Православие и Мир | Анна Любимова, Татьяна Федорова | 05.03.2007 |
Подробную справку о Великом посте подготовило агентство РИА Новости: здесь рассказывается и о смысле поста, и о великопостных неделях, приводится текст молитвы св. Ефрема Сирина. Газета Труд опубликовала проповедь святого праведного Иоанна Кронштадского на начало поста. Как всегда интересен и содержателен материал, подготовленный обозревателем портала Страна.ру Марией Свешниковой, хотя для человека, впревые читающего статью о Великом посте, некоторые цитаты могут быть сложны для восприятия. Проповедь митрополита Антония Сурожского на начало поста разместило агентство Интерфакс — религия.
Радостно, что в эти дни на страницах ведущих изданий нашлось место для живого слова о вере и спасении таких прекрасных пропоаедников.
Однако, к сожалению, понятных и грамотных публикаций по — прежнему мало. А вот материала для составления «каталога ляпов и ошибок» в статьях светских СМИ, к сожалению, предостаточно. Приведем некоторые из них.
В некоторых публикациях утверждается, что нужно строго поститься весь Великий пост, ничего не вкушая все 48 дней:
По монастырскому уставу, Великий Пост — полное воздержание от пищи. Наступает аскетичный Великий пост, в котором земные радости не предусматриваются. Для верующих вообще важнее в это время соблюдение обрядовых норм (например, молитв), чем строгое следование диете. (Newsinfo)
В подавляющем большинстве статей нормы поста приводятся нормы поста, предписываемые Типиконом, но едва ли практикуемые в жизни мирян сегодня:
Во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.
Продолжим:
В российских церквах на период Великого поста подают записки «О здравии» и «О упокоении», в которых надо поименно перечислить своих крещеных сродников по плоти.
Заметим, что как раз во время Великого поста записки подают на субботу и воскресенье, когда служится Литургия свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого и вынимаются частицы о здравии и упокоении. В течение же всего года записки могут подаваться на Литургию каждый день.
Стилистическое построение фраз нередко удивляет:
Перед началом Великого поста православный мир отмечает прощенную неделю. Православная церковь чрезвычайно учредила и прощенный день.
Первый день поста, он ведь самый сугубый. (1 канал)
Сравнительный анализ состояния своей души преподобный Андрей Критский помогает нам сделать чтением Великого покаянного канона. Запевом служат тайные слова самого царя Давида. Великий покаянный канон исполняется в храмах уже почти 1200 лет.
Основное количество публикаций повествуют о кухне православного поста, о гастрономической составляющей, нередко называемой диетой.
Особое внимание во время поста уделяют сушеной и соленой зелени, пряностям.
В некоторых статьях супружеский пост православных во время великого поста явно перемешивается с постом мусульманским:
Во время Великого Поста разрешены только поцелуи между женой и мужем, и то лишь в темное время суток.
Интересны и календарные подсчеты авторов статей:
Пост в этом году продлится чуть больше месяца и завершится 8 апреля Пасхой. (Регнум)
С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда народ и отыгрывается за 48 самоограничительных дней. (Алтайское информационное агентство)
Теперь перейдем к самому главному: во многих статьях выстраивается целая система предписаний того, что можно и нельзя делать, активно воспринимаемая многими читателями и перерастающая затем в крепчайшие суеверия.
Сегодняшний день называется Чистым понедельником: верующим положено сходить в баню и очистить свой дом от духа прошедшей Масленицы, можно пить только воду. (Труд)
Наверное, кульминацией таких ошибок стала новость телеканала НТВ, в которой говорилось: «„А вот о моркови, свекле, красном перце и помидорах лучше забыть. Их красный сок священники отождествляют с кровью, а в великий пост такие аналогии недопустимы“.» Усилило воздействие в данном случае то, что слова о невозможности есть в пост красное были произнесены журналистом в перерывах между фрагментами выступления владыки Амвросия. К сожалению, эти слова журналиста сразу же пришлись по сердцу многим, о чем можно судить о задаваемым вопросам и разговорам в очередях.
Хочется выразить надежду на то, что с каждым годом количество качественных, выверенных и хороших написанных статей о православии будет возрастать, а безграмотные или невыверенные статьи будут появляться все реже и реже.