Русская линия
Русская неделя Алексей Осипов07.05.2007 

Ответы на вопросы: Православие. Католицизм. Протестантизм

— Некоторые западные теологи призывают к объединению всех религий, разве они не понимают, что это невозможно, или преследуют какую-то другую цель?

— Есть и то, и другое: некоторые не понимают, то есть искренне убеждены, что можно объединить все религии. Но к этому устремлены только те, кто не понимает сущности религии, которые видят в ней только одну внешнюю сторону. Я думаю, что в конце концов религии объединятся в своей социальной деятельности. Собственно экуменическое движение произошло даже не из недр христианских, сколько благодаря политическим, экономическим, масонским факторам. Об этом очень сильно было сказано на Московском заседании 1948 года. Правда, христианские церкви свое участие в этом движении основывают на молитве Христа: «Да будут все едино» (Ин. 17, 20−22)1. Но в этом плане православная Церковь и так делала все, что могла, всю свою историю. А экуменическое образование было обусловлено многими нехристианскими факторами, и современная ситуация это хорошо показывает появлением женского священства и либеральным отношением к сексуальным меньшинствам. Эти возмутительные вещи, которые не требуют серьезных богословских умозрений и рассуждений, вводятся безо всякой дискуссии. Отсюда возникает вопрос: что же они тогда преследуют, действительно ли их стремление к христианскому единству? Они не стремятся к единству, они делают, что хотят. А единство нужно для стирания всех индивидуальностей. Поэтому неслучайно в 1948 году в Москве говорили, что масонство является одним из источников экуменического движения. Кто-то не понимает, а кто-то понимает и потому делает.

— В Писании есть слова «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12,3). Почти все протестантские общины признают Христа Богом, можно ли считать, что это действие Божьей Благодати?

— Это один из примеров того, как можно различно понимать Священное Писание. Разве от того, что бесы назовут Христа Богом (Иак. 2,19), они в Духе Святом называют Его? Вспомните как в Евангелии они кричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29; Мк. 5,7; Лк. 8,28).

Речь не идет о формальной констатации того, что Иисус есть Бог. Речь идет о признании жизненном: если Иисус Христос — мой Бог, значит Он — Идеал, Благо и Истина моей жизни, за Которого я готов отдать всю свою жизнь. И я живу тогда так, как указывает этот Идеал, это Благо, эта Истина.

Вот тут мы во многом расходимся с протестантами. Они считают, что только вера и Писание спасают человека. При этом сама вера дается от Бога. Более удобной доктрины не отыскать во вселенной: все делает Бог, человеку делать ничего не нужно, да он ничего и не может. Лютер говорил, что человек — это соляной столп. А что может соляной столп? Ничего! В протестантизме подорваны основы духовной жизни. Чисто формальное признание, что Христос есть Бог — это, по слову апостола, вера бесовская.

А Православие настаивает, что основным принципом христианской веры и жизни является соучастие (по-гречески: синергия). Поэтому там, где нет понуждения себя к исполнению заповедей Божьих, где нет покаяния, там не может быть и приобщения Духу Божию.

Итак, формальное признание Христа Богом само по себе не означает действия Духа Божия в протестантских общинах.

— Какой можно привести аргумент против слов протестанта: «Я спасен, мне прощены грехи»?

— Он есть в Писании: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное» (Мф. 7, 21). Этот человек обращается к Богу, он верует в Него, а Христос вот так ему отвечает. И таких слов достаточно много мы находим в Евангелии: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец» — прямо пишет Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 20). «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8) «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11, 12).

Даже на основании Священного Писания можем привести бесчисленное множество аргументов. И приходится только удивляться, что смотрят на нас, и при этом для них нет такого греха, который нельзя было бы оправдать.

— В практике католической проповеди использовалась так называемая практика «благочестивого обмана», или иначе «лживого спасения». Бывает ли спасительная ложь?

— По поводу «благочестивого обмана» советую почитать «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея. Эта книга — одно из бесценных сокровищ для православного христианина, надо читать ее как можно чаще. В частности, там есть и о «благочестивом обмане» 2. Он говорит, что никогда нельзя обманывать. Может возникнуть случай один раз в несколько лет, когда человек будет вынужден солгать ради самых благих целей. Но и тогда нужно каяться. Нужно всячески избегать лжи. К ней очень легко привыкнуть и стать подобным лукавому демону.

— Существуют ли в католичестве чудеса, например, мироточение икон, и если существуют, то о чем они говорят? Возможны ли чудеса в безблагодатной Церкви?

— Да, существуют. В Америке или Канаде сеть девушка Одри, которая лежит с пятилетнего возраста вот уже пятнадцать лет, и у нее в комнате стали мироточить статуи католических святых, тех, о которых наша Православная Церковь говорит, что они находились в жестокой бесовской прелести. Есть мироточения статуи Будды. Были даже мироточения статуи Аполлона в дохристианскую эпоху. Неужели мы такие наивные, что мироточение может нас изменить? Если дьявол в образе ангела света является, то уж мира он вам столько источит, что захлебнуться можно будет. Не пленяйтесь этими внешними вещами. Были у нас мироточения, это были редкие случаи. И всегда они сопровождались поразительными исцелениями. Сейчас в одной только Ивановской области мироточат десятки тысяч икон. Ощущение такое, что Господь Бог решил поиграть в мироточение. Это не игрушки, и мы должны относиться к этим вещам серьезно. В христианском отношении к чудесам должна быть великая осторожность.

— Какие есть пути борьбы с открытием католических епархий в России?

— Открытие католических епархий свидетельствует об истинных целях Ватикана в России. Раньше у нас были администратуры, а сейчас их возвели на уровень епархий, то есть повысили их статус. Так же и полковника возводят в генералы, чин новый, а человек тот же.

Я не знаю других путей борьбы с экспансией католицизма, кроме как помочь нашему народу узнать, что такое Православие и чем оно лучше католицизма. Если человек этого не понимает и только гордится тем, что он православный, то от этого проку мало.

Например, у соседа дом сгорел, я скажу о нем: «Соседа Бог наказал за его грехи, а меня нет. У меня-то дом не сгорел, значит, я — праведник». Вот вам образ католического мышления. А Православие смотрит на эту ситуацию по-другому: «Бог соседа не наказал, Он всех любит одинаково, только разные у нас с соседом духовные болезни и лечить их нужно по-разному. Бог есть всегда любовь».

Многие ли знают, что есть православие, по-католически рассуждая по многим вопросам. В католицизме весьма развито понятие о заслугах человека перед Богом за его добрые дела и об особенных, сверхдолжных заслугах святых. Православие категорически против этого: нет никаких заслуг, есть только процесс исцеления. Нет никакой заслуги в том, что я принял больше таблеток для исцеления своей болезни.

Католицизм построен весь на заслугах и свердолжных заслугах святых, он построен на мечтаниях, во время молитвы настоятельно рекомендуется представлять себе Христа, Богоматерь, святых. Православие категорически запрещает всякое мечтательство: не нужно рисовать картины в своем воображении, «прокручивать кино» перед своим умом, а то сойдешь с ума.

Нет другого пути борьбы с католицизмом, кроме правильного понимания Православия.

— Сохраняется ли апостольское преемство у иерархов католической Церкви?

— Вы спрашиваете о следствиях, а надо знать причины. Преемство сохраняется, если католичество есть Церковь. Если же оно не есть Церковь, то внешнее преемство абсолютно ничего не значит. Я не думаю, чтобы у Иуды сохранилась благодать апостольства после того, как он предал Христа. Преемство не заключается во внешней передаче, апостольское преемство — это преемство благодати. Нельзя смотреть на таинство как на магический акт: «Вот мы делаем что-то внешнее, и Ты, Господи, уже никуда не денешься».

— Уточню. Имеется в виду, что миллионы католиков приходят и принимают причастие, считая его истинным Телом Христовым.

— К вопросам, которые по каким-либо причинам нам трудно осмыслить и решить, а таких богословских вопросов много, мы должны подходить с канонической точки зрения. Канонически католики вне Церкви, мы не можем ни служить, ни причащаться с ними. Поэтому я не знаю, что происходит у них, Бог им судья.

Знаю, что у нас точно совершается таинство, и поэтому у католиков никогда не буду причащаться. И если, даже не зная, что у них там происходит, начинаю у них причащаться — я совершаю преступление, совершаю грех.

Это подобно собиранию грибов: стану собирать в лесу только те, которые хорошо знаю, в которых уверен. А те, в которых сомневаюсь, ядовитые они или нет, брать не стану, даже если мне их кто-нибудь станет нахваливать. И если послушаю, возьму сомнительный гриб, съем и отравлюсь, то сам и виноват.

— Как относиться к тому, что нашей Церковью признаются таинства католиков и католики принимаются в православие через покаяние?

— Вы не помните, кто крестил разбойника, который был распят справа от Христа? Никто не крестил. Может, апостолов Христос во Иордане крестил3? Нет. Или другой пример: в годы гонений христиан палач поражается мужеством мучеников, исповедующих Христа, бросает орудия пытки и объявляет: «Я христианин!» Начальник велит казнить его, он погибает некрещеным. И что же, разве он погиб?

В этом вопросе нельзя смешивать различные вещи. Одно дело — священнодействия, совершаемые священником, когда он читает молитвы, возлагает руки, погружает в воду и так далее, и другое дело — дар благодати, который дает Господь. Обычно, при нормальном положении вещей, когда совершается, например, крещение, то приходящий с благоговением, верою получает от Бога дар благодати крещения. Но может быть и наоборот. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «Если ты лицемеришь, люди крестят тебя ныне, а Дух Святой крестить не будет"4.

Господь дает человеку дар благодати в том случае, о котором Он Сам сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Некрещеные исповедники Христа засвидетельствовали такую веру, что дай нам Бог иметь хоть маленькую ее частичку! Иоанн Златоуст пишет: «Разбойника крестил Господь кровью Своею, проистекшей из ребра Его». То есть дар благодати дается человеку, когда он способен его принять. Беда, если священнодействие совершено, а человек не способен к принятию благодати.

В католичестве все эти священнодействия, которые мы называем таинствами, по форме соответствуют канонам древней Церкви. В отношении же дара благодати я не могу сказать, есть он там или нет. Но когда человек отрекается от заблуждений католической Церкви и искренне принимает веру православную, то священнодействие можно не повторять.

А можно и повторить. Двадцать пять лет назад в одном католическом монастыре было семь или восемь монахов, причем это были образованнейшие доктора богословия, они начитались святых Отцов и объявили: «Переходим в Православие». Какой разразился скандал, весь Ватикан переполошился: «Разбойники! Начитались!» Так эти доктора богословия потребовали, чтобы их вновь крестили, вновь миропомазали, вновь рукоположили. На Афоне, например, до сих пор, если к ним обращается католик, его перекрещивают. У нас не перекрещивают, принимают через покаяние. Важно понимать, что это все церковные формы, главное — содержание: что с душой твоей, отрекаешься ли ты от зла, как тот палач отрекался от язычества, и говоришь ли, как говорил он: «Я — христианин!»



[1] «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино».

[2] Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение девятое, о том, что не должно лгать.- Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994, с. 112.

[3] Ин. 4,1−3: «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, то оставил Иудею и пошел опять в Галилею»

[4] Св. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Огласительное поучение семнадцатое, п. 36. «Но Он испытывает душу; не повергает бисера пред свиньями. Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя. Если же приступаешь с верою, то человеки будут совершать видимое, а Дух Святый сообщит невидимое».

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика