Русская линия
Православие и Мир30.08.2007 

Работа. Вопросы и ответы

Хотела бы попросить совета о том, как проводить свободное время. Как такового отпуска у меня практически не бывает. Просто на работе мне предлагают «куда-нибудь съездить отдохнуть». С одной стороны, мне не хочется тратить деньги на поездку, с другой — чувствую постоянную усталость, перенапряжение. Я работаю юристом, занимаюсь оформлением документов, работа — нервная. Мне кажется, что если не сменю обстановку, просто не смогу работать дальше. И если не уезжать, мне будут постоянно звонить, консультироваться, просить прийти на работу (такое уже было). Хотела бы поехать на наш юг с мамой, но она то соглашается, то отказывается (ей жалко моих денег и она считает вредным пребывание на солнце). Я хочу, чтобы она отдохнула, искупалась в море, и без меня она никуда не поедет (она не работает, отец очень мало зарабатывает и в семье я являюсь основым «источником доходов»). Если отдыхать одной (подруг у меня нет, не замужем), то у меня будет больше соблазнов, поводов «расслабиться» и вести себя несоответствующим образом, ведь ехать тогда придется за границу (например в Испанию, если дадут визу), т.к. наши курорты не приспособлены для одиночного отдыха. Посоветуйте, пожалуйста, как лучше проводить отпуск, каникулы православным христианам (мама у меня тоже верующая). Оксана

Здравствуйте, Оксана!

Отдыхать, безусловно, необходимо, греха в том, чтобы потратить деньги на какую-то поездку, нет, тем более с мамой. Если она не хочет ехать на юг, Вы можете съездить на север России (есть, например, паломнические поездки на Валаам, Соловки), в Карелию. Существуют и паломнические поездки за границу (в Грецию, Италию и др.) — в таких поездках у Вас будет меньше искушений «расслабиться», Вы побываете у многих православных святынь, но и возможность искупаться, отдохнуть, у Вас будет. Можно поехать и в обычную поездку в ту же Испанию, но тут важно помнить о том, что расслабляться и поддаваться соблазнам нельзя категорически, избегая тех ситуаций, которые могут стать соблазнительными (дискотеки, бары и т. п.). В таких поездках нельзя ослаблять молитву, ведь отдыхаем мы от работы, а не от христианской жизни, не так ли? Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте. Объясните пожалуйста, что значит относиться к своей работе, как к послушанию. Я врач, работаю с пожилыми больными в больнице для престарелых больных. Очень много тяжелобольных и безнадежных, но мы все равно вс возможное для них делаем. А вот отношусь ли я к своей работе, как к послушанию -не уверена. Потому и прошу разъяснить. Спасибо. Ирина.

Здравствуйте, Ирина! Такое отношение означает восприятие работы как служения Богу, как дело, к которому Вы призваны Самим Богом. Каждое дело Вы должны делать, помня о том, что оно благословлено ради Христа. Воспринимайте его как послушание Его Воле. В идеале необходимо каждое дело нужно делать так, будто Вы возводите храм. Основной критерий — Ваша совесть. Если Вы сможете, не погрешив перед ней сказать, что Вам не стыдно было бы дать отчет о своей работе Самому Богу, значит все хорошо. Тут нужно помнить, что Господь смотрит и на намерения и на чувства, с которыми Вы трудитесь. Попробуйте свериться с этим идеалом. С уважением, священник Михаил Самохин.

Мне очень нужна подработка. Не является ли греховным написание контрольных, курсовых и дипломных за деньги для студентов? Ведь эту работу они должны были бы выполнять сами, и даже выполнив плохо, приобрели бы знания хоть какие-то, а иначе они и обязанности не выполняют, и знаний не приобретают, и могут укрепиться в мысли, что все в этом мире можно сделать за деньги. Сейчас я уже договорилась написать диплом за $ 75. Может, мне надо быстренько отказаться?

Ольга!

Такой способ заработка, действительно, является не лучшим — закончите, если взяли за что предоплату, а в будущем разумнее будет поискать что-нибудь более законное. Что касается нехватки средств, то этот вопрос надо решать более перспективно, нежели написанием фальшивых курсовых — как правило, «бизнес-решение» рядом, только у нас недостаёт либо терпения, либо внимательности, либо решимости к его реализации.

С уважением, священник Алексий Колосов

Здравствуйте! Я хочу поступить так как угодно Богу, но Бог не дает мне подсказки, которую я, честно говоря, жду. У меня высшее экономическое образование и я могу зарабатывать большие деньги, но профессия мне моя не к душе. Я ошиблась с выбором института. В душе я врач. Много раз меняя работу, я каждый раз убеждалась, что нужно идти в медицину и наконец решилась, начала готовиться в училище на акушера. Уже собрала документы, осталось только отвезти их, но опять появились сомнения. Я получаю множество предложений о работе с большим заработком, я должна обеспечивать семью. И в то же время, я думаю, что может быть больше пользы от меня будет, если я буду работать акушером. Но тогда я буду нищенствовать, т.к. зарплата акушера в нашей стране мизерная. Я на распутье, душа разрывается. Сейчас на учебу уйдет еще 3 года, а потом только бедность и тяжкий труд. А несколько лет учебы в институте и стаж работы по специальности: получается все это впустую, потеряное время. Помогите советом. Спасибо.

Здравствуйте, дорогая Ольга!

Воля Божия промыслительно скрыта от нас. И поскольку мы ее не знаем, ничто не сковывает нашей свободы, в том числе и в выборе работы. Ведь оба пути для Вас возможны и будут угодны Богу, если идти по ним мы будем, не нарушая заповедей Божиих, прислушиваясь к голосу совести. Можно честно и добросовестно трудиться экономистом, получая за это деньги, которые помогут обеспечить семью, жертвуя какую-то часть денег на дела милосердия. А можно и работая в медицине брать на душу смертный грех, участвуя не только в родовспоможении, но и в абортах: ведь при обучении на акушера Вас будут учить и этому тоже. Можно же выбрать какой-то средний путь: например, пойти учиться на курсы сестер милосердия, по окончания курса найти надомную работу бухгалтера, а свободное время посвящать посещению больниц и труду там во славу Божию.

Посоветуйтесь и с Вашими близкими, ведь если их благополучие зависит от Вас, то нельзя пренебрегать их мнением. Если в душе сомнения, то не спешите принимать решение, молитесь и терпеливо ждите, пока Вы ясно и твердо не почувствуете, по какому пути направить свою жизнь.

Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Мне нужен совет. Сегодня на работе (высшее учебное заведение; очень приличные, хорошие, душевные женщины работают в аспирантуре и занимаются научно-исследовательской работой) между женщинами зашел такой разговор: «Я очень переживаю, что моя 20-летняя дочка еще девушка. Меня это беспокоит. Так нельзя.» На мое удивление, другая женщина продолжила: «Конечно, нельзя, надо же не одного попробовать.» (у нее 6-летняя дочка). Больше я ничего не приведу в пример, думаю, что этого достаточно, чтобы понять ситуацию. Я сказала: «То, что вы говорите ужасно». Больше даже сказать ничего не могла. Меня никто не поддержал, нас было 5 женщин, все замужем. Вы знаете, я не ханжа и жизнь у меня была не простая. Родители мои были воинствующими атеистами и пытались привить это мне, правда, были очень верующие бабушки, но они не имели сильного влияния на родителей. Только в 36 лет у меня появилась потребность прочитать Библию и я прочитала Ветхий и Новый Заветы от начала и до конца. Я не нашла там ничего противоречащего моим врожденным внутренним установкам. Но, с тех пор мне очень тяжело среди людей. В перестройку я не могла вжиться в коллективы и несколько раз меняла работу, даже делала перерывы в работе. Лучшего места, чем-то, где я сейчас работаю у меня не было и, вдруг, опять то же самое среди милейших женщин. Я не спрашиваю: «Что это?». Я все понимаю. Я хочу спросить Вас — как мне себя вести, чтобы в очередной раз не уходить от людей, не испортить отношений, не поддерживать такие разговоры. Ведь мне в июле 55 лет, а на пенсию жить невозможно. То, что нужно в такине моменты читать «Отче наш…» я знаю, но женщины опять могут ополчиться на меня и вредить. Может быть, я должна им объяснять, несмотря на их почти агрессивную реакцию. Они все моложе меня на 10−20 лет. Вот такая проблема. С уважением Ольга.

Здравствуйте, Ольга! Молитесь о Ваших коллегах, поминайте их церковно, например, закажите об их здравии сорокоуст. Хочется верить, что они искренне заблуждаются, следуя современной пропаганде нецеломудрия. Вы совершенно правы в том, что нужно читать молитвы или, если есть возможность, выходить во время подобных соблазнительных обсуждений. Христианскую проповедь лучше начинать не с острых тем, вызывающих агрессию, а с ответов на вопросы. Они неизбежно возникнут, когда Ваши коллеги узнают о Вашей вере. В то же время, если Вас прямо о чем-то спросят скрывать своей позиции и своей веры не надо. Высказывая ее, помните, что вокруг Вас «приличные, хорошие, душевные женщины», которые искренне заблуждаются. Отнеситесь к ним с состраданием и любовью. Пусть главным признаком Вашей веры станет любовь к ближнему, а не суровые поучения. С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Я студент. У меня есть шанс приобщить к вере моего друга, но я не знаю имею ли я на это право? Ведь я не батюшка, а получаеться должен взять на себя ответственность за этого человека. Но уж очень больно видеть как мои сверстники духовно деградируют. К тому же Господь сказал, что человек спасший другого (в духовном плане) сам спасеться. И дело даже не в этом, а в желании помочь другу. Также я начал увлекаться разного рода «общеразвивающей"(самогипноз, ускоренное обучение) литературой, анализом которой (с точки зрения православия) дает мне стремление к правильному образу жизни и познания духовного мира. По моему мнению чеовек должен идти к спасению всеми доступными ему методами, в том числе и развитие енергетики и силы воли человека. Хотя, безусловно, самым действенным из нихявляеться путь православного христианина. Тем более что в данный момент моей жизни, так как я проживаю в общежитии и учится тяжело, времени молиться почти нету. Правильно ли это? Заранее благодарен за ответ! Егор

Здравствуйте, Егор! Обязанность заботиться о проповеди Евангелия лежит на всех православных христианах. Апостол Павел писал Тимофею: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».(2 Тим.4.1) Но для этого нужны определенные способности. В том же послании несколько раньше написано: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».(2Тим. 2,2) В наше время только священнослужители имеют для этого необходимую подготовку. Поэтому Вы вполне можете свидетельствовать о Православии, но заручившись благословением и поддержкой священника. Однако ему обязательно в подробностях следует рассказать о Ваших энергетических увлечениях. Дело в том, что далеко не все из названных Вами техник совместимы с Православием. Некоторые могут принести вред, как Вам, так и окружающим. Тем более если они будут считать их частью православной традиции. С уважением, священник Михаил Самохин.

Добрый день, батюшка! Мне сейчас очень ответственный и сложный для меня вопрос, в связи с этим вопросом у меня потерялся душевный покой т.к. учусь слава Богу хорошо, а перед выбором профессии для жизни — потерялся и не могу определиться никак, даже не думал насколько это трудно и, что так произойдет со мной! Раньше хотел выбрать профессию, связанную с экономикой, но т.к. посещаю воскресную школу — хотел пойти по духовному пути, но родители говорят выбирать то, к чему «лежит» душа и не отговаривают, и не настаивают на своем! Я же растерян и не знаю, как найти правильно свой путь! Николай

Здравствуйте, Николай!

Действительно, вопрос выбора профессии — очень непростой, и хорошо, что Ваши родители предоставили Вам свободу выбора, не навязывая своего мнения. Они правы и в том, что выбирать надо ту профессию, к которой «лежит» душа. Должен Вам сказать, что очень многие молодые люди, особенно те, которые недавно пришли в Церковь, поначалу хотят уйти в монастырь или стать священниками. Однако решение стать священником должно быть взвешенным, обдуманным. Обратитесь с вопросом к Вашему духовнику, зная Вас, он сможет сказать, подходит ли для Вас стезя священнослужителя. Но и в профессии, связанной с экономической сферой, можно быть полезным и Церкви, и обществу. Советую вам прочитать статью о. Андрея Кураева «Жизнь в Церкви (о пути не-монашеском». Главное — любить свое дело, быть в нем профессионалом, и трудиться добросовестно.

Помоги Вам Господи выбрать путь и на этом пути принести пользу и Богу, и людям!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как быть. При решении жизненных, бытовых вопросов в разных инстанциях, получаю не всегда удовлетворительные ответы. Знакомые советуют дать взятку, но ее у меня не требуют. Проясните подробней вопросы о подарках, взятках и прочем. Что является грехом: когда я сам предлагаю вознаграждение, или когда от меня ее требуют и я ее даю. Заранее спасибо за ответ. Владислав

Здравствуйте, Владислав!

Грехом является как вынужденное, так и добровольное вознаграждение человеку за исполнение (или неисполнение) им своих прямых обязанностей. Если же вознаграждение запрашивается или предлагается за дополнительные работы, услуги, внимание, затраченное время, то это не взятка. Практически нужно просто определить являются ли предлагаемые услуги действительно дополнительными, насколько они необходимы лично Вам, и не навязываются ли Вам ненужные, недоброкачественные или слишком дорогие услуги. С уважением, священник Михаил Самохин.

Я работаю много лет главным бухгалтером. Моя работа меня очень беспокоит, т.к. в ней присутствуют нарушения как материального, так и морального плана (в частности уклонение от налогов и т. п.). В семье я одна работаю, муж не может устроиться много месяцев, еще на иждивении дочь и мама (пенсионер). Много раз хотела уйти с работы, то страх мешал, то привычка… Я советовалась со священником, батюшка сказал, что сейчас все так живут, что это все начальство мое, а не я, и чтобы увольнялась только в самом крайнем случае… Очень хочу изменить свою жизнь! Посоветуйте, что мне делать. Очень сожалею и прошу Господа мне помочь… К написанию сподвигли аналогичные письма. Спаси Вас Господи. Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Священник, с которым Вы советовались, прав в том, что увольняться с работы нужно только в крайнем случае. Но искать для себя работу по специальности, в которой количество греха будет минимальным, Вы вполне можете. Это может быть работа ревизора, аудитора, консультирование по грамотному, законному и прибыльному ведению учета и отчетности. Современное законодательство предоставляет немало возможностей для маневра без нарушений закона. Хорошему профессионалу в этих областях всегда будут рады. С уважением, священник Михаил Самохин

Здравствуйте! Известно, что жизнь священника очень сложна и полна лишений, за что, конечно, их возблагодарит Господь! Скажите, можно ли священнику, например, заниматься своим бизнесом? Или осуществлять какую-либо деятельность (совмещать со служением Богу), которая не имеет прямого отношения к церкви? Спасибо! Храни вас Бог! Алексей

Здравствуйте, Алексей! Правила и предание Церкви разрешают священнику совмещать пребывание в сане с научной, преподавательской деятельностью. О запретах процитирую книгу прот. Владислава Цыпина «Церковное право»: «Согласно канонам, клирикам запрещаются исполнение общественных и государственных должностей и военная служба (Апост. 6, 81; Двукр. 11). Как гласит 6-е Апостольское правило, «епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.» Канонический запрет распространяется на исполнение клириками текущих административных обязанностей. История свидетельствует о том, что Церковью не возбранялось участие клириков в коллегиальных органах государственной власти.

Клирикам запрещаются ростовщичество (4 прав. Лаод. Соб). и торговля, особенно винная (18 прав, Карф. Соб.; 9 прав. Трулл. Соб.). Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и всяким предпринимательством.

Отцы Халкидонского Собора в 3-м правиле изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступит сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию.»

Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст. 132; Постановление Патриарха Луки Хрисоверга). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, возбраняется и охота, неизбежно связанная с пролитием крови». Однако в отношении врачебной деятельности могут быть и исключения. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

С уважением, священник Михаил Самохин

http://www.pravmir.ru/article_2260.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика