Православие и Мир | 11.05.2007 |
В первую очередь хочу Вас предостеречь от ошибочного сравнения Ванги со святыми угодниками Божьими. Предсказания Ванги никогда не имели ничего общего с Божественными откровениями. Да и сама Ванга не имела ничего общего с Богом.
Хочу для достоверности моих слов привести пару примеров из книги племянницы Ванги Касимиры Стояновой «Правда о Ванге», которые дают понять, что болгарская целительница находилась в непосредственном контакте с нечистыми духами. Вот отрывок рассказа Касимиры из этой книги: «Я помню день, когда мне исполнилось 16 лет. Помню именно потому, что после ужина в нашем домике в Петриче Ванга вдруг начала говорить, обращаясь именно ко мне. И это уже была совсем не она, и голос совсем другого человека слышала я: «Ты всегда, каждую секунду на виду у нас». А после рассказала мне все, чем я занималась на протяжении всего дня+ Я онемела. А после спросила тетку, зачем она все это сказала? Ванга удивилась: «Я тебе ничего не говорила». Но когда я повторила все только что услышанное из ее уст, она тихо молвила: «То не я, то другие, которые находятся всегда возле меня. Одних я для себя называю «маленькие силы», именно они рассказывали через меня тебе о твоем дне, а есть еще «большие силы». Когда они начинают говорить мне, вернее через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии». Как можно видеть из этого отрывка откровения Ванги есть ничто иное, как одержимость злыми духами. И, уж конечно, от общения с ангелами не может появиться чувства уныния. Достаточно вспомнить благовещение Пресвятой Богородице архангела Гавриила. Гавриил говорит с Богородицей, возвещая ей радостную весть, и смущение, сначала появившееся у Пречистой Девы, исчезает при первых словах ангела.
Вот еще один пример, взятый из той же книги, из которого мы видим, что Ванга находилась в контакте с демонами не низшего порядка: «Узнав о приближающемся бедствии, бедная моя тетя бледнеет, падает в обморок, с уст ее слетают бессвязные слова, а голос в такие моменты не имеет ничего общего с ее обычным голосом. Он очень сильный, ничего общего с повседневным словарем Ванги не имеющий+ Будто бы некий разум вселяется в нее, чтобы сообщить о судьбоносных событиях. Его она называет «большая сила» или «большой дух». Думаю, что относительно Ванги и подобных ей прорицателей у Вас уже не осталось сомнений.
Давайте теперь перейдем к другой части вашего вопроса, касающегося святых угодников Божьих. Люди, живущие по заповедям Божьим и получающие от него благодатные дары исцеления и провидения были, есть и дай Бог, будут всегда. Другой вопрос, зачем это Вам? Человеку не дано знать свое будущее, тем паче, что человек сам творит его. Грешить или нет — это свободный выбор человека, в него даже Бог не вмешивается.
А теперь подробнее о третьей части вашего вопроса. Священнослужители, также, как и другие православные христиане, узнают о правильности или греховности своих поступков из Евангелия. Этот неисчерпаемый источник Божественной мудрости дает ответы на многие вопросы. Священники вовсе не какие-то колдуны и медиумы, которые вступая в контакт с духами, получают откровения от них. А люди, которым Господь что-то открывает, получают эти дары наитием Святого Духа. И никак иначе. Но для этого надо быть действительно человеком святой жизни. Думаю, что нам, грешным, до этого далеко.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.
Здравствуйте! Поясните пожалуйста, ранее мы знаем были святые люди, с божьим даром исцеления больных. А можем ли мы считать, что и в настоящее время мы можем встретить людей с таким даром? И как отличается такой человек, если он конечно может сейчас встретиться, от человека чародейника. Что об этом думает церковь. Я имею ввиду исцеление не собственной молитвой, а при помощи другого человека. очень жду ответа, за ранее благодарна. Галина
Здравствуйте, Галина!
Да, действительно, из житий святых мы много узнаем о чудотворениях святых угодников. Все дело в том, что святым, житие которого описано, при жизни никто не становится. Канонизируют святых уже после их смерти, подробно рассмотрев факты святости их земной жизни.
Думаю, что и сейчас есть люди, которые особо благоугодив Богу, имеют от него различные дары, среди которых может быть и дар исцеления. Но для этого нужно быть действительно святым на земле. Думается, что таких людей немного и они, как правило, не афишируют свой дар. Часто это бывают люди, подвизающиеся в монастырях.
Но в любом случае — это люди, живущие в согласии с Богом и людьми, которые живут церковной жизнью, соблюдая заповеди Божии. Что же касается молитвы, то советую Вам не делать разделений на свою и чужую. Молитва она и есть молитва. И вовсе не обязательно быть святым, чтобы молиться за другого человека. Господь слышит молитву любого человека. А молиться за ближнего — это исполнение заповеди: «Да любите друг друга», и мы, как православные христиане, должны стараться исполнять эту заповедь.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.
Добрый день! Скажите пожалуйста как относиться к заговорам, они читаються на иконы и с молитвами, но это же тоже грех или нет. Существуют ли привораживания и как с ними бороться? Если я считаю что на близкого мне человека навели порчу или сглаз или даже приворожили, что делать в такой ситуации. Как молиться и каким Святым. Я знаю что св. Николай покровитель влюбл нных скажите как правильно к Нему молиться что б вс наладилось? Ответьте пожалуйста меня очень тревожат эти вопросы! Спасибо! Ирина
Здравствуйте, Ирина!
К заговорам православному христианину должно относиться однозначно отрицательно, т.к. с молитвами они не имеют ничего общего. Заговоры — это порождение языческих или магических культов. А то, что они, как Вы выразились, читаются на иконы, это кощунственно. Но, прочитав Ваш вопрос, я пришел к выводу, что данная проблема коснулась Вас лично. Советую Вам особо не забивать голову подробной классификацией тех магических действий, воздействиям которых, как Вы думаете, подвергся Ваш близкий человек. Такая классификация также является порождением магических культов.
Для православного же человека все это является отрицательным, ничего общего не имеющего с Богом, фактором жизни. Так же, как существует диавол, так существуют и люди сознательно или неосознанно служащие ему. Соответственно, их служение — это полная противоположность служения христианина. Поэтому, все о чем Вы говорите, конечно же существует. Только название у всего этого одно — магия. А теперь подробнее о том, как с этим бороться.
Раз уж мы с Вами разобрались, что магия — это порождение диавола, то бороться с ней можно только с Божьей помощью. Неоднократное причащение Святых Христовых Тайн и исповедь перед духовником может полностью разрушить все происки лукавого. Но Вы и Ваш близкий человек должны воспитать в себе глубокую веру в то, что Господь поможет Вам. Лишь при наличии веры в Бога, в Его всемогущество и участие в церковных Таинствах дает возможность верующему человеку бороться с лукавым. Говоря о лукавых духах, Господь говорит: «Сей род изыдет только постом и молитвой».
Итак, вера, участие в церковных Таинствах, пост, молитва и исполнение заповедей Божьих — вот Вам мой ответ. Другого пути нет, и упаси вас Господь начать искать его где-то помимо храма Божьего. Что же касается молитвы к святым угодникам, то не забывайте сначала помолиться Господу, ибо Он податель всех благ. И православные христиане молятся святым, чтобы они, уже сейчас предстоящие престолу Вседержителя, молили бы Бога о нас, грешных. Молитесь Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу. Молиться можете своими словами или читать определенные молитвы. Они содержатся в молитвословах, которые можно приобрести в храме. Помощи Вам Божией.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.
Благословите спросить, можно ли православному есть мацу, как хлеб? Светлана
Здравствуйте, Светлана! Если Вам не угрожает голод, лучше есть обычный хлеб. Пусть для нас она и не является святыней, потребление мацы вместо хлеба есть проявление неуважения к вере ближнего. Такого же, какое проявил бы человек неправославный, съев вместо хлеба благословленную служебную просфору. Только уважая веру окружающих, мы можем исполнить заповедь о любви к ближнему.
С уважением, священник Михаил Самохин.
Какие существуют в храме службы о упокоении, и в чем между ними разница? Мне приходилось слышать, что очень позезна для души умершего человека молитва за не во время Литургии. На вопрос в храме, сколько нужно и можно заказывать подобные Литургии, мне ответили, что все зависит от моей любви к этому человеку и моего финансового состояния. Скажите, кто вообще устанавливает «цену» на различные службы и почему они именно такие? Александр.
Здравствуйте, Александр!
Об упокоении усопших можно молиться на Литургии, по ним может совершаться панихида (или более краткая лития), читаться Псалтирь.
Действительно, наиболее важна молитва на Литургии — главном богослужении для христиан, за которым мы причащаемся Тела и Крови Господня.
Панихида — это особое богослужение, на котором мы молимся только об усопших, это просто совместная молитва, составленная по особому чину, она совершается отдельно по просьбе молящихся или в особо установленные дни поминовения усопших (родительские субботы).
Чтение Псалтири может совершаться всеми (в отличие Литургии и панихиды, которые совершаются только священниками), но, поскольку у нас не всегда есть возможность самим молиться об усопших, в монастырях и храмах организуется чтение Псалтири с поминовением всех, о ком оно было заказано.
Для усопших, которые уже не могут сами молиться за себя, очень важна молитва за них и Ваша, и всей Церкви. Но нет какого-то установленного числа молитв, Литургий, после которого души усопших «автоматически» попадали бы в рай. Мы не знаем Божия Суда о них, и потому при каждом случае молимся за них, например, подавая записку с их именами в храм на каждой Литургии, на которую приходим.
А почему мы молимся за других? Это проявление нашей любви к ним, не так ли? Настоящая любовь всегда проявляется в делах. Наша молитва о ближних — это тоже дело. Но часто мы хотим сделать больше. Именно поэтому есть традиция раздавать в память кого-то милостыню, совершать какие-то добрые дела, прося и окружающих помолиться о наших родственниках и друзьях. Так мы проявляем свою любовь и к тому, кому помогаем, и к усопшим, жертвуя чем-то не ради себя, а ради них.
Молитва — не товар, и каких-то цен на молитву нет и быть не может. Мы не покупаем в Церкви молитву о ближних, благодать Божию, отпущение грехов, а жертвуем какие-то деньги, попробуйте понять разницу между этими понятиями. Во многих храмах просто стоит кружка, куда каждый кладет деньги по мере своей возможности. А где-то указываются ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ пожертвований, хотя никто не должен Вам отказать, если у Вас нет денег. По вопросу о деньгах в Церкви советую почитать статью диакона Андрея Кураева «Откуда у Церкви деньги»; в рамках письма полностью осветить этот вопрос сложно.
С уважением, священник Александр Ильяшенко