Православие и Мир | Архиепископ Пражский Сергий (Королев) | 30.03.2007 |
Это умаление себя часто ослабляет нашу волю к действию, — между тем, как мы не малы и не слабы, но каждый из нас имеет свою миссию. Каждый человек в мире имеет свое назначение, является посланником Божиим на земле. Господу нужна каждая душа, и каждый ответствен за свою жизнь и не избавлен ответственности за других.
Дело не в нашей малости, а в нежелании взять на себя ответственность. Мы часто говорим: «Это не мое дело, пусть уж другие стараются, моя хата с краю.» Такими словами мы перекладываем свою ответственность на других, а тем самым и вину на других, от чего возникает осуждение, которое ведет к разделению.
Внешняя жизнь во многом зависит от нас самих. В силу своего посланничества на земле каждый имеет влияние на окружающую и тем самым на мировую жизнь. Если недобрая воля как бы нейтрализует силу добра, тем паче воля, освобожденная от греха, имеет громадное значение.
Мы каждый день общаемся с разными людьми, и при этом общении мы можем раскрыть себя или в худшую, или в лучшую сторону. К сожалению, мы обычно не обнаруживаем света и добра, которые в нас обретаются. Наши дарования нейтрализуются серостью нашей жизни. Мы часто не знаем ценностей нашей души, и от этого ложится на душу некоторое помрачение. Ведь для выполнения своего назначения надо, чтобы открылись наши внутренние очи, и тогда только мы увидим в душе те ценности, которые закрыты от нашего внутреннего ока.
Надо самим открывать в себе эти ценности и помогать другим раскрывать их в себе. Помогая другим открыть себя, мы сами познаем себя в своей глубине. Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, нашего духовного напряжения. Избегать же общения с людьми для христианина не всегда полезно.
В одиночестве человек становится почти всегда беден. Чем больше он будет отдаляться от людей, тем более он сам будет беднеть. Живя в одиночку, мы отрезаем себя от общей жизни, от жизни целого организма, и в этой самости засыхаем, так как не питаемся тогда соками общей жизни. Через общение же с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека, силы эти приходят в движение.
Таким образом, общение с людьми обогащает нашу душу, она расцветает в меру нашего сближения с другими людьми. Каждый человек ведь индивидуален, но он может восполнить в себе недостающее через общение с целым организмом человечества. Люди — цветы Божии; надо уметь, как пчела собирать мед с этих цветов, обогащать себя индивидуальностью других и себя раскрывать для других.
Иногда общение нам бывает трудно, но мы призваны к общей жизни, и общение с людьми есть поэтому христианский долг. Каждая ведь встреча может дать нам очень много. Если быть внимательным к окружающим нас людям, то непременно отыщешь ценности — свет и добро. В каждом человеке есть прекрасное и только наша греховность не позволяет нам видеть это. Мы встречаемся с людьми и, в большинстве случаев, расцениваем их неправильно, рассматривая их чисто внешне. Мы говорим: «Тот симпатичный, а этот нет.»
Часто, видя какие-нибудь недостатки у человека, мы сторонимся его, принимая то, что у него поверхностно, за его сущность, осуждаем его, не пытаясь преодолеть то, что нас разделяет. Мы любим общаться с людьми для нас приятными, когда есть естественное расположение друг к другу. Встречая же малейшее препятствие при общении, мы употребляем волю для преодоления его. Трудно говорить с человеком, к которому имеешь предубеждение, но именно это затруднение нам и надо преодолевать.
Господь хочет собрать нас воедино, лукавый же старается отделить нас друг от друга. Через преодоление разделения мы опознаем друг в друге то единственное, что у нас от Бога, что составляет нашу силу, что дает нам благобытие. Грех разделил весь род человеческий. При победе в себе греха, люди взаимно приближаются, так как возвращаются к первоначальному своему состоянию общности человеческой природы — единого организма. Грех же обкрадывает человека. Не преодолевая того, что нас разделяет, мы видим не подлинную жизнь каждого человека, а его личину, которую мы неправильно принимаем за действительность. Наша разделенность, наша самость искажает нашу жизнь.
Нам обычно кажется, что наши встречи с людьми случайны. Конечно, это не так! Господь ставит нас друг около друга в семье, в обществе, чтобы мы один от другого обогащались, чтобы, прикасаясь друг к другу, люди трением возжигали блестки света. Господь говорит: «Вот тебе задача. Я поставил тебя с тем или иным человеком. У тебя в сердце есть талант, которым Я наградил тебя, раскрой его.» Господь, посылая каждую душу в жизнь, оделяет ее каким-либо талантом и дает ей арену для действия, для расцвета ее духовной жизни. Поскольку каждый человек духовно неповторим, то, если его духовное богатство не будет выявлено, это будет смерть духовная, исчезновение света Божия в данной точке бытия. Поэтому каждый должен заботиться о своем духовном мире, чтобы дать свету Божию засиять в нем, а не исчезнуть. Отчего мы не хотим и медлим использовать те силы, которые в нас находятся? Через борьбу с грехом в нас самих мы освобождаем начала добра в себе, сокращая зло в себе, этим сокращаем зло на земле. Малейшее усилие с нашей стороны разрежает нашу инертность, пробуждает дремлющее в нас добро и выявляет его.
Каждому даны свои таланты. Каждого Господь спросит: «Почему ты не сделал того, что должен был сделать?» Задача каждого в своей жизни раскрыть и умножить талант, данный ему Богом. Обыкновенно говорят: «У меня нет никаких талантов,» имея в виду талант ученых, художников, общественных деятелей… Но гораздо важнее таланты сердца, которыми Господь наделил каждого человека, как, например, приветливость, чуткость, сострадательность. Раскрытие этих талантов, как природных свойств нашей души, в наших руках.
Эти наши таланты, конечно, раскрываются лишь через живое общение с людьми. Мы соединены различными нитями друг с другом, и нам надо через эти нити создавать общность и единство в нашей жизни. Больно сознавать, что много людей жалуются на одиночество. Обособленность от других, действительно, угнетает человека, а единение, наоборот, дает бодрость, так как человек чувствует, что он в мире не затерян. Единение между людьми есть нить, переброшенная от земли к небу, к Богу, к Единящему центру. Единство, идущее от сердца одного к сердцу другого, имеет в себе направление к единому центру — к Богу, ибо единение между людьми и есть жизнь, разделение же есть смерть.
Единение между людьми есть благо, которое несет нам радость жизни. Это есть закон жизни, отступая от которого люди должны неминуемо страдать. Мы все созданы по образу Божию. Это значит, что образ Божий и есть то, что нас соединяет. Сближаясь, можно постепенно достигнуть единомыслия, единодушия, единоволия… того единства, о котором Христос сказал: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан. 17:21). А мы в нашей серой жизни даже не считаем долгом искать того, что у нас от Бога, что на самом деле могло бы нас сблизить. Разделенность мы принимаем за подлинное бытие и не употребляем усилия, чтобы его преодолеть. Состояние разделенности лишает нас радости в повседневной жизни и не дает раскрыть свои ценности.
Постоянно слышно: «Нет людей хороших.» Как нет хороших людей? Среди нас люди и с образованием, и с умом, и с душевным кладом, и только за внешней, серой оболочкой мы этого не видим, чем зарываем и свои таланты, и чужие. Мы рабы ленивые и лукавые. Мы говорим, что не можем умножить свои таланты, хотя сказано: «Стучите и отворится вам.»
В каждом сердце надо искать клад. Клады ищут часто, но не душевные, а искать надо душевный клад. Могут спросить: «Зачем?» — Ответим: «Чтобы обогатиться.» Мы видим в людях только внешнее, и берем от них внешнее, и не замечаем, и не ищем клада, лежащего в каждом. Надо искать талант сердца; этот клад есть источник блага. Но как это сделать? Для этого нужно напряжение и труд. Без труда, говорят, и рыбку не вынешь из пруда. Если и великие таланты, получив дар от Бога, должны трудиться, чтобы был соответствующий плод, то тем более это верно для обыкновенных людей.
Подходя к человеку, будем вглядываться в его сердце, которое есть центр человека. Христос сказал, что все исходит из человеческого сердца: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лук. 6:45). Доброта сердца есть дар Божий, ее можно удесятерить; на доброте сердца легче построить добродетель. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не в том чудеса, что делаем великие дела, а чудо то, когда злой превращается в доброго,» ибо тогда побеждаются уставы естества, совлекается ветхий человек и созидается новая тварь через борьбу с грехом." Борясь с грехом, человек совершенствуется, т. е. становится тем, что его роднит с Богом. Человек, побеждая грех в себе, открывает этим лучшие стороны своей души, чем в то же время вскрывает и в другом человеке клад, о существовании которого тот и сам даже не подозревал. При грехе человек как бы боится другого человека, не ступает радостно по земле. Он думает про себя как бы ему не встретиться с тем или иным человеком. Побеждая грех, человек легко подходит к другому человеку и заражает его добром. Если посмотреть каждому человеку внутрь, можно увидеть его истинную сущность. Это нелегко, но надо себя принуждать.
Когда мы пребываем в добром отношении с людьми, мы освещаемся искорками света, уносим с собой что-то невидимое, чем и живем. Господь посылает нас в мир, чтобы выявить свои богатства. Если мы по крупинкам соберем открытое нам добро и свет, то и это уже будет много. Если будем собирать крупинки света, то в этой атмосфере и сами пропитаемся светом, и тогда произойдет вспыхивание нашего окаменелого сердца. Этот процесс искания света является моментом духовного просветления: красота искомого тогда наполняет красотой нашу душу.
В поисках клада в нашей душе мы неминуемо будем выдергивать плевелы из нашего сердца, и это очищение есть подлинное благо, которое и даст нам радость жизни. Это благо есть ступень к обители лицезрения Бога, момент нашего духовного роста — блаженство. Сказано: «Чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8). Такими отдельными моментами человек уготовляет себе уголок в обители света.
Божественный свет, который мы в себе открываем, делает нас зрячими, а когда у нас открыто зрение, то мы не будем все силы нашей души влагать в незначительные вещи. С божественным светом, как с фонарем, человек освещает свой путь, и тогда и в других людях видит он тот же свет. Свет этот есть в каждом человеке, но он закрыт тьмой, так что мы до времени не ощущаем и не видим его в других. Ощутив этот свет, мы как бы просыпаемся, и все меняется вокруг нас, вражеский напор теряет свою силу. При Божием свете мы этой внутренней обращенностью к Богу собираем разбросанные точки света в один фокус и этим не только светим сами, но вызываем к действию свет и в других людях.
Когда в общении с людьми возникают затруднения, когда лукавый производит бурю в нашем сердце и там водворяется темнота, надо обращаться за помощью к Богу, призывая мысленно Его имя. Это есть духовный момент. Человек, одержимый страстью, находясь во тьме, может натворить и наговорить много глупостей. Надо скорей обратиться к Господу, Он внесет свет во тьму. Этим творческим актом обращения к Богу человек призывает свет, и свет от Бога идет в его сердце, т. е. Сам Господь нисходит в сердце, освещает его и начинает в нем царить.
Тогда в сердце обитает Бог, тогда тьма преодолевается и это преодоление вводит нас в иную область бытия, — новую радостную жизнь. В сердце водворяется мир и радость, и тогда мы начинаем ощущать то единение, которого так жаждет наша душа. Работая Господу, мы как бы преображаемся, входим в область бытия света и Сам Господь утверждается в нас: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18:20).