Русская линия
Русская неделя Алексей Осипов21.11.2007 

Ответы на вопросы: Апокалипсис

— Многие говорят об апокалиптичности нашего времени, есть разные предсказания, как к ним относиться?

— Апокалиптичность времени началась с первых лет христианства, уже апостол Павел об этом пишет. Иной раз создается впечатление, что даже апостолы считали, что Пришествие Господне уже близко. Так что напряженность ожидания существует всю историю христианской эры.

В отношении нашего времени можно сказать, что появился целый ряд фактов, которые заставляют полагать, что действительно это последнее время близко. Но есть и прямо противоположные факты. Например, Господь, сказал, что Евангелие будет проповедано по всей вселенной, а на сегодня целый ряд народов, таких как Китай и Индия с их громадным населением, совершенно не знают Евангелия.

При аргументах «за» и «против» мы должны думать о другом, о самом главном. Мы все стоим перед Апокалипсисом, и никто не знает, когда придет наша последняя минута. Это важно помнить и пожилым и молодым, а прочее — не для нашего ума вопросы.

— Усиливается ли в мире проявление «антихристовой благодати» («злодати» по Г. П. Федотову1), которая маскируется в гуманистические ценности, и что этому можно противопоставить? Будет ли дана эсхатологическая картина, доступная образованным людям?

— К сожалению, ситуация сейчас такова в нашем церковном мире, что не так просто дать однозначный ответ по многим вопросам. По самым конкретным вопросам еще можно сформулировать ответ, а по всем — едва ли. Дело в том, что в наше сознание входит идея плюрализма. Например, проходит богословская конференция по проблемам человека, высказывается много идей, с которыми вы не согласитесь, а некоторыми, возможно, и возмутитесь. Конференция окончилась, а выводы? Их нет. Что хорошо, что правильно, что можем признать как правильное христианское учение о человеке? Что мы должны отсеять как личные мнения, которые выходят за границы правильного? Этого нет. И если такие конференции будут проходит у нас и дальше, то я не думаю, чтобы мы получили от них большую пользу. Я об этом говорил в заключительном выступлении, но, думаю, что это был «глас вопиющего в пустыне».

Сейчас повсюду проходят конференции, которые носят чисто информативный характер. Десятки докладов идут безо всякой дискуссии и осмысления, просто дают материал для тех, кто будет заниматься в том или ином направлении. Беда, если и мы пойдем по той же стезе. Доклады нужны, нужны различные точки зрения, это бесспорно, но в конце концов мы должны сделать выводы, которые можем предложить людям: «Вот это православное учение». Пока этого нет.

И вот что хочется сказать в отношении эсхатологических идей, которых сейчас очень много. Удивляться этому не приходится, проблема эсхатологии возникла с самого начала христианства. В первом веке это настолько захватило христиан, что апостол Павел вынужден был заявить: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10), потому что многие уже и работать бросили, ждали, что вот сейчас Христос придет.

В 1492 году история на Руси тоже «кончалась», уже не объявляли пасхалию, потому что все были уверены, что земное бытие окончилось. Но прошел год, и жизнь продолжалась. Эти эсхатологические настроения были всегда. И сегодня, когда рухнула стена между нами и Западом и к нам хлынул этот грязный поток, я нисколько не удивляюсь, что возникает какое-то ощущение конца мира. Сформулировать православное видение современной ситуации, видение того, перед чем мы стоим, очень нужно. Но специально за этот вопрос церковное священноначалие пока не взялось и не знаю, возьмется ли. Синодальная богословская комиссия даже в перспективе не ставит этот вопрос.

А нам стоит заниматься вопросами, которые более всего волнуют людей. Кстати сказать, вопрос об ИНН рассматривался на расширенном заседании с приглашением наместников самых больших русских монастырей. Возможно, что будет рассматриваться и вопрос эсхатологии. Сегодня уже ясен основной принцип отношения к нему: «Не ваше дело говорить о временах и сроках» (Деян. 1, 7−8)2. Иона был истинный пророк, он пришел и объявил ниневитянам, что еще три дня и город будет уничтожен. Сам Бог ему сказал об этом. И что случилось? Ниневитяне взяли да и покаялись, и Ниневия осталась.

Не наше дело рассуждать о временах и сроках. Нам нужно понять, что для нас, для каждого человека может наступить этот «эсхатон» в любой момент времени. Все внимание христианина должно быть направлено не на искание того, как скоро придет антихрист (о Христе и не думают), а на то, с чем он предстанет пред Богом сегодня, завтра и послезавтра. Вот на что Церковь обращает внимание христианина: «Человек, готовься! Твой апокалипсис может начаться в любой миг».

Но есть и ряд серьезных вопросов, которые бы следовало обсудить на высоком церковном богословском уровне. И самый главный — о незаметности принятия антихриста. Поразительно, как часто мы оболочку принимаем за суть. Это все равно, что мой костюм повесить и спросить: «А кто такой Алексей Ильич?» — «А вот, видите, висит». — «Что, вот это?» — «А вы представьте, какой он, какой у него рост…»

Сегодня под «незаметностью» иногда толкуют некий обман: зашифрует в штрих-коде три шестерки, а человек, добрый христианин, не зная, купит пакет молока со штрих-кодом, и все пропало — принял антихриста.

Святые Отцы под незаметностью понимают нечто иное: человек, не живущий по евангельским заповедям, все более проникается духом мира сего, и христианством начинает называть нечто постороннее, например, социальную деятельность — хорошее ведь дело помогать ближним. Но если социальная деятельность становится главнейшим делом Церкви, тогда кричите «Караул!»

Западное христианство показало, что оно есть в современном экуменическом движении. И сегодня основной задачей христианских церквей является решение проблем, которые стоят на пути достойной жизни человека. Под «достойной жизнью» разумеется материальный достаток, возможность культурного развития, то есть чисто земная плоскость бытия.

В 1973 году была Всемирная конференция христиан в Бангкоке на тему «Спасение сегодня». Говорилось о чем угодно, только не о спасении. Шла речь о спасении от болезней, нищеты, голода, невежества, засилья транснациональных корпораций (сегодня бы прибавили международный терроризм), то есть христианское сознание занято решением тех задач, которыми занимается государство. Оказывается, задачей христианских церквей является благоустроение земной жизни, а Царство Божие — это нечто далекое и недосягаемое. Я протестантов спрашиваю: «Знаете, по какой вы заповеди живете?» Они, зная меня, начинают ухмыляться. Я продолжаю: «Ваша заповедь — «ищите прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а Царство Божие приложится вам».

Проникнуться таким сознанием очень легко, разве любовь к ближним — это не главная заповедь? Здесь очень легко погрязнуть в материальном благоустройстве и забыть о православной духовности: что бы человек ни сделал на социальном уровне, но если он ненавидит, завидует, лукавит, гордится, то он губит свою душу. Да Бог из камней может сделать хлебы (Мф.4, 3)3.

Господь пришел с единственной целью: спасти человека от страстей, и Церковь установлена только с этой целью. Все прочие задачи вытекают из миссии Церкви, и когда она занимается благотворительностью, то ее цель — не просто накормить, а чтобы через это дать возможность человеку обратиться к совести своей, к вере во Христа.

Первые христиане этим победили мир, язычники о них говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга!» В противном случае человек может давать на благотворительность миллионы и миллиарды и сгорать от гордыни. Святые Отцы говорят, что внешний подвиг только тогда имеет цену, когда он сопряжен с внутренним.

Так вот, незаметность принятия антихриста сопряжена с вовлеченностью христианского сознания в мирскую жизнь до такой степени, что оно перестает различать, где Христос, а где — антихрист. Уж антихрист-то точно будет величайшим благодетелем человечества.

Нил Афонский говорит, что он родится от девственницы — злой блудницы, генетика теперь это позволяет. Наверняка найдут ген старости и смерти, он даст бессмертие. Создаст единое государство мира, в котором не будет никаких армий. Гигантские средства будут освобождены, останется один миллиард золотой, остальные пять тихонечко исчезнут. И все оставшееся человечество будет, как аскариды, купаться в изобилии. Все пророчества о нем исполнятся. Вот что движется на нас по всем параметрам жизни.

Христиане непонимающие вовлекутся в это, скажут: «Да, он поистине мессия, он принес человечеству то благо, о котором оно мечтало всю свою историю».

Откровение, правда, предупреждает, что это «благо» продлится очень недолго, и все закончится.

— Почему Апокалипсис дан, если все то, что в нем написано, должно в точности сбыться, и ничего нельзя изменить? Есть ли хоть какой-то вариант, чтобы избежать такого сценария жизни?

— Скажу: не только есть, но он и предписан. Вы помните, что было сказано Богом пророку Ионе: «Ниневия будет разрушена» (Ион. 3, 1−4). Случилось, что Ниневия-то осталась, а макушка у пророка Ионы под солнцем так нагрелась, что он взвыл, бедный: «Лучше мне умереть, нежели жить» (Ион. 4, 3). Ну, еще бы — пятьдесят градусов жары! А тыква, под которой он сидел, завяла. И Господь ему сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4, 10−11). В чем тут дело? В том, что Ниневия покаялась. В тех условиях — три дня они ничего не ели и не пили. Попробуйте вы хотя бы в наших условиях это сделать, тогда поймете, что это было истинное покаяние, которое происходило ото всего существа человеческого. Бог увидел это и изменил Свое слово. Все пророчества написаны к нам со словами «ЕСЛИ НЕ ПОКАЕТЕСЬ».

Вспомните, как упала башня Силоамская и убила восемнадцать человек, и что сказал Господь: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Лк. 13,4−5)

Поэтому не думайте, что Апокалипсис является злым роком. Господь сказал, что никто не знает ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25,13), потому что все зависит от духовного состояния человечества, от духовного состояния христиан и, прежде всего, от духовного состояния христиан православных. Можно быть христианами по форме, а можно быть христианами по существу. И этот серьезнейший вопрос каждый сам должен решить для себя. Можно вычитывать молитвы, можно посещать богослужения, ожидая, когда оно кончится, можно из пение за богослужением превратить в концерт с антрактами, а службу церковную — во что угодно. Но богослужение — это время и место молитвы. Дома ты не сможешь помолиться как следует. А здесь то самое место и то время, когда ты можешь побыть немножко с собой, покаяться. Помолиться — значит вспомнить свои грехи и покаяться перед Богом так, как каялись бы перед другим человеком.

Если будет христианская жизнь, то и Ниневия не падет, и Москва останется. А если не будет покаяния, то пусть человек пеняет на самого себя.

— В последние времена будут ли довольны те, кто ищет материального изобилия, и антихрист им его даст, или их жизнь с антихристом будет мучением?

— Вопрос непростой. Научно-техническое развитие уже сейчас с полной силой свидетельствует нам, что человечество идет к такой эпохе небывалого рабства. Раньше раб мог, перепилив оковы, сбежать, теперь сбежать будет невозможно. У всех в каком-нибудь месте будет микрочип. Каждое слово будет записываться компьютерами. Мы идем к установлению тотального контроля и управляемости. К этому ведут все процессы глобализации, уже существует единство всех средств массовой информации, они давно уже в одних руках, и показывают картины отвратительные, развращающие, не любовь и радость, а злобу и жадность. По плодам древо узнается (Мф.7, 17).

Поэтому трудно ответить на вопрос, будет ли власть антихриста радостью или мучением. Но ясно одно — все будут подконтрольны: не исключено, что смогут читать и мысли, техника развивается очень быстро. По крайней мере, все слова будут фиксироваться.

Так вот, я не знаю, быть подконтрольным — это мучение или нет. Представьте, что церкви перестанут быть церквями, тогда человеку некуда будет пойти помолиться. А если он придет в храм, ему там такого гопака устроят, что он сбежит, бедный. Вместо иконы ему намалюют его соседку, да еще неизвестно, в каком виде. Так что ожидать можно чего угодно. Хотя сейчас это трудно объяснить, но Писание говорит, что царствие это будет мрачным.4

Мы часто не придаем значения духовной реальности. Мы все знаем выражение «дух человека», если он «сегодня не в духе», то с таким трудно общаться. А теперь попробуйте представить, что правитель вселенной будет иметь сатанинский дух, и все его правление, весь мир будет пронизан этим духом. Совсем немного, но мы можем себе представить, что это значит. Потому что дух сатаны есть раздор, нарушение мира, страшнейший эгоизм, воспаленные страсти. Иные глупцы думают, что стоит только дать людям материальное изобилие, и они будут счастливы. Никуда не денутся ревность, лукавство, лицемерие, гордыня, тщеславие, зависть, из-за которых люди готовы убивать друг друга. Нас больше мучают страсти, а не материальный недостаток.

В Финляндии один епископ нам рассказывал, что по современной статистике в Европе, на которую мы смотрим как на сторону материального благоденствия, примерно половина людей потеряла смысл жизни, пребывают в тоске, не находя ни в чем удовлетворения. Обратите внимание, они всюду ездят, смотрят, не знают, чем удовлетворить себя, вот откуда берется туризм. Вспомните лозунги гуманизма: «Человек — это звучит гордо! Человек — это краса вселенной!» Так что ж ты, человек, бежишь от самого себя? Что же ты ездишь повсюду и смотришь камни да краски? Куда ты бежишь, где эта твоя гордость, где твоя краса?

А ведь, действительно, человек — это вершина. Макарий Египетский говорил: «Я не видел ни на небе, ни на земле ничего более прекрасного, чем душа человеческая"5. Но душу видит только тот, кто живет духовной жизнью. А полнейший материализм наложит печать глубочайшего уныния на людей. Западная статистика наглядно демонстрирует это.

— В конце времен правитель всей земли (антихрист) сможет ли заботиться обо всех людях, он ведь не вездесущий, разве он властен над болезнью, над смертью, разве все это не укажет, что настоящий всеблагой Царь — Христос? И разве правильно сравнивать первый приход Господа, а не второе пришествие с приходом антихриста?

— Генетика теперь так развивается, что ученые уже давно ищут ген старости, чтобы победить смерть, и есть реальные предпосылки к тому, что он будет найден. И, может быть, антихрист станет тем первым человеком, который достигнет бессмертия. Бессмертия не в том смысле, что его нельзя убить, а в том, что он не умрет естественной смертью. Хорошо, что вы задали этот вопрос, это важно особенно для молодежи: над антихристом исполнятся все ветхозаветные пророчества о мессии. Он будет от рода Давидова, он родится от девы, правда, развратной. Сейчас уже нет никаких проблем, чтобы родился ребенок от девы без мужа, с помощью той же генной инженерии. Родится в Вифлееме, это тоже не проблема. Что еще — «и царству его не будет конца» — бессмертен будет (правда, он может соврать, на то он и сатана). Все пророчества будут лживо исполнены, потому что он не Христос. Лживо, потому что никакого вечного царства, под которым разумеется царство неземное, он иметь не будет. Он будет лишь земным владыкой, царем. Все это исполнится, и в этом будет величайшая ложь. Если Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 36, 18), то антихрист скажет: «От мира сего. Мы здесь устроим вечное царство. Здесь будет вечный престол Давида». Вот что будет. Вот почему даже многие христиане соблазнятся и примут его. Обо всем станет известно, средства массовой информации станут, захлебываясь, пищать, трещать, визжать и показывать, как на нем все исполнилось.

Учтите, все пророчества исполнятся, но только по существу царство это уничтожит все святое. Поэтому не удивляйтесь, если мы сегодня будем погрязать в своих страстях, будем лукавить, лицемерить, осуждать, если будем видеть себя лучше других, то мы окажемся в первых рядах тех, кто примет антихриста.

