Русская линия
Православие и Мир Олег Петрук23.04.2007 

На работе у Господа, или «Семейный очаг» под угрозой!

Это рассказ о православной семейной деревне «Семейный очаг», вернее о его основателе — Олеге Петруке. Олег проживает в Приморском крае. Сейчас в его поселении 60 детей, из которых родных — пятеро. Вместе с супругой и единомышленниками он построил деревню, в которой и проживает вместе со всеми своими детьми.

И это поселение областные власти хотят закрыть, как детский дом «Никита» в Московской области. «Никита» сейчас вне опасности, все претензии к нему сняты, а «Семейный очаг» — под угрозой.

Как все начиналось

В то время, когда я и не думал ни о каких приемных детях, я, достаточно успешный деловой человек, встретился с американским волонтёром. Он попросил меня посетить вместе с ним детский дом. Я, конечно, согласился, нашел один, договорился о приходе. Им оказался туберкулёзный интернат для сирот. В первый раз в своей жизни мы побывали в таком заведении. Мы повстречались с его директором, которая прямо на наших глазах плакала от бессилия. Когда я спросил, почему она плачет, ответила: «потому что нет хлеба для детей». В интернате в то время проживало примерно 150 ребят и все они были голодными. Я не поверил ей. Она пригласила меня на кухню, где я увидел пустые полки.

Эта встреча перевернула всю мою жизнь. Я достаточно обеспеченный человек: бывал по нескольку раз в год за границей. А тут у маленьких детей нет хлеба. Задело это меня. В общем, стал покупать детям хлеб. И, закрутилось. Так прошло шесть лет, всего не пропишешь. Потихонечку познакомился со всеми детскими домами и интернатами края. Со временем понял — материальное обеспечение, как оно не необходимо, не решает проблем в корне: дети выходя из детских домов, все равно идут одной дорогой, в конце которой гибнут.

Жизнь в деревне

Кстати в это время я остался один с двумя сыновьями 11 и 14 лет. В 2000 году встретил свою половинку Риту, с ней нас родились Давидка, Марийка. Решили создать приемную семью и сразу стали делать первые шаги по созданию деревни. И всё получилось. Бог благословил. Решиться на это было не сложно. В Священном Писании нашел более 40 мест о сиротах и вдовах, о том, что помогать им — угодное Богу дело. И поэтому сейчас нахожусь на работе у Господа. Было немного трудно объяснить супруге целесообразность переезда в деревню, страхи были. Но в деревне и места больше, и вольготней, и чище. На сегодня всё изменилось, в город приезжаем, раз в месяц, а бывает и реже.

У нас ситуация была не совсем стандартная. Когда начинали строить деревню, только у меня с супругой были основания для оформления детей из детских домов: возможность прописки, жилищные условия, да и доверие от администрации детских домов было. А другие семьи были из других городов и сёл края. В общем, всех детей приходилось оформлять на нашу семью. А первый десант — это человек пятнадцать. После нескольких месяцев ситуация прояснилась, и мы определились кто и в какой семье будет оформлен. На первый год нашей приёмной семьи у нас было оформлено 8 детей. Основной возраст детей — это 10−11 лет.

Только двум сестрёнкам Оксане и Евгении было по 13 и 14 лет. Эти девочки прошли все испытания и искушения в своей жизни. До того как попали к нам, 18 раз убегали из детского дома. Как про них говорят — это дети «улицы и свободы». Страшная семейная драма: мама убила папу, а потом умерла от алкоголя. Они прожили у нас год. Изменились: Оксана стал учиться без троек, Женя имела в табеле четыре тройки. Но весной их потянуло к жизни на свободе. А так как в детском доме, где они до нас проживали, всегда можно погулять на воле пару недель и вернуться, они попросились вернуть их обратно. Когда мы брали их к себе, они дали нам обещание не сбегать, и они сдержали свое обещание. И если почитать их письма благодарности в наш адрес, то нет человеческого объяснения, почему они выбрали снова путь, где грязь и боль. К нашему общему сожалению, жизнь этих девочек складывается, как и у их родителей. Мы по их просьбе полгода принимали в своей деревне их старшего брата Дмитрия 16 лет. Он до прихода к нам был уже под следствием, а потом уехал и его все-таки посадили за разбой во Владивостоке. Мы с Маргаритой не судим этих ребят, сожалеем, но судьба от Бога.

Проблемы

Когда мы только начали брать к себе приемных детей, моему старшему сыну Павлу было 19 лет, среднему Дмитрию — 16, Давиду — 3, Марии — 1, а самого младшего — Данилки ещё не было.

Как мы воспитывали приемных детей? Проблем особых не было. Хотя прожили почти все ситуации, описанные в поэме Макаренко «Педагогическая поэма». Конечно, для моих старших сыновей было неожиданно видеть некоторую манеру поведения приёмных детей. Да это и понятно: ведь мои дети не жили в детском доме и не видели столько семейных драм и трагедий. А им вначале трудно было понять, что ничего не натворив, а только потому, что ты живёшь с детьми из «другого мира», тебе приходится, к примеру, лечится от вшей. Переживаний, конечно, было много. Но всех поддерживало и поддерживает то, что мы принимали детей в свою семью осознано и осознание было основано на любви к воле Господа.

Характеры

Надо учитывать тот факт, что все характеры наших приемных детей складывались под влиянием условий жизни в детском доме. Дело в том, что чем больше ребёнок прожил в детском доме (а наши приёмные дети прожили в них более пяти лет), тем больше они успели впитать в себя все «прелести» воспитательной системы казенного дома. Основная задача ребёнка в детском доме — защитить свои интересы любым путём. Как объясняли мне дети, не украдешь — не проживёшь, не обманешь — не добьешься. Это не мои заключения, это реальные правила их поведения. Прибавьте к этому то, чтобы они не мешали — они годами просиживают у телевизора и смотрят все, что принесёт им какой-нибудь Вовка или воспитательница ночной смены.

И это далеко не все моменты «воспитания» в интернатных заведениях, резко отличающихся от домашних правил. Так вот, представьте себе: приходит к вам в дом такой образованный малыш и попытается распространить свои познания среди тех, кто не знаком с ними. А первые, кому они готовы отдать своё образование — это ваши родные дети.

Адаптация

Но здесь важно выдержать первый этап привыкания, и не сломиться под всеми их знаниями и образованиями, которые они инстинктивно хотят насадить. Сначала у всех бывает эйфория, по крайне мере со стороны родителей. Это сродни тому, когда встречаются будущие муж и жена на первых свиданиях. Какие метаморфозы происходят потом — многим объяснять не надо, кто искренен с собой, может себе представить. Почти такая же притирка происходит в первое время совместного проживания с приёмными детьми. Но здесь большую роль играет фактор, какая любовь была определяющей в вопросе принятия решения о приёмном ребёнке: человеческая или Божья. Человеческая — это когда для себя, а Божья — когда для другого (1 Коримфинам 13 глава). Что важно в Божьей любви: она не прекращает быть, и это завораживает. Почему об этом пишу, потому что встречался в своей работе нередко с обоими проявлениями и результатами тоже.

Что касается детей, то они вначале нас проверяют, насколько мы серьезны в своём желании взять их в свою семью. Потом проверяют, насколько можно нас подставить жить по их правилам, сложившимся в детском доме. Затем являют моменты протеста и несогласия с вашими правилами. И потом уже ежедневная жизнь привыкания и изменения друг друга. В эти моменты необходимо проявлять постоянство и решительность в вопросах ознакомления приёмных детей с правилами вашего режима проживания. Если только на каком-то этапе пойти на уступки и согласиться с их правилами — всё, потом они постепенно займут ваше пространство своими ценностями, и вы перейдёте постепенно в состояние военных действий. Такие процессы часто встречаются и в простых семьях.

И если мы с ними выдерживаем первоначальные этапы, то наступает момент, когда они понимают, что семья это во сто крат лучше, чем жизнь в детском доме.

Плюсы нашего дома

Когда уже довольно взрослые приемные дети входили в жизнь нашей семьи, были сложности, но в них есть и свои плюсы. А это прежде всего, осознание: ты действительно нужен этому ребёнку и принес вместе собой положительное и полезное для его спасения, как физического, так и духовного. Для нас, родителей, это большой плюс и большое доказательство того, что принятое решение о совместном проживании правильное.

Со стороны детей тоже идёт оценка происходящего, даже если с нами не делятся об этом. Это улучшение их образа и условий жизни (что делают, как, и в каких условиях живут). Как к ним относятся — для них это очень важно.

До открытия нашей деревни и приёмной семьи я в течение шести лет ездил по детским домам и интернатам, и у меня сложилось реальное представление: чего не желают видеть приёмные дети у себя дома

Генетика

Вот уже как десять лет моё воспитание детей основывается на том, что написано в Священном Писании и учении старцев. Там вопросам воспитания детей и тем более исцеление от язв, проказ и пороков — духовных, психологических — уделено много места.

Я лично на своей жизни убедился: судьба каждого ребёнка, каждого человека определена в историях и правилах, прописанных в Писании. К примеру, к нам в семью попадает ребёнок с большим набором проблем как психологических, так и физических. Заглядываю в историю его жизни: папа сидит в тюрьме за то, что убил маму. Это великий грех. Известны последствия — вторая заповедь Моисея (не сотвори себе кумира, ответственность детей). И что удивительно — сила грехов родителей прямо пропорциональна трагическим зависимостям детей. Что делать?

Милость Божия даёт нам ответ в Новом завете: всё пронизано призывом к покаянию и послушанию воле Господа. Единственное, что мы можем сделать, как родители: помочь ребёнку наладить отношения с Творцом, поменяться в лучшею сторону и быть наследником Его благословений и милостей. Результаты поражают, иногда и самим не вериться, что такое возможно.

Поэтому, лично я не ставлю большого упора на генетику и зависимость. Но надо учитывать следующее. Если ребёнок в сердце своём не идет по дороге мира с Господом, то зависимость от генетики своих родителей остается, и это печально наблюдать (в Писании это описывается как ответственность). Но «нам не дано знать время и место», я имею ввиду, когда и где произойдет освобождение от духовных (языком светским психологических) проказ. Поэтому в вопросах воспитания и проживания с теми детьми, которые вошли в наш дом, необходимо проявлять — любовь, радость, мир, долготерпение…. И результат будет по сердцу вашему. Эту чашу проклятий и исцелений я испил сам досыта.

И чтобы были изменения у детей, необходимо много трудиться. Для этой цели в деревне открыты кружки и спортивные секции: шахматы, настольный теннис, конноспортивная школа, греко-римской борьба, тренажёрные залы, игровая (настольные игры), биллиардная, хоккей, футбол (есть все виды спорт площадок), изостудия, библиотека. Это не весь перечень того, что подготовлено для детей. К этому надо прибавить большое фермерское хозяйство («каждой твари по паре», почти ковчег из домашних животных и птиц), и достаточно большой огород — 50 гектаров для овощей. Но это для всей деревни, а не только для одной семьи. Важно чтобы в душе ребёнка не было пустоты, а то там посеются и произрастут сорняки, вырывать потом трудно и больно.

На протяжении существования деревни «Семейный очаг», а это три половиной года, мы каждое воскресенье и в престольные праздники вместе с детьми ездим в Храм. Конечно, поначалу сталкивались с нежеланием и с равнодушием со стороны детей. Но могу с уверенностью заявить: у всех детей за это время произошли изменения в лучшею сторону. И теперь дети стараются первыми сесть в автобус, который везёт нас в Храм, почти все выстаивают службу и конечно, с радость делятся своими переживаниями. Стали более спокойными, рассудительными и увереными в себе. Это проявляется не только в отношения с окружающими, но и учёбе, у всех уменьшилось количество плохих оценок. Так что я убежден: посещение служб, и участие в церковной жизни положительно влияет на воспитание ребёнка (Ефесянам 6:4).

Препятствия

Конечно, у меня и сомнения внутренние бывают, а не дурак ли я. Но это обычно, после того, как какой-нибудь друг или знакомый приедет на Лэндкрузере, да ещё два дня назад из Сингапура. Но обычно когда сразу после таких мыслей вспомнишь, как ты нужен этим мальчикам и девочкам, туман сожаления рассеивается, и становиться жалко того Олега, который раньше сам так жил.

Люди разные и отношение к нам — тоже. Вообще я пришёл в мир детей не для того чтобы меня поняли люди, а для того чтобы служить детям. Отношение родственников разное, кто поддерживает, кто завидует, кто крутит у виска. Проблем с материальным и в финансовом плане не было, в начале своего дела был обеспеченным человеком, а сейчас мы много трудимся, а Господь без милости не оставляет.

Но главное препятствие в жизни деревни — это противление системы, которая создавала механизм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в детских учреждениях. Власти — наши недоброжелатели. На местном уровне происходит конфликт интересов. Мы для них — угроза: если у нас получится, у них не будет работы. Так что любить они нас не будут. Заводили даже три уголовных дела, все сняли, но опыт остался, и прибавилось седых волос.

Наша справка:

За последние 2 года жители деревни «Семейный очаг» часто находились под административным, уголовным и психологическим давлением со стороны разных структур Надеждинского района, где размещается поселение. Это повторялось несколько раз. Но этой весной противозаконные действия, нарушающие гражданские права жителей деревни — усилились. И если это будет продолжаться, то дальнейшее развитие деревни «Семейный очаг» находиться под угрозой.

Атака на православную детскую семейную деревню «Семейный очаг» происходит по той же схеме, что и на приют «Никита». Устраиваются проверки со стороны властей, происходят придирки по незначительным вещам. По нескольку месяцев не выплачиваются детские пособия, семья вынуждена существовать в основном на свои средства. Цель властей — выселение из деревни более 60 человек, не дать Олегу Петруку воспитывать детей в традициях и ценностях здоровой семьи.

Сайт православного детского дома «Семейный очаг»: http://vladchildhelp.ru/helpme.html

Подготовила Надежда Антонова

http://www.pravmir.ru/article_1970.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru