Православие и Мир | Н. Гринев | 14.05.2007 |
Единство Русской Православной Церкви в России и за рубежом — эта сложная проблема, которая в течение десятилетий обросла различными домыслами и неверными толкованиями, сегодня, наконец, решена. Это событие, преодоление внутреннего разделения — великое историческое достижение Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви и, конечно, их предстоятелей.
Почему же эта проблема настолько тяжела, и почему она была столь неподъемна в течение многих десятилетий?
Прежде всего, вспомним, что Церковь — это не такой, как иные, общественный институт, Не такой, каким его воспринимает и трактует секулярное общественное сознание, обычные светские люди. Это не некая общественная организация. Природа Церкви совершенно иного рода.
Доподлинное представление о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непосредственное отношение, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Человеку «внешнему», с другим, как принято говорить сегодня, менталитетом создать истинное представление о Церкви трудно. Внешний человек не может верно судить о церковной жизни. Он не постигает ту истину, что глава Церкви — это Христос, а не патриархи или епископы, которые являются предстоятелями перед Богом, стоящими во главе земной части Церкви. И еще — в Церкви нет мертвых, есть только живые трех «видов». Два — за которых молятся за здравие или за упокой, третья (вернее первая) группа — святые. Эту особенность — отличие Церкви от всех иных обретающихся на Земле корпораций, состоящих только из живущих телесно людей — почти всегда игнорируют по естественному или лукавому непониманию ее реальной жизни. Так и в распространенной литературе, и в науке — в религиоведении. А знание этих очень важных отличий необходимо, чтобы понять, почему происходят разделения в земной жизни Церкви. Разделения в Церкви происходят, как правило, от интервенций внешних, от внешних обстоятельств, по сути своей нецерковных, а в своем действии и в последствиях — антицерковных.
Разделение, которое изживается сейчас, и, которое переживается большинством верных чад Церкви, отдающих себе отчет в происходящем, началось давно, еще в 1922 году. Именно в 1922 году, а не позже. Этот год ознаменован известным собором в городе Сремски Карловцы в Югославии — Карловацким собором. На почве политических настроений и чаяний первой волны русской эмиграции началось это разделение, и оно было именно политическим, вдохновляемым политически озабоченной доминантной частью эмиграции. Эта часть эмигрантов вместо покаяния, к которому призывало само их трагическое положение изгоев (а оно соответствовало тексту псалма «На реках вавилонских…»), амбициозно и активно продолжала свою «политическую линию». Никаких уроков религиозных и нравственных она, к сожалению, из своего исторического поражения не вынесла, а на церковные дела влияние оказала негативное. Начатое за пределами России разделение внутри Церкви не имело, по сути, собственно церковного содержания. И поныне у Русской Православной Церкви и ее отделенной до 17 мая сего года зарубежной части нет никаких различий и никаких проблем по вопросам вероучительным, литургическим, уставным или обрядовым. Бытовые же различия между Церковью в России и за рубежом не большие, чем бывают между разными епархиями или приходами.
Еще полвека назад понятия «Зарубежной Церкви» в России не существовало, бытовало резкое, крайнее и неточное понятие «карловацкого раскола». Мы видим, что понятие церковного раскола реальному содержанию этого разделения не соответствует, ибо собственно церковной противоречий и не было. Но разделение было весьма чувствительно, ибо оно возглавлялось весьма авторитетными и сильными личностями. Во главе этого «карловацкого» разделения стоял выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917−1918 гг. — митрополит бывший Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). На Карловацком соборе сформировалось по сути своей нецерковное отношение к той позиции лояльности к господствующей власти, которую заняла Русская Православная Церковь, возглавляемая Св. Патриархом Тихоном.
Патриарх Тихон
Св. Патриарх Тихон — это личность объединяющая, «центростремительная», которой нет равных в российской церковной истории. Благодаря его великому историческому подвигу и происходит сейчас преодоление давнего разделения.
Нужно сказать прямо, что собственно церковных проблем между РПЦ и РПЦЗ не возникло позже начала разделения, не было никогда. Проблема единства, в основном, заключается в осмыслении отношения к внешним влияниям и факторам, к конкретным историческим событиям и действиям отдельных лиц нашей церковной истории ушедшего столетия. Сейчас и произошла эта перемена в отношения к внешнему, к политическому, то есть произошло преодоление отношения к воздействию м i ра, к влиянию «духа века сего». Реакция на курс лояльности к советской власти, выбранный Св. Патриархом Тихоном (после него иногда принимавший уродливые формы) легла в основу интерпретации отношений между Церквами. Многое в прошлых оценках было справедливо, но многое принадлежало своему времени, конкретной исторической ситуации, и не имеет ныне никакого отношения к бытию Церкви.
Для церковной истории ХХ века значительно, что была выдающаяся личность в западном русском епископате, свидетельствующая, что сегодняшнее объединение — естественное, а не искусственное. Этому иерарху самому принадлежит заслуга в преодолении в Церкви искусственных разделений внешними политическими факторами.
Это — митрополит Вениамин (Федченков). Он был епископом во Франции, затем митрополитом Московской Патриархии в США. Его роль в начале войны была исключительной. Его речь в 1941 г. в Madison Square Garden в Нью-Йорке послужила к объединению русской эмиграции (вспомним среди откликнувшихся только великие имена С.В.Рахманинова и И.И.Сикорского) в помощь борющейся против агрессии фашизма Советской России и занявшей четкую патриотическую позицию Русской Православной Церкви. Митрополита Вениамина называли «красным митрополитом», обвиняли в предательстве, но чего? В предательстве Церкви и Отечества его обвинить было невозможно.
Сейчас многое из истории взаимоотношений Церкви в Отечестве и Зарубежной Церкви забыто ради великого события объединения. В эти дни, когда недавно вспоминалась великая Победа в великой войне, нельзя забыть о том, что именно епископы Русской Православной Церкви, сохранившие верность Московской Патриархии в годы Второй Мировой войны на оккупированных территориях, соблюли там целостность Церкви и нации, а их эпархии явились истинное патриотическими формациями. С другой стороны, действия некоторых иерархов Зарубежной Церкви во время войны оказались исторически неоправданными. В качестве примера можно привести подобие сотрудничества с власовцами, надежды некоторых «зарубежников» при начале войны «освободить Россию от большевиков» при помощи фашистов. Подобные проявления несовершенных политических настроений, не имеющих отношения к церковной жизни, слава Богу, изжиты.
Подвиг Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Лавром сегодня показал, что политиканство околоцерковной зарубежной общественности, которая пыталась ранее влиять, и небезуспешно, на чад РПЦЗ, линия оппозиционная по отношению к будто бы «красной» Церкви России — ныне эта линия Православной Церковью за рубежом полностью изжита. Закономерно, что этот выдающийся подвиг Зарубежной Церкви заслуживает того, чтобы забыть и простить прошлые несправедливости и претензии Зарубежной Церкви по отношению к матери-Церкви, совершившей в ХХ веке подвиг мученичества и исповедничества. Но отметим, что те на Западе, кто обвинял деятелей РПЦ в некоем предательстве церковных интересов, сами вольно или невольно обслуживали интересы антирусских и антицерковных политических линий.
«Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому два», гласит старая пословица. Она верна. Уроки истории должны быть хорошо усвоены. С другой стороны, «быль молодцу не укор», если «молодец» действительно молодец. В последнее время поводом былого разделения и условием объединения, стали признаваться так называемое «сергианство» и его преоодоление. Но фактическое начало существования РПЦЗ относится ко времени ранее пресловутой декларации 1927 года митрополита Сергия (Страгородского), относится к 1922 году. Самое существование Зарубежной Церкви канонически было оправдано только известным декретом Патриарха Тихона 1920 года, позволяющим автономно существовать тем епархиям, которые не могли по внешним обстоятельствам общаться с церковным центром. Это было формальное основание, повод к независимости Зарубежного Синода, вокруг которого и сформировалась РПЦЗ. Иногда проявления этой независимости были настолько негативны, что даже в биографии выдающихся зарубежных иерархов появились сложные моменты. Например, есть капризный момент в истории РПЦЗ и даже в биографии такого прославленного иерарха, как ныне канонизированный Святитель Иоанн (Максимович).
В 1945 году возглавляемое им шанхайское викариатство в составе всего экзархата перешло в юрисдикцию Московской Патриархии, но затем Свт. Иоанн под влиянием Зарубежного Синода порвал «с Москвой» и вышел из ее юрисдикции с частью паствы своего викариатства, игнорируя своего кириарха в Пекине митрополита Виктора (Святина), Это вызвало значительную смуту среди православных в самом Китае. Владыка Иоанн покинул Китай и эмигрировал со своими чадами в Америку, но эти события сыграли негативную роль в делах Церкви в Китае.
И еще надо сказать о том, что прежняя политическая позиция предшественников современной Зарубежной Церкви, ориентировка на восстановление прежней власти в России, попытки действовать едва ли ни в качестве политической силы дали возможность советской власти обвинять всю Русскую Православную Церковь в антисоветской деятельности, скрытой контрреволюционности, что осложнило значительно положение Церкви в СССР.
Современное руководство Зарубежной Церкви совершает по-настоящему великий подвиг, преодолевая имеющуюся оппозицию воссоединению, преодолевая устаревшие, закаменелые стереотипы в отношении к Русской Православной Церкви, преодолевая устоявшуюся поведенческую традицию, когда указывались все мыслимые и немыслимые прегрешения деятелей Церкви в России, но при этом забывались неблаговидные поступки деятелей собственных. Необходимо признать, что положение Церкви в миру в прошедшем столетии была чрезвычайно сложным, ее вынужденные компромиссы, зачастую, выглядели некрасиво, и не могли быть верно поняты в том отдалении, в котором протекала трагическая жизнь Церкви на родине и за рубежом.
Ныне воссоединение частей единой Русской Церкви прекращает ту «гражданскую войну», которую пытались перенести на церковную почву, и которую искусственно дотянули до наших дней. Это великая историческая заслуга Святейшего Патриарха Алексия, иерархов Русской Православной Церкви и иерархов Зарубежной Церкви, которые смогли стать выше политического максимализма, сопровождавшего ее на всем протяжении ее бытия. Это объединение открывает новую эпоху жизни единой Церкви в России и в русской диаспоре, за пределами Отечества.
Н. Гринев, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета
http://www.pravmir.ru/article_2022.html