Русская неделя | Мария Сенчукова | 27.02.2007 |
Я не люблю говорить о политике. Я вообще человек в известной степени аполитичный. «Москва — Третий Рим», «симфония властей» — для меня не более, чем максимально удобный способ сосуществования Церкви с государством. Но в принципе — существовала ведь гонимая Церковь в языческом Риме, существует Церковь даже в безбожном Китае, да и вообще, нам обещали, что легко не будет. И тем не менее.
Практически на самом въезде в город Чернигов стоит белокаменная златоглавая красавица — церковь великомученицы Екатерины. Вот уже несколько месяцев вокруг нее разворачиваются события, достойные многочисленных перьев не только православных журналистов, но, наверное, даже поэтов гражданской лиры.
Отреставрировали церковь из городского бюджета. И стали на нее претендовать раскольники филаретовцы. Для тех, кто не в курсе: не избранный патриархом тогдашний предстоятель Украинской Православной Церкви (Киевской Митрополии Московского Патриархата) Филарет (Денисенко), совершив ряд тяжелых канонических нарушений и доведя тем самым ситуацию аж до анафемы, создал «нацiональну церкву». В «нацiональну церкву» за все время ее существования (лет 15) перешло несколько архиереев (рассказывают, что Почаевского епископа, когда он поддержал раскол, братия Почаевской Лавры под пение «Достойно есть» вынесла на одеяле за пределы монастыря), несколько монастырей (практически без монахов), небольшое число священников, а также национально озабоченные миряне. (Хроника раскола есть тут).
Тут еще одна деталь. Лично я считаю разделение на русских, украинцев и белорусов искусственным и бредовым — москвич от питерца отличается сильнее, чем белгородец от харьковчанина, а назвать представителями единого украинского народа жителей, например, Симферополя и Львова, можно только обладая колоссальным чувством юмора.
Впрочем, это дело вкуса. Нравится кому-то делиться на полян и древлян — да ради Бога. «Война наступит — хлебушка попросишь». А вот когда эти же поляне с древлянами начинают лезть туда, где ни шиша не понимают, а именно, в вопросы канонического устройства Церкви — я встаю на дыбы.
Церковь, граждане, — это не инструмент для удовлетворения чьих бы то ни было национальных или иных каких политических амбиций. Церковь — это ограда, за которой спасаются. А когда за эту ограду пытаются протащить базар и/или публичный дом — делается не по себе.
Итак, церковь великомученицы Екатерины. Лакомый кусочек. «Патриоты-денисенковцы», ясное дело, хотят его откусить. И я могла бы биться головой об стену, но терпеть это безобразие, если бы эти «патриоты» представляли из себя хоть какую-то силу. Но ситуация совсем иная. Чернигов — русскоязычный город. Неплохо воцерковленный — в субботы-воскресенья храмы битком набиты. Да только вот незадача — даже насквозь «оранжевые» граждане ходят в «Московскую Церковь», а два небольших храма, принадлежащих филаретовцам — пустуют. И в свете всего происходящего попытки «Киевского патриархата» заграбастать себе здоровенный Екатерининский храм выглядят не более, чем политической провокацией.
Возле заколоченной церкви стоит временный храм-палатка, в котором аж с лета денно и нощно бдят сторонники передачи храма канонической Московской Патриархии. Узнав, что я «с Москвы», радуются несказанно.
— Знамений было много, — без малейшего пафоса рассказывает одна прихожанка (мой добровольный гид Валерий, житель Чернигова, целый день показывавший мне город, потом сказал, что это мама настоятеля). — Вот еще в августе: на востоке в облаках церковь появилась и от нее до нашей — радуга. А вот недавно: ночью шли крестным ходом — а церковь точно светится. Фонари отключены были…
— Некоторое время, — добавляет детали к этой житийно-детективной истории Валерий, — тут еще раскольничья палатка стояла. Но к ним никто не ходит — они и свернулись.
— Передавайте от нас поклон Москве-матушке! — улыбаются пожилые подвижницы.
У меня комок в горле. В городе почти на полтысячи лет старше Москвы, всего в полутора сотнях от величайшей святыни христианского мира — Киево-Печерской Лавры, да и сам Киев — «Мать городов русских», древняя митрополия — бабушки, проявляя послушание архиерею, кланяются Москве-матушке…
Вечером в Свято-Троицком соборе — праздничное Всенощное бдение в канун дня памяти святителя Феодосия Черниговского — первого, кстати, черниговского архиерея от Московской Патриархии. (Замечу, кстати, что в Чернигове, наряду со свт. Феодосием и прп. Лаврентием, духовно окормлявшим город до 1950 года — года кончины, — особенно в военные годы, очень чтят память Царственных страстотерпцев — святитель Феодосий был первым святым, прославленным в царствование Николая II.) Собор переполнен — и черниговцами, и паломниками из других городов.
В конце службы замечаю стоящих у входа «активистов»:
— Давайте, братья и сестры, подписываемся против автокефалии!
— Да я сама из Москвы…
— Очень хорошо! Подписывай, подписывай, а то не ровен час оторвут нас эти политиканы…
— А что, народ против?
— Да, конечно, против! Где это видано — Церковь Христову кромсать, чтоб только свою независимость показать!
И я в очередной раз поражаюсь «каноническому чутью» людей без малейшего богословского образования, но с искренней церковной верой — они, в отличие от «автокефальствующей интеллигенции» отлично отдают себе отчет в том, что автокефалия — не самоцель, а вынужденная мера, принимаемая, когда управление со стороны Матери-Церкви затруднено. Понимают они и очевидную в общем-то вещь — что епархия у митрополии, а митрополия — соответственно, у патриархии, находится не в рабстве, а в составе. А это далеко не одно и то же…