Православие и Мир | Протоиерей Александр Ильяшенко | 30.04.2007 |
Погибшие воины освободили Эстонию от того, что было запланировано в плане Ост, опубликованном в наши дни. Согласно этому плану, фашисты надеялись колонизировать всю европейскую часть Советского союза, включая Эстонию тоже.
Народ, населявший эту часть, воспринимался ими как неполноценный, и поэтому он должен был пройти расовую чистку или ассимиляцию, и служить как раб для господствующей германской расы.
Это — к вопросу идеалов, которые сейчас пропагандируется в Эстонии: чествование эсесовцев и попрание памяти тех людей, которые избавили Прибалтику от такой страшной участи. Здесь есть, о чем задуматься.
Впрочем, если посмотреть на историю Эстонии, то мы увидим, что, во-первых, государственности на территории Эстонии никогда не было. Начиная с 11 века, Прибалтика была покорена немецкими крестоносцами. Тогда же были созданы города, которые укреплялись не только от внешних врагов, но и от местного населения. Таллин был разделен на 2 части: Выжгород и Нижгород. В Выжгороде жила германская аристократия, а в Нижгороде — простолюдины, которых в Вышгород и не пускали. Днем они еще могли входить в город, а на ночь запирались ворота от местных жителей.
По Ништадскому договору начала 1721 года шведский король передал «Его Царскому Величеству и Его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное и непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, чрез Его Царского Величества оружие от короны свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию».
И когда Прибалтика при царе Петре была присоединена к России, стало известно: немецкие помещики в своих поместьях имели виселицы, на которых могли вздернуть своих строптивых крепостных крестьян — местное население.
У Эстонии, по сути, никогда не было ни опыта самостоятельной государственной жизни. История не выдвинула видных государственных мужей в этом государстве. И психология тех, кто пришел сейчас к власти в Эстонии, мне напоминает психологию одного из очень ярких негативных персонажей, описанного Киплингом в детской книге «Маугли»: подручного глупого и злобного и могучего тигра Шерхана, как теперь говорят, его шестерку — шакала Тараки.
По крайней мере действия в отношении исторической памяти являют переплетение наглости и трусости. Происходящее сейчас с памятником — это страшная провокация, которую проводят современные эстонские политики. Эта политика не отражает настроение всего эстонского народа: многие из них против переноса памятника Воину-освободителю, в том числе мэр Таллина.
Так могут поступать только люди мелочные, неблагородные, неблагодарные, пренебрегающие и интересами людей, которые находятся под их властью, и тем положительным опытом, который возник между нашими народами во времена Российской империи и Советского союза. Все то положительное, что было привнесено в эстонскую культуру, осмеивается и более того — возникает такое надругательство.
И я думаю, что чем тверже и последовательнее будет ответная реакция руководства России, тем быстрее прекратится то недостойное, что проявляется в политической жизни Эстонии. Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, здравый смысл и конструктивные силы возобладают, и между нашими народами вновь наладятся добрососедские отношения.
Справка: «План Ост»
По материалам www.sovross.ruЭстония должна была войти в рейхскомиссариат «Остланд» наряду с Латвией, Литвой и Белоруссией. Предоставив эстонцам некоторую автономию на время войны, нацисты в дальнейшем намеревались избавиться от них, как и от латышей, литовцев и белорусов. Особо подчеркнём: речь шла не о лишении эстонцев национальной независимости, а об уничтожении их как нации (правда, не при помощи геноцида и террора, как, например, евреев или цыган, а другими «более гуманными» способами).
Этому посвящен так называемый меморандум Розенберга (он же план «Ост») — секретное предписание от 2 апреля 1941 года, подписанный рейхсминистром по оккупированным восточным территориям Альфредом Розенбергом (его текст можно найти в книге В.И.Дашичева «Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и материалы» (Москва, 1973), отдельные места из плана «Ост», а также замечания к нему доступны в Интернете).
Согласно плану «Ост», территория Латвии, Литвы, Эстонии и Белоруссии подлежала колонизации немцами, местное же население (латыши, литовцы, эстонцы, белорусы) планировалось либо депортировать в Центральную Россию и в Сибирь, либо ассимилировать. Судьба той или иной части прибалтийских народов зависела от их «расовых признаков». Так, те эстонцы, латыши и литовцы, которые имели признаки «нордической расы» — светлые волосы и глаза и т. п. — объявлялись расово полноценными. Они, по мыслям архитекторов нацистского геноцида, годились для того, чтобы вступать в браки с прибывшими на их земли немецкими колонистами (допускалось и частичное участие в колонизации шведов, датчан, голландцев, а также после победы над Англией и англичан), но с тем обязательным условием, чтобы дети от этих браков воспитывались в духе немецкой культуры и становились немцами.
Национальные культуры народов Прибалтики нацисты планировали уничтожить, чтобы от них и памяти не осталось, для этого в плане «Ост» планировался «отток значительных слоев интеллигенции… в центральные русские области». Оставшиеся полуграмотные прибалтийские крестьяне не смогли бы сопротивляться своей ассимиляции в немецком народе.
Те же эстонцы, латыши и литовцы, которые объявлялись «расово неполноценными», были обречены на выселение с территории рейхскомиссариата «Остланд» в основном в центр России, с тем, чтобы в конце концов через одно, два поколения выродиться и исчезнуть.
Но перед этим согласно дополнениям к плану «Ост», их предполагалось использовать как полицаев и мелких начальников на населённых русскими территориях. Как говорилось в замечаниях к плану «Ост»: «На обширных пространствах Востока, не предусмотренных для колонизации немцами, нам потребуется большое число людей, которые в какой-то степени воспитывались в европейском духе и усвоили по меньшей мере основные понятия европейской культуры.
Этими данными в значительной мере располагают эстонцы, латыши и литовцы… Нам следует постоянно исходить из того, что, управляя всеми огромными территориями, входящими в сферу интересов германской империи, мы должны максимально экономить силы немецкого народа… Тогда неприятные для русского населения мероприятия будет проводить, например, не немец, а используемый для этого немецкой администрацией латыш или литовец, что при умелом осуществлении этого принципа, несомненно должно будет иметь для нас положительные последствия».
Подготовили Надежда Антонова, Анна Данилова