Русская неделя | Иван Роса | 27.03.2007 |
МОЛИТВА И РАССУЖДЕНИ, РАССУЖДЕНИЕ И МОЛИТВА
(о дискуссии по поводу «обращения епископа Диомида»)
Рассуждение — великий дар. Но он, как и любой Божий дар, неразрывно связан с молитвой, с мирным духом, с любовью, без которой, как известно, все — ничто. Без молитвы рассуждение, в лучшем случае, всего лишь суждение, а часто и осуждение. И вот именно поэтому хочется попросить редактора сайта и вообще всех авторов и читателей, помнить об этом и по возможности избегать желания спровоцировать кого-либо на такие резкие высказывания, какие присутствуют на обсуждении. Ведь сам тон этой дискуссии задан таким названием, которое, наверное, не должно появляться, по крайней мере, в оглавлении, на страницах сайта, создаваемого и поддерживаемого православными людьми, — «Неправда епископа Диомида». Такие кричащие заголовки — удел желтой прессы, а не православного ресурса, направленного на общение и обмен мнениями людей, стремящихся жить в мире с Богом. Часто такая провокация (в чем, несомненно, большой мастер о. Андрей Кураев) приводит к желанию и навязыванию своей «правды», исканию все новых и изощренных аргументов в ее поддержку, а тогда услышать другого уже невозможно. Помню, на Афоне один из монахов мне как-то сказал по этому поводу, не без юмора, — «если ты приехал сюда свою правду искать, так это ты зря, это тебе не на Афон, это тебе в Гаагу надо…»
Конечно, обсуждения и дискуссии очень нужны. Есть много крайне болевых т.н. «вызовов времени» — проблем, стоящих как перед всей Церковью, так и каждым христианином, нуждающихся в осмыслении или переосмыслении. И каждый христианин не то что имеет право, а должен, если чувствует такую потребность, высказаться. Может, именно его мнение будет ценным вкладом в общее дело — понимание и правильное устроение жизни христианина в современном обществе. А к пониманию этого — молитва и рассуждение, рассуждение и молитва.
На размышления Ивана Росы отвечает редактор «Русской недели» Мирослав Бакулин.
ОБСУЖДЕНИЕ — ЭТО УЖЕ СОБОРНОСТЬ
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем,
что Христос умер за нас,
когда мы были еще грешниками. (Рим.5,8)
Именно поэтому провокация с текстом епископа Диомида стала информационной бомбой, которая была выгодна, конечно, именно врагам Церквей и их воссоединения. Разве все это происходит во Христе? Нет. Поэтому сама проблема заключается в том, что отсутствует не просто молитва и рассуждение, а СОБОРНОСТЬ этой молитвы и этого рассуждения.
Просто говоря, Зарубежная Церковь, оказавшись в инославном мире, стала на позиции охранительные, она сохраняла свою Традицию, свое культурное и церковное преемство, чтобы остаться Той, Кем она была изначала. Поэтому-то на этом охранительном принципе и строились ее обвинения к Церкви Московского Патриархата. Нас обвиняли в принятии чего-то «принципиально нового и чуждого древней традиции»: сотрудничестве с властями и экуменизме.
Но если мы вспомним времена первых христиан, то увидим, что и они могли не идти проповедовать всему миру, они могли создать малую счастливую общину, в которой бы «в радости каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2,47). Но нет, они почему-то пошли проповедовать всюду, мученически исповедали Христа, неся христианскую закваску всему миру. На этом исповедническом несении веры в 20 веке и стояла наша Церковь в России. И когда безбожная власть канула в лету, миссионерский посыл несения веры остался важным и насущным. В соединении двух Церквей встретились эти два вектора — «охранительный» в Зарубежной и «миссионерский» в России. Но не нужно думать, что векторы эти — разнонаправлены. Сохранение Церковного предания, молитвенной традиции и несение слова Божия современному миру на понятном и доступном ему языке — имеют один корень — веру в Бога, который из любви к человеку Сам стал Человеком — Христом. И евхаристическое соединение Церквей — это как раз восполнение взаимных недостатков — изоляционизма «охранителей» и излишнего экуменизма «миссионеров».
Поэтому-то использование текста епископа Диомида как «послания к соборной пастве» и стало не просто провокацией, но именно неправдой, потому что не просто обострила проблемы, но вдруг представила их будто бы непреодолимыми.
Церковь совсем недавно перестала быть гонимой, мы совсем недавно начали ходить в храм, совсем мало прошло времени, чтобы родилась настоящая СОБОРНОСТЬ. Мы из года в год молимся в храме рядом с людьми, у которых не то что не были в гостях на святки, но даже часто и не знаем, как их зовут. О каком церковном соборном обсуждении проблем (а их невероятное множество, потому что приходящему в храм нужно менять не только внешнее, но и весь строй своей жизни) можно говорить?
Поэтому живое, пристрастное, честное обсуждение провокации с текстом владыки Диомида и есть полигон (да, весьма болезненный для многих) рождения истинной церковной СОБОРНОСТИ. И нет в этом духа желтой прессы и скандальности. В этом — сама жизнь, в этом — понимание, КТО рядом с тобой хотел бы стоять перед Христом, КТО хотел бы быть христианином.
Господь дает нам великий дар: воссоединение Церквей, в Господе все едины. И это единение, несомненно, поможет нам осознать все наши ошибки и заблуждения, если мы захотим обсуждать их трезво и нелицемерно.
И еще о молитве и рассуждении. Молитва — это всегда молитва двух или трех: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мат. 18, 20). Даже когда вы молитесь в одиночку в своей комнате, вместе с вами молится Ангел-Хранитель, вашей молитве внимает Христос, вы не одиноки, и это — самая малая соборность. Истинная же глубина молитвы там, где наш голос сплетается с сотнями других в пении Символа Веры. Так и с рассуждением. Один может только судить и осуждать, рассуждение возможно там, где есть друг — другой, не такой, как ты, но любящий тебя, когда ваши точки зрения отличаются хотя бы даже физическим местоположением. И если между вами рождается единомыслие, то действие, произведшее это единомыслие, мы и можем назвать рассуждением.
Итак, природа молитвы и рассуждения — единение в соборности. А соборности нам только предстоит учиться. И апостол Павел не хвалил спорящих, но понимал, что разномыслиям надлежит быть, дабы открылись искусные (1 Кор. 11, 17).
Церквам только надлежит соединиться, и мы, конечно, встретимся с разномыслием. Нам нужно учиться быть единомысленными, вот поэтому сегодня в таких тяжелых муках рождается настоящая соборность.