Православие и Мир | Александр Волков | 05.03.2007 |
Александр Александрович Волков — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и сравнительно исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение многих лет он обучает риторике — искусству слова будущих пастырей, читая курс риторики в Московских духовных школах. Мы попросили Александра Александровича поделиться с нами своим пониманием того, как должен трудиться православный человек.
Несколько лет назад среди православной общественности ходила такая история: одна православная девушка должна была сдавать экзамен на знание компьютера, а в компьютерах не разбиралась. Пошла она к духовнику, тот помолился крепко. И вот, приходит девушка в день экзамена, садится за компьютер, а он у нее перегорел. Посадили за другой компьютер, у нее другой компьютер перегорел. Потому что духовник молился. И тогда ей сразу поставили «пятерку» и отпустили.
Эта история представляет собой отвратительное отношение к труду. Конечно, это миф, но с каким восторгом говорится о лжи, о которой просили у Бога! Это отражает отношение многих нас, православных, к труду.
Посмотрите на студентов: сколько у нас православных студенток, которые не учатся. Трудно найти православную, которая ходит в храм, и которая бы при этом училась, которая бы серьезно относилась к тому, чем она занимается. Мы говорим, наука — это плохо. Наукой заниматься не надо, а надо все время ходить в церковь. Наука — вещь второстепенная в лучшем случае. Вообще, вред от знания очевиден, а польза сомнительна.
Священник говорит в проповеди: «Сегодня — будний день, праздник церковный, постарайтесь уйти с работы и прийти на службу». В православном человеке воспитывается пренебрежение к его обязанностям. Между тем, какая главная заповедь христианства? Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя. Что значит «возлюбить ближнего»? Мы любим тех, кому мы делаем добро, а не тех, кто нам делает добро. Реально возлюбить ближнего, значит работать ради ближних, служить им. Потому что мои ближние — это люди, с которыми я живу в одном обществе. И вот для них православный христианин должен честно работать.
Еще есть заповедь: шесть дней трудись в поте лица твоего, день же седьмой — субботу Господу Богу твоему посвяти. Шесть дней трудись в поте лица своего! Это значит, что православный человек должен трудиться, в первую очередь, трудиться честно и трудиться творчески. Вот задача православного. Труд для общества, труд для наших ближних — что это такое?
Человек состоит из души и тела; что наша душевно-телесная жизнь тесно связана с обществом, в котором мы живем. И каждый человек рождается в определенном месте, в определенное время и среди определенного народа. Мы все родились в России, во 2-ой половине XX века, и это — крест, который дан нам Богом. Наша страна, наш народ — это наш крест, и крест свой надо любить. И в этом заключается идея христианского патриотизма, если угодно. Потому что человек, который уезжает из своей страны, по существу дела совершает нечто подобное самоубийству — он отказывается от креста, который дал ему Бог. И если мы любим свой крест, если мы — действительно христиане, значит, мы должны жить и работать не для того, чтобы деньги зарабатывать и свою семью содержать, а должны работать во благо нашего общества, во благо нашей страны. И это мне представляется одной из центральных категорий духовной культуры. Это центр воспитания культуры человека: нравственное отношение к обществу, нравственное отношение к труду, нравственное отношение к своей профессии
Волков А.А., профессор МГУ и МДАиС