Русская линия
Православие и Мир19.03.2007 

Поиск выхода из любой сложной ситуации — процесс творческий
Ответы священников на вопросы читателей сайта

Мне гадали на руке, я напугана, стоит ли в это верить? Елена

Здравствуйте, Елена!

В первую очередь Вам необходимо понять, что любое гадание — это грех. Любые магические действия, к коим можно отнести и гадание, были прямо запрещены Богом еще в Ветхом Завете: «не ворожите и не гадайте» (Лев 19:26), «не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них» (Лев 19:31). И каралось нарушение этих заповедей смертью. Господь дает понять этими заповедями, что магия является порождением диавола. А теперь постарайтесь ответить на вопрос: может ли быть что-то доброе от лукавого? Думаю, что Ваш ответ совпадет с мнением Церкви — однозначно, нет!

Диавола называют также отцом лжи. Вот и решите сами, верить ли гадалке или нет. Думаю, что с этим вопросом мы, с Божьей помощью, разобрались. Но должен сказать и то, что Вы совершили тяжкий грех, обратившись к гадалке. Выше я уже отметил, что гадание каралось смертью в ветхозаветные времена. Ибо оно вело к нарушению первой заповеди ветхозаветного закона: «Я твой Бог, не будет у тебя других богов кроме меня». Поэтому, после осознания греховности Вашего поступка и раскаяния в нем, Вам необходимо отправиться на исповедь к священнику, где Вы сможете получить отпущение этого греха. И, конечно же, больше никогда не занимайтесь подобными вещами! Помощи Вам Божией!

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Моя свекровь параллельно с Библией ищет правду жизни в Фен-шуе, верит в реинкарнацию и прошлые цивилизации. А в последнее время увлеклась заговорами и приметами, кормит домового грибами, гадает и приучает к этой ереси дочь. Жизнь у нее-наперекосяк, вечно больные дети, безденежье, но никаким уговорам бросить заниматься ерундой и обратиться к священнику не поддается: одно другому не мешает. Как защитить себя и будущих детей? Мне страшно… Наталья

Здравствуйте, Наталья!

Вполне понимаю и разделяю Ваши страхи. Поведение свекрови и в самом деле может отрицательно сказаться не только на духовном, но на физическом состоянии ее окружения. Но давайте по порядку.

Сначала Ваша свекровь увлеклась восточными философиями. По сути — это порождение языческих культов. Понятно, что с верой в Живого Бога это подобные верования не имеют ничего общего. Но дело пошло дальше. Теперь она уже занимается откровенным оккультизмом. Заговоры — это вовсе не обращение к Богу, а призывание лукавых духов, хотя для прикрытия они могут быть «обставлены» христианской терминологией.

Гадание и вовсе запрещено Церковью, и рассматривается, как тяжкий грех. А кормление домового — это возвращение к древнеславянскому язычеству. Вполне логично предположить, что вскоре Ваша свекровь доберется до черной магии и сатанизма. И конечно, нет ничего удивительного в том, что в доме царят семейные неурядицы, дети болеют один за другим, да и сама она не в лучшем виде. Все это последствия того сумбура, который царит у нее в голове. Ибо невозможно смешать веру во Христа с верой в Будду или Кришну, православную молитву перемешать с заговором, и считать себя православным христианином, при этом занимаясь гаданием и магией.

Теперь же давайте перейдем к тому, как уберечь себя от негативных последствий занятий Вашей свекрови. В первую очередь, Вам необходимо как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн и к этому призывать супруга и, если возможно, тех близких, которые еще не попали под влияние вашей свекрови. Если вы живете отдельно от нее, то обязательно освятите ваше жилище. Старайтесь побольше молиться не только дома, но и почаще посещайте для молитвы храм Божий. Соблюдайте посты. Одним словом, старайтесь выполнять все то, к чему призывает православная церковь своих верных чад. Тогда Вы будете находиться под благодатной защитой спасительных церковных Таинств. Ну и, конечно, постарайтесь объяснить свекрови о греховности ее заблуждений и о возможных последствиях ее занятий. Если же не получится, то останется только молиться за нее и надеяться на великую милость Божию. Помощи Вам Божией.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Как церковь относится к магии, а точнее к белой магии? Ведь сила идет от бога и направляется человеком (который занимается истиной белой магией, а не шарлатанством как многие) на благие деяния, служению человеку и богу. Эта сила сравнима с очень сильным покоем, умиротворенностью, добродетелью. благодарю заранее за ответ, Да прибудет с вами благословение бога. Андрей

Здравствуйте, Андрей!

Церковь относится к белой магии отрицательно. Впрочем, и как к любой другой магии. Не имеет значения, белая она, или черная, или красная, или зеленая. Магия и есть магия. С Богом она не имеет ничего общего. И Вы глубоко заблуждаетесь, думая, что сила белого мага идет от Бога. Еще в Ветхом Завете Господь предостерегал богоизбранный народ от занятия магией и оккультизмом, дав заповедь: «Не ворожите и не гадайте». Занятие магией каралось смертью: «Ворожеи не оставляй в живых». А уже в Новом Завете, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под воздействием апостольской проповеди «из занимающихся чародейством и астрологией, многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми» (Деян 19:19).

Таким образом, они засвидетельствовали несовместимость веры во Христа с магией и астрологией. И уж поверьте, человек не может контролировать (направлять) Божественную силу. Господь не какой-то служебный дух, которому можно указать, куда направить свое действие. Возможно, Вы спросите, кто же дает магам подобные возможности. Ответ однозначный: диавол. Его называют также отцом лжи. Поэтому не удивительно, что ради искушения человека он преподносит многие вещи в нужном ему свете. А т.к. немногие согласятся заниматься магией, зная, что она есть порождение лукавого, то появляется такое понятие, как белая магия.

Но внутренний смысл остается тем же — это обращение к лукавому. Библия говорит, что «сам сатана принимает вид ангелов света, а потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14−15). Знайте, что лукавый может определенным образом воздействовать не только на психику, но и на физиологию человека. Тем более, если человек сам раскрывает ему свое сердце, думая, что эта сила от Бога. Поэтому, все описанные Вами ощущения (умиротворенность, покой) вполне могут быть всего лишь видимостью, созданной диаволом. Поэтому, не делайте разделение между черной и белой магией. В обоих случаях магия остается порождением диавола. А разве может быть что-то доброе от диавола? Ответьте на этот вопрос сами. Думаю, что Ваш ответ совпадет с мнением Церкви. Помощи Вам Божией!

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Стала плохо себя чувствовать физически. Проходит одно и начинается другое недомогание. Решила: может, сглазили? И есть ли такое понятие у православия сглаз? На какие мероприятия мне нужно пойти в Церковь? Хотелось бы заранее знать, как к ним подготовиться. Екатерина

Здравствуйте, Екатерина!

Я бы посоветовал Вам в первую очередь обратиться к врачу, т.к. причиной физических недомоганий обычно бывают различные болезни. Порой они бывают в скрытой форме и никак не проявляются, поэтому кажется, что недомогание возникает беспричинно.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению Вашего предположения по поводу сглаза.

Сразу Вам скажу, что в Церкви нет такого понятия. Точно также как и не существует понятий порча, родовое проклятие, приворот и других подобных им. Вся эта терминология выдумана деятелями оккультных наук или обычными шарлатанами. Но церковь признает, что существуют люди, которые занимаются колдовством. Было бы глупо отрицать этот факт, те более, что в Ветхом Завете неоднократно упоминается о колдунах и чародеях.

Более того, Господь дает заповеди, запрещающие всяческое общение с такими людьми. Само собой понятно, что все это от лукавого. Так все-таки интересно, почему же возможны магические воздействия на человека? Ответ прост: человек, не живущий церковной жизнью и не соблюдающий заповеди Божии наиболее подвержен подобным воздействиям. Дело в том., что человек, не прибегающий к спасительным церковным Таинствам лишается той благодатной защиты, которые в изобилии присутствуют в церкви.

Но есть еще причина, по которой Господь может попустить человеку стать жертвой магов и колдунов. Это нераскаянные грехи. Они же могут явиться причиной болезней и скорбей. И вовсе не обязательно, что кто-то будет колдовать на вас. Грех, совершенный прародителями в райском саду, лег отпечатком на всем человеческом роде. Более того, человек стал смертным. Точно также и каждый человек, согрешая, становится все дальше от Бога. Ту то и возможно появление различных болезней и недомоганий.

Вот теперь мы и подобрались к тому, как можно бороться со всем этим. Конечно, только с Божией помощью!

Хорошая чистосердечная исповедь перед духовником и причащение Святых Христовых Тайн могут вмиг разрушить все наветы лукавого и помогут преодолеть различные скорби и болезни. Есть много примеров, когда люди после неоднократных исповедей и причастия исцелялись от неизлечимых болезней.

Видимо настало время направить ваши стопы в храм Божий. Там Вы сможете узнать, как подготовиться к исповеди и причастию. Помните также, что Господь говорит в Евангелии, что все наветы лукавого изыдут постом и молитвой. Итак, поститесь, молитесь, исповедуйтесь, причащайтесь, одним словом, живите, как подобает православному христианину. Тогда Вам будут не страшны никакие сглазы и порчи. А у болезней могут быть и просто физиологические причины. Помощи Вам Божией!

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Почему Господь не прощает хулу на Духа Святого, даже если человек перед смертью понял свою ужасно прожитую жизнь, обратился за исповедью и причастием? Неужели ему все равно погибать? Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Вообще-то нет никакого греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Слова Христа были предупреждением тех фарисеев и книжников, которые утверждали, что Он действует силой князя бесовского и в Нем нечистый дух. У них не было ни малейшего раскаяния и сожаления. Если же человек осознал свою ужасно прожитую жизнь перед смертью, то это хороший признак. Один из разбойников, распятых на кресте рядом с Христом и ничего доброго не сделавших в своей жизни, только лишь воззвал «помяни меня, Господи», и был принят в Его царство. Бог есть любовь, а любовь не мыслит и не помнит зла.

С уважением,
Священник Филипп Парфенов

Я являюсь большим поклонником поэта Сергея Есенина. Скажите можно ли считать его православным поэтом (вспоминая его ответ блудливому Демьяну), или все-таки он атеист (вспоминая его послереволюционные произведения).И наконец убили его или он самоубийца.

Здравствуйте, Сергий! Творчество Есенина разнообразно и его отношения с православием нельзя считать простыми. Даже в названном Вами произведении есть такие строки:

" Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос —
Далёкий миф. Мы это понимаем,
Но всё-таки нельзя, как годовалый пёс,
На всё и вся захлёбываться лаем.
Христос — сын плотника — когда же был казнён,
(Пусть это миф), но всё ж, когда прохожий
Спросил его: «Кто ты?» — Ему ответил Он
«Сын человеческий», а не сказал: «Сын Божий».
Пусть миф Христос, пусть мифом был Сократ,
И не было Его в стране Пилата,
Так что ж, от этого и надобно подряд
Плевать на всё, что в человеке свято?"

Есть, конечно, и атеистические, революционные строки, но есть и датированные 1925 годом слова:

«Ты ведь видишь, что небо серое
Так и виснет и липнет к очкам.
Ты прости, что я в Бога не верую,
Я молюсь ему по ночам.

Так мне нужно. И нужно молиться,
И, желая чужого тепла,
Чтоб душа, как бескрылая птица,
От земли улететь не могла».

Так что все сложнее, чем хотелось бы. А вопрос о кончине поэта до сих пор остается предметом дискуссий даже среди профессионалов. Интересный сайт по теме смотрите здесь: http://eseninivera.narod.ru/zahitnik.htm.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Добрый день, батюшка! Мне сейчас очень отвественный и сложний для меня вопрос, в связи с этим вопросом у меня потерялся душевный покой т.к. учусь слава Богу хорошо, а перед выбором профессии для жизни — потерялся и не могу определиться никак, даже не думал насколько это трудно и, что так произойдет со мной! Раньше хотел выбрать профессию связоною с экономикой, но т.к. посешаю воскресную школу — хотел пойти по духовному пути, но родители говорят выбирать то, к чему «лежит» душа и не отговаривают, и не настаивают на своем! Я же растерян и не знаю, как найти правильно свой путь! Николай

Здравствуйте, Николай!

Действительно, вопрос выбора профессии — очень непростой, и хорошо, что Ваши родители предоставили Вам свободу выбора, не навязывая своего мнения. Они правы и в том, что выбирать надо ту профессию, к которой «лежит» душа. Должен Вам сказать, что очень многие молодые люди, особенно те, которые недавно пришли в Церковь, поначалу хотят уйти в монастырь или стать священниками. Однако решение стать священником должно быть взвешенным, обдуманным. Обратитесь с вопросом к Вашему духовнику, зная Вас, он сможет сказать, подходит ли для Вас стезя священнослужителя. Но и в профессии, связанной с экономической сферой, можно быть полезным и Церкви, и обществу. Советую вам прочитать статью о. Андрея Кураева «Жизнь в Церкви (о пути не-монашеском» (она была опубликована на нашем сайте: http://www.pravmir.ru/article_1555.html) Главное — любить свое дело, быть в нем профессионалом, и трудиться добросовестно.

Помоги Вам Господи выбрать путь и на этом пути принести пользу и Богу, и людям!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Мед, варенье, казинак, халва, орехи в сахарной глазури считаются постными продуктами. В тоже время в пост нужно отказываться от сладостей. Можно ли употреблять данные продукты? Или только в субботу и воскресение? Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Пост нельзя приравнивать к диете, ведь Господу важно не то, что мы едим, а наше желание потрудиться на поприще поста. Формально, действительно, названные Вами продукты являются вполне постными и допустимы в период поста. Но если Вы по своему усердию отказываетесь от их вкушения — то это может быть Вашей жертвой Господу. Помните только слова ап. Павла «Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият». И еще вопрос личного поста необходимо согласовать с духовником, и поступать по его благословению.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

7 апреля православный праздник — Благовещенье. Этот праздник всегда приходиться на пост. И поэтому в этот день всегда было послабление поста. В этом году Благовещение выпадает на последний день страстной недели, в день когда православные вкушают хлеб и воду. Вопрос — будет ли в этом году на Благовещенье послабление поста? Сергей

Здравствуйте, Сергей!

Нет, Типикон (церковный устав) не предусматривает ослабление поста в праздник Благовещения, когда он случается после среды на Страстной Седмице.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка объясните мне пожайлуста следующее: Если Господь за грехи наказывает человека нищетой, то не значит ли, что когда мы пода м милостыню нищим то вмешиваемся в процес наказания посланного человеку Богом. Заранее благодарю, Дмитрий.

Здравствуйте, Дмитрий!

Нищета — это далеко не всегда наказание за грехи. Так, праведный Лазарь, о котором упоминал Господь в притче, был нищим. То есть, видя нищего совершенно нельзя утверждать, что это состояние — наказание за грехи. Только у протестантов богатство считается признаком праведности. Это первое. Второе. Независимо от причины нищеты, помощь нищим — это проявление милосердия, которое заповедано нам Самим Господом, и именно дела милосердия (или их отсутствие) становятся критерием Суда, которым Господь будет судить всех людей: об этом прямо сказано в Евангелии (Мф. 25, 31−46; Лк. 12, 33 и др.), об этом же говорится и тексте богослужения, например, вот как звучит одно из песнопений поста, которое звучит в храме в первую неделю: «Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды: расторгнем стропотная нуждных изменений. Всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость».

Таким образом, помощь неимущим — дело, прямо заповеданное нам Господом и Церковью.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Уважаемый священник, я живу в общежитии. В моей комнате постоянно находятся посторонние люди. Соответственно, молиться очень сложно. Что Вы мне можете посоветовать? Прочитала в книге, что должен быть духовный наставник. Как его найти? Заранее благодарю. Евгения

Здравствуйте, Евгения!

Поиск выхода из любой сложной ситуации — процесс творческий, «готовых» решений я Вам предложить не могу, но попробуйте, например, для утренней молитвы вставать на 15−20 минут раньше Ваших соседей по комнате. Есть ли неподалеку от Вашего общежития в храм? Могли бы Вы вечером заходить в храм, чтобы помолиться (не непосредственно перед сном, а часов в 7 вечера, после окончания вечернего богослужения)? Это могло бы также стать выходом. В любом случае не унывайте, помните, что Господь, зная Ваши затруднения, ценит все Ваши усилия, весь приложенный труд.

Духовный наставник — это священник, у которого Вы регулярно исповедуетесь и с которым советуетесь в трудных жизненных ситуациях. Начать нужно с молитвы о даровании духовника, с того, что Вы начнете регулярно ходить в храм (если пока не ходите), исповедоваться, обращаться к священникам с вопросами, возможно, посещать воскресную школу для взрослых, которая есть при некоторых московских храмах. И через какое-то время, думаю, вопрос о духовнике у Вас разрешится — Вы, с Божьей помощью, найдете священника, который станет Вашим духовным наставником. Помоги Вам Господи!

С уважением,
Священник Александр Ильяшенко

http://www.pravmir.ru/article_1860.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru