Русская линия
Русская неделя Алексей Осипов02.06.2007 

Ответы на вопросы: Святой Дух

— Объясните подробнее, что такое дух и Дух Святой? Я имею в виду не что-то магическое, а в реальной практике нашей жизни.

— Бог есть Дух, и Он не связан ни пространством, ни временем. Более того, апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), вот что есть Дух Святой. Дух не подобен некоторой материальности, которая пронизывает все как закон тяготения. Часто не могут понять, что дух — это не материальная субстанция. Это есть, выражаясь нашим языком, — состояние. Но это опять не то слово. Простые вещи можно почувствовать, пережить, но они невыразимы языком. Например, как вы слепому объясните, что такое зеленый цвет? Можете до бесконечности приводить аналогии из музыки, из тактильных ощущений, но он не сможет понять, что такое зеленый цвет. Его можно только увидеть. Так и дух есть первичная реальность, которую описать словами невозможно. Истинное, здоровое, нормальное состояние человеческого духа — это богоподобное состояние любви ко всем. Но это не состояние моих чувств, которые сейчас есть, а через минуту прошли. Это не мимолетное состояние, не увлеченность, не вспышка. Это свойство очищенной души.

— Дух Святой — самостоятельная ипостась Святой Троицы, но Он исходит от Отца и спокланяем Сыну. Как это соединить?

— Мы хотим говорить о том, о чем лучше бы молчать. Для нас закрыта и душа ближнего. Бог постигается не напряжением рассудка, поскольку нет таких понятий и слов, чтобы выразить относящееся к Нему. Мы пытаемся коснуться природы Того, Кто принципиально отличен от нас.

Ум человека рождает мысли. Мысли и ум имеют определенный дух. И дух — это реальность! Каждая книга имеет свой дух, каждый дом, семья, народ и каждая эпоха имеют свой дух.

Одного журналиста спросили, как бы он охарактеризовал современную жизнь, он сказал: «Это эпоха лжи». Так что дух — это реальность, хотя его, правда, не пощупаешь.

В книге святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело» есть много интереснейших примеров, связанных с попыткой изъяснения, что же такое дух. Так, одному погруженному в состояние транса медиуму дают галстук и спрашивают: «Скажи, чей это галстук». Тот берет его, смотрит, а потом в ужасе отбрасывает и дрожащим голосом произносит: «Это галстук того, кто повесился на нем в тюремной камере».

С каким удовольствием вы возьмете вещь любимого человека и не прикоснетесь к вещам того, кого терпеть не можете.

Дух — это реальность, он присущ нашему уму и мыслям. На основе своего опыта мы можем по аналогии говорить и в отношении Бога.

— В Библии часто кроме слова «душа» упоминается «дух человеческий». Какая разница между духом и душой?

— Эти слова употребляются и как синонимы, и с различным смыслом. Святые Отцы тоже толкуют их по-разному, некоторые духом называют высшую часть души, а иногда под духом разумеется ум. Немного отойдя от этих различных точек зрения, попытаюсь сказать, что понимается под духовным состоянием человека.

Духовность человека определяется тем идеалом, к которому он стремится, той последней, окончательной целью, которую ставит перед собой человек. Цели могут быть различны. Кто-то ищет богатства, другой — славы, третий — правды, истины, смысла жизни. Духовность человека определяется характером его веры. Некоторые верят во всякие предрассудки, например, в число «три шестерки». Придет такой человек в гардероб, а ему дадут номерок шестьсот шестьдесят шестой, и все — он обомлел от страха. Бедные люди, чем только себя не мучают, какими идеалами, какими нормами. Поэтому-то антихрист придет как совокупность всех страстей, когда люди страсти примут за добро.

Духовность человека определяется той конечной целью, к которой он стремится. Душа обладает рядом свойств, таких как ум и воля, а духовность, дух — это состояние, направленность души.

Многозначность понятий «дух» и «душа» не имеет существенного значения, главное, чтобы направленность была верная. Поэтому мы говорим, что духовный человек весь устремлен к Богу. Это значит, что он ищет жизни по совести и евангельским заповедям. И это прекрасные заповеди: относись к другому так, как хотел бы, чтоб к тебе относились; снисходи к немощам и недостаткам других; не осуждай никого, ты ведь не хочешь, чтобы осуждали тебя; покажи пример кротости, воздержания, миролюбия. Духовность человека определяется степенью стремления и степенью приобретения всех этих качеств.

Для нас важно не столько понятие духа, сколько понятие духовности. Да избавит Бог, чтобы она была направлена на искание хвалы человеческой, на честолюбие, тщеславие, гордыню и тому подобное.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика