаря, когда празднуется Новый год, по юлианскому календарю является 18 декабря. Люди оказались между двух календарей, разница между которыми 13 дней. Происходит невероятная путаница. Живя по григоринскому календарю, человек отмечает Новый год раньше Рождества Христова. У нас 2008 год от чего? От Рождества Христова. Что за дату мы отмечаем до Рождества Христова, в честь которой отмечаем 2008 год? Год слона, свиньи, козерога, крысы? Если это китайский календарь, то он начинается 18 февраля, к 1 января он никакого отношения не имеет. Посмотрим на Новый год и 8 марта, какая в них глубина.
Новый год в церкви начинался 1 сентября, так называемый индикт.
Почему 1 сентября? Святой Ефрем Сирианин в свое время задавался вопросом — какое было время года, когда Господь сотворил небо и землю? Они мудро и просто отвечал — было первое полнолуние осени. Почему? Да потому что Господь сотворил все в состоянии изобилия, плодоношения, было изобилие плодов. Почему луна была полной? Она не могла не быть полной — Господь же ее сотворил. Поэтому Новый год отмечали 1 сентября, когда все плодоносит, цветет, всего в изобилии. До сих пор 1 сентября — начало учебного года, ведь первые учебные заведения были монастырскими, церковными, они начинали учебу с нового года. Это остатки юлианского календаря.
В 1700 году Петр I вводит светский Новый год, ему нравятся языческие забавы, которые остались от Римской империи у католиков. Помните, у римлян начиналась в это время страшная пьянка — календы. Он побывал в Бельгии, Голландии, ему понравилось, что все веселятся вокруг елочки, наряжаются в зверушек. Давайте и мы с боярами будем плясать вокруг елки. И будучи человеком суровым, всех заставил плясать. Но все же этот Новый год был после Рождества Христова, после Рождественского поста. Ведь перед Рождеством пост идет, как же пьянствовать и гулять в это время? Если мы сегодня обратимся к западному опыту, то там уже вообще забыли, в чем смысл Рождества. Рождество пишется как Christmass — Христова месса, то есть служба Богу-Христу. Но современные жители Запада недоумевают: «При чем вообще Христос в Рождестве?» Они привыкли писать Рождество вот так — X-mass. Сокращают слова до одной буквы. Отсюда все эти аббравиатуры — TJ (Томас Джеферсон), 4U — for you, 2B -to be и так далее. Примитивное мышление — примитивный язык. От Рождества что осталось на Западе? Они дарят друг другу подарки, жарят утку в этот день и вспоминают некоего Санта Клауса, который ездит на оленях, живет в Лапландии, дарит всем подарки. Кто такой Санта Клаус? Большой толстый мужик с белой бородой, который пьет постоянно кока-колу? Нет, Санта Клаус — это святой Николай, его память зимой празднуют 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Это наиболее чтимый святой на Руси — Никола Угодник. Он был греком по происхождению, архиепископом Мир Ликийских, чудотворцем. Жил в стране Ликия, в городе Миры, был монахом, архиепископом. Сухонький старичок, постник, который, наверное, вообще снега никогда не видел, Ликия — это нынешняя Турция. Уж точно он не был толстым, морда не была красной, как на пепсиколовских плакатах. Постник, молитвенник, монах, прославившийся грандиозной святостью. Откуда возникли на западе эти мешочки у камина, в которые он будто бы складывает подарки? Просто однажды в его городе некий человек хотел трех своих дочерей отдать в блудницы, потому что не мог их сам прокормить. Чтобы сохранить их девство, святой Николай подкинул ему приданное — три мешочка с золотом, чтобы можно было выдать их замуж. И этот христианский подвижник превращается на западе в образ огромного толстого мужика. Фирма Кока-кола это проделала в 1931 году в рекламных целях. Смотрите, как современное сознание меняет идею святости на противоположную вещь.
Например, дни святых Валентинов приходятся на весну-лето, а его празднуют 14 февраля — в этот день такого святого ни у католиков, ни у православных нет. В этот день был день рождения Рудольфо Валентино, порнографического актера 20-х годов, который в этот день устраивал грандиозные попойки и свальный грех. Он считал себя урожденным богом любви. Этот свальный грех, порнография сегодня празднуется с помощью всяких валентинок. Это проблема глухости в культуре.
Реальная картинка — 28−29 декабря начинается всероссийский запой, который длится минимум до 12 января. Пьют все — вооруженные силы, правительство, милиция. Можно границу переходить, грабить. Последняя смена власти от Ельцина к Путину произошла 31 декабря — все пьяные, никто ничего не понял.
Выйдите 1 числа на улицы Тюмени — как будто взорвалась нейтронная бомба, никого нет, только редкие привидения в штанах с отвисшими коленями бредут к ларькам с пивом. Везде мусор. Праздник удался. В чем его смысл? Выпить ящик водки, съесть салат оливье, посмотреть «Голубой огонек» — кайф, кайф, приди, приди! А кайф не приходит. Потому что праздник заключается не в уме и не в теле. Вы просыпаетесь в день рождения: тело ваше ни при чем, вы не пьяны, а вам хорошо, вам небо улыбается, вы светитесь. Внутри, в сердце празднуете.
Что мы празднуем 1 января? Календы римские языческие. По православному календарю это 18 декабря, в этот день отмечается память Вонифатия Милостивого, единственного в календаре покровителя всех пьяниц. Заливать вином и водкой память святого, которому 2000 лет молились об избавлении от пьянства, есть величайшее святотатство. Святому Вонифатию мы молимся об избавлении от пьянства, а пьянством награждается человек за высокоумие о себе. Мы все «слишком умные».
Расскажу кратко его историю. Он жил в 4 веке в имении богатой вдовы Аглаиды. Она была красивая женщина. Вонифатий был у нее приказчиком. Он был невероятно хорош собой — два метра ростом, черные кудри, мужчина-красавец. Он был веселый балагур, любил выпить, пошутить. Все женщины были в него влюблены. Он находился, говоря современным языком, в гражданском браке со своей хозяйкой. Аглаида, понимая, что их брак нуждается в церковном освящении, собирается построить храм в своем имении. Чтобы построить храм, нужны были мощи святого угодника. В это время римляне убивали христиан и, зная, что тело умершего за веру христианина принималось его единоверцами святым, продавали его родне.
То есть человека убьют, а тело продают — полный цинизм. Аглаида отправляет Вонифатия за такой «покупкой», чтобы он привез тело мученика-христианина, чтобы его здесь похоронить, это место таким образом освятить и на этом месте построить храм. Этот жизнелюб, весельчак отправляется в дальний путь. Пока они едут, он задумывается, что это значит — умереть за Христа, жить по Христу, он читает в долгой дороге Евангелие и внутренне меняется. Когда он оказывается в городе, где происходят казни, Господь приводит его на площадь, где только что убили молодую девушку-христианку. Над окровавленной жертвой стоит палач. Чтобы устрашить народ, он поднимает свои кровавые руки и говорит: «Ну что, после таких мучений еще из вас кто-нибудь хочет назваться христианином?». Народ безмолвствует. Тогда у Вонифатия взыграло сердце, он выходит вперед и говорит: «Я не боюсь мучений. Я христианин». Судья, видя молодого юношу, говорит ему: «Юноша, остановись, что ты делаешь, пожалей свою молодость, красоту, мы же будем мучить тебя за веру, отрекись перед всеми от Христа и мы отпустим тебя». Он сказал: «Нет. Вы можете мучить мое тело, но душе моей вы вреда не причините. Я исповедую Того, следуя за Которым, я наследую жизнь вечную». Его начинают ужасно мучить, отрывают ногти, бьют палками так, что, как пишет историки, у него мясо отстает от костей, его привязывают за ноги к дереву и скребут скребками металлическими. В конце концов, его тело, совершенно изможденное, разбитое, поднимают над толпой и палач, смеясь, перерезает ему горло, и даже в этот момент, когда ему перерезают горло, он, булькая кровью, повторяет: «Я христианин». И эта кровь смывает с него все его грехи. Наутро спутники ищут его по кабакам, по тавернам, но находят на площади. Им говорят: «Вчера юноша так исповедовал Христа, так искренне, так чисто, так мучили его, но он не отрекся до последней минуты». С величайшим почтением несут его тело, привозят к Аглаиде. Она строит храм, сама становится монахиней, проводит дни свои благочестиво. Нам кажется сегодня, что это сказка, что это далеко от нас. Но посмотрим на современную историю. Три года назад в Чечне в день своего рождения 20 апреля убивают русского солдата, простого паренька Женю Родионова. Ему предлагают то же самое — снимай с себя крест, отрекайся от Родины и ты будешь жив. Он говорит: «Нет». Он сам только перед армией покрестился. Он прекрасно понимал, что это значило: отречься от Христа и что дальше? Убивать своих товарищей и тому подобное. Ему в день его рождения ножом отрезали голову. Мать нашла его тело по крестику на шее. Разве он не герой? В наше время умереть за Христа? Для мужчины нет ничего более важного, чем умереть достойно. Раз есть еще такие парни в России, значит, духовный запас у нас еще имеется.
Вот что делает культуролог — он внимательно, вдумчиво рассматривает вещи, которые наполняют нашу обыденную культуру. Вы уже привыкли к существующему календарю, но что будет с вашими детьми, по какому календарю будут жить они, как вы им все будете объяснять?