Православие и Мир | Протоиерей Александр Ильяшенко | 06.08.2007 |
Воля Божия промыслительно скрыта от нас. И поскольку мы ее не знаем, ничто не сковывает нашей свободы, в том числе и в выборе работы. Ведь оба пути для Вас возможны и будут угодны Богу, если идти по ним мы будем, не нарушая заповедей Божиих, прислушиваясь к голосу совести. Можно честно и добросовестно трудиться экономистом, получая за это деньги, которые помогут обеспечить семью, жертвуя какую-то часть денег на дела милосердия. А можно и работая в медицине брать на душу смертный грех, участвуя не только в родовспоможении, но и в абортах: ведь при обучении на акушера Вас будут учить и этому тоже. Можно же выбрать какой-то средний путь: например, пойти учиться на курсы сестер милосердия, по окончания курса найти надомную работу бухгалтера, а свободное время посвящать посещению больниц и труду там во славу Божию.
Посоветуйтесь и с Вашими близкими, ведь если их благополучие зависит от Вас, то нельзя пренебрегать их мнением. Если в душе сомнения, то не спешите принимать решение, молитесь и терпеливо ждите, пока Вы ясно и твердо не почувствуете, по какому пути направить свою жизнь.
Помоги Вам Господи!
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Помогите разобраться. Помогите советом, что делать? Когда было все плохо (не было работы, денег, проблемы в семье), я вернулся к Богу. Он дал мне все то, что я просил. Но сейчас я настолько загружен работой, что не могу попасть в храм не утром, не вечером. Я чувствую себя виноватым перед вседержителем и мне в душе не хватает чего-то очень важного, что было раньше, когда было плохо, и когда я находил утешение в храме. Должен ли я пренебречь работой и больше времени проводить в молитвах? С уважением, отец трех маленьких и одного еще не рожденного христианина. Мы снимаем квартиру и в нашей семье я единственный кормилец. Дмитрий. P.S.
Здравствуйте, Дмитрий!
Нужно не пренебрегать работой ради молитвы, или молитвой ради работы, а учиться сочетать то и другое. Старайтесь регулярно молиться дома, в течение дня какое-то время, например, 1−2 минутки каждый час, уделять молитве: читать Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»), «Богородице Дево, радуйся…», или 24 краткие молитвы Иоанна Златоуста (7-я молитва в «Молитвах на сон грядущим» в молитвословах). Старайтесь хоть иногда, раз в 2−3 недели, приезжать в храм в воскресенье (в Москве много храмов, где служат раннюю Литургию с 7 утра, оканчивается она примерно в 8.30) — ведь участие в церковных таинствах, в первую очередь исповеди и причастия, необходимо для поддержания духовных сил христианина.
Помоги Вам Господи!
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Здравствуйте! Мне нужен совет. Сегодня на работе (высшее учебное заведение; очень приличные, хорошие, душевные женщины работают в аспирантуре и занимаются научно-исследовательской работой) между женщинами зашел такой разговор:
«Я очень переживаю, что моя 20-летняя дочка еще девушка. Меня это беспокоит. Так нельзя.»
На мое удивление, другая женщина продолжила:
«Конечно, нельзя, надо же не одного попробовать.» (у нее 6-летняя дочка).
Больше я ничего не приведу в пример, думаю, что этого достаточно, чтобы понять ситуацию. Я сказала: «То, что вы говорите ужасно». Больше даже сказать ничего не могла. Меня никто не поддержал, нас было 5 женщин, все замужем.
Вы знаете, я не ханжа и жизнь у меня была не простая. Родители мои были воинствующими атеистами и пытались привить это мне, правда, были очень верующие бабушки, но они не имели сильного влияния на родителей. Только в 36 лет у меня появилась потребность прочитать Библию и я прочитала Ветхий и Новый Заветы от начала и до конца. Я не нашла там ничего противоречащего моим врожденным внутренним установкам. Но с тех пор мне очень тяжело среди людей. В перестройку я не могла вжиться в коллективы и несколько раз меняла работу, даже делала перерывы в работе.
Лучшего места, чем-то, где я сейчас работаю у меня не было и, вдруг, опять то же самое среди милейших женщин. Я не спрашиваю: «Что это?». Я все понимаю. Я хочу спросить Вас — как мне себя вести, чтобы в очередной раз не уходить от людей, не испортить отношений, не поддерживать такие разговоры.
Ведь мне в июле 55 лет, а на пенсию жить невозможно. То, что нужно в такие моменты читать «Отче наш…» я знаю, но женщины опять могут ополчиться на меня и вредить. Может быть, я должна им объяснять, несмотря на их почти агрессивную реакцию. Они все моложе меня на 10−20 лет. Вот такая проблема. С уважением Ольга.
Здравствуйте, Ольга! Молитесь о Ваших коллегах, поминайте их церковно, например, закажите об их здравии сорокоуст. Хочется верить, что они искренне заблуждаются, следуя современной пропаганде нецеломудрия. Вы совершенно правы в том, что нужно читать молитвы или, если есть возможность, выходить во время подобных соблазнительных обсуждений. Христианскую проповедь лучше начинать не с острых тем, вызывающих агрессию, а с ответов на вопросы. Они неизбежно возникнут, когда Ваши коллеги узнают о Вашей вере. В то же время, если Вас прямо о чем-то спросят скрывать своей позиции и своей веры не надо. Высказывая ее, помните, что вокруг Вас «приличные, хорошие, душевные женщины», которые искренне заблуждаются. Отнеситесь к ним с состраданием и любовью. Пусть главным признаком Вашей веры станет любовь к ближнему, а не суровые поучения. С уважением, священник Михаил Самохин.
Добрый день, батюшка! Мне сейчас очень ответственный и сложный для меня вопрос, в связи с этим вопросом у меня потерялся душевный покой т.к. учусь, слава Богу, хорошо, а перед выбором профессии для жизни — потерялся и не могу определиться никак, даже не думал насколько это трудно и, что так произойдет со мной! Раньше хотел выбрать профессию, связанную с экономикой, но т.к. посещаю воскресную школу — хотел пойти по духовному пути, но родители говорят выбирать то, к чему «лежит» душа и не отговаривают, и не настаивают на своем! Я же растерян и не знаю, как найти правильно свой путь! Николай
Здравствуйте, Николай!
Действительно, вопрос выбора профессии — очень непростой, и хорошо, что Ваши родители предоставили Вам свободу выбора, не навязывая своего мнения. Они правы и в том, что выбирать надо ту профессию, к которой «лежит» душа. Должен Вам сказать, что очень многие молодые люди, особенно те, которые недавно пришли в Церковь, поначалу хотят уйти в монастырь или стать священниками. Однако решение стать священником должно быть взвешенным, обдуманным. Обратитесь с вопросом к Вашему духовнику, зная Вас, он сможет сказать, подходит ли для Вас стезя священнослужителя. Но и в профессии, связанной с экономической сферой, можно быть полезным и Церкви, и обществу. Советую вам прочитать статью о. Андрея Кураева «Жизнь в Церкви (о пути не-монашеском». Главное — любить свое дело, быть в нем профессионалом, и трудиться добросовестно.
Помоги Вам Господи выбрать путь и на этом пути принести пользу и Богу, и людям!
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Батюшка, благословите! Я искренне верю в Бога, я православный христианин, но при этом необходимость мирских забот о своей семье, о жене и двух сыновьях часто отвлекают от внимательной духовной жизни. Поставив себе какую-то цель (материальную), оправдав ее как необходимую для семьи, получив благословение священника и родителей, я начинаю изо всех сил добиваться ее достижения. При этом благословение воспринимается мной, и как Воля Божия, и как своего рода «лицензия» на активные действия для приобретения (достижения) чего-либо.
Но я всякий раз чувствую, что меня (моих эмоциональных, физических и душевных сил) не хватает на одновременное достижение благословленного и на правильную духовную и семейную жизни. Мне приходится преодолевать препятствия, раздражаться на чиновников, на несовершенные законы, на большую сложность отстоять свои права. Это отражается на всем: самочувствии, атмосфере в семье (ради которой я якобы и стараюсь) и опять же на духовной жизни во всех ее проявлениях. И только упершись головой в стену непонимания или объективной невозможности получить желаемое, я успокаиваю себя тем, что все-таки значит, на это не было Воли Божией или она по каким-то причинам изменилась. Как быть в ситуации, когда дети, за которых отвечаешь, по людским меркам не обеспечены надежно крышей над головой и достатком, планка которого в настоящее время все возрастает.
При этом я отдаю себе отчет в том, что все то, что я имею, часто самым чудесным образом было даровано моей семье самим Богом, а у очень многих людей нет и такого достатка. Понимая это, стоит ли стремиться к большему, к лучшему или довольствоваться тем, что имеешь, а все усилия концентрировать на правильном устроении духовной жизни (борьбе со страстями, молитве, покаянии и причастии, чтении Евангелия и духовной литературы), воспитании детей и помощи жене в домашних повседневных делах. Я знаю, что надо, прежде всего, искать Царствия Небесного, а все остальное приложится. Вроде я ищу Его, но главный вопрос в том имею ли я право иногда огон к духовной жизни делать как бы менее ярким ради того, чтобы высвободить время и силы для свершения якобы нужных благословленных дел? Или это очень опасно? Раб Божий Максим.
Здравствуйте, Максим!
Когда Вы получаете благословение священника на какое-то дело, то это значит, во-первых, что это дело не противоречит заповедям Божиим, а, во-вторых, что священник молится о Божией помощи Вам в этом деле. Но это никак не равноценно тому, что выполнение этого замысла есть воля Божия. Нет, это Ваша воля, Ваше желание.
В любых обстоятельствах нужно учиться властвовать собой, Ваше дело не должно стать причиной «неполадок» в духовной и семейной жизни. Никакое благословение это не оправдывает. Духовная жизнь — это та основа, которая и дает нам силы преодолевать свои слабости, грехи, неудачи в работе и т. д. Она должна стать основой, пренебрегать ей нельзя. Все сказанное относится в равной степени и к семейной жизни. Стремиться к чему-то лучшему до определенной меры не грех, но выполнение Ваших целей не должно наносить вред ни духовной, ни семейной жизни.
Помоги Вам Господи!
С уважением, священник Александр Ильяшенко