Русская линия
Православие и Мир03.01.2008 

Качественное изменение веры — это болезненный процесс
Ответы священников на вопросы читателей сайта

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Я не могу решить жизненно важный вопрос для себя. Дело в том, что я не верю в то, что достойна счастья, и сама от себя его отталкиваю. Допустим человек ко мне хорошо относится, я не верю в то, я достойна, чтоб ко мне хорошо относились, и подсознательно его отталкиваю, а выглядит это со стороны как -будто я человеком пренебрегаю, человек обижается и хуже ко мне относится. А я сама же от этого страдаю. Я считаю, что есть люди намного лучше меня. Как поверить в себя, что ты хороший, что и к тебе могут хорошо относиться? Не будет ли это гордостью? Думая, что это гордость, я себя еще больше самоуничижаю, и все повторяется. Помогите разорвать этот круг. Как научиться любить себя, чтоб это не было гордостью. Помогите!!! Спасибо! Елена

Здравствуйте, Елена!

Вы — человек, созданный по образу и подобию Божию, поэтому оценивать себя с позиции «хорошая» или «плохая» неверно. Но Вы, как и все люди, грешны. В грехах необходимо горячо каяться, но покаяние — это не самоедство и самоуничтожение, это — осознание своих грехов, исправление себя. Так что нужно не переживать о том, плохая Вы или хорошая, а быть благодарной людям за хорошее к Вам отношение. Вам делают что-то хорошее, хорошо к Вам относятся — учитесь быть благодарной за это, а не отталкивайте человека, сделавшего Вам добро.

Люди очень часто бывают добры к нам не потому, что мы какие-то особенно хорошие, а просто потому, что они сами добрые. И сами будьте доброй к окружающим, как заповедовал нам Господь. Вы, наверное, знаете евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Фарисей горделиво думал, что он лучше других, а мытарь смиренно молился: «Господи, милостив буди мне, грешному». Многие из нас, в отличие от фарисея, думают, что они хуже других, но не каются, подобно мытарю, потому что не имеют смирения и теплой веры во всеобъемлющую любовь и всепрощающее милосердие Божие. Укрепляйтесь в вере, просите у Господа смирения и любви, молитесь и постоянно кайтесь в своих грехах, и милость Божия исцелит раны Вашей души. А то плохое, что видите в себе, старайтесь исправлять. Помоги Вам Господи!

С уважением,
священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, как бороться с плохими помыслами о ком-то, цель которых расстроить думающего, осудить этого другого человека? Владислав

Здравствуйте, Владислав!

О помыслах сказано: «Мы не можем запретить воронам летать у нас над головой, но не нужно им позволять вить у нас на голове гнездо». Не останавливайтесь долго на пришедшей мысли, кого-либо осуждающей, не рассматривайте ее с разных сторон, развивая и углубляя осуждение, но начинайте молиться, во-первых, каясь в том, что осуждаете кого-то, во-вторых, о человеке, которого осуждаете. Об осуждении советую вам почитать поучения аввы Дорофея.

С уважением,
священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, батюшки. Что делать, если православный христианин начинает терять веру в Бога? Всегда ходила в храм, участвовала в Таинствах… А теперь потеряла смысл жизни, не хочется жить… Не знаю, что мне и делать теперь. Подскажите. Екатерина

Екатерина!

Если Вы о себе говорите, то знайте, что в известном возрасте происходит переход от детской естественной веры, к вере взрослой, сознательной. Вам предстоит понять себя, понять окружающий мир и добровольно, ответственно сказать Богу «да». Или сказать Ему «нет» — всё от Вас зависит. Жизнь начинает осознаваться как страдание и поэтому качественное изменение веры это болезненный процесс, но такова цена становления человеком — именно страдание является фундаментом сознательной религиозности.

С уважением,
Свящ.Алексий Колосов

За последние дни я прочитала много вопросов к священникам, на разных сайтах. Много говорилось о любви к Господу, много о страхе перед наказанием за грехи, много о мечтах о жизни вечной, о спасении. И я поймала себя на том, что я не желаю спасения, я не боюсь наказания за грехи, не мечтаю о жизни вечной. Я верю Господу. Всем сердцем верю. Но я верю не из-за желания жизни вечной, я верю Ему потому что, люблю Его. И кроме разрешения любить Его, мне ничего от Него не нужно.

Когда я совершаю что-то плохое, я не боюсь наказания, я прошу о нем, страшнее всего, мне расстроить Его. Все пишут о том, что жизнь у них тяжела, что-то не складывается, хотя они ходят в церковь, молятся по молитвослову, а у меня все замечательно, хотя я ни разу не исповедовалась, ни разу не была на службе, и вообще из меня христианка никакая. Скажите, что со мной не так? И еще вопрос, во всех жизненных ситуациях, приятных, не приятных, опасных, болезненных я всегда повторяю мысленно «Не как я хочу, но как Ты», или «На все лишь Твоя воля». И мне тут же становится легко и уютно. Как бы больно или плохо ни было, после этих слов мне хочется улыбаться, я счастлива. Но последнее время меня не покидает сомнение: не слишком ли я, не знаю, как сформулировать, не сваливаю ли я на Господа все мои проблемы? Не выглядит ли это так, что ты хозяин, ты и решай, это не мое дело. Каждый вечер перед сном я благодарю Господа за все, что случилось за день. А потом рассказываю обо всем, что натворила плохого. После прошу о наказании, лишь робко надеясь на прощения. Но он не наказывает меня. Так, лишь время от времени преподаст урок-другой. И они для меня как ценнейшие жемчужины. Но, может быть, я так счастлива лишь потому, что Он решил, что воспитывать меня бесполезно? Что это уже клинический случай? И по окончании земной жизни иной для меня не уготовано? Нет, я ни в коем случае не против, если Он так решил, то и я хочу лишь этого. Но, как я уже писала в начале, я очень-очень боюсь расстроить Его. Спасибо что выслушали мой сбивчивый рассказ и надеюсь, что снизойдете до ответа той, кто даже не носит крестика. Простите, если что не так.

Ольга!

Не переживайте — это совершенно нормальное состояние: скорее всего ещё не пришло время дать Богу «взрослый» ответ: у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже. Возможно, Он ещё не постучал в двери Вашего сердца, поэтому и религиозное чувство Ваше не вышло за пределы некоего благоговения перед Неведомым. Не отчаивайтесь, Бог посещает каждого — когда будете готовы, придёт и Ваш черёд. Он любит Вас и ни вкоем случае не забудет. Только помните, что придти Он может совсем не так, как ожидаете — не только как тихое чувство утешения, но и как вызов…

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Батюшка, скажите можно ли подвергать себя истязаниям, если чувствуешь, что исповедью не очистился? Например, не есть неделю? Максим

Максим!

Такой подход показывает, что мы не верим в то, что Бог нас простил, поэтому самоистязания есть вещь вредная во всех отношениях. Другое дело епитимья, которую накладывает священник, но она не является страданием «в наказание» — это благочестивые упражнения, противоположные господствующему в нас греху (например, жадному человеку даётся епитимья раздавать милостыню без рассуждения и.т.д.). Богу не нужны наши страдания и боль. Епитимью самому на себя налагать нельзя.

С уважением
свящ.Алексий Колосов

Добрый вечер! Не так давно я начал ходить в храм и у меня возник ряд вопросов именно к православной церкви. Я убедился в том, что православие — действительно очень аскетическая религия (стойка на службе, множество постов в календаре, постоянные молитвы). Однако, как мне кажется, православная вера несколько искажает Библию. Во-первых, в Библии нигде не сказано, что мы, верующие, должны прикасаться к мощам и что они нам помогут. Ведь, согласитесь, мертвый человек помочь не может. Душа отделилась, но до души мы дотронуться не можем. Почему православие верит в то, что прикосновение к мощам дает чудотворную силу? Ведь Бог един. Во-вторых, мне не нравится, что православные считают свою религию самой правильной. Конечно, должна быть своя жесткая жизненная позиция, но ведь истина одна. Получается каждое христианское направление предлагает свое толкование Библии. Но ведь именно фарисеи считали себя самыми правильными. Не являются, в таком случае, фарисеями православные? Спаси Господи за ответ. Александр

Здравствуйте, Александр!

Давайте начнем с того, что нельзя назвать православие аскетической религией. Присутствовать на богослужении, молиться и поститься может как семейный человек, так и монах. Да, в православии и богослужения, и молитвословия, и посты намного продолжительнее, чем в других христианских деноминациях. А что здесь плохого? Практически ничего. Все это должно присутствовать в жизни православного христианина. Плохо, когда этого нет. Теперь подробнее о том, что «православные считают свою религию самой правильной». Куда бы Вы не пошли, в церковь, в мечеть или в синагогу, везде Вам скажут то же самое касательно своей веры. Логичнее было бы задать встречный вопрос Вам: почему православный христианин не должен считать свою веру самой правильной и истинной? Ведь если это не так, то почему он до сих пор не нашел правильную, почему он верит неправильно? Логика в Вашем вопросе практически отсутствует. Пойдем дальше. Православие — это исконная христианская вера, основанная на евангельском учении Христа. В этом и есть истина. Толковать ее не так, как она присутствует в Евангелии — грех. Православная вера подтверждена и закреплена постановлениями семи Вселенских соборов, которые собирались еще до разделения христианской церкви на православную и католическую, и задолго до того, как появились псевдохристианские секты, которые Вы именуете «христианскими направлениями». Отступающий от этих постановлений считается еретиком. Еретик может толковать Евангелие как угодно, но он не находится в истине, его учение нельзя назвать богоугодным и спасительным. И нет в православной вере никакого фарисейства, ибо истину нельзя назвать фарисейством.

А теперь подробнее о почитании святых мощей. Эти мощи принадлежат святым угодникам Божиим, которые в дни своей земной жизни были особыми сосудами благодати Божией. Эта благодать преизобильно действовала через святых и многие люди получали от них действенную помощь. «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, — говорит преподобный Макарий Египетский, — так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования». Вследствие такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (4 Цар. 13, 21). И это, по словам Кирилла Иерусалимского, для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. Мертвые святые, говорит пророк Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. Именно на этом основано почитание святых мощей в Православной Церкви. Мощи святых угодников являются знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), — говорится в Священном Писании о праведниках.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

В конце Евангелия от Марка даны признаки верующего человека. Я таких людей не знаю. а есть ли признаки, определения наличия, ну, хоть чуть-чуть веры? спасибо! Олег

Здравствуйте, Олег!

Вы несколько неправы, говоря, что в последней главе Евангелия от Марка даны некие признаки верующего человека. Там говорится о тех знамениях, которые могут сопровождать верующих во Христа. Но это вовсе не обязательное условие веры в Бога. Если Вы верите в Христа Распятого и Воскресшего, в Отца, отдавшего Своего Единородного Сына ради искупления грехов человечества и в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, то Вас вполне можно причислить к верующим в Бога. Но помните, что «вера без дел мертва» (Иак 2, 26). И Вашу веру Вы должны показывать на делах.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Здравствуйте! Некоторые священнослужители делают акцент на греховности человека, некоторые же на первый план выводят любовь Божью к нам и важность любви к ближнему. Какой подход наиболее верен православию? И можно ли православному человеку хотеть быть счастливым. Если счастье выражается не в каких то внешних атрибутах, а в состоянии души. А уж какими путями будет счастлив человек, это Богу только ведомо. Спасибо. Яна

Приветствую, Яна!

Вообще-то в христианстве всегда делается акцент и на том, и на другом. В Православии в идеале два этих акцента должны находиться в равновесии. Бог возлюбил нас до полной самоотдачи, до принесения в жертву Сына Единородного (Ин. 3, 16), но чтобы прочувствовать эту любовь и оценить ее по-настоящему, надо осознать себя грешником, нуждающимся в этом благом и бесценном Божием даре. «Не праведников, но грешников пришел Я спасти и призвать к покаянию» — также говорит Христос. Но есть большая разница — осознавать себя самого грешником перед Богом, или же когда некоторые священнослужители любят обличать и подчеркивать греховность прихожан, запугивая и стращая их. Такой подход не помогает исправлению и духовному возрастанию, а помогает только доверие к человеку, терпение и любовь! Нет ни одного чистого перед Богом, поэтому все призваны не тыкать в раны друг друга, а помогать друг другу их залечивать, друг друга тяжести нося и открывая хорошие стороны в других, а не плохие.

В искании счастья нет ничего предосудительного. Поиск его свидетельствует о самой природе человека, не удовлетворяющейся наличной ситуацией мира, во зле лежащего. Вопрос весь в том, что под счастьем подразумевать и к чему стремиться — здесь могут быть ложные подмены. Полного счастья без всяких проблем на земле, наверно, не было ни у одного человека. Но если человек нашел себя в этом мире, обрел смысл своего дела, осознал цель жизни и почувствовал, что весь он со своим делом не умрет по ее окончании, то — это ли не счастье, выражающееся в присутствии Царства Божьего внутри него?

С уважением,
Свящ. Филипп Парфенов

Подскажите пожалуйста, как научиться верить! Я выросла в эпоху атеизма и материализма. В душе чувствую нехватку веры. Читаю православную литературу, хожу в церковь, причащаюсь и т. д. Но нет в душе полной отдачи. Как полностью открыть свою душу Богу и поверить в его существование? Елена

Дорогая Елена!

Вообще-то этому невозможно научить со стороны и научиться так, как мы осваиваем, скажем, какие-то теоретические области знаний. Вера — это дар Божий, дар свыше. В плане веры мы все неодинаковые, как и во всем остальном: кому-то дано больше, кому-то меньше. Соотвественно, кому дано больше, с того больше и спросится, как в Евангелии написано. То, что Вы чувствуете неудовлетворение от своей слабой, еле теплящейся веры, это нормально, и отчаиваться не надо. «Верую, Господи, — помоги моему неверию!» — так молился отец больного отрока-эпилептика, которого исцелил Христос, если вы помните. Вы можете молиться такими же словами…

Про себя могу признаться, что я сам тоже испытываю иногда то, что испытываете Вы. И вырос я в те же времена, что и Вы, обратившись ко Христу и Церкви в студенческие годы после 20 лет. Меня успокаивает некоторым образом то, что если б я про себя однажды подумал, что я хорошо верую и все у меня в душе прекрасно, это было бы началом еще худшего состояния (см. притчу о мытаре и фарисее, Лк., гл. 18).

С уважением,
Свящ. Филипп Парфенов

Здравствуйте, батюшка! У меня вот такая проблема и вопрос. Раньше, я была намного религиознее, чем сейчас, и в этом я очень раскаиваюсь. Я часто ходила в церковь, можно сказать, что жила церковной жизнью и т. п. Но в миру, среди светских людей, меня почти всегда считали «ничем» и т. п. Потом, я незаметно для себя изменилась, чтобы пытаться найти общий язык с такими людьми. И сейчас у меня душа как будто разрывается на 2 части: я очень хочу быть с Богом, но тогда мне становится очень трудно жить среди людей, которые не понимают меня. Что мне надо сделать, чтобы исправить эту ситуацию? Как продолжить жить и общаться среди светских людей и в тоже время оставаться при этом всегда православной христианкой? Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Ваш вопрос лучше всего лично обсудить со священником на исповеди. Только вникнув в Ваши обстоятельства, зная характер, можно советовать что-то конкретное. В общем, могу сказать, что пытаться подстроиться под людей, конечно, нужно. Но изменять Богу ради отношений с людьми нельзя. Тем более если эти люди Вас не понимают. В душе должна быть граница, за которой лучше сменить круг общения, чем предавать свою веру. А пока постарайтесь просто найти православных друзей, разделяющих Ваше стремление к Богу. В общении с ними Вам не нужно будет разрываться надвое.

С уважением, священник Михаил Самохин.

http://www.pravmir.ru/article_2563.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика