Русская линия
Русская неделяСвященник Вадим Булатов28.07.2007 

Дело об оскорблении святынь

Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и через сие устрашати хотящего извергати из священнического сана. Ибо Господь нас отнюдь сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, не укорял взаимно, страдая, не угрожал. (27-е Апостольское правило)

Разгоревшаяся почти год назад «карикатурная» война между исламом и Европой имевшая своим поводом напечатание карикатур на мусульманскую тему в нескольких газетах с большей отчетливостью поставила перед обществом проблему отношения средств массовой информации и религии. Заместитель председателя комитета по делам общественных объединений Александр Чуев (фракция «Родина») предложил ввести в уголовный кодекс новую статью о надругательстве над религиозными святынями.

Вообще, в связи с последними событиями в религиозно-медийном противостоянии, христиане выглядят в глазах общества очень и очень достойно. Реакция мусульманских общин на публикацию тех самых карикатур совершенно неадекватна для всех демократических стран. С другой стороны, реакция еврейской общины на злополучные события в московской синагоге тоже вызвало негативную реакцию. И дело вовсе не в создании совместной комиссии с Генеральной прокуратурой, а в инициативе создания индекса запрещенных книг. Изюминка в том, что книги, запрещенные еврейской общиной, нельзя будет не только распространять, но и хранить. То есть в любой момент к вам могут прийти сотрудники в штатском, начать ворошить вашу библиотеку, и составлять протокол. Естественно, это крайне возмутило практически всех.

Так вот, на этом фоне Православная Церковь выделяется своим миролюбием и терпимостью. И, конечно же, это не может понравиться тем, кто все свои силы отдает созданию мифа о православных — как мракобесах и религиозных фанатиках. Первым в этой истории как всегда отметился Познер. Свою заключительную речь после основного блока программы «Времена», где речь шла о «карикатурном» скандале и исключительно о мусульманах, он посвятил своему видению проблемы. Главная причина всех бед, по его мнению, это религиозный фанатизм. Религиозные фанатики устраивали крестовые походы, сжигали еретиков, боролись с наукой. И, главная опасность, стремятся пробраться в школы, чтобы отравить фанатизмом детей. Ни слова о мусульманах. Все в этой речи сплошное передергивание с целью опять привязать ярлык религиозных фанатиков к православию и бороться с нетерпимостью путем недопущения преподавания православной культуры в школах. Но если фанатизм произрастает из невежества, то, как же попытки устранить это невежество и привить культурное поведение в этой сфере могут привести к нетерпимости.

В программе Сергея Соловьева «К барьеру» посвященной готовящемуся законопроекту «Об оскорблении религиозных святынь». Фракцию «Справедливая Россия» представлял депутат Чуев, а либеральную журналистику — обозреватель «Огонька» Дмитрий Быков. С самого начала, как, наверное, и было задумано создателями, обсуждение пошло по самому неблагоприятному сценарию. Чуев почему-то позиционировал себя в первую очередь как защитника православия, хотя закон имеет в виду все религиозные общины, и новый закон и его карательный меры были прочно связаны с Православной Церкви. Во время обсуждения секунданты, какие-то мутные режиссеры и актрисы глубокомысленно надувая щеки, говорили, что опять будут сажать за убеждения, и сажать будут православные священники. Тюрьмы будут переполнены страдальцами, а все свободные люди будут страдать под гнетом православия. Дальнейшее нетрудно себе представить. Блестящие изречения Быкова и каверзные вопросы Соловьева превратили Чуева в мокрое место. Согласно ему получалось, что любая зарегистрирована религия, хоть храм почитания большого пальца Прабхупады, может выдвигать в качестве святынь что угодно, и на суде выступать в качестве экспертов от самих себя, ибо кто лучше разберется в их вероучении, чем они сами. А значит, за любой православный учебник сектоведения или антисектантскую листовку можно смело наказывать. Словом закон нормально работать все равно не сможет и принят не будет.

А жаль, ведь в основе лежит совершенно правильная мысль — сделать ареной религиозных противостояний не площади городов, а тихие залы судебных заседаний, и сделать главным оружием не бутылки с зажигательной смесью, а отточенные аргументы и речи адвокатов. Чтобы у каждого журналиста, задумавшего как-то уязвить религиозные чувства людей, в голове тревожно звенела мысль: «А ведь это статья». И, немного подумав, он отказался бы от задуманного. С другой стороны, стоит осудить хотя бы одного человека за хулу на православие, хотя бы на 15 суток общественных работ, поднимется такая волна негодования, такой стон о возвращении к тоталитарному прошлому, что, поверьте, будет намного, намного хуже.

Даже адвокат Генри Резник пока избегает называть те 20 книг, которые его организация пока наметила для запрета и изъятия. Он знает, что стоит ему их назвать, как тысячи людей бросятся разыскивать их, где только можно и десятки и сотни тысяч бросятся скачивать их из Интернета. Появятся даже специальные сайты, где доступ к этим книгам будет максимально облегчен. И при чтении этих книг у людей не возникнет ни тени сомнения в правильности содержимого. Если кто-то запрещает чтение «Протоколов сионских мудрецов», значит, боится, а если боится, значит там правда. И эта книга предстанет не неумелой пропагандистской чушью, а гениальным предвидением неизвестного пророка.

Выход из этой ситуации, как ни странно, подсказал Дмитрий Быков. Это самоцензура. Сам он, кстати, в своих публикациях активно использует этот инструмент, который для простоты можно назвать совестью, и ничего предосудительного вы у него не встретите. Православная церковь всегда обращается к самому лучшему в человеке. И активная миссионерская, разъяснительная работа поможет, может быть искренне заблуждающемуся человеку, исправиться самостоятельно.

Ну и напоследок, зададим себе вопрос: Зачем вообще средствам массовой информации оскорблять чувства верующих? Если ограничиться только российскими условиями ответ будет только одним. Стремление СМИ очернять, посмеиваться, разоблачать, прикалываться, ерничать над религиозными конфессиями проистекает не из-за того, что российские СМИ очень уж свободны, а как раз, потому что они крайне несвободны. Все они хотят денег. Деньги есть только у богатых и облеченных властью людей. Следовательно, из поля зрения наших СМИ разом выпадает целый пласт тем, обычных для западной журналистики: коррупция, махинации чиновников и так далее. Желая все-таки прослыть людьми честными, неподкупными и радетелями либеральных свобод наши журналисты пользуются любым удобным случаем для разоблачения «тоталитарной сущности» православной церкви, которая, якобы, стремиться лишить людей всех радостей жизни.

С особенной силой, как ни в каких других регионах России, это явление, конечно же, развито в Екатеринбурге. Только здесь в репортаж о православной ярмарке может идти под баннером-заголовкм «Торговцы в храме». В таком духе на некоторых, всем нам известных, каналах и освещается любые стороны деятельности православной церкви. Более того, регулярно из пальца высасываются особо «острые» репортажи. Например, из слов владыки Викентия о недопустимости для женщин приходить в храм накрашенными, ведущая с помощью несложных умозаключений вывела, что церковь будет беспощадно преследовать и наказывать всех женщин, которые пользуются косметикой. Как уже было сказано все это проистекает из-за полной невозможности для этих телеканалов говорить о действительно насущных городских проблемах и единственная возможность для них показать какие они резкие, современные и актуальные — это издевательства над православием.

Конечно, проблема может показаться надуманной. Ну и пусть себе ерничают. Мы и смотреть их не будем, тем более что есть другие, очень достойные каналы не говоря уже о православном телевидении. Дело не в том, что православных это оскорбляет, а в том как это отзовется для всего общества. Возьмем случай годичной давности, когда милиционеры избили священника и посадили его вместе с известным богословом А.А.Дворкиным в КПЗ. Те самые телеканалы, о которых шла речь, немедленно объявили священника смутьяном и зачинщиком, а впоследствии уволенного милиционера — невинным страдальцем и чуть ли не героем.

И вот, спустя несколько месяцев, в редакцию этого телеканала ворвался вооруженный обрезом мужчина и начал угрожать, стрелять и безобразничать, пока его не остановила милиция. Видимо он был далеко не простым человеком, потому что поднявшийся было визг о коварном нападении на свободную прессу намертво стих спустя два дня, а приехавших было корреспондентов центральных телеканалов, «люди, одетые в форму ОМОНовцев» избили так, что телеоператор «Вестей» две недели лежал в больнице. И опять молчание. Понимаете, они порадовались тому, что милиционеры избили священника, потом начали бить их самих. Первый раз промолчали «за совесть», второй раз «за страх», а третий и остальные промолчат по привычке.

Вот вам и свободная пресса.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru