Русская линия
Православие и МирПротоиерей Алексий Уминский10.10.2007 

Может ли многодетная мама вести духовную жизнь?
Ответы на вопросы

Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Молиться не могу… стыдно за себя… Разве это спасение?!? Да, я всех родила, всех, кого Бог дал. Но я же духовно деградирую! Не знаю, что делать… Мысли только — отдохнуть… Боюсь так отойти от церкви и вовсе…

Эта ситуация — не редкость для многодетной мамы, у которой нет помощников. Мы обратились с вопросом к протоиерею Алексию Уминскому:

Батюшка, как правило, многодетная мама — все 24 часа крутится как белка в колесе, не успевает молиться, поститься, раздумывать о духовной жизни и бывать в храме, спит на ходу и вместо мыслей — одни инстинкты. Это нормальное состояние? Надо просто ждать пока дети вырастут?

— Это нормальное, естественное состояние от которого никуда не денешься. Оно наступит, пройдёт и закончится, православные многодетные мамы через него проходят. Многие мамы переживают по этому поводу, стараются как-то нагрузить себя молитвой, постом, что, конечно, совершенно не правильно. К этому надо относиться просто — молиться на ходу, читать про себя короткие молитвы «Господи, помилуй», при кормлении грудью -«Богородице Дево, радуйся…», т. е. участвовать в молитве по мере возможности, хранить память о Боге.

Никакого поста в это время быть не должно. Женщина и так истощена после родов, а впереди предстоит ухаживать за ребёнком…

Если будет поститься мама, значит, будет поститься и новорождённый. Так что в этом случае никакого разговора о посте и вычитке молитвенного правила быть не может. Родился ребёнок — это радость, это время, когда изменился образ жизни, изменилось состояние женщины — надо отдавать себя всю малышу. Постепенно, когда ребёнок подрастёт, можно восстановить молитвенное правило, правило к Причастию. Если человек не может по какой-то причине вычитать правило к Причастию — это не значит, что он не может причаститься.

Одна многодетная мама так и живёт — ждёт благословенного момента, когда дети повзрослеют: «Вот они вырастут все, и тогда я займусь своей духовной жизнью.» Это правильно?

— Наверное, в этом случае мамой не совсем правильно понято, что такое духовная жизнь. Духовная жизнь не состоит в исполнении каких-то формальностей и дисциплин. Она не строится из того, что человек обязан чётко следовать каким-то правилам, указаниям и канонам — столько-то молитв, поклонов…

Духовная жизнь — это общение человека с Богом, прежде всего. И ничто не может помешать общаться с Богом, если есть горячее желание. Ничто и никто не сможет разлучить человека с Богом — апостол Павел говорит «Даже ангелы не могут разлучить человека от любви Божией». К сожалению, у нас в современном поколении христиан превалируют некий канон.

Правила очень часто затмевают духовную жизнь, и как следствие — становится меньше любви. Очень хорошо бы это понять и различать — в чем и как проявляется духовная жизнь. Если человек это не поймёт, он обязательно будет стукаться лбом о стены правил, канонов и дисциплин, что на самом деле всегда было на втором месте в жизни христианина. Это всегда было подспорьем, помощью, средством, а не целью.

С протоиереем Алексием Уминским беседовала Елена Коровина

http://www.pravmir.ru/article_2351.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru