Русская неделя | Алексей Осипов | 27.12.2007 |
По православному учению Бог не может ни на йоту коснуться человеческой свободы. Мы сами можем отдаляться от Бога или приближаться к Нему. Не Бог нас судит, не Бог нас от себя отталкивает, а мы можем не принимать Бога. И сама вечная жизнь будет обусловлена не божественным актом отвержения нас, а нашим неприятием Бога. Все же я думаю, немного таких найдется, которые навсегда отвергнут Бога. Ведь пишет святой Исаак Сирин: «Хотя геенна ограничена, но страшен вкус пребывания в ней».
Мы не знаем, какие страдания нам придется претерпеть там. Это страдания выявившихся страстей, которые мы скрывали от людей и от своей памяти. Мы знаем, как мучают человека ревность и злость, это страсти, во всей силе действующие, есть поистине адская мука. И от нас будет зависеть, в какой мере и когда мы сможем опомниться. Понятно, почему наша земная жизнь приобретает такую исключительную ценность. Здесь мы свободно и добровольно можем посеять в своей душе семена искания добра, и тогда избежим ужасных последствий этих страстей.
— Из каких источников мы узнали о Символе веры?
— Нужно познакомиться с историей Церкви, в которой были Вселенские соборы, когда созывались епископы от всех Церквей. На этих соборах решались вероучительные и другие вопросы. Символ веры был составлен в 325 году на первом Вселенском соборе, а затем был расширен и дополнен на втором Вселенском соборе в 381 году.
— Есть ли у клона душа?
— Нужно еще подождать, появятся ли они или нет, это ведь спекуляция на мировом сознании. Если таковые и будут, то, конечно, душа будет. Нужно понять, что душу дает не Бог, а родители по закону, данному Богом. Об этом пишет Макарий Великий. Душа не каждый раз дается от Бога, иначе души были бы чистыми и непорочными и без первородного греха, а мы знаем, что человек рождается смертным, тленным и страстным. Поэтому в каждой клеточке человека содержится весь человек в состоянии «спящем».
Беда с клонированием состоит в том, что человек ступил в этом на путь противоестественный. Все естественное — от Бога, ибо Богом сотворено естество природы и законы этого естества. Дьявол всю историю проявляет себя борьбой против естества, его задача — разрушить все, что создано Богом.
Приведу любопытную иллюстрацию этого, слова Казимира Малевича, автора знаменитого «Черного квадрата». Он пишет: «Самой высшей и сложной постройкой можно считать то произведение, которое в своем теле не имеет ни одной формы существующего».
Все, что сотворено, что имеет форму, — от Бога, а «Черный квадрат» Малевича — это как раз яркое выражение противоборства Богу. Об этом замечательно сказал Александр Бенуа: «Черный квадрат в белом окладе — это непростая штука, непростой вызов, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем «мерзость запустения"1, и который кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели"2. Поразительно, как Александр Николаевич Бенуа увидел всю суть этого произведения 3! Это был символ богоборчества.
Кстати, поразителен и автопортрет Казимира Малевича (это просто сатана) и его слова: «Я — начало всего». «Черный квадрат» точно выражает его существо — сатанизм, потому-то вокруг него столько шума.
— Как вы относитесь к событиям в Сахаровском центре4?
— Это безобразие, возмутительнейшая вещь. То, что, возможно, нас ожидает в будущем. Сейчас у нас отношение к Православию нормальное, но если вот такие деятели культуры встанут у власти (а власть сейчас подкопана со всех сторон), то понятно, что будет.
Вот вам пример состояния христианства в наше время. На ассамблее Всемирного совета церквей в Найроби в зале заседаний поставили крест с изображением на нем дьявола, и когда православная делегация стала протестовать, то его просто переставили в другое место. Вот и мы сейчас обольщаемся, что в России есть свобода для Православия. Кто знает, по какой причине была нажата кнопка и правительство сразу повернулось лицом к Церкви? Это тайна. Ведь в любой момент может быть нажата и другая кнопка… Это надо понимать и не обольщаться. Иоанн Златоуст писал, что состояние Церкви быть без гонений — это худшее из гонений. К сожалению, нам сложно сохранить себя, свой христианский дух, когда нам дают свободу. Мы начинаем разнеживаться, как в теплой водичке. До этого был холодный душ и ох, как он тонизировал! А тут пошла тепленькая водичка, и началось расслабление. Может быть, это новейшая технология, через «тепленькую водичку» расслабить нас так, что уже и не поймешь, где Церковь, а где культура или эстетика. Когда неразличимы богослужение и концерт в театре, когда все становится одинаковым. Нет ли тут попытки превратить Церковь в мирскую организацию?
Например, почему монахи служат на приходах, разве нет монастырей? Монах на приходе должен венчать молодых людей. Он и сам молодой, а ему приходится молодых женщин и крестить и исповедовать. Недавно один такой монах мне жаловался: «Не знаю, что делать, одна прихожанка заявляет, что она влюбилась в меня». Найдете ли вы сейчас мужской монастырь, где не было бы молодых женщин, а ведь это категорически запрещается монастырским уставом.
Это внутренние проблемы Церкви. У нас нет внешних врагов, они могут быть только внутри нас.
— Делается ли что-нибудь для воссоединения Церквей России и Украины?
— Когда вы говорите о Церкви Украины, вы говорите о чем-то неопределенном. Потому что есть Украинская Православная Церковь, которая является частью Русской Православной Церкви. Ей дана полная самостоятельность, но она находится под эгидой Русской Церкви. А есть там и раскольничья церковь, которую возглавляет бывший митрополит Филарет (Денисенко). К нему обращались неоднократно, делали все, что можно, в течение нескольких лет, но все оказалось бесполезно. С него сняли сан, его анафематствовали, а он взял и объявил себя патриархом. Он пошел на страшный шаг раскола, что в Церкви считается одним из самых тяжелых грехов.
Кроме этого, есть еще целый ряд церковных направлений на Украине. Делаются попытки переговоров, попытки сближения и личных встреч с представителями различного уровня этих раскольничьих церквей, но это очень непросто. Неоднократно делались предложения такого рода: мы не стесняем вашей свободы, но давайте будем все единым целым, не врагами и ненавистниками. Во всем этом не последнюю роль играет человеческий фактор, страсти наши. Филарет был одним из кандидатов на патриаршее место в России, и он был уверен, что его изберут, а его не избрали. Так его претенциозность явилась причиной того, что он пошел на страшный шаг церковного раскола.
© Расшифровка лекций А.И. Осипова КЦ «Русская неделя»
2. А. В. Крусанов. Русский авангард: 1907−1932 (Исторический обзор). В 3-х томах. Том I — Боевое десятилетие. — СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. С. 262.
3. См. статью Татьяны Толстой «Квадрат» — http://otrok.n-t.org/zz/aa/kv.htm
Или статью священника Бориса Михайлова «Мерзость запустения» — http://www.religare.ru/article25515.htm
4. В Сахаровском центре прошла кощунственная выставка «Осторожно, религия!», на которой художник Авдей Тер-Оганян глумился над иконами. См. в Интернете: http://www.pravoslavie.ru/news/30 120/07.htm
© Расшифровка лекций А.И. Осипова КЦ «Русская неделя»