Русская неделя | Алексей Осипов | 29.05.2007 |
Бог мог дать и дал человеку все, за исключением одного: Он не мог дать человеку опытного познания зла, потому что зла не было. А без познания зла человек не может должным образом оценить то благо, которым является Бог. Увы, как часто дети в богатых семьях совершенно не ценят деньги и весь тот комфорт, в котором они находятся: сытый голодному не товарищ, здоровому трудно понять больного, молодому не понять старика. Адам и Ева как свободные разумные личности должны были познать сами, что такое зло, что значит быть без Бога. Вспомним, что говорит искуситель в книге Бытия: «Будете как боги» (Быт. 3, 5), то есть будете сами по себе, когда Бог будет не нужен.
Только познав, что есть жизнь без Бога, человек может должным образом понять и оценить любовь Божию как великое благо. Бог не творил зла, Он дал возможность человеку отпасть от Себя, то есть познать зло. Зло сущности не имеет, оно есть нарушение добра. Добро есть Бог, а зло есть отпадение от добра. Вот рука здоровая — это хорошо, а вот ее повредили — это зло, вот что такое зло — повреждение здорового. Зло сущности не имеет, поэтому Бог зла не сотворил.
— Господь, создавая человека как часть космоса, не мог не знать, что человек падет, почему же Господь все же создал его?
— Святые Отцы учат о двух состояниях человека. Первое, в котором он был создан, было состояние «падательное», а состояние, к которому должен быть устремлен человек, — «непадательное». Первый человек не мог знать, кто он есть без помощи Божией. Отсюда у него и возникла мысль, что он, которому Бог покорил всякую тварь, дал власть над этим миром, что он сам — «как бог» (Быт. 3,5). В этой гордыне и есть весь смысл вкушения запретного плода, смысл дьявольского искушения. И это искушение «быть как бог» человек не смог победить, не имея опыта познания, что он без Бога ничто.
Конечно, Бог знал, что человек падет, Он предвидел, что путь человека к достижению «непадательного» состояния заключается в постижении себя без помощи Божией. Это мы и познаем. И чем больше кто познает, чем больше кто смиряется, тем большей духовной высоты он сподобляется уже здесь и приобретает надежную основу для получения Царства Божия, из которого он уже во веки веков не падет, потому что прекрасно знает, кто он есть без помощи Божией.
Это было единственное средство: через познание себя, что он есть без Бога, человек как существо разумное и свободное может достичь состояния богоподобного.
— Как понимать слова Христа «Я пришел не нарушить закон, а исполнить"1?
— В греческом тексте стоит слово plirose буквально «восполнить». Должен сказать, что, к великому сожалению, перевод Евангелия на русский язык страдает многими неточностями. Славянский перевод хорош. Русский перевод неудачен. Поэтому если вас смущают какие-то места, то постарайтесь обращаться к славянскому тексту, к толкованиям.
Итак, Христос пришел не нарушить закон, а восполнить. Чего в нем не хватало? Он был дан конкретному народу, с учетом его нравственных возможностей. Почитайте пророков, и вы увидите, каков он был. Моисей восходит на гору, чтобы получить от Господа скрижали Завета, а народ уже отлил себе золотого тельца и с плясками поклоняется ему2.
Закон был дан применительно к этому жестоковыйному народу, к его морали, нравам, интеллекту, другого они бы не смогли вынести. Как только Христос дал им другой закон, они восстали против него. Но без того неполноценного закона нельзя было придти к полному. Именно этот народ мог сохранить закон в силу того, что он обособлялся от всех. Из этого же народа произошла Дева Мария и апостолы.
Нужно вот что понять в отношении богоизбранности народа израильского. Например, мне нужно построить печь. Кого я изберу для ее создания? У меня есть знакомые профессора и академики, но я их звать не стану. Моим избранником стал пьяница, мужик, которого все звали «Рыжий». И моя цель была, чтобы он доделал печь и не запил. Мне повезло, это удалось, печь была готова, и после этого он пил целую неделю. Избрание его, как только он сделал печь, окончилось.
Так и в Новом Завете: отныне нет ни иудея, ни эллина (Кол. 3,11), поэтому меня удивляет, когда и сегодня пишут про «избранный народ». Я говорю: тогда принимайте и это: «Богоизбранный апостол Иуда Искариотский», ибо он был действительно избран, но стал предателем, и такое почему-то не пишется. Значит, будем знать меру, нужно быть честными. С христианской точки зрения было избрание еврейского народа, но оно окончилось с пришествием Христа.
Вся суть закона, по слову апостола Павла, во Христе, Ветхий Завет, все его пророчества были направлены ко грядущему Мессии, ко Христу. Центр закона иудейского — Мессия. Христос пришел не нарушить закон, а исполнить, так что оба смысла — «восполнить» и «исполнить» — имеют место в приведенной вами цитате.
— Что означает для Ветхого Завета заповедь «не убий»?
— Заповедь Ветхого Завета «не убий» окружена таким количеством войн ветхозаветного народа, что могли позавидовать и будущие поколения. После 40-летнего странствования по пустыне произошел жестокий захват земли обетованной, совершалось «заклятье», то есть ножом и мечом уничтожалось все живое. Уничтожались все люди, независимо от возраста и пола.
Эта заповедь, как и все Десятословие Моисея, носила внутриплеменной характер. Если еврей убивал еврея, то за это он нес наказание, а если убивал иноплеменника, не наказывался. Если еврей обманул еврея, его наказывали, но этот закон не распространялся на другие народы. Вот другая заповедь: дохлятину отдай иноземцу, а лучше — продай. Поэтому заповедь «не убий» применяется только к внутриплеменным отношениям.
— Что означает жертва Авраама?
— Жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака носит в большой степени таинственный характер. Мы не знаем, что это значит, когда вдруг Бог Аврааму нечто сказал. Вот мы сегодня совершенно не можем понять, что значит «Бог сказал Аврааму». Как это он с такой убедительностью понял, что именно Бог ему это сказал? Оказывается, есть у человека возможность такого поразительного непосредственного контакта с Богом, при котором он может слышать голос Самого Бога. Современному человеку это очень сложно понять.
Что же означает жертва Авраама? Апостол Павел об этом пишет: испытывалась его вера, на что он способен. И я полагаю, что это испытание было не без причины. Все люди вот чем заражены: чуть-чуть по-доброму зажили, все, уже у нас начинается сомнение! А в данном случае не просто проверяется вера, она утверждается. Авраам решился на невозможное, когда повел на жертву единственного сына. А для ветхозаветного народа дети представляли величайшую святыню, продолжение рода. Авраам не пощадил своего единственного сына. Исаак остался жив, но так испытывалась и укреплялась вера его отца. В этом прообразе мы видим последующую жертву Христа, который через смерть воскрес, также остался жив и также даровал жизнь новому народу, новому племени, новому Израилю, которым является христианство.
— Как объяснить повеление Бога еврейскому народу уничтожать другие народы?
— Это вопрос непростой, поскольку очевидно, что Бог мог бы найти и другие средства. Вспомните тот момент, когда в одну ночь было уничтожено 85 тысяч ассирийских воинов Ангелом. Можно было бы не посылать еврейский народ на убийство, могла возникнуть какая-то болезнь, могла начаться междоусобица. А здесь посылается весь народ, в чем причина? Однозначного ответа, канонизированного Церковью, нет. Я могу вам предложить только один из вариантов. Он заключается вот в чем. Во многих государствах сейчас существует законная смертная казнь. Представьте, что сейчас сюда вошел бы представитель ведомства, осуществляющего казнь, и предложил тысячу долларов в месяц тому, кто согласится работать палачом. Предложил бы не преступление, а законную работу — расстреливать преступников. Сомневаюсь, чтобы много нашлось людей, а может, и никто не пойдет. Почему? Чувствуем и понимаем, что-то не то, не каждый способен на это. Чтобы быть палачом, надо какую-то другую душу иметь, не совсем обычную.
Несколько раз в Ветхом Завете Бог говорит, что еврейский народ — богоизбранный, и в десятки раз больше говорит, что это народ жестоковыйный, жестокий, проливающий кровь. Неслучайно считается, что самые сильные антисемитские книги — это книги пророков Ветхого Завета, недаром одного из пророков перепилили пилой, другого порубили, третьего избили камнями.
И вот здесь, видя тщеславие народа, названного богоизбранным, Бог не градом, не землетрясением, не мором, не чумой, а их руками уничтожая другие народы, показывает: «Неужели вы не поймете, что вы избраны быть палачами. Задумайтесь, каково ваше духовное состояние, и покайтесь, пока не поздно». И это обращение Бога к иудеям проходит через всю историю Ветхого Завета. То путем отрицательным, то путем положительным, когда пророки прямо обличают евреев. Наконец пришел Сам Христос и обличил с такой силой, что заявил об отнятии богоизбранничества, которым, кажется, они жили. Все эти обличения уточнялись: «Если не покаетесь».
Вот чем в Ветхом Завете вызвано повеление Бога уничтожать другие народы. Напоминаю, что палач — это законное лицо в государстве, его никто не смеет осудить за то, что он убивает. Но никто не знает его в лицо, потому что он скрывает свою профессию.
— Насколько похож народ Израиля на американскую нацию?
— У нас в доперестроечные времена был лектор, он как-то сказал такую фразу: «Израиль — это собачий хвост, который крутит всей собакой — Америкой».
— Закон и пророки действовали до Иоанна Крестителя, как же нам тогда относиться к пророчествам евангелиста Иоанна в Апокалипсисе (его не читают за церковными службами)?
— Не надо думать, что по пришествии предвозвещенного пророками Ветхого Завета Самого воплотившегося Бога никто уже не будет обладать даром пророчества. Наоборот, книга Деяний апостольских свидетельствует нам о многих крестившихся и получавших этот дар, потому что после Пятидесятницы действие Духа Божья в Церкви бесконечно умножилось.
Законы Ветхого Завета сводились к массе предписаний и требований, которые были отвергнуты Христом: «Вам сказано…. А я говорю вам…» (Мф. 5, 21−48). Вот этот закон действовал ДО пришествия Христа. Отныне упраздняется этот закон, отныне наступает новая эра.
Апокалипсис действительно не читается за богослужением, потому что, к сожалению, эта книга привлекает к себе болезненное внимание. Там много непонятного для разума, пытающегося проникнуть в будущее. Апокалипсис большей своей частью открывается не попыткой ума проникнуть в то, «что будет», а открывается реальной жизнью, техническим прогрессом. Например, там сказано, что будет дано образу зверя говорить и двигаться (Апок. 13,15). Бедные толковники с ног сбились в поисках ответа, поэтому решили, что зверь достигнет этого магией. А теперь подошло время, что даже младенец нажмет на кнопку, и на экране столько будет движущихся изображений, что избави Бог! Большинство апокалипсических предсказаний, по-видимому, откроются жизнью, с которой мы уже сталкиваемся.
2. (Ис. 32, 1−4) Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
Интернет-журнал «Русская неделя»