Православие и Мир | Протоиерей Александр Ильяшенко | 26.03.2007 |
Российский энциклопедический словарь.
-Отец Александр, почему проблема невежества в России проявляется сегодня так остро?
Слова Сократа: «Невежество тождественно злу» очень содержательны и злободневны. Действительно, наше общество испытывает дефицит глубоких разносторонних объективных знаний. А. Солженицын ввел такое понятие «образованщина» — это подмножество невежества: и образованные люди, и люди с узкими специальными знаниями тоже бывают невежественными. Но в этом нельзя винить самих людей, а тем более их учителей и преподавателей. Невежество — это следствие искаженного образования, которое мы унаследовали с советских времен. Являясь одним из лучших в мире, оно давало нам лишь узкоспециальные знания. Математик в университете получал прекрасное математическое образование, физик — физическое и так далее. Но нашим прекрасным физикам и математикам гуманитарное образование давалось в искаженном виде — под видом некого наукообразного предмета.
В наше время гуманитарное образование продолжает строиться на наследии классиков марксизма, признавая существование неких безликих социальных законов, якобы существующих в обществе. Эти законы принижают роль выдающихся людей в истории, тогда как роль личности в истории определяющая. Люди принимают решения, а не общество, в котором царят законы исторического материализма! Эта псевдонаука сознательно искажает историю, преподнося ее как борьбу угнетенных классов против угнетателей. Наше внимание акцентируется на бунтах, восстаниях, революциях, и складывается впечатление, что законная монархия — наихудшая форма правления, при которой народ всегда страдал, и что Россия — страна низкой культуры, в которой всегда творилось какое-то беззаконие и произвол. И якобы ее история начинается с 1917 года, а до этого и говорить не о чем.
В середине XVIII века при строительстве Зимнего дворца произошел характерный случай, о котором хорошо бы знать не только тем, кто интересуется отечественной историей. Его описывает Андрей Тимофеевич Болотов — родоначальник мощной династии, вошедшей в летопись нашего Отечества. Андрей Болотов, тогда молодой человек, жил в Петербурге в период окончания строительства Зимнего дворца. Дворец огромный, стройка грандиозная. После нее остались кубометры досок, бревен и тонны строительных отходов: песок, кирпич, известь и т. п., от которых было необходимо избавиться. Мы привыкли, что обычно остатки строительных материалов куда-то вывозятся, а использованные доски сжигаются. А царское правительство поступило иначе. Оно обратилось к жителям Петербурга — разбирайте! Народ откликнулся и за ночь очистил огромную стройплощадку полностью. Камушек, чурбачок, обломок кирпича — все в хозяйстве пригодится. Сам Болотов приехал с телегой, и, нагрузив ее до краев, увез домой. Дома отремонтировал крыльцо, а дров хватило на всю зиму. Вот что значит царский размах, — все счастливы: императрица, — потому что въехала во дворец без всяких задержек, администрация — потому что не пришлось ломать голову, как избавиться от отходов, и народ, который получил царский подарок, тоже счастлив.
И для сравнения вспоминается другое событие из прошлого, рассказанное прихожанкой нашего храма, пережившей блокаду Ленинграда. В сентябре 1941 года, в самом начале войны, немецкая авиация разбомбила склады продовольствия, уничтожив полностью продукты, предназначенные для жителей города. Тогда она, еще молоденькая девушка, с отцом своим стала ходить в район сгоревших складов, искать место, где был сахар, который, когда горел, плавился, капал и впитывался в землю. Эту землю набирали с собой в сумки, а дома, высыпав в посуду и залив водой, ставили на огонь и перемешивали. Сахар растворялся, земля оседала, получалась сладковатая вода, которую голодные люди пили. А когда начались снегопады, такую землю добывать уже стало невозможно.
Во время блокады Ленинграда от голода умерло несколько миллионов людей, едва не умерла и наша прихожанка. Возникает закономерный вопрос: а почему советская власть не раздала продукты, предназначенные населению города. Фронт стремительно приближался к Ленинграду, становилось очевидным, что город будет взят штурмом или окажется в осаде. Можно было раздать или хотя бы распродать продовольствие людям — зачем хранить?
Эти события произошли в одном и том же городе с интервалом в 200 лет, но совершенно разные действия людей, стоящих у власти. В одном случае благородное и великодушное отношение к собственным согражданам, в другом — невежество, ставшее причиной страшной голодной смерти множества людей. Так невежество рождает зло.
Другой пример. В книге «Целина» Леонида Брежнева говорится о том, что людей, трудившихся на бескрайней целине, селили в палаточные городки. Летом вполне можно жить, а с приходом зимы народ не знал, куда деваться от холода: в этих бескрайних степях господствуют страшные ветры, которые насквозь продувают палатки. Дальше автор пишет: «нам очень пригодился кирпичный заводик, который оказался поблизости». Откуда мог взяться в степи этот кирпичный заводик? Очевидно, он появился во времена Столыпинской реформы, когда, переселяя крестьян из центральной России в Сибирь, заботились об их обустройстве. Создавались центры с почтой, телеграфом, прокладывались дороги и строились кирпичные заводы, чтобы у человека, приехавшего со своей семьей, со всем своим добром, была возможность поставить дом и сложить печку, чтобы он жил по-человечески. А вот советская власть об этом не думала, потому что у самого кормила власти стояли товарищи, которые не знали или не хотели знать, что требуется простому человеку для нормальной жизни.
А сейчас мы живем по принципу — «хотели как лучше, а получилось как всегда». Так вот, не как всегда! Так только в последнее время у нас получается, а при царе-батюшке выходило иначе. В то время создавалась огромная грандиозная процветающая империя, создавались условия, при которых каждый человек мог активно, плодотворно и творчески трудиться. У власти стояли достойные люди, которые служили своему народу, умели зарабатывать деньги для государства, а не разбазаривать народное достояние. Если бы изучая историю, мы обращали внимание на подобные нестандартные решения, которые принимали наши замечательные предки, то к своей истории и к своим поступкам относились бы иначе и имели совсем другие ориентиры.
Приведем для примера циркуляр Морского технического комитета N 15 от ноября 20 дня 1910 года. Это канцелярская бумага следующего содержания: «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения». Господа инженеры (вместо «господа инженеры» можно поставить — врачи, священники, учителя, кого угодно…) должны проявить инициативу и руководствоваться не конъюнктурными, шкурными, сословными или партийными интересами, а только знаниями своей специальности и пользой дела. Вот так должны решаться дела. Вот такие люди должны стоять у власти, которые делают свое дело быстро, эффективно, творчески, плодотворно, у которых в руках все горит. Именно сильная выдающаяся личность находит решение, посредством которого ей покоряются обстоятельства. Она покоряет ситуацию, а не покоряется ей.
Сейчас говорят, что важны какие-то реформы. А если их возглавят невежды, то, что они смогут сделать? По моему глубокому убеждению, чтобы нашему обществу найти способ выйти из состояния, в котором находится, нужно обратиться к сокровищам национального, нравственного и глубокого продуманного образования, к традициям большой семьи. Возрождаясь, эти ценности откроют каждому человеку необъятное поле деятельности с огромным количеством задач, которые необходимо будет решить. И решены они будут грамотными, самоотверженными творческими людьми, которых ни купить, ни запугать нельзя, сбить с толку нельзя. Такие люди имеют здоровую уверенность в себе, потому что трудятся на благо своих близких.
-Значит, вопрос в том, чтобы выстроить эффективную систему образования?
Образование — это, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемый ресурс стратегического значения любой страны. Образованный человек, создавая то, чего не было раньше, двигает общество вперед! Например, взрослому человеку сейчас трудно представить себя без мобильного телефона, хотя еще недавно этого не могли вообразить даже писатели-фантасты. Потому что все новое, все передовые достижения могут предложить только настоящие специалисты с глубоким образованием. Но оно должно быть дополнено очень взвешенным гуманитарным образованием: прежде всего историей, философией, литературой и другими предметами гуманитарного цикла.
А у нас они преподаются так, что у детей пропадает охота всерьез узнавать историю, родную литературу. В школе из средневековых литературных памятников изучается только «Слово о полку Игореве» — выдающееся произведение мировой литературы. В нем исключительно сложная образная, языковая система. Чтобы понять «Слово…», нужно многое знать, нужно прочитать не одну специальную книгу, хорошо знать историю Древней Руси, которую в школе изучают весьма поверхностно. И вот вырывается очень трудное произведение из литературного контекста, школьники не понимают его, и у них складывается представление, что на Руси в Средние века вообще не было ни литературы, ни истории.
И поэтому нужно приложить огромные усилия и постараться взглянуть на нашу историю, на предков, на достижения нашего народа так, чтобы увидеть ее в полном объеме и тогда это произведет удивительное впечатление. Мы восхищаемся средневековой архитектурой, древнерусской иконописью, и знаем, что они являют собой вершины мирового искусства. А существование шедевров древнерусской культуры говорит о высоком уровне ее развития. И история Древней Руси — история очень развитого государства с интенсивными тесными связями с европейскими государствами, со скандинавскими странами, например. Литература, музыкальное искусство, другие виды искусства, ремесла и торговля — экономический и культурный уровень был высок на Руси. Мы этого не знаем и не можем сами додуматься, потому что невежество становится препятствием тому, чтобы картина жизни наших предков был осознана нами полностью.
К сожалению, не изучают в школе «Поучение Владимира Мономаха» — значительное произведение, наш литературный и исторический памятник. Великий киевский князь — не только по титулу, но и по нравственному облику — подводит итог своей жизни, оставляя заветы своим детям и внукам. Вот если бы наши государственные деятели знали его, то понимали, как должны относиться к своему народу, своим детям, какое личное мужество должны проявлять, и совсем по-другому выполняли бы свои обязанности.