Надо запомнить, что он — исчадие гордыни, и все гордые, кто не увидит себя хуже всех, тот примет в первую очередь антихриста. Вот почему Христа «по правде законной» распяли «праведники», считавшие себя лучше других. Они были исполнители закона, все делали, как положено, комар носу не подточит. А первым в рай вошел разбойник, который от всей души осознал, что он недостоин даже и думать о Царстве Божием, почему и сказал только: «Помяни меня, Господи там, потому что я там никогда не буду». Вот где наше спасение! И тот, кто не придет в это состояние, легко примет антихриста, потому что будет с ним единодуховен.

Что самое страшное в человеке? Когда он видит себя духовно нормальным и говорит: «Я, конечно, грешный, но только попробуйте вы мне сказать, что я грешный, я вам тогда покажу!»

— Относятся ли слова «И последние будут первыми» (Мк. 10, 31) ко христианам последним во дни антихристовы?

— Первый смысл этих слов совершенно ясен: тот, кто увидит себя в этой жизни последним, тот в Царстве Небесном, возможно, будет первым. Святые Отцы об этом говорят: «Смирение не видит себя смиренным». Если я вижу себя смиренным, то бегите от меня подальше на сто верст. Смирение не видит себя смиренным, потому что каждый человек перед Богом, само небо нечисто пред Богом (Иов. 15,15). По мере духовного роста человек все более видит свои недостатки, грехи и страсти. В темноте различимы лишь самые крупные предметы, когда постепенно рассветает, мы начинаем видеть большую грязь, а при солнце видна даже малейшая темную пылинка на белой одежде. Вот таков духовный рост: чем ближе человек к Богу, тем больше он видит своих грехов. Поэтому преподобный Петр Дамаскин писал: «Первым признаком начинающегося здравия души своей является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской"6. Поэтому, чем больше святость, чем большее величие человека, тем более он видит себя недостойным, поистине грешным. Один из святых говорил: «Где будет сатана, там буду и я». Сисой Великий просветился перед смертью как солнце, а умолял Бога дать ему еще время на покаяние 7.

Это мы не видим грехов, у нас их раз-два и обчелся. Правда, бывает такой вариант, что мы испишем тетрадь и даем ее батюшке на исповеди как отчет о проделанных грехах, и священник должен этот талмуд растерзать к нашему вящему удовольствию. Беда наша, что мы покаяние подменяем отчетом, а истинное смирение — смиренничанием.

Истинная святость не видит себя никогда святой. Поэтому, когда речь идет о «последних», имеются в виду те, кто видят себя последними, грешными. Здесь речь идет не о времени, и в первые времена были христиане, которые считали себя последними, — может быть, даст Бог, и в последние времена найдутся такие, которые будут видеть себя худшими, вот они-то и будут перед Богом первыми.

— Что такое печать и предпечать антихриста?

— О предпечати в Священном Писании нигде не говорится. Это одно из изобретений современных… не могу их назвать богословами. Нет такого термина — «предпечать», это пустая выдумка.

А что касается печати антихриста, то если мы обратимся к святым Отцам, например, к святому Андрею Кесарийскому, который один из немногих дал толкование Апокалипсиса, то не знаю, понравится ли вам его объяснение. Вообще святые говорят не то, что нам надо. Что значит эта печать8 на челе, то есть на лбу? Нам-то кажется, что надо просто шлепнуть по лбу чернилами «666». А святой Андрей Кесарийский пишет для нас скучные вещи. Он говорит, что весь наш ум, все наши мысли, весь наш настрой погрузится в материальное, в земную жизнь: они будут просить антихриста: «Дай нам славу, богатство, наслаждение"9.

Обратите внимание, что цифра «666» тоже совсем не случайна. Данная цифра является, по существу, библейским символом мамоны — царства земного изобилия, славы, могущества. Это следует из исторического факта, восходящего ко времени Соломона, при котором еврейское государство достигло вершины своего процветания. Только «в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10;14; 2 Пар.9;13), то есть 32 тонны 707,26 кг. Копеечное государство обладало такими сокровищами! То есть число «666» было символом могущества, славы и процветания государства. Это образ мамоны, земного благополучия. Символ печати на лбу есть не что иное, как полное погружение ума и души человеческой в заботы только об одном — о заповеди антихристовой: «ищите, что есть, что пить и во что одеться, и тогда Царство Божие приложится вам».

Святой Андрей Кесарийский говорит и о знаке на правой руке. Правая рука является символом деятельности человека, значит, в последнее время она будет направлена на служение антихристу. Вот что такое печать антихриста на челе и на правой руке. Люди будут думать, как он, и делать, как он.

— Возможно ли, что чипы, которые хотят вживлять всем, станут печатью антихриста?

— Чип не будет печатью антихриста. Чипы — это средство порабощения человека. Вся цивилизация в конечном счете ведет к закрепощению и порабощению человека. Посмотрите, как мы зависимы от средств научно-технического прогресса. Электричество светит — хорошо, газ провели — тоже недурственно, а телефоны, а машины… Вообще, мы УЖЕ рабы этой техники, и чем дальше она развивается, чем большего комфорта мы добиваемся, тем в большую зависимость мы попадаем от дел рук своих, это закон незыблемый. В конце концов этот круг замкнется. Мне очень понравилось в одном журнале изображение научно-технического прогресса в образе гигантского змея заглатывающего самого себя. Вопрос в том, когда он задушит себя, захлебнется собою. Видимо, это произойдет в последний период нашего существования, когда антихрист захочет преподнести человечеству какое-нибудь потрясающее чудо, чтобы уже все окончательно убедились, что он — бог. По новозаветному Откровению кончина мира произойдет моментально — «как сеть найдет»; пришествие Христово будет, как молния, апостол Павел пишет: «Вдруг, во мгновение ока» (1 Кор. 15, 52).

Я так думаю, что антихрист что-нибудь устроит, чтобы поразить всех своим величием, своей псевдобожественностью, и уничтожит все во мгновенье ока.

Не удивляйтесь этому, уже был страшный прецедент, когда Оппенгеймер с группой своих сотрудников, разработавших атомную бомбу, решил провести ее испытание, абсолютно не подозревая о страшных результатах. Многие удерживали его от этого, тревожась о возможности возникновения цепной реакции, и тогда бы наша Земля могла превратиться в еще одно солнышко в нашей солнечной системе: начала бы разлагаться вся материя. Тем не менее, испытание произвели. Цепной реакции тогда не произошло. Но в будущем антихрист, должно быть, устроит нечто подобное…

А чипы — лишь ничтожная вещь, с помощью которых будет производиться контроль за всей деятельностью человека и, следовательно, за экономической и политической жизнью всего человечества, только и всего. Религиозный момент здесь заключается в том, что люди увидят своего спасителя в том, кто будет контролировать человечество. Исчезнет бедность, будет социальная забота о всех, возможно, что антихрист будет раздавать и бессмертие, генная инженерия достигнет невиданного размаха. Туалеты будут из золота — вот уж достижение всесокрушающее. К чему мы идем…

— Если постоянно читать про себя Иисусову молитву, то компьютеры все равно смогут читать мысли?

— Во-первых, если постоянно читать Иисусову молитву, то мыслей не будет: во-вторых, если компьютеры научатся читать мысли, то научатся читать и Иисусову молитву. Пусть просвещаются. Я думаю, что они перегорят сразу, как прочитают.

— В народе бытует мнение, что на Руси в конце времен будет православный царь, и во время его правления будет небывалый расцвет культуры, экономики и даже духовности. Не является ли это подменой реальной духовной жизни, ведь подобными чаяниями «золотого века» болеют часто и в православных кругах?

— Здравая мысль. Уже в Древней Церкви была ересь (lang=EN-US II — lang=EN-US V века), так называемый «хилиазм"10, то есть учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле, во время которого все Его верные чада будут благоденствовать в этой жизни. Это осуждено Церковью: царства того не будет, а будет новое небо и новая земля (Отк. 21,1). Апостол Павел пишет, что даже те, кто доживут до последнего момента, не умрут, но изменятся во мгновение ока11. Изменится само их тело, оно станет иным. Не будет никакого хилиазма, никакого золотого века.

А в нашем народе такие чаяния действительно бытуют, ждут не дождутся этого «золотого царства»: вот уж будет широкая масленица!

— Монахи — соль земли, где же будут они в последние времена?

— Монашество — это не постриг и одежда. Постриг совершается в монастырях, чтобы все были равны в своем внешнем облачении. В миру люди любят одеться получше и поразнообразнее, чтобы отличаться от других. А в монастыре все одинаково, чтобы не выделяться. Но, повторю, монашество — это совсем не одежда и не постриг. Кто, например, постригал преподобную Марию Египетскую? Никто не постригал.

Монашество — это соответствующая жизнь, внутреннее отречение человека от всех лишних земных забот, насколько это возможно: от политики, искусства, экономики и прочего. Монашество призвано к самому главному — к умному деланию. Кто-то же должен заниматься этим! Кто-то же должен, отрекшись от мира, заняться своей душой.

Монашество не внешняя форма, которую могут сделать за час — постригли и все дела, но разве это уже монах или монахиня? Монах — тот, кто ведет соответствующую жизнь, у кого есть стремление к духовному подвигу, к очищению себя. Четки вручают ему как призыв, насколько возможно, глубоко погрузиться в молитву, приобретать смирение через познание того, что во мне «есть гады, их же несть числа».

Монашество — это пример смирения. И когда кто-то в монашеском одеянии называет вас мирскими грешниками, — знайте, монашества тут нет.

В Сергиевом Посаде до комизма доходит, иная особа себя «тайной монахиней» называет — кошмар! И люди верят!

Те, кто принимает внешний постриг без делания монашеского, будут внешне выглядеть как монахи, а на самом деле будут оставаться такими же мирскими людьми и последуют за нами, а может, и впереди нас.

Неслучайно свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что иногда вы сможете встретить истинного монаха даже во фраке, нежели чем в мантии. Потому что все зависит от образа жизни человека, от его духовной устремленности.

Сегодня, когда многие монастыри встали на путь активной деятельности: воспитательской и миссионерской, — нужно быть очень осторожным. Монашество — нечто уникальное по своей идее, призванное сосредоточить на молитве всю свою деятельность, насколько возможно, отречься от всяких лишних забот.

Поэтому я не понимаю такое явление, как «монашество в миру». Было оно в советское время, когда человек хотел стать монахом, но монастыри были закрыты. Но как сейчас может быть монашество в миру! Если вы хотите быть монахом в миру, то об этом должны знать только вы и тот, кто вас постриг, и ни один человек больше. Ходить в простой одежде, чтобы никто не знал.

Монах должен быть всегда в клети своего сердца: о тех же, кто просто в форме монашеской, говорить не приходится.



1. Статья Г. П.Федотова «Об антихристовом добре», в Интернете: http://www.vehi.net/fedotov/soloviev.html

Георгий Петрович Федотов (1886−1951) — русский философ, публицист, историк культуры, основоположник богословия культуры.

2. «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

3. Блаженный Феофилакт Болгарский толкует это место из Евангелия: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Этот соблазнитель слышал голос с неба: «Сей есть Сын Мой», но с другой стороны видит, что Он взалкал, и недоумевает, как Сын Божий может чувствовать голод. Поэтому искушает Его с целью удостовериться, говоря: «если Ты Сын Божий», он льстит Ему, думая, что Он что-нибудь скрывает. Но ты спросишь, что за грех было сделать из камней хлебы? Итак, знай, что послушаться дьявола в чем-либо — грех. С другой стороны, дьявол не сказал: «пусть будет этот камень хлебом», но «камни», желая ввергнуть Христа в излишество, ибо для голодного совершенно достаточно и одного хлеба. Поэтому Христос и не послушал его.

4. «И сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Отк. 16,10 -11).

5. «Чудно и дивно то, что превыше небес, чего нет ни в сокровищах царских, ни в словесах мудрости, ни в славе мирской. И достоинства или богатство, какое приобрели себе они, во внутреннейшем человеке, имеющие Господа и Творца всяческих, есть стяжание непреходящее, но вечно пребывающее. Ибо христиане знают, что душа драгоценнее всех созданий; потому что один человек сотворен по образу и подобию Божию. Смотри, как необъятны небо и земля, как драгоценны на них твари, и как величественны принадлежности их! Но человек драгоценнее всего этого; потому что о нем одном благоволил Господь, хотя киты морские, горы и звери, по видимости, и больше человека». — Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 15, вопр.41. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 132.

6. «Должно иметь терпение во всем, случающемся с нами, что Бог попустит для научения, опыта и познания нашей немощи, и не быть дерзновенным, но и не отчаиваться, чтобы ни случилось, хорошее или худое. Всякого же сновидения, и всякого слова, и дела праздного всегда должно отвращаться. Поучаться же в имени Божием более, нежели дышать, во всякое время, на всяком месте и при всяком деле, и повергаться пред Богом от души, отвлекая ум от всех помыслов о мире и ища только исполнения воли Божией. Тогда ум начинает видеть свои согрешения — как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья». Преподобный Петр Дамаскин. Творения. Книга первая. Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий.

7. «Рассказывали об авве Сисое. Когда он болел, сидели у него старцы, и с некоторыми он разговаривал. Старцы спрашивали его: «Что ты видишь, авва?» — «Вижу, — отвечал он, — что идут за мной, и прошу их, чтобы дали мне несколько времени на покаяние.» Один из старцев говорит ему: «Если и дадут тебе некоторое время, можешь ли теперь принести спасительное покаяние?» — «Я не могу этого сделать, — отвечал старец, — но хотя бы поплачу о своей душе, и этого довольно для меня» — Достопамятные сказания. N 43.С. 257.

8. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Отк. 13, 16−17).

9. «И постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках для пресечения делания правых и добрых дел, а также и на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме. Но его не примут запечатленные на лицах Божественным светом». — Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. — М.: 1901. С. 109.

10. Приверженцы христианского хилиазма (монтанисты, евиониты и гностик Керинф) пытаются оправдать свои ожидания близкого наступления 1000-летнего царства Христова ссылками на Библию, толкуя в прямом, буквальном смысле еще не исполнившиеся, по их мнению, ветхозаветные обетования (Быт. 13, 14−17; 15, 18; 27I, 27−29, особенно же пророческие видения Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила), а также обетования самого Иисуса Христа (Матф. 19, 21; 24, 27−29; Лук. 14, 12−14; 18, 29, 30) и многие места из посланий апост. Павла. Главным основанием, на котором христианские хилиасты пытаются утвердить свои представления, служит Апокалипсис, ХХ глава которого, по-видимому, особенно благоприятствовала их страстным ожиданиям близкого наступления земного 1000-летнего царства Христова. Здесь, между прочим, говорится (20, 2−6), что сатана будет связан на «тысячу лет», что мученики за Христа оживут и будут царствовать с Ним «тысячу лет». X. особенно был распространен во II веке в церквах малоазийских. Опровергая монтанистов, евионитов и гностика Керинфа, Церковь вместе с тем опровергала и хилиастические воззрения, входившие в учение этих еретиков. То обстоятельство, что X. был составной частью учения еретиков, особенно содействовало его уничтожению между православными. Ревностным обличителем X. был римский пресвитер Кай (ум. около 217 г.). Египетских хилиастов обличал Дионисий, епископ Александрийский, он написал сочинение «Об обетованиях», лично вел диспут с хилиастами и на соборе 255 г. успел убедить многих из арсеноитских христиан отказаться от X. Из последующих отцов и учителей церкви, ведших полемику с хилиастическими представлениями, особенного внимания заслуживают на Востоке св. Григорий Богослов и св. Ефрем Сирин, на Западе — блаж. Августин. Со смертью блаж. Августина полемика с хилиастическими воззрениями оканчивается; X. слабеет все более и, наконец, почти совершенно исчезает из народного сознания.

11. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15,51−52)

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика