Русская неделя | Алексей Осипов | 10.10.2007 |
— Пожалуй, самым сильным свидетельством является смирение. Нет истинной любви там, где нет истинного смирения. Простите, что прибавляю слово «истинного». Вокруг столько лже-любви и столько же лже-смирения! Любви вне смирения не бывает. Есть такая пословица: «На миру и смерть красна». Перед людьми человек готов стать героем, подчас даже пожертвовать своей жизнью, хоть с десятого этажа прыгнуть, только бы заметили его, и этим он доказал свою любовь. Сколько в этом глупости, гордости и тщеславия. Любовь там, где истинное смирение. Но вот КАК приобретаются истинное смирение и любовь — вот наиважнейший вопрос, потому что это основополагающие понятия христианской религии.
— Любовь — это воздействие или проявление?
— Проявление не может изливаться в пустоту, проявление всегда воздействие. Любовь — это активная сила, поэтому, проявляя себя, она воздействует на человека. В своей идеальной сущности любовь есть Бог. В нашей человеческой действительности любовь очень относительна, апостол Павел показывает ее признаки: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор.13, 4−7).
Когда мы говорим о христианской, то есть полноценной любви, мы должны знать, что там, где нет смирения, там не может быть и любви. Очень хорошо сказал отец Павел Флоренский, что наша обычная любовь может быть переодетым эгоизмом. А святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что наша обычная любовь очень часто превращается в бешеную ненависть: увы, вчера любил, сегодня ненавидит. Эта любовь касается только поверхности человеческого существа, христианская любовь касается самой сути души человека. Истинная любовь возможна, только если она произрастает из христианского смирения.
— Есть ли какие-то особенности в мужском и женском пути спасения?
— Принципиально никаких. Спасается только тот, кто видит, что он погибает, и обращается к Богу за помощью. Вот, если человеку говорят, что у него смертельная болезнь и ему нужно идти в больницу, а он отвечает: «Если хотите, так сами и идите», то ему не спастись.
Первое, что должен понять человек, что он погибает. От чего? Он не может не завидовать, и этим вредит себе. Он объелся, еле выходит из-за стола, бедный, хоть неси его на носилках, опять вредит себе. Врачи ему говорят: «Вам вредно злиться, раздражаться, гневаться, у вас может быть инфаркт или инсульт». А он все равно злится себе во вред. Нет греха, который бы не приносил зла. Тот спасается, кто увидит, что не только одержим грехом, но не может справиться с собой, и обратится к Богу. Это общий путь и для мужчин, и для женщин.
Специфика индивидуальна в отношении каждой отдельной личности. В отношении женщин специфика может быть одна. Апостол Павел пишет1, что женщина спасается чадородием, если она при этом находится в вере, верности и христианской жизни, и что это великий подвиг. Имея множество ребятишек, сохранить смирение, великодушие, сносить все без ропота — это великое средство спасения для женщины, которое на мужчин уже менее распространяется.
Но принцип спасения один и тот же.
— Вы говорите, что грех человека является источником насилия, а можно ли говорить о грехе нации, класса, общества, то есть только ли в природе человека источник насилия?
— Когда мы говорим об обществе, классе или нации, то мы имеем в виду совокупность людей, объединенных общей идеей. А поскольку это совокупность людей, то во всех вместе в них существует то, что мы именуем грехом. И беда бывает особенно тяжелой, когда вся эта совокупность людей — нация, класс, общество — объединяются преступной идеей, а такие вещи мы в истории постоянно встречаем. Так что источником насилия все равно является объединение вокруг греха.
— Святейший Патриарх Алексий II произнес как-то на проповеди такую фразу: «Не бойся врагов, ибо они могут только убить, душе же твоей повредить не смогут. Не бойся своих друзей, ибо они могут только предать, но бойся равнодушных, ибо по равнодушию предают и убивают». Как избежать этого равнодушия?
— Это то равнодушное состояние, которое Иоанн Лествичник называет окамененным нечувствием2. Кто не борется с собой, успокаиваясь тем, что «крупных грехов не совершает», кто не понуждает себя к состраданию ближнему, к неосуждению, не борется со своими мыслями, чувствами и желаниями, тот и впадает в состояние окаменения.
К окамененному бесчувствию приходят люди, которые погрязают в плотских грехах. Особенно это касается разврата, здесь полностью уничтожается деятельность сердца, человек становится эгоистичным, неспособным к семейной жизни. Эгоизм ищет только наслаждений, он вытесняет из души человека ту природную чашу любви, которая дается каждому от рождения. Развратный, беспорядочный образ жизни совершенно опустошает человека. Каждому дается драгоценный сосуд любви, — это, пожалуй, самая большая ценность в земной жизни. И ее можно расплескать в никуда: на случайные встречи, на мысли, на внутреннее распаление страсти.
Многие люди в юности вели такой образ жизни, а потом они и хотели бы влюбиться, но уже не могут, потому что нет любви. Это особенно часто встречается среди артистов, у которых в привычке игра в любовь. Теперь они, наверное, много бы дали за это чувство, но душа — пуста.
Это нечувствие — опаснейшая вещь и в душевном, и в духовном плане. Оно обусловлено внутренней свободой всяких скверных мыслей и чувств, возникающих в нас. Погружение в эту сферу незаметно снаружи, внешне человек — агнец непорочный, а внутри его кипит настоящая клоака. Человек постепенно теряет любовь и ему потом очень трудно в семейной жизни, потому что жизнь во мраке эгоизма, тянущего к одним наслаждениям, искажает человека, он становится нечувственным, неспособным к настоящей жертвенной любви. Таких можно только жалеть.
Сейчас это имеет особенное значение, потому что разврат всюду, это подобно грязной волне селя, которая идет на наш мир. И люди совсем молодые уже знают столько, сколько неизвестно седовласым старцам. Бедные! Уже в юном возрасте они чашу любви вылили из себя и стали неспособными для семейной жизни. Увеличивается количество разводов, потому что любовь расплескивается по сторонам.
— Как работать над маленькими грехами, как, например, курением?
— Когда человек не может поднять десять килограммов, смешно, если он возьмется за двухпудовую гирю. Никто не побеждал страсть без борьбы. Тот, кто не верен в малом, никогда ничего не сделает великого, 3 — это закон.
Есть путь победы над страстью. Во-первых, необходимо возыметь желание, а во-вторых, начать следить за собой и хотя бы один раз в день понудить себя сделать то, что по-христиански необходимо, но очень не хочется. И хотя бы один раз в день воздержаться от того, что дурно. Тогда станет видно, как эти маленькие шажки укрепляют душу. Надо начинать с малого. Вот сидит человек в кресле, нога на ногу, а потом вспомнил, взял и снял ногу с ноги. Никто не знает, почему он это сделал, а он знает. Все сидят за столом, кушают, и чувствует человек, что уже сыт, а на тарелке еще много, он молча перестал есть, чтобы не переедать. Хочешь освободиться от большой страсти, начни с малой, как делали все от сотворения мира. Духовная жизнь в Православии называется «аскетикой», греческое «аскео» значит «тренируюсь, упражняюсь». Христиане подобны спортсменам, и нам надо начать заниматься духовной тренировкой как следует. Тогда достигнем большего, в том числе отвыкнем от курения.
— Обязательно ли иметь духовного отца и можно ли его поменять?
— Я боюсь, как бы нашу Церковь не погубило лжестарчество и лжепослушничество. Сейчас все христиане ринулись брать в духовники первых попавшихся священников, молодых и самых обычных. С одной стороны — миряне пришли, пару раз поисповедовались и уже хотят стать рабами. С другой стороны — священники хотят стать диктаторами. В Церкви создается удивительная атмосфера рабства и диктата.
Отношения послушания между духовником и послушником возможны только в монастыре, только среди монашествующих, то есть посреди тех, кто постоянно находится друг с другом. Это святоотеческое учение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что послушание — великое аскетическое понятие и оно возможно только среди монашествующих, которые отреклись от всего мирского, находятся вместе, в одном месте и могут постоянно обращаться к духовнику. Среди мирян не может быть таких отношений, мы редко встречаемся и, как правило, не по духовным вопросам, а по делам вполне греховным. У мирянина и духовника не может быть отношений послушания. Освободите, пожалуйста, себя от рабства.
Кто такой духовник и как он избирается? Святой Иоанн Лествичник пишет: «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели"4. Прежде, чем назвать кого-то духовником, нужно тщательно познакомиться с этим человеком, узнать его, испытать, действительно ли это духовный человек, чтобы, как пишет святой Иоанн: «вместо тихой пристани не попасть на рифы и не разбить своего корабля». Это требует времени, русская поговорка учит: «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что великое благо, если мы найдем человека искренне верующего, по-христиански живущего, знающего святых Отцов и разумного. Слышите — разумного. А то посмотрите, полусумашедшего считают юродивым, уж он-то психически ненормальным быть не может! Ищите разумного человека и с этим человеком попробуйте решать ваши вопросы. Как? На равных! Я с уважением прихожу к человеку, знакомлюсь с ним, спрашиваю его, убеждаюсь, что это человек духовный, но я с ним советуюсь. Я могу принять совет, а могу и отклонить, если вижу, что здесь что-то не то. В этом нет греха, потому что каждый может ошибиться. Если я искренне ищу, то спрошу у другого, как он думает об этом.
Только напомню, что речь идет о духовных вопросах, а то к духовникам идут с вопросами: «Поступит ли моя дочь в институт? Куда ей поступать? Куда в паломничество мне ехать? Что продавать? Что покупать?» Я удивляюсь терпению священников и удивляюсь, что некоторые из них еще и начинают советовать, что людям делать.
«Беда, коль пироги начнет печь и сапожник,
А сапоги тачать пирожник"5.
Все вопросы земной жизни надо решать не с духовником, а с разумным человеком. А для нас часто главный авторитет — «батюшка сказал». Святые могли ошибаться, батюшка — никогда: «Вы что думаете, что старец может ошибиться, да никогда! А если вы в это не верите, то вы в гордости и в прелести!» Вот до какого состояния мы дошли. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью пишет: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований».6 Это пишет святой монах, который великолепно знал монастыри и монашество.
Теперь в отношении смены духовника. Мы называем духовником того, к кому я обращаюсь за советом. Конечно, можно духовника сменить, если он дает мне советы, которые мне не помогают. Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным7.
Еще раз повторяю, отношения послушания могут быть только среди монахов, у мирян со священниками отношения совета. И дай Бог, чтобы было с кем советоваться!
Апостол Павел пишет: «Не делайтесь рабами человеков», а мы ищем рабства и тем снимаем с себя всю ответственность: не надо самому решать, не надо самому думать, надо совесть свою обмануть.
Люди ищут не наставников в духовной жизни, ищут «прозорливых», «предсказателей», каждое слово которых — «откровение Бога». И в результате сколько от этого разбитых семей, сколько разбитых жизней.
Одна мать приходит с сыном к такому «наставнику». Он, еще только к нему вошли, заявляет юноше: «Через год придешь ко мне иеродиаконом». Мать — поклонница этого «старца», почему и привела к нему. Я спрашиваю:
— Ну, и что дальше?
— Вы знаете, он женился все-таки.
— Как живут?
— Хорошо живут. А еще он мне сказал, чтобы я дочку отдала в монастырь, я и отдала. Через год она мне сказала: «Мама, я больше не могу в монастыре». И представляете себе, ушла из монастыря. Сейчас вот замуж вышла.
— И что, какой у нее брак?
— Ой, вы знаете, у нее такая семья хорошая.
Вот так направо и налево решают судьбы людей: тебе — жениться, тебе — разводиться, тебе — в монастырь. Сейчас бедствие постигает нашу Русскую землю, все наши внешние проблемы — только жалкое отображение духовных. И одно из главных бедствий — это лжестарчество и лжепослушничество.
2. Преп. Иоанн Синайский. Лествица, слово 18, О нечувствии.
3. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. (Лк. 16, 10)
4. Св. Иоанн Синайский. Лествица. Сл. 4, гл. 6.
5. Из басни И.А. Крылова.
6. Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. — М., 1995, с. 72.
7. Игнатий (Брянчанинов), свят. Отечник. СПб. 1903; Творения. Т. I-V. — СПб. 1905. (V, 74)
Интернет-журнал «Русская неделя»