Русская неделя | Владимир Кабаков | 22.09.2007 |
Сегодня о нём сделан фильм, издаются его труды, как отдельными книгами, так и двухтомным сборником. В Москве фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и библиотекой-фондом «Русское Зарубежье» проводится конференция в память Владыки Антония. Принимают участие и выступают на конференции достойные люди, однако, странно, что из Сурожской Епархии, никто не был приглашён на эту конференцию и организовывают её люди, которые совсем недавно, ушли в «раскол», нарушив один из главных заветов Митрополита Антония, который он не раз настойчиво повторял — что бы не случилось необходимо сохранять верность Московскому Патриархату и Русской Православной Церкви. Наверное, этим можно объяснить и то, что конференция проводится не в Лондоне, где жил, пастырствовал и умер Владыка Антоний, а в Москве, где никто не знает подробностей и правды раскола, а есть люди, для которых Митрополит Антоний Сурожский, был символом возрождения Русского Православия и которые, ничего не подозревая, дали согласие участвовать в этой конференции. Настораживает, что группа людей, занимающаяся организацией конференции, судя по их поведению, «приватизировала» духовное наследие Митрополита Антония, пользуясь и оправдываясь тем, что они были близки к Владыке в последние годы его жизни.
Cоздаётся впечатление, что, монополизируя право на память о Владыке, как большом Учителе и духовном Пастыре, эти люди делают это не из соображений почитания памяти Митрополита, но из мирских расчётов, не из христианских, Божьих побуждений, а руководствуясь определённого вида идеологией и собственными материальными интересами.
Их поведение можно было бы оправдать, тем что их близость к Владыке, была для них опасна и они тем самым рисковали бы своим жизненным благополучием, общаясь с ним. Но это не так, так как Владыка был почитаем всем православным сообществом и был одним из известнейших представителей Русской Православной Церкви, не только в России, но и за рубежом, в Западной Европе и во всём христианском и религиозном мире… Напомню, что Митрополит Антоний Сурожский, долгое время был экзархом РПЦ в Западной Европе, и вместе с тем возглавлял Сурожскую епархию Московского Патриархата, в Великобритании до самой своей смерти на восемьдесят девятом году жизни…
И тут мы подходим к феномену, проявлявшемуся прежде и в наши дни… Этот феномен — политизация обыденной жизни и перенос идеологической борьбы, происходившей во времена холодной войны, к сожалению, продолжающейся и сегодня, даже в христианские отношения.
Во многих случаях, раскольническая деятельность в Русской Православной Церкви, особенно за рубежом, обусловлена не только мирскими устремлениями и заботами лидеров раскольников, особенностями их характеров, но спровоцирована желанием угодить «власть имеющим», «политикам», то есть Кесарю. Однако, сегодня во всём мире началось собирание русских православных христиан в одну общину, под руководством Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Тому свидетельство недавнее воссоединение в совместном евхаристическом служении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Поведение же некоторых прихожан в Сурожской епархии, во главе с Владыкой Василием резко противоречит начавшемуся объединению…
У всех на памяти недавние события в Сурожской епархии, когда часть прихода Собора Успения Божьей Матери и Всех Святых в Лондоне, вдруг, решила перейти под омофор Константинопольской Патриархии вопреки воле подавляющего большинства русскоговорящей общины. Сделано это было тайно, без разрешения на то Московского Патриархата и главное без согласия остальных членов прихода.
Оправдывались эти действия идеологическими спекуляциями, суть которых, если отбросит лицемерную риторику, сводилась к привычным формулировкам обывательского, безрелигиозного, фарисейского сознания лидеров раскольников — «Понаехали тут всякие!», то есть противопоставление себя, как «продвинутых» членов Русской Церкви, «отсталым» и «неправильно» верующим, недавно приехавшим в Англию, новым членам приходов Сурожской епархии. При этом раскольники, лицемерно использовали имя и авторитет умершего Владыки Антония, толкуя на свой лад некоторые высказывания Владыки Антония, полагая, что остальная часть русскоговорящего прихода безропотно согласиться с ними…
Но конечно это было не так и не могло быть так…
Тогда, используя юридическое крючкотворство, «раскольники» решили действовать в двух направлениях. Во-первых, они хотят через светский суд, оттягать сам храм и все принадлежащие епархии счета и материальные ценности, а во-вторых, представить себя подлинными наследниками памяти и трудов Владыки Антония Сурожского… К сожалению, сегодня, такое лицемерие и фарисейские методы, очень распространены в среде российской «образованщины» пытающейся изображать себя религиозными людьми и как бы стали приметой времени, а точнее безвременья, воцарившегося в душах некоторых наших нынешних и бывших сограждан, которые вдруг почувствовали себя сливками общества, как сегодня говорят «элитой».
Это в определённом смысле и конфликт поколений, и продолжение той идеологической борьбы, которая велась долгие годы против Русской Православной Церкви из-за рубежа. В одном из своих рассказов, Владыка Антоний вспоминал, что во время войны, в оккупированном Париже, представители духовенства Русской Православной Церкви за рубежом служили молебны за победу гитлеровского оружия над Советской Россией. А когда он прибыл в Лондон и пришёл в гости к священнику из РПЦЗ, тот отказался с ним разговаривать и повёл себя очень дерзко…. Если разбираться в сути конфликта возникшего уже в наше время, в нашем приходе, то он сводится к противостоянию старых членов прихода, среди которых были и англичане, и новых, приехавших сравнительно недавно из России…
Действительно, можно согласиться, что русские эмигранты первой волны, были из богатых интеллигентных семей и своё привилегированное положение в русском тогдашнем обществе и в Церкви, объясняли вековыми установлениями и традициями, которые разрушила русская Революция. И сегодня, когда в Британии существует большая община русских и русскоговорящих верующих, эти потомки аристократических семей, семей крупной буржуазии и диссидентов, вдруг решили, что они ближе к Иисусу Христу, чем все остальные, которые недостойны находиться в одном храме с «избранными». Но они привычно забывают слова Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, и кроткие которые наследуют царствие небесное». И ещё Иисус Христос говорил: «Не для праведников я явился в мир, но для грешников, ибо врач нужен больным, а не здоровым». И сегодня надо откровенно сказать, что среди людей, считающих себя «избранными», есть стремление веровать как-то иначе, чем простые прихожане и создавать «своих» святых, чтобы поклоняться им, а не Господу нашему, Иисусу Христу. Иногда создаётся впечатление, что эти «элитные» верующие гнушаются обществом и даже присутствием с ними в одном храме простых, «верующих граждан». Странная форма снобизма, в Православной Церкви, не правда ли?
Видимо некоторые англичане, члены приходов Сурожской епархии, не совсем понимая особенности русской ситуации, решили поддержать очередных «бунтарей», и тем самым невольно впали в ошибку.
Более того, и Владыка Василий, который был ревностным сторонником и последователем Владыки Антония, поддался на уговоры своей «мятежной» паствы и стал во главе раскола…
И вот сегодня, упорствуя в заблуждении, группа раскольников, клянясь светлой памятью владыки, пытается использовать его имя в своих корыстных материально — идеологических интересах…
И может быть, можно было бы простить им их тщеславие, если эти люди действительно почитали бы память Владыки.
Но вот только один пример. После похорон владыки на кладбище в Бромптоне, тогдашние руководители Сурожской епархии, обещали, что через год вместо деревянного, недолговечного креста, они поставят каменное надгробье на вечную память Учителя — Митрополита Антония Сурожского…
И что же? Прошло более четырёх лет с тех печальных дней, но никто из «раскольников» не спешит исполнять свои обещания, занятые неблаговидной юридической тяжбой, за отнятие у тысяч православных русских и русскоговорящих их храма. А их, этих простых людей, именно тысячи и тысячи. И это видно по тому количеству верующих которые приходят на воскресные службы и особенно на службы в престольные праздники… Многие нынешние руководители епархии и прихожане, видя плачевное состояние могилы Владыки Антония, готовы сами участвовать в создании и установке надгробия и даже памятника…
Однако, раскольники, используя какие-то казуистические юридические причины и сами не делают и не дают это сделать членам прихода Храма Успения Божией Матери и Всех Святых… Невольно вспоминаются обличающие фарисеев, слова Христа: «Имея ключи от Царствия и сами не входят и другим не позволяют…»
Второй пример. При попытке сделать фильм о праздновании пятидесятилетия Сурожской епархии и Храма Успения Божьей Матери и Всех Святых, который открывал и которым руководил Владыка Антоний, создатели фильма, запросили разрешения у режиссёра фильма о жизни Владыки, использовать фрагменты из него в новой работе и получили отказ…
Этот фильм о Владыке продаётся и в Храме довольно дорого, но на вопрос, почему бы его не показать всем верующим в России по телевидению, говорят, что там за него дадут малую цену. Но разве можно деньгами или какими-то другими выгодами мерить память о таком замечательном пастыре, как Владыка Антоний! Разве, когда мы хороним своих родных и близких: отца, мать, жену или мужа, сыновей или дочерей, мы высчитываем выгоды о увековечивании их памяти? И разве не фарисейство такой подход к памяти нашего общего духовного отца, Владыки Антония…
Сурожская епархия, постепенно залечивает душевные раны, последствий раскола и неожиданного ухода части прихода вслед за Владыкой Василием под Константинопольский Патриархат. И сожалея об этом, невольно начинаешь сострадать тем жертвам раскола, которые не по своей воле, а следуя за вождями раскола, оказались вдалеке от родного прихода. Вызывает сочувствие и фигура самого Владыки Василия, который, на наш взгляд, стал жертвой интриг фарисеев-образованцев, которые в силу своего характера и воспитания постоянно политиканствуют или интригуют, забывая, что Церковь всегда была далека от политики и тем более от идеологии правящих «элит», старалась «заботиться о Божьем, а не о человеческом», помогая сирым и убогим… И нам всем очень бы хотелось, чтобы ушедшие вернулись и тем самым восстановили здесь в Англии единство православных христиан в Храме, восстановили мир и любовь, к чему призывал своих учеников и последователей сам Иисус Христос…
И ещё хотелось бы попросить ушедших в раскол, не держать в душе обиды на тех кто остался верен Русской Православной Церкви и Московскому Патриархату, а дать возможность вине, пусть в большинстве случае и невольной, подвигнуть нас всех к покаянной молитве, и тем самым залечить душевные раны, нанесённые разъединением и друзей и знакомых, оказавшихся по разные стороны. А мы в свою очередь, помня заветы незабвенного Митрополита Антония, который так много делал при жизни для объединения русских православных христиан и поднятия авторитета Русской Православной Церкви Московского Патриархата и в бывшем СССР и за границей, который делает это и сейчас, через свои труды и проповеди, вместе стали бы изучать его наследие и стараться быть лучшими христианами, чем мы есть сейчас.
Обиды, к сожалению, только закрывают путь к взаимной любви и уважению и толкают на неправедные поступки, за которые рано или поздно будет стыдно! И от лица всех прихожан Сурожской епархии Московского Патриархата, мы призываем объединиться в деле увековечивания памяти Митрополита Антония, объявить конкурс в России и в Великобритании на создание проекта надгробного памятника Митрополиту Антонию Сурожскому на Бромтонском кладбище Лондона…
Лондон. 05. 09. 2007 года.
Справка:
I -ая Конференция Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье» проводят 28−30 сентября 2007 года первую конференцию, посвященную осмыслению наследия Митрополита Антония Сурожского
Будут представлены доклады, касающиеся взглядов митрополита Антония, отраженных в его проповеди, жизни, деятельности, по следующим направлениям: богословие, пастырство, молитва, душепопечение, медицинская этика, педагогика, служение христианина в современном мире, отношение к работе, творчеству и др. Докладчики рассмотрят особенности языка проповеди владыки Антония, его подхода к литературному произведению
В конференции примут участие:
Елена Владимировна Белякова, историк (Москва), Федор Ефимович Василюк, психолог (Москва); Архимандрит Виктор (Мамонтов) (Латвия); Борис Аркадьевич Воскресенский, медик (Москва); Григорий Борисович Гутнер, философ (Москва); Амал Дибо, Ливан; Анастасия Александровна Журавская, филолог (Тверь); Джиллин Кроу, писатель (Лондон); Александр Иванович Кырлежев, (Москва); протоиерей Сергий Овсянников (Амстердам); Аврил Пайман, славист (Дарем); Ольга Александровна Седакова, поэт, филолог (Москва); Михаил Георгиевич Селезнев, филолог (Москва); Дмитрий Юльевич Строцев, поэт (Минск); Никита Алексеевич Струве (Париж); протоиерей Стефан Хедли (Франция); Ирина Яновна фон Шлиппе, (Лондон); Анна Ильинична Шмаина-Великанова, (Москва) и другие.
Участникам конференции будет предложено обсудить в ходе круглых столов свои представления о наследии митрополита Антония и личный опыт встречи с ним, а также направления дальнейшей работы. Во время проведения конференции будет работать выставка фотографий и публикаций митрополита Антония, состоится презентация третьего фильма из серии «Апостол любви» (режиссер В. Матвеева) Вход свободный
Просьба обратить внимание, что, следуя обычаю митрополита Антония, заседания будут проводится строго согласно регламенту без опоздания
Адрес оргкомитета: likvintseva@bfrz.ru
Москва, ул. Нижняя Радищевская д. 2, м. Таганская
Все подробности будут публиковаться на форуме сайта: www.metropolit-anthony.orc.ru и на сайте www.bfrz.ru