Русская неделя | Алексей Осипов | 02.06.2007 |
Ум человека рождает мысли. Мысли и ум имеют определенный дух. И дух — это реальность! Каждая книга имеет свой дух, каждый дом, семья, народ и каждая эпоха имеют свой дух.
Одного журналиста спросили, как бы он охарактеризовал современную жизнь, он сказал: «Это эпоха лжи». Так что дух — это реальность, хотя его, правда, не пощупаешь.
В книге святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело» есть много интереснейших примеров, связанных с попыткой изъяснения, что же такое дух. Так, одному погруженному в состояние транса медиуму дают галстук и спрашивают: «Скажи, чей это галстук». Тот берет его, смотрит, а потом в ужасе отбрасывает и дрожащим голосом произносит: «Это галстук того, кто повесился на нем в тюремной камере».
С каким удовольствием вы возьмете вещь любимого человека и не прикоснетесь к вещам того, кого терпеть не можете.
Дух — это реальность, он присущ нашему уму и мыслям. На основе своего опыта мы можем по аналогии говорить и в отношении Бога.
— В Библии часто кроме слова «душа» упоминается «дух человеческий». Какая разница между духом и душой?
— Эти слова употребляются и как синонимы, и с различным смыслом. Святые Отцы тоже толкуют их по-разному, некоторые духом называют высшую часть души, а иногда под духом разумеется ум. Немного отойдя от этих различных точек зрения, попытаюсь сказать, что понимается под духовным состоянием человека.
Духовность человека определяется тем идеалом, к которому он стремится, той последней, окончательной целью, которую ставит перед собой человек. Цели могут быть различны. Кто-то ищет богатства, другой — славы, третий — правды, истины, смысла жизни. Духовность человека определяется характером его веры. Некоторые верят во всякие предрассудки, например, в число «три шестерки». Придет такой человек в гардероб, а ему дадут номерок шестьсот шестьдесят шестой, и все — он обомлел от страха. Бедные люди, чем только себя не мучают, какими идеалами, какими нормами. Поэтому-то антихрист придет как совокупность всех страстей, когда люди страсти примут за добро.
Духовность человека определяется той конечной целью, к которой он стремится. Душа обладает рядом свойств, таких как ум и воля, а духовность, дух — это состояние, направленность души.
Многозначность понятий «дух» и «душа» не имеет существенного значения, главное, чтобы направленность была верная. Поэтому мы говорим, что духовный человек весь устремлен к Богу. Это значит, что он ищет жизни по совести и евангельским заповедям. И это прекрасные заповеди: относись к другому так, как хотел бы, чтоб к тебе относились; снисходи к немощам и недостаткам других; не осуждай никого, ты ведь не хочешь, чтобы осуждали тебя; покажи пример кротости, воздержания, миролюбия. Духовность человека определяется степенью стремления и степенью приобретения всех этих качеств.
Для нас важно не столько понятие духа, сколько понятие духовности. Да избавит Бог, чтобы она была направлена на искание хвалы человеческой, на честолюбие, тщеславие, гордыню и тому подобное.