Русская линия
Православие и МирПротоиерей Александр Ильяшенко20.02.2007 

Важно не как вы просите, а как желаете победить грех!

Наконец наступил Великий пост.

Великий пост — это то время, которое дается нам для очищения от грехов. Мы все время грешим. Грехи наши, может быть, и не очень тяжелы, но они постоянны, они совершаются нами многократно в течение каждого дня, каждого часа, каждой минуты.

Мы постоянно друг друга осуждаем и очень хорошо видим друг у друга недостатки. Есть такая интересная психологическая особенность. На вопрос: «За что ты человека любишь», ответить очень трудно, — «Я его люблю, потому что люблю». Но вот если спросить: «А за что ты его не любишь», то в ответ можно написать целые тома: «я его не люблю потому что, потому что, потому что и потому что». Вместо того чтобы помолиться, чтобы Господь дал силы другому человеку преодолеть грех, дал и нам силы не осуждать человека за его недостатки, мы их фиксируем. Так и собирается огромный ком ненужного знания в нашем сознании, мы его храним, помним, приумножаем, вместе того, чтобы бороться.

Великий пост даруется нам как особое благодатное время, когда мы можем побороть и преодолеть, или хотя бы потеснить, наши многочисленные грехи. Мы об этом и молимся: «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». В этих двух строчках молитвы св. Ефроема Сирина так много содержится. Если бы мы видели свои грехи вместо того, чтобы обращать внимание на недостатки окружающих, молились бы, чтобы Господь простил нам прегрешения наши и дал силы их преодолеть и не повторять, если бы мы вкладывали свою душу в такую молитву, молились бы об этом горячо и постоянно, то, конечно же, Господь бы нас услышал.

Мы можем сказать: мы ведь молимся, что-то делаем, стараемся, может быть, мы не умеем молиться, может быть Господь не исполняет наших прошении? Один подвижник веры, исповедник, который много лет провел в страшных лагерях, говорил: «Это все чепуха»! «Ведает Господь желания сердца вашего прежде прошения вашего». Неважно, как вы просите, важно — как вы желаете. Если вы желаете победить грех, то будете просить по — настоящему, если верите, что Господь силен победить грех, то сможете его победить! А если мы повторяем в молитве постоянно что — то дежурное, что тоже само по себе и не плохо: помолиться как — то лучше, чем вообще не молиться, вот тогда и получается, что наш грех остается с нами, получается, что наша молитва не достигает цели.

Так мы и осуждали и продолжаем осуждать, потому что не хотим победить свой грех и не верим, что Господь силен дать нам возможность, дать нам свою божественную благодатную силу. Мы так привыкли терпеть поражения в духовной жизни, утрачиваем надежду победить грех в корне, возможность его полностью изжить. Ведь можно измениться так, что этот грех станет нам полностью чуждым, мы о нем и вспоминать перестанем.

В этих двух строчках краткой молитвы св. Ефрема Сирина, которую мы читаем каждый день Великим постом, начиная с воскресенья вечером, заканчивая пятницей утром, «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», содержится огромная духовная мудрость и сила. Сложно себе представить, какие грехи были у него — у святого — он и так преподобный, и так святой, и так в пустыне, и так в удалении от всего, что может искушать, раздражать или вводить в грех. Но как он плакал о том, чтобы Господь дал ему возможность видеть грехи. Как ярко и пламенно он молился, чтобы Господь дал ему зрети его прегрешения, а ведь он избегал мира, избегал общения, чтобы духовно возрастать.

И нам Господь дает нам эти дни Великого поста, чтобы мы могли хоть как — то отдалиться от привычной суеты, отдалиться от привычного образа мыслей характерного для нас в течение всего года, чтобы хоть чуть — чуть приблизиться к тем преподобным мужам и женам, которые достойно прошли пост, чтобы мы могли сказать, что не напрасно мы подвизались Великим постом. Не напрасно Господь каждому из нас даровал это время, но для того, чтобы оно прошло созидательно, оно прошло творчески, потому что покаяние — это обоюдный процесс, богочеловеческий: когда мы каемся, Господь исправляет человека, исцеляет искаженную грехом человеческую природу. Покаянием человек преображается, он становится лучше, чем был до покаяния, все лучшее, что есть в нем, раскрывается, все греховное и темное изгоняется из души, из каждого в сердца. Человек становится сильнее и свободнее, потому что настоящая свобода — это свобода от греха, это свобода быть со — творцом Творца.

Господь избрал нас по своей милости, а не по нашим заслугам, мы все собраны в храме во имя Божие. Дай Бог, чтобы мы вместе с Церковью, соборно, церковно двигались по духовному пути возрастания и чтобы, приближаясь к концу поста наши души были бы настолько очищены, что могли бы воспринять светоносный праздник воскресения Христова.

http://www.pravmir.ru/article_1778.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru