Русская линия
Русская неделяМонах Серафим (Шолков)13.03.2007 

Афон неизвестный

Живя на Святой Горе Афон, радуешься, когда видишь благочестивых паломников, приехавших в земной удел Пресвятой Богородицы помолиться и поклониться святыням.

Но есть и другие паломники, души которых направлены к поиску сверхъестественных и чудесных явлений от Бога или даже от дьявола в виде страхований. Главное для них соприкоснуться с потусторонним миром и узреть чудо. Желают лично пережить какие-то духовные ощущения, и в поисках такой «духовности» преодолевают большие препятствия. Пробираются по отвесным скалам, по узким тропкам, над пропастью в суровую Карульскую пустынь. Многие такие искатели в первую очередь задают главный для их «духовности» вопрос: «Есть ли здесь бесовские страхования?» Их не интересуют покаяние и молитва, но они спрашивают: «Где есть прозорливые старцы? Именно прозорливые им требуются. И третий их вопрос: „Где бесов изгоняют?“ На Святой Горе Афон есть несколько духоносных отцов, которые совершают чин изгнания бесов по особенному благословлению, имея от Бога дар для изгнания бесов.

„А что, вы нуждаетесь в изгнании бесов?“, — спрашиваю этих паломников.

„Да нет“, — отвечают они.

„Но тогда почему же вас интересует это?“

„Ну знаете, интересно посмотреть, послушать“.

„Но на что же вы там будете смотреть?“

„Ну как бесов изгоняют, а они кричат и рычат“.

Я промолчал. Смотрю, паломники расстроились, что не будет им зрелища, где „кричат и рычат“. Должен признаться, что скорбно мне было за них, ведь они ищут то, что не приносит духовной пользы, а напротив, причиняет духовный вред.

Помню, как однажды в России меня пригласили в один храм, сказали, что там бесов изгоняют. Я стал отказываться: „Неужели это — главное для того, чтобы туда ехать?“

„Да нет, там батюшка хороший, поехали, помолимся“.

Согласился, поехали. Приезжаем туда. Смотрю, прихожан полный храм.

Спрашиваю своих знакомых: „Это все прихожане этого храма?“

„Нет, это люди приехали на отчитку“.

„Что, они все больные, одержимые?“

„Нет, не все, многие просто посмотреть приехали, как бесы выходят“. Началось богослужение. Тут же раздались крики, рычания и гнусное сквернословие. В общем, помолиться мне так и не удалось, а вот чувство осквернения от бранных слов было очень сильное.

Второе желание для некоторых паломников — встретить прозорливого старца. Есть на Святой Горе Афон истинные старцы, молитвенники, имеющие дар рассуждения. Они дают советы вопрошающим не от своего мудрования, а от святоотеческого учения, от которого не отступают, ибо знают, что отступление от него ведет к гордыне и ввергает в погибель.

„А мне хотелось бы встретиться с прозорливым старцем, который может сказать мое имя и рассказать о моем прошлом“, — говорит иной паломник.

Слушая таких людей, проникаешься к ним состраданием, понимая болезненное состояние их души, ищущей чего-то таинственного и сверхъестественного — совершенно противоположного истинной православной духовности. Помню, некоторым говорил я: „Зачем вам нужно, чтобы сказали, как вас зовут и приоткрыли ваше прошлое? Вы же и сами все хорошо о себе знаете?“

„Да, но когда тебе о том скажет прозорливый старец, то это совсем другое дело. Ведь он может предсказать и мое будущее“.

И приходишь в ужас, понимая, что это „духовное“ стремление к прозорливому старцу похоже на визит к гадалке. Но самое привлекательное для некоторых паломников — бесовские страхования (т.е. страхи от бесов). Откуда же такой „духовный“ интерес? Оказывается, люди узнали об этом из многих современных публикаций, которые очень популярны в наше время. Как ни странно, многие из них получали желаемое. Эти страхования приводили их в ужас. Они говорили: „Теперь точно знаем, что такое бесовское страхование“. Конечно, бесовские страхования есть, это реальность, о которой мы читаем в патериках. О них написано, чтобы предостеречь нас и возвестить об опасности. Но они не таковы, какими их сейчас представляют читателю. В современных печатных публикациях иногда преподносят бесовские страхования, путая их с реальными физическими явлениями. Помню, однажды приехали на Карульский скит паломники. Оказав им святогорское странноприимство, вечером мы разместили их по кельям. Одного в Свято-Георгиевскую келью, а двух других — в Иверскую. И вот рано утром в ужасе прибегают эти паломники и рассказывают нам о бесовских страхованиях, произошедших с ними этой ночью: о рычании, о стуках и грохоте. Конечно, было очень жаль, что они, бедные, всю ночь не спали, да еще до смерти напугались. Я их успокаиваю и объясняю эти „бесовские страхования“. Говорю брату, ночевавшему в Свято-Георгиевской келье, у которого было страхование от „рычащего беса“: „Да это просто отражение звука, а не бесовское рычание. Ты ведь видишь, тут огромная скала, а внизу море, и ночью рыболовные суда ловят рыбу, и шум мотора отражает скала“.

„Да?! — разочаровано сказал он. — А я-то решил, что это бесовские страхования. Еще подумал, что если это мотоцикл, как же он может оказаться на отвесных скалах? Уверен был, что это точно бес пугает, жутко так было“.

„А вот у нас точно был бес“, — сказали двое других паломников, ночевавших в Иверской келье, — сто процентов бес приходил. Стук вроде копыт, грохот всю ночь. Так напугались, что до утра не спали».

«Братья мои, что же вы испугались? Это был грызун, живущий на келье. Мы здесь на Карулях о нем знаем. Порой он так разойдется, бегает на крыше, по железу стучит, кажется, что табун лошадей бежит».

Но, к сожалению, все аргументы, которые я приводил, они не хотели принимать и упорно доказывали, что это было бесовское страхование. Складывалось впечатление, что они сами желали верить в то, что это был бес, а не грызун. Перед поездкой на Карулю эти паломники читали о бесовских страхованиях и уже психологически были настроены встретиться с ними. Ужасно то, что возвращаясь со Святой Горы Афон они дезинформируют других людей, печатают статьи и книги о бесовских страхованиях. Но может ли такая литература, содержащая ложь, принести духовную пользу? Конечно, только вред. К сожалению, некоторым экзальтированным людям кажется, что они черпают в ней духовное сокровище. Многие паломники спрашивают, были ли у меня бесовские страхования на Карулях? Слава Богу, не было. Смотрю, у некоторых из них лица сразу же меняются. Мне понято, что им уже больше ничего не интересно. Тогда говорю-. «Были у меня физические страхования: камнепады, змеи, скорпионы, мыши, крысы и так далее».

«Да это-то понятно, — говорят они, — но вот вы, что-то видели, чувствовали?»

«А что я должен видеть или чувствовать?»

«Ну к примеру, бесов или ангелов».

«Да нет, бесов я не видел, а ангелов тем более, так как не достоин этого. Вообще я пришел сюда не для того, что бы ангелов видеть».

Кто-то из святых отцов сказал, что лучше узреть в себе грех, нежели увидеть ангела. Вот грех узреть и в покаянии оплакивать себя, испрашивая прощения у Бога — в этом вижу истинное благо для души. Конечно, некоторые монахи мне рассказывали о бесовских страхованиях, которые им пришлось претерпеть, но они, наверно, сильно подвизаются, а я, к сожалению, нет. И потому не докучают мне бесы, но вот мыши, крысы и всякая другая тварь не дает покоя.

Всякие вымышленные истории и легенды в наши дни становятся все более популярными. Публикации, умышленно замешанные на лжечудесах и лжесенсациях, пользуются небывалым спросом. Им придается духовная окраска последних времен. Люди увлекаются ими и впадают в заблуждение. К примеру, сообщается, что Иверская икона, находящаяся на Святой Горе Афон, недавно уходила из Иверского монастыря, и братия, с плачем и молитвой, возвращала ее. В моей беседе с насельниками этого монастыря выяснилось, что икона никуда не уходила. Монах, присматривающий за ней, удивленно спросил меня: «Кто это распространяет такую ложь, и кому это надо? Неужели это вызывает духовное настроение в народе?» Да, вызывает. Люди идут в церковь, исповедуются, причащаются, но, к сожалению, все это делается по мотивам не истинно духовным, а из-за страха перед грядущими бедствиями и кончиной мира.

Много лжепророчеств распространяется среди православных христиан. Такие лжепророчества способны производить ужасные действия. Но лжедуховники нашего времени еще усугубляют подобные лжепророчества. Люди продают дома и квартиры, раздают имущество, запасаются продуктами, одеждой и медикаментами, уходят из городов в деревни и леса. Так они попадают в зависимость от лжестарцев, которые ими легко манипулируют. Эти братья и сестры достойны состраданья, ибо ищут не Царствия Божия и правды его, как заповедовал Христос, а способы уйти от цивилизации, переписи населения и принятия паспортов. Думают о мирском, а не о вечном, полагаясь на себя, а не на милость Божию, могущую покрыть нас от грядущих бедствий.

Сравнительно недавно произошло ужасное событие, причиной которого было лжепредсказание. Распространялись слухи о якобы грядущем 11 августа 2002 года землетрясении, предсказанном каким-то румынским старцем, живущим на Святой Горе Афон. Действительно, на Святой Горе Афон живет румынский старец отец Дионисий. Но я никогда от него не слышал такого пророчества. Что же произошло на самом деле? А произошло вот что. На Святую Гору Афон приехал в паломничество один монах из Румынии. Здесь ему и приснился сон о грядущем землетрясении в России и Украине. Это был не старец, а простой монах, поведавший о своем сновидении русским паломникам, которые и привезли «откровение» на родину. В одном городе люди в панике стали вопрошать: «Что же нам делать, как нам спастись от землетрясения?» Пошли сплетни, будто старцы сказали, что можно спастись, только проведя ночь в храме. Люди начали обзванивать своих знакомых и близких, предупреждали о грядущем землетрясении, призывали всех исповедоваться и причащаться. Просили у настоятелей разрешения на ночное пребывание в храме. Получая отказ, они ожесточались, осуждали их, но при этом не теряли надежду на спасение. И вот наступила ночь на 11 августа, ночь бодрствования, ожидания грядущего бедствия. Люди прятались, кто где мог, — кто в подвале, кто в машине, а кто и на улице. Объединялись и уезжали за город, В палатках в ужасе ожидали исполнения «пророчества». Нужно было запастись великим терпением, так как накануне 11 августа стали распространяться слухи, что землетрясение должно произойти не И ночью, а с 11 по 14 августа. Все это время люди находились в панике. Говорили уже не только о землетрясении, но и о других пророчествах, услышанных и прочитанных. Проходили дни ужасного ожидания. И вот наступило 14 августа — радость. Люди возвращались в свои дома и квартиры. Искали логическое объяснение происшедшему: «То ли Господь помиловал? То ли еще что-либо?» Старались не говорить о пережитом, делали вид, что ничего не произошло. Правильный вывод для себя они так и не сделали. Казалось, что уже все, можно легко вздохнуть и продолжать вести нормальную христианскую жизнь. Но нашлись «мудрецы», которые сказали, что 11 августа — не по новому, а по старому стилю. И вот наступило 11 августа по старому стилю. С людьми опять повторилось нечто подобное, но бедственного, ожидаемого землетрясения так и не произошло. Один мирянин свидетельствует, что все происходившее в то время напоминало ему учения гражданской обороны. Страх и трепет пред грядущим бедствием не давали места здравому рассудку. Слава Богу, что не все люди поддались массовому заблуждению. Нашлись и рассудительные, обличавшие лжепророчество. К сожалению, их мнение не воспринималось всерьез. Их всячески клеймили, как бездуховных людей.

Неужели не видно, что все это просто безумие и абсолютная лжедуховность? Но как ни странно, некоторым людям, по-видимому, все это нравится, и они ищут прозорливых старцев, и ждут новых пророчеств.

Опасен путь лжедуховности, зиждущейся на всевозможных слухах, переживаниях, эмоциональных ощущениях и лжепророчествах, способных нанести огромный вред нашим душам. Дай Бог, чтобы лжедуховность была отвергнута, и все происходящее в нашей жизни испытывалось в духе Евангелия Христова: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Потому что много лжепророков появилось в мире» (I Ин. 4,1).

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru