Русская линия
Русская линия27.06.2008 

Архиепископ Алексий: «Реформаторы» традиций Церкви — это духовно бедные люди
Председатель Синодальной комиссии по делам монастырей призвал настоятелей обителей не превращать монастыри в интернет-клубы и фермерские хозяйства

Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий«К сожалению, приходится констатировать, что глубоко осознанного восприятия тех принципов монашеского бытия, которые заложены его основоположниками и продолжателями их подвига в истории Православной Церкви, мы в современных обителях почти не находим», — заявил викарий Московской епархии, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей, Комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам и Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви архиепископ Орехово-Зуевский Алексий в своем докладе на заседании рабочей группы «Деятельность приходов и монастырей», которое состоялось 26 июня в ходе Архиерейского Собора РПЦ.

Касаясь проблем внутренней жизни и хозяйственного устройства монастырей, архиепископ Алексий отметил, что «десятки и десятки тысяч тружеников во Христе в новейшее время понесли и продолжают совершать труды в благом деле восстановления монастырей и поруганных святынь», однако «изо дня в день в стенах возрожденных обителей приходится сталкиваться с непониманием смысла монашества и, как следствие, с различными проблемами устроения внутренней жизни самих монастырей и лично насельников и насельниц». «Даже из того немногого числа насельников и насельниц наших современных обителей сколько мы замечаем тех, кто лишь номинально носят подрясник, а то и рясу, а на деле духа иночества так и не приобщились!», — отметил владыка.

При этом председатель Комиссии по делам монастырей Русской Православной Церкви подчеркнул, что для монашествующих очень важно «пореже выходить за пределы монастыря — только по послушанию или же при крайней личной необходимости, на основании рассудительного благословения настоятеля или настоятельницы». Не менее важно, чтобы в монашеских келиях «не допускались лишние предметы интерьера и тем более роскошь», — добавил архиепископ Алексий. «Во всем должны быть приличествующие монашескому званию скромность, выдержанность и порядок. О каком нестяжании и духовном возрастании можно говорить, если в келиях имеются телевизоры, компьютеры с доступом в Интернет и тому подобное!» — заявил владыка.

Он отметил, что доступ послушника или монаха в Интернет должен быть обусловлен и ограничен исполняемым послушанием (связанным, например, с ведением сайта обители, издательской, миссионерской, душепопечительской или иной полезной деятельностью, а также с получением духовного образования). «Сегодня мы нередко становимся свидетелями, когда церковные люди, даже пастыри, и в том числе монашествующие, „ничтоже сумняся“ выдвигают вольные обновленческие тезисы касательно богослужения, постов, отношения к иерархии и другим установлениям, не нами, а соборным изволением Церкви и многими поколениями святых подвижников испытанным и утвержденным. Подобное безрассудство говорит о духовной обедненности, скудости подобных „реформаторов“, не желающих видеть и хранить богатейшее сокровище, именуемое традицией Церкви, которое дано нам не для разорения, а для соблюдения», — добавил владыка.

«Немалую скорбь доставляет архипастырям вопиющее нежелание некоторых насельников с благоговением относится к мнению Священноначалия и иерархов. Монашествующие должны служить примером послушания и подлинного понимания значения иерархии в жизни человека и, тем более, в жизни Церкви. Некоторые, едва приняв пострижение или облекшись саном иеродиакона, уже дерзают высказывать суждения, противоречащие позиции архиерея и даже Патриарха. К таковым, столь поспешно забывающим о принесенных Богу обетах и данной церковной присяге, необходимо применять надлежащие меры, в том числе канонического характера, дабы они не служили соблазном для окружающих и не развращали добрые нравы остальной братии (см. i Кор. 15, 33). Инок и инокиня не вправе относиться к мнению Патриарха, правящего архиерея, своего настоятеля или своей настоятельницы иначе, чем с благоговением. В противном случае это уже не полноценный монашествующий, пребывающий в любви Божией, а человек, зараженный духом гордости, духом неприязни и розни мира сего», — заявил архиепископ Алексий.

Он также призвал с умом сочетать в обителях хозяйственный труд и молитвенную жизнь, подчеркнув, что монастырь — это «не строительная артель, не аграрное хозяйство, не швейная мастерская, не рыбный промысел, не хлебопекарня, не книгоиздательство, не приют, не богадельня, не школа для обучения детей и тому подобное». «Из того, что все перечисленное входит в традиционные монастырские послушания, вовсе не следует, что эти нужные и полезные заботы должны в иерархическом отношении занимать первые места», — добавил архиерей. Он указал также на религиозную неграмотность некоторых послушников, «по нескольку лет проживших в монастыре».

По словам владыки Алексия, они не могут «двух слов связать, если попросить их разъяснить православное учение догмата о Святой Троице, не могут ответить, в чем сущность евхаристии и для чего необходимо причащаться, в чем смысл таинства елеосвящения, каково историческое происхождение и духовное значение того или иного двунадесятого праздника, для чего созывались Вселенские Соборы, почему Церковь прославляет святых, чтит их мощи и воздает почитание святым иконам». «Вследствие невежества, помноженного на самомнение, из монастырской среды исходят, к сожалению, всякого рода псевдодуховные небылицы, эсхатологические настроения и прочее, далеко отстоящее от традиции жизни церковной», — признал архиепископ.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика