Русская линия
Русская неделяИнок Всеволод (Филипьев)13.03.2007 

Подвиг неосуждения

Преподобный Максим Исповедник говорит: «Не должно ли ужаснуться, вострепетать…, что когда Бог Отец, не судя никого, Сам „весь суд отдал Сыну“ (Ин. 5,22), Сын же вопиет: „Не судите, да не судимы будете“ (Мф. 7,1); „не осуждайте, и не будете осуждены“ (Лк. 6,37), подобно и апостол: „Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь“ (1 Кор. 4,5), и еще: „Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя“ (Рим. 2,1), когда говорю это, так есть: люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга! Небо ужасается сему и земля трепещет» («Христианская жизнь по «Добротолюбию», Харбин, 1930 г.).

Проходят столетия, а люди по-прежнему стоят перед все той же неприступной стеной осуждения и не могут преодолеть ее. Адам в раю, оправдываясь перед Богом, осудил Еву; Каин, осудив в душе брата своего Авеля, убил его; грех осуждения привел иудеев к убийству Мессии; и нас, новых каинитов и фарисеев, осуждение толкает на ежедневное духовное убийство братьев своих.

Осуждение мучает и самих осуждающих, оно не дает душе успокоиться, заставляет непрестанно следить за действиями окружающих и горьким ядом подозрительности отравляет душу.

Один современный нам старец как-то сказал: «Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать». Умом эти слова можно понять, но как их исполнить на деле? Для этого необходимо уразуметь, в чем причина осуждения. А причина в нашей ложной самооценке: осуждает другого тот, кто считает себя вправе судить, кто себя ставит выше брата своего, кто себя видит якобы лишенным тех грехов, в которых обвиняет окружающих. Тот, кто не осознал собственной духовной порчи, никогда не перестанет осуждать ближних.

Но ведь мы все заражены грехом — «несть человека, иже поживет и не согрешит» — все томимся своей испорченностью, все чаем избавления в жизни будущаго века, все нуждаемся в божественной помощи. Опять же, теоретически многие это знают, но когда доходит до дела, удержаться от осуждения бывает болезненно тяжело; нас тянет осуждать. Почему? — Потому, что осуждение стало нашей страстью, и, как всякая страсть, оно приносит нам бесовскую усладу, тонкое прелестное наслаждение. Как «приятно» в дружеской беседе кого-либо поосуждать, высмеять чьи-то недостатки, поухарничать и поерничать… Но неужели мы не верим Евангелию, предупреждающему, что за каждое слово придется все-таки некогда дать ответ, а значит и за это лжевеселие, замешанное на осуждении.

Борьба со страстью осуждения, как и с любой иной страстью, не может быть теоретической; она должна быть ежедневной, ежеминутной, всежизненной; она должна основываться на понуждении себя и на внимании к своим словам и мыслям. Иначе говоря, без умного делания, без духовного подвижничества здесь не обойтись. В чем же в данном случае должно состоять сие делание и сей подвиг? — Во внимательном слежении за собой во всех разнообразных жизненных обстоятельствах. При этом мы обязательно заметим, что в течение дня поводы к осуждению, словно невидимые подводные камни, окружают нас со всех сторон и грозят крушением кораблю души нашей. С Божией помощью, постепенно, мы научимся избегать столкновений с этими подводными камнями: там, где раньше нами овладевало раздражение — мы будем спокойны, где гневались — промолчим, где оправдывались — смиримся, где осуждали ближнего — помолимся о нем и о себе, дабы и нам не впасть в подобные прегрешения.

Очень скоро мы заметим, что душа наша, не отягощенная осуждением, испытывает подлинную духовную радость и легкость; и не мудрено — вериги чужих грехов больше не гнетут нас.

Как осуждение влечет за собой другие пороки: гнев, ссоры, убийства, так и победа над осуждением открывает путь добродетелям: чистой молитве, безгневию, безстрастию, видению своих грехов. Именно по этой причине демоны всячески опутывают душу сетью осуждения и препятствуют освобождению от этой страсти. В свою очередь и мы, по той же причине, не имеем права отлагать борьбу с осуждением, но должны начать внимательно следить за собой.

«Следить за собой» — золотое правило христианской нравственности, увы, так часто пренебрегаемое христианами. Как много усилий мы тратим на внешнюю деятельность и как мало сил оставляем на то, чтобы следить за собой. А ведь без этого внутреннего делания ничто внешнее не приведет ко спасению… Скажем, русские православные патриоты борются за возрождение православной царской России, и это хорошо, но в то же время нельзя упускать из виду, что возрожденная Россия и царь не принесут света Христова в наши души, если мы будем отягощены пороками. Можно ли представить себе более печальный исход: в России будет царствовать православный царь, а в наших душах — адоподобный мрак! А ведь так именно и случится с теми христианами, будь они даже трижды патриотами, которые не следят за собой, не ведут невидимой брани с собственными страстями, не заботятся о своей душе.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святаго. А Святый Дух как раз и именуется Царем Небесным. Об утверждении в душах наших Этого Царя и следует позаботиться в первую очередь. Для сего необходимо вступить на путь умного делания, на путь духовной борьбы со страстями; и с Божией помощью одну за другой, последовательно побеждать их. А начать борьбу можно все с той же страсти осуждения.

В заключение вновь повторю мудрые слова старца: «Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать».

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru