Русская линия
Русская неделя Алексей Осипов24.08.2007 

Нашим критерием в оценке всех явлений является Евангелие

— Есть ли угроза раскола Церкви изнутри?

— На это нацелена деятельность очень мощной машины, которая финансируется извне, пока наша Церковь остается единой и неделимой. Для того, чтобы расколоть ее, идут очень большие средства — финансовые, пропагандистские, рекламные. Печатается масса литературы, газеты с прекрасной полиграфией, они рассылаются бесплатно по епархиям и приходам. Идет пропаганда по радио и по телевидению. Внутрь Церкви постоянно подкидывают идейки: то «ИНН», то «шестерки», то «штрих-коды», то идеи канонизации. Все это делается по принципу: не верьте тому, что было в истории, верьте нам. С помощью телевидения можно сильнейшим образом воздействовать на психику человека. Даже двадцать пятый кадр уже ничто по сравнению с техническими возможностями, которые уже открыты и разработаны. Сейчас, как никогда, нужно держаться за церковные традиции. Один из святых сказал: «Мы веруем в то, во что веровали всегда все и повсюду». Не нужно поддаваться тем ложным идеям, что пропагандируются в средствах массовой информации: то поднимают шумиху с паспортами, то с переписью. Ведь сказано, что Сам Господь прошел перепись (Лк. 2, 1−5). Аргументы просто поразительны: «Но это же была не та перепись!» Любая другая перепись «не та». Главная задача таких аргументов — внести смуту какими угодно путями. Оказывается, штрих-код — это «незаметное принятие антихриста». Рок-концерт — ничего, а штрих-код, видите ли, — погибель.

Все это вносит мощный соблазн для людей непросвещенных, которые не понимают сути вопроса. Сказали им, что ИНН — это «печать антихриста», и бедные люди наивно верят, настолько грандиозны средства внушения.

Все больше и больше людей будут этим заражаться, их будут возбуждать к расколу, противлению церковной власти: и Патриарх не тот, и Синод не тот, и Собор не тот. Кто же тот? Да кто говорит: «Все это не то». Это сильные психологические приемы, которые расшатывают нашу Церковь. Если и дальше так пойдет, то неизвестно, чем может все кончиться. Накануне канонизации царя Николая II была такая же ситуация. Если бы не канонизировали, случился бы раскол. Канонизировали, и все замолчали. И если спрашивают теперь: «А где же ожидаемое возрождение России?», то ответить нечего, потому что все осталось по-прежнему. Но если бы канонизации не было, то был бы раскол. Сейчас такую кампанию пытаются провести по Распутину, по Ивану Грозному.

Будьте, ради Бога, осторожнее, не поддавайтесь всем этим идеям и внушениям, чтобы не было раскола.

— Как Вы относитесь к тому, что из новых паспортов убрали графу «национальность»?

— Я считаю, что это просто безобразие. Если вы станете заказывать шкаф, вас спросят:

— Вы какой хотите? Деревянный?

— А из какого дерева он сделан?

— Да это неважно, из какого дерева он сделан. Вы останетесь недовольны.

Вот и здесь нужно помнить, что каждого народа есть свои достоинства и недостатки. Эти различия не нужно стирать, напротив, нужно знать особенности каждого народа, в этом нет ничего худого.

— Фашисты в концлагерях присваивали заключенным номера, и это деяние было признано в Нюрнберге преступлением против человечности. Нынешняя власть, за которую молится Церковь, также присваивает номера нам и нашим детям. Не считаете ли Вы это преступлением против человечности?

— Вы знаете, чем мы отличаемся от мирских людей? Нашим критерием в оценке всех явлений является Евангелие. Кто судил Милошевича за преступление против человечности? Те, кто разгромили Сербию, Ирак, и в Афганистане сколько людей погубили, и — ничего, считается, что они сами не совершали преступлений против человечности. У нас другие критерии. Мы знаем, что мир во лжи лежит.

А насчет номеров приведу трагикомический случай. В Оптиной пустыни до недавнего времени рабочие тоже учитывались по номерам, и только когда началась компания с ИНН, эти номера быстро уничтожили: все тихо, спокойно.

Когда мы приходим в какие-то учреждения, театры, все наши пальтишки развешиваются по номерам, и когда вы подходите забирать вашу одежду, у вас не спрашивают имя, а спрашивают номерок. Почему вы не возмущаетесь? Все это такая чепуха!

— Вредна ли для верующих православных интеграция в единую Европу?

— Для православных верующих людей нет внешних врагов, а есть только внутренние. И этими внутренними врагами являются наши страсти. Вспомните, в каких условиях развивалось христианство. Оно зародилось в Иудее, где была лютая ненависть и ко Христу, и к христианам. Вспомним, далее, что Римская империя жила в атмосфере, подобной атмосфере современной Европы. В этой империи повсюду приносились жертвы языческим богам, но Церковь при этом оставалась святой. Дело не в том, в какой атмосфере живет верующий человек, а в том, как он относится к Евангелию и к своей совести. Нам не нужно бояться интеграции в Европу, это не от нас зависит. Нам нужно бояться того, что от нас зависит. А мы все время страшимся чего-то такого, в чем абсолютно не властны, то есть не верим в промысл Божий. Все время утверждаем: «Мы умнее Тебя, Господи. Ты не понимаешь, кого поставил у власти. Надо было другого». Отсюда и возникают подобные вопросы: «Что с нами будет, если в мире произойдет так или эдак?» Христианин не знает: но зато он знает, как должен жить и как относиться к заповедям Христовым и к своей совести, — потому что читает Евангелие, потому что от этого зависит, насколько он ощутит вкус геенны.

А тут начинаются досужие вопросы об интеграции в свободную Европу. Будьте спокойны, Господь умнее и любвеобильнее нас. И все, что он устрояет вне нас, обусловлено ни чем иным, как нашим внутренним, духовным состоянием. Господь сказал: «Ниневия будет разрушена» (Ион. 3,4), а ниневитяне взяли да и покаялись. Вспомните историю пророка Ионы, и вы поймете, как нужно смотреть на подобные вещи.

— Что Вы думаете о глобализации, почему нет общецерковной оценки этого мирового зла?

— В западных странах слышно много протестов против глобализации. Причем эти протесты происходят даже в форме бурных столкновений с полицией. Западный человек бунтует против глобализации. Ведь если хоть на копейку снизится уровень его жизни, он разнесет все в пух и прах. Помню, был в Финляндии, там подняли на ничтожный процент налоги, так начались такие страдания, вплоть до инфарктов. Я спрашиваю: «Из-за чего вы переживаете, у нас налоги поднимают на триста процентов, и ничего». Ответ был таков: «А, вы — русские». А для них поднять налоги на процент — это уже убийство.

Накал борьбы на Западе свидетельствует, что глобализация грозит материальному существованию человека. Имеется в виду не только запросы тела, но и права человека, и его свобода. Глобализация, образно говоря, — это кесарево дело.

Вы знаете, в каком государстве родился Христос и как это государство отнеслось к Нему и к той религии, которая носит Его имя. Христиан ужасно мучили. Христос родился в стране рабовладельческой. Как Христос отреагировал на рабство? У всех противников глобализации это может вызвать только гнев или ненависть. Будучи младенцем, Христос вместе с Матерью участвует в переписи. А перепись служит стабилизации государственной жизни. Получается, что Христос и Матерь Его служат становлению антихристианского государства. И далее, когда Он ходил и учил, он ни разу не осудил рабство, ни разу не коснулся этой проблемы. Более того, когда его спросили, надо ли давать подать кесарю, и Он знал, насколько это лицемерный вопрос, Он просто попросил монету с изображением кесаря и спросил: «Кто изображен тут?» Сказали: «Кесарь». Тогда он сказал: «Так и отдавайте кесарю кесарево, а Божие — Богу» (Мф. 22, 21).

Ажиотаж, который поднялся в связи с проблемой глобализации, идет из глубин материализма. Напрасно ему пытаются придать религиозную окраску. Он идет из интересов «кожи» человека, а не духа. Об этом свидетельствуют мощные антиглобалистские демонстрации с драками и насилием на Западе. Глобализм и религия — разные сферы. Нужно понять, что человека можно в кандалы заковать, физически он будет раб, но в то же время нравственно и духовно он может оставаться свободным. В христианской и гражданской истории множество примеров, когда людей не могли сломить внешними узами.

Глобализация ведет ко всеобщему рабству, такому, какого человечество еще не знало. Теперь техника позволит контролировать поведение каждого человека. Лет через 15−20 данные каждого человека будут налицо, никуда нельзя будет сбежать. При малейшем физическом недостатке не возьмут на работу, при малейшем преступлении — сразу в тюрьму, все обо всех будет известно. Образно выражаясь, мы будем жить в стеклянных домах. Но этим не ограничится: где полный контроль, начинается управление поведением. Об этом говорят новые открытия в генной инженерии, мы стоим на пороге выпуска людей с заданными свойствами.

Кардинал Иозеф Ратцингер1, глава вероучительной конгрегации Римо-Католической Церкви, в одной своей статье говорит, что еще в XIII веке иудеи-каббалисты писали о необходимости создания людей с заданными свойствами. Они не располагали никакими научными достижениями и надеялись на помощь магии. Мэри Шелли, писательница XIX столетия, в своем известном сочинении «Франкенштейн» описывает, каким будет такой человек: без души и сердца, но разумный — жуткое существо! Сейчас мы стоим на пороге появления людей с заданными свойствами.

Ужасно, что скоро нами будут управлять, но мы от этого никуда не денемся. Мы не можем жить без электрического света, без машин и самолетов, без телефонов и компьютеров. Все это есть звенья в одном логическом процессе развития научно-технического прогресса. Мы можем бунтовать сколько угодно, но глобализация — неминуемая фаза развития человечества, о которой за 2000 лет было сказано: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит» (Отк. 13, 8−9). То есть появится единый правитель всей земли — антихрист.

В конечном счете глобализация есть концентрация власти над всей землей в самом узком круге лиц. Этот круг лиц, выражаясь нашим современным политическим языком, выдаст нам президента или царя. И его помажут на царство все Церкви, он будет единым владыкой на всей земле. Вот к чему приведет глобализация.

Но еще раз повторю, все это узы внешние, это кандалы, в которые мы все больше и больше заходим. И, увы, никуда нам не деться, такова логика научно-технического развития человечества.

Но вы задали еще вопрос — про общецерковную оценку глобализма. Фактически это обвинение в адрес Христа, почему Он не выступил против рабства? Почему апостол Павел, когда в садах Нерона сжигали христиан, пишет: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13,1−2).

Есть люди, которые поставлены для руководства внешней жизнью, и там они должны исполнять свой долг. Если ты политик, государственный деятель, ты должен сделать все возможное, чтобы освободить людей от негативных процессов жизни, остановить эти процессы. Но это область внешняя, область материальной жизни. Церковь же заботится совсем о другом. При том, что Христос и Его апостолы ни разу не осудили рабства, Церковь показала в истории следующее: как только наступила эпоха христианского государства — рабство пало. Церковь предлагает совсем другие способы борьбы. Апостол Павел писал одному человеку, от которого сбежал раб и прибежал к нему: «Я посылаю этого раба к тебе, прими его как брата возлюбленного» (Филим. 1, 16). Христианство утверждает нравственные принципы братства всех людей, и это уничтожает рабство. Только потому, что об этом стали забывать в последующее время, рабство стало приобретать новые формы: феодализма, социализма, капитализма и так далее.

Все было бы иначе, если бы христианские начала жизни внедрялись в сознание людей! Все было бы иначе. Но поскольку наш мир очевидно деградирует, христианские начала уходят из жизни человека, соответственно мы пожинаем плоды. Нельзя же, выкачивая из мира воздух, надеяться на здоровье и процветание. Христианство нужно как воздух. Не то к власти приходят те, для кого нравственность второстепенна, для них важна власть, деньги, известность. К вершинам власти на земном шаре поднимаются франкенштейны без совести. Они просто он не считаются с ней. От того же, кто оказывается выше своей головы, не ожидайте ничего доброго.

Итак, Церковь своим существованием, своей проповедью о том, что есть человек, нормальная человеческая жизнь, противостоит глобализму так, как ничто другое. Все эти внешние демонстрации — чушь, они ничего не дадут. Это детские вопли. Процесс нашей цивилизации не остановить. Только человек сам, изменившись, может изменить ситуацию жизни.

Такова причина экологического кризиса: не медведи, тигры, слоны и ящерицы виноваты в нарушении нашей природы, а человек-хищник. В США проживает пять процентов населения земного шара, а потребляют 40 процентов мировых ресурсов. И не только не собираются от этого отказываться, а стремятся еще наращивать объемы потребления. Вот чем заражен человек, глобализация будет идти мощными темпами.

Церковь борется с глобализацией, и фронтом этой борьбы является сердце и душа каждого из христиан.



1. Нынешний Римский папа Бенедикт XVI

© Расшифровка лекций А.И. Осипова КЦ «Русская неделя»

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика