Православие и Мир | 03.05.2007 |
Стереотип пейзажа средней полосы России — неяркое небо, поля, березы и маковка церкви вдалеке — в этих краях претерпевает интересную метаморфозу: то же небо и те же поля, но вместо церкви среди берез — взмывающий ввысь шпиль минарета. Мечети здесь в каждом селе, в каждой, даже самой маленькой, деревне; в районных центрах мечеть — в каждом микрорайоне.
В пятнадцатитысячном поселке Кукмор, одном из районных центров на северо-западе Татарстана, редко услышишь русскую речь: языком межнационального общения здесь служит татарский. Мечетей здесь в общей сложности — пять; плюс — медресе со штатом преподавателей, где проводятся занятия по шариату и арабскому языку как для детей, так и для взрослых.
Тем неожиданнее было увидеть здесь строящееся здание, архитектурой своей явственно напоминающее православный храм. Неподалеку от стройки — маленький приземистый домик с восьмиконечным крестом на крыше; стилизованная под древнерусскую вязь вывеска гордо гласит: «Церковь святых апостолов Петра и Павла».
Выясняем. Изба с крестом — молитвенный дом православного Петропавловского прихода. Приход — в юрисдикции Московской Патриархии, принадлежит Казанской епархии. Настоятель, протоиерей Сергий Елисеев служит здесь уже десятый год, направлен сюда сразу после рукоположения.
— Когда я сюда приехал, здесь вообще ничего не было, — рассказывает о. Сергий, — была только небольшая горстка людей, зарегистрировавшая в 1994 году православную общину и горячо желавшая обрести Бога, быть со Христом. Со временем поселковые власти пошли нам навстречу и выделили для проведения богослужений вот этот небольшой дом, помещение площадью 30 кв.м. Мы соответствующим образом его оборудовали: устроили алтарь, иконостас, разместили подсвечники и лампады. С тех пор служим здесь, проводим Божественную Литургию и Таинства.
Спрашиваю: стройка неподалеку — это ваш будущий храм?
— Да. В первые годы жизни нашего прихода мы о большом храме, можно сказать, и не мечтали: община малочисленная, думалось, хватит нам и молитвенного дома; главное, чтоб храмы в сердцах созидались, ведь так? Но с каждым годом приход рос, нас становилось все больше, этот домик стал уже неспособен вместить всех желающих — и со временем вопрос о строительстве храма превратился для общины в вопрос, что называется, насущнейший. И вот теперь, Слава Богу, — строимся.
Разговорились об истории этих мест, об истории православия в этих краях.
— До революции здесь была большая трехпрестольная каменная церковь Петра и Павла. В середине XIX века ее поставили русские купцы-промышленники, которые, собственно, и основали поселок. В 30-х ее уничтожили. Ничего не осталось, — не только стен, но и ни одной иконы, ни одной книги. На образовавшейся посреди поселка площадке поставили, как водится, памятник Ленину. Поэтому жизнь и деятельность нашего прихода, и сегодняшнее строительство Петропавловского храма — это, в некотором смысле, возрождение «хорошо забытого старого».
Помолчав, о. Сергий добавил:
— Но я не очень люблю, когда о православии говорят только как о «возрождении отеческих традиций». Сегодня здесь живут совершенно другие люди; и они своей дорогой идут к своему открытию Бога и Христа. Прежние кукморские христиане не сберегли своей веры и храма. Сегодняшние — учатся жить и веровать так, чтобы то, что произошло здесь в 30-е, не повторилось.
Не могу не задать вопрос на тему, звучащую в наше время все чаще: противостояние Востока и Запада, противостояние христианской и исламской культур.
— О. Сергий, ваш приход живет в плотном мусульманском окружении. Не испытываете ли вы в связи с этим определенных сложностей? Как вы чувствуете себя в исламской среде?
— Слава Богу, проблема противостояния христианства и ислама в наших краях пока не актуальна, и я надеюсь, ситуация не изменится и в будущем. Мусульмане относятся к нам очень дружелюбно и уважительно. Именно с их помощью мы решаем большинство вопросов, связанных, например, со строительством храма — и практически всегда встречаем искреннее стремление помочь. За десять лет работы здесь я ни разу не встретился с какими-либо конфликтами на национальной и религиозной почве.
Обращаю внимание на то, что некоторые прихожане в молитвенном доме общаются между собой по-татарски.
— У православия в Кукморе — свое лицо и свой язык, — смеется о. Сергий, — Среди членов нашей общины много татар, как и представителей других национальностей — удмуртов, марийцев, русских. При этом даже русские здесь владеют татарским языком, он является универсальным средством общения. У нас есть и богослужебная литература на татарском языке, и Священное Писание: перевод этих книг был начат еще до революции, и эту работу продолжают сейчас современные миссионеры-подвижники, такие, как прот. П. Павлов в Казани. Службы нашего прихода проходят преимущественно на церковнославянском, но мы включаем в них молитвы и песнопения и на татарском, и на удмуртском языках. Таким образом богослужение для наших верующих становится еще понятнее и ближе. Или вот пасхальное приветствие: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» — мы все с удовольствием произносим его по-татарски.
— И как это звучит, интересно?
— Христос терелеп торган! Шиннэп терелеп торган!
Разговор вновь возвращается к маленькому и тесному молитвенному дому, к строящемуся храму и связанным с этим проблемам.
— О. Сергий, скоро ли двери Петропавловского храма откроются для верующих?
— Хочется верить, что скоро. Планировали к осени освятить престол, пригласить архиепископа Анастасия. Сейчас, после майских праздников, рассчитываем установить купола, затем перейдем к внутренним и отделочным работам. На это пока есть и силы, и средства. А вот дальше… Нужен иконостас, нужны иконы, подсвечники, паникадила и прочие необходимые элементы храмового убранства — на все это, к сожалению, денег уже нет, все изыскиваемые средства уходят на строительство. Но мы все же надеемся — что Бог даст и добрые люди помогут, и в этом году у христиан в Кукморе появится свой, настоящий, большой и красивый храм!
Отец настоятель провожает нас до машины. В этот момент над крышами снова начинает плыть густой и протяжный, с красивыми переливами, зов муэдзина. Улыбаясь, говорю:
— Отче, искренне желаем вам, чтобы в скором времени в эту музыку органично вплелась и другая — музыка колокольного звона!
О. Сергий кивает:
— Дай-то Бог.
Отъезжая, мы поравнялись с группой местных жителей, направляющихся, по всей видимости, в молитвенный дом. И услышали нечто, уже знакомое:
— Христос терелеп торган! Шиннэп терелеп торган!
Теперь мы знаем: это — пасхальное приветствие «Христос воскресе». Так оно звучит по-татарски.
Дорогие соотечественники, братья и сестры!
Церковь святых апостолов Петра и Павла в поселке Кукмор Казанской епархии закрыта и разрушена в 30-х годах прошлого столетия. Вот уже несколько лет православная община своими силами возрождает Петропавловский храм. Приход немногочисленный, расположен в татарстанской глубинке, где подавляющее большинство населения — мусульмане. Возрождающийся храм остро нуждается в вашей помощи!
Наш адрес: 422 110, Россия, Республика Татарстан, р.п. Кукмор, ул. Рабочий переулок, д. 40. Местная православная религиозная организация Петропавловский приход р.п. Кукмор Республики Татарстан Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Настоятель прихода — протоиерей Сергий Елисеев
Счет и реквизиты банка: КУКМОРСКОЕ ОСБ N 4641 СБ РФ
ИНН 7 707 083 893
БИК 49 205 603
КОР/СЧ 30 101 810 600 000 000 000
Р/СЧ 30 301 810 862 000 607 232
В ОСБ «БАНК ТАТАРСТАН» N8610 СБ РФ
ОКПО 2 821 669
ОКНХО 96 130
КПП 162 302 001
422 110 п. КУКМОР ул. ЛЕНИНА д. 16
40 703 810 362 090 102 784