Русская линия
Русская неделя Алексей Осипов17.10.2007 

Как правильно в наше время относиться к чудесам и знамениям
Ответы на вопросы

– Как часто стоит причащаться Святых Христовых Тайн? Что об этом говорят святые Отцы?

- Святые Отцы предлагают разное. Одни говорят, что нужно причащаться часто, а другие, что нужно причащаться редко. Кому следовать? Преподобная Мария Египетская причастилась всего один раз, а праведный Иоанн Кронштадтский причащался каждый день. Пожалуйста, будьте осторожны в подобных вопросах, здесь нельзя взять одно мнение и ему следовать, нельзя взять одного святого и ему подражать, надо исходить из своих возможностей. Причащаться стоит столько раз, чтобы не остыть, не превратиться в холодный камень. Но и часто, я думаю, нельзя, чтобы не потерять благоговение, необходимый страх Божий. Без страха Божия, без благоговения – избави Бог! – нельзя подходить к Святой Чаше. Такой человек, по словам канона ко причастию, "суд себе ест и пьет", ибо причащается недостойно. Оттого многие болеют и умирают, что подходят к Святым Дарам без страха Божия.

Нельзя к причастию относиться формально, но и нельзя и жить, не причащаясь по полгода или более, превращаясь в камень. Где здесь золотая середина, должен искать каждый христианин, и если он искренне этим обеспокоен, то видит, когда это нужно делать. Некоторые советуют: причащаться нужно раз в три недели или в месяц. Это в зависимости от условий. Иногда некоторые батюшки налагают бремена неудобоносимые: перед причастием три дня ничего не ешь и не пей. Для батюшки в монастыре такой пост, может, и терпим, а духовное чадо трудится на мирской работе, ему и один день так поститься будет труднее, чем батюшке в монастыре – сорок дней. Надо соотносить условия для каждого человека. Очень хорошо, если у вас есть возможность обращаться к благоразумному священнику, а не тирану. Не к руководителю, который раздает приказы направо и налево, а к старшему товарищу, который советует: "Я не настаиваю, но думаю вот так". К такому священнику идите, он вам окажет пользу в этом вопросе.

– Как приобретается страх Божий?

- Хорошо об этом говорит авва Дорофей. А у Иоанна Лествичника этому вообще посвящено несколько страниц. Это свойство, без которого вообще невозможен духовный прогресс, приобретается он простым способом – вниманием к своей жизни, сопоставлением ее с Евангелием. Все познается в сравнении, и мы имеем уникальную возможность сопоставить свою жизнь с евангельским эталоном правильного человеческого состояния. Заповеди есть не что иное, как свойства нормального здорового человека. Они не извне данный мне закон, это – моя природа, ее здоровые свойства. Перед лицом зповедей снчала увидим свои грехи, а затем сможем переживать то, что называется страхом Божиим, который имеет три ступени. Первая – страх рабский: вот согрешу, а Бог меня за это накажет. Вторая – страх наемнический: вот согрешу, и Бог не даст мне награды. И, наконец, страх сыновний, когда я буду бояться оскорбить ту любовь Божию, ради которой Христос претерпел ужасные страдания: страшно оскорбить Того, Кто за меня отдал жизнь. Страшно оскорбить такую любовь. Это – страх любви.

Каждая из ступеней приобретается в соотвествующем опыте христианской жизни.

– Как правильно в наше время относиться к чудесам и знамениям?

- Как и во все времена. Святые Отцы меньше всего пишут о чудесах и знамениях. Напротив, именно чудес, пророчеств, предсказаний, знамений всегда жаждали все язычники. Они ходили к оракулам, прорицателям, колдунам и магам, искали чего угодно, только не спасения. Не надо искать чудес.

Хорошо, вот мы перестали их искать, но мы с ними сталкиваемся. Как к ним относиться?

Есть закон, и он гласит: до тех пор, пока о чуде нет удостоверения со стороны авторитетной церковной комиссии, священноначалия Церкви, не хули и не принимай.

А то вот смотрю, в Лавре стоит кучка восторженных прихожан: "Ах, вот вчера Богородица здесь ходила по куполу", или спрашивают: "Где здесь прозорливец такой-то?" Мало кто заботится о спасении, зато всех интересует, что будет завтра-послезавтра, что будет с дочкой или сыном, оракулы им нужны, а не Господь Бог. Вот беда, человек не видит, что он весь в проказе греха.

Итак, чудес не хули, потому что они могут быть от Бога, и не принимай, потому что могут быть и от дьявола. В Евангелии написано, что в конце времен "восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24). И так как история идет в одну сторону, то по мере приближения последних времен умножается количество этих знамений. Происходит нечто невероятное, все ищут, где мироточение, кровотечение от икон, только этим живут. Забыли, что Господь говорит: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21).

Поэтому не будем хулить чудес, но не будем и принимать.

Если вы станете тяжелобольному рассказывать о чужих бедах и проблемах, он застонет: "Мне же больно, не рассказывайте! Лучше дайте мне чего-нибудь от боли". Люди ищут чудес как развлечений, наш век – это век рекламы, все ищут, где бы что увидеть и услышать, носятся по всему миру. Вон в Лавру к нам кого только не привозят из всех стран мира. И вот они ходят и смотрят, бедные люди. Чего они ищут? Мы, христиане, должны искать не чудес и знамений, а того, с чего начинается духовное развитие личности. Царство Божие внутрь нас есть, а не снаружи. И нужно хоть что-то сделать, чтобы войти в это Царство Божие.

- Что может сделать православный психолог, когда к нему приходит страдающий человек?

- Психологу, как никому другому, нужно внимательно изучать святоотеческие творения, только там мы найдем познание души человеческой. Св.Отцы писали из личного и соборного опыта, часто ссылаясь друг на друга. Они действительно были великими знатоками душевного устроения. Даже безбожник психолог Джемс, когда прочитал книгу преподобного Исаака Сирина, воскликнул: "Так это же величайший психолог мира!" В вузах знают психологов, работы которых посвящены внешней "коже" человека, но не знают тех, которые изучали душу. У святых Отцов вы найдете законы жизни души. Игумен Никон (Воробьев) в юности поступил в Психо-неврологический институт в Петрограде, надеясь там найти ответ на вопрос о сущности человека, но с разочарованием написал: "Я увидел: психология изучает вовсе не человека, а "кожу": скорость процессов, апперцепции, память… Такая чепуха, что это оттолкнуло меня". Так что нужно святых Отцов читать.

– Является ли шизофрения состоянием беснования или нет?

- Здесь мы сталкиваемся с естественным действием законов природы, установленных Богом. Люди могут рождаться с разными психическими и телесными болезнями. С христианской точки зрения каждый рождается в наилучшем для него состоянии, необходимом для спасения его души, ибо это состояние – временное и ничтожное по сравнению с вечностью. С атеистической точки зрения родился человек больным – он несчастен. А с точки зрения христианства, больной может быть как раз самым счастливым. У святых Отцов встречаются такие слова, что психическая ненормальность и даже беснование является одним из наиболее легких путей спасения человека.

Потому что больной в этом состоянии не несет ответственности. Его так Бог устроил, что ему уже только нужно терпеть и вынести эту болезнь. Вот что пишут святые Отцы по этому поводу.

А мы хотим освободить человека от этой легкости и нагрузить его. Посмотрите, что творится с так называемыми "отчитываниями", когда в Церкви начинается какое-то "шаманство".

– Вы не раз отрицательно высказывались об экзорцизме. Как Вы относитесь к тому, что в одном из храмов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры идут отчитки?

- Я не изменил своего мнения, поскольку святоотеческие высказывания по этому вопросу совершенно однозначны. Беда нашего времени в том, что по очень многим вопросам мы не ищем ответов у святых Отцов и начинаем выдумывать сами. Как, например, Древняя Церковь учила относиться к мощам: если только было знамение или особое указание Божие, или начинают чудеса совершаться на этом месте, тогда только вскрывали мощи.

А что теперь стало? Как только канонизировали, а то еще только собираются канонизировать, – а уже давай копать!

То же самое и с экзорцизмом. Какова основная мысль святых Отцов о нем? Варсонофий Великий пишет: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову"1.

Те же, кто не получил эту силу от Бога, пусть даже и не приступает. Если ты не победил страстей в себе, как ты дерзаешь побеждать их в других? Очень назидательным в этом отношении является разговор одного послушника со старцем протоиереем Алексием Зарайским о бесноватой девушке. "Я спрашивал о. Алексия, почему он не выгонит из нее беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается св. Таин, и если это нужно, то Христос, ею принимаемый, Сам силен изгнать его; а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?"2

Феофилакт Болгарский прямо пишет: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются".3 Поэтому Лаодикийский собор (364 г.) запрещает отчитывать: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…" (прав. 26). И в пример ставит Деяния Апостольские4, где семь сыновей первосвященника пытались изгнать бесов силою Иисуса Христа, которого проповедует апостол Павел, так бесноватый им прямо сказал: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?" и избил их. И правильно сделал.

Дело в том, что все эти отчитыватели не имеют церковного благословения, они приходят к какому-нибудь пожилому священнику, которого они считают старцем, с просьбой: "Батюшка, благословите меня". Это все равно, что я приду к тренеру по тяжелой атлетике: "Благословите меня 250 килограммов поднять".

Если ты прежде не очистился от страстей, если постом и молитвою не стяжал Духа Святого, как ты смеешь пытаться очистить другого? Сам Господь сказал: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17,21), то есть великой и чистой христианской жизнью. Даже среди святых лишь немногим давался этот дар, и кому он не давался, никогда этого не делали. Кому же давался этот дар Святого Духа, они исцеляли одним словом, а не чином с кропилом и крестом. К сожалению, эти отчитки наносят огромный вред людям. Во-первых, откуда известно, что человеку будет полезно, если из него будет изгнан бес? Во-вторых, после отчитки некоторые становятся еще более худшими. Приходят туда разные больные и заражают еще больше друг друга. Господь запрещал говорить бесноватым, а сейчас снимают беснование на видеопленку, и эти записи ходят по России: смотрите, что говорит бес! Получается, что они проповедуют бесовщину под видом того, чтобы показать, как изгоняют бесов.

В-третьих, сам священник, который занимается этим, не имея соответствующих духовных дарований, глубоко повреждает себя и духовно повреждает тех, кто к нему приходит. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) и писал: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований".5 И в его время было много лжестарцев.

Тот, кто искренне верит во Христа и старается жить по-христиански, кто исповедуется и причащается, получает предел возможного, поэтому у нас в России экзорцизма никогда не было. И вдруг в конце



1 Лавсаик. Вопрос 301.- М., 1992. С. 223.

2 Послушник Симеон. Путешествие утлой ладьи по бурному житейскому морю. – М., 2000. С. 72.

3 Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12. 43-45.

4 Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19,13-16).

5 Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем., – М., 1995, с.72.

© Расшифровка лекций А.И. Осипова КЦ "Русская неделя"

Интернет-журнал "Русская неделя"


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru