Русская неделя | Борис Грубин | 11.01.2007 |
В недалеком будущем власть в Англии захватила тоталитарная группировка. Власть им обеспечило монопольное обладание лекарством от вируса, уничтожившего миллионы людей во всем мире и, в частности, ввергшего США в состояние полной разрухи и междоусобной войны. Естественно они сами и создали этот вирус.
Тоталитарному режиму противостоит одиночка в маске и черном плаще по имени «V». Организовав череду терактов, внеся напряжение в руководство страны, он поднимает людей на восстание и все завершается взрывом английского парламента, здания, в котором собственно и родилась демократия западного образца. Таким образом он делает то, что не удалось сделать в 17 веке Гаю Фоксу, которому посвящены первые кадры фильма. Ясно, что сознание авторов, уже отформатированное «матрицей», никогда не опуститься до банальной кавер-версии «Зорро», а попытается создать нечто вроде политической и социальной перспективы недалекого будущего.
Сценарий фильма написан по мотивам комикса Алана Мура, в которых мы не увидим привычного противостояния добра и зла. Все они нарисованы черной краской и представляют борьбу одного зла с другим, точнее гностического героя стоящего за гранью добра и зла, со злом, еще не осознавшим себя. Так и таинственного «V» обуревает тяга к взрывам и разрушениям. Он взрывает здание суда и парламента. Он содержит личную тюрьму, где пытает женщину-журналистку, ставшую его помощницей. Все это похоже на действия США которые считают, что для освобождения стран от тоталитарного режима, нужно предварительно их как следует разбомбить, и в этом деле ни как не обойтись ез пыточных тюрем, в которых держат без суда людей.
Что здесь первично и что вторично — желание безнаказанно убивать беззащитных, пытать людей, устраивать зрелища массовых разрушений для своей потехи или желание освобождать. Впрочем, создатели фильма довольны своим персонажем. По их задумке, — это не сусальный положительный герой, а гностический герой высшего порядка, познавший всю тщетность иллюзорного мира и желающий открыть людям свое видение. Людишки должны прозреть или умереть.
Здания взрываются для того, чтобы сделать вызов «V» ярким и выпуклым. В том же ключе прозападные журналисты в свое время оправдывали отрезание чеченскими боевиками голов пленных. «V» — настоящий герой либерального проекта — если тебя что-то не устраивает в жизни — иди и взорви. Правда, у себя на родине творцы либерализма предпочитают пресекать такого рода эксцессы вооруженной до зубов полицией, предназначая эту идеологию для других стран.
Первой выступление английских фашистов в фильме, о котором мы слышим, — это исполненные ненависти слова против США. И это очень важный сигнал. Либеральные организации во всем мире уже давно определяют степень демократизации общества по его отношению к США. Так Либерия, где до не давнего времени у власти находился самый настоящий каннибал, а сейчас идет гражданская война, считалась и считается наиболее демократичной страной, чем Россия. В фильме американцы прислали корабль с грузом табака, чтобы обменять его на лекарство против вируса. Диктатор приказывает потопить этот корабль, припоминая им «бостонское чаепитие"1 после которого Америка отделилась от Англии. Тут сердце истинного американца преисполнится ненависти к подлому режиму. Ведь это не американцы должны умолять купить что-нибудь у них. Наоборот, другие страны должны соревноваться в том, кто быстрее доставит в Америку лучшие плоды своего труда, чтобы получить взамен бесценные изделия самоотверженных американских типографских рабочих — зеленые бумажки с портретами истинно демократических президентов. Нет, такое отношение к Америке должно быть искоренено и наказано, что, собственно, и происходит по ходу фильма.
Кстати, недавно был скандал, когда американские фармацевтические компании узнали что ЮАР производит у себя аналоги крайне дорогостоящих лекарств для лечения СПИДА и продает их больным гораздо дешевле той цены, которую установили компании. Они чуть ли те требовали бомбить за это ЮАР или, по крайней мере, ввести против страны санкции. С точки зрения либеральной системы, ситуация правильная и вполне демократичная. Если негр может заплатить за лекарство только горсть бананов, то пусть сам этими бананами и подавится в полной гармонии с глобализмом и либерализмом. Почему же то, что англичане не захотели продать лекарство в обмен на табак, воспринимается как смертный грех? Добавим еще, что по мнению некоторых ученых, вирус СПИДА имеет искусственно происхождение. Ну, не в лабораториях же Экваториальной Гвинеи его разработали. Так что ситуация приобретает вполне законченные очертания. Мы трудились, разрабатывали вирус, потом трудились разрабатывая лекарства, должны же мы получить хоть какое-то вознаграждение. Теперь о главном. Тоталитарный режим в фильме рисуется крайне выразительными штрихами. Это отнюдь не абстрактные диктаторы из комиксов, а вполне конкретные христианские фундаменталисты. Их эмблема — шестиконечный крест, представлен в фильме как символ абсолютного зла. Они преследуют гомосексуалистов и лесбиянок (Сам «V» оказывается лесбиянкой, которая мстит за арестованную любовницу). В правящей верхушке видное место занимает архиепископ Кентерберийский (с точки зрения создателей фильма педофил и развратник). Чтобы их ни в коем не восприняли за символ религиозных фундаменталистов вообще, в фильме несколько раз навязчиво подчеркивается, что за хранение в доме Корана полагается расстрел. То есть это именно христиане. Почему же так навязчиво навязывается мысль, что все зло от христиан?
Во-первых, братья Вачовски спешат поведать миру, что их мировоззрение ни коим образом не является христианским, и все споры, например о том, является ли фильм «Матрица» отражением христианских или гностических представлений можно считать окончательно решенными.
Во-вторых, творцы либерального порядка, в первых рядах которых, безусловно, деятели культуры, не могут не знать, что обещания народам райской жизни под сенью устоев либерализма — это лживая завеса, скрывающая войны, разрушение общества, голод и другие масштабные потрясения. Их задача — заранее навязать стереотип, что во всем виноваты христиане. Этот прием не нов. Еще Нейрон, после того, как поджег Рим, чтобы полюбоваться потрясающим зрелищем, обвинил в этом христиан. В конце 19 века Европа в принципе отошла от христианства. В массовом порядке создавались мифы о темном Средневековье, якобы уничтожавшего прекрасную античность, об инквизиции, о зловещем мракобесии церковником. Результаты массового внедрения этих мифов в университетах, школах, печати поражают. Две кровопролитнейшие мировые войны, появление немыслимых прежде тоталитарных режимов с массовым убийством и геноцидом. И что же, после Второй Мировой войны вину за появление нацизма возложили опять на христиан. Создавались целые научные школы, доказывающие, что фашизм — прямой наследник христианства.
Теперь либеральные проект готовит миру такие потрясения, по сравнению с которыми все произошедшее покажется лишь легким прологом, но готовится начали заранее. Любая, хоть сколько-нибудь устоявшаяся государственная система будет объявлена тоталитарной и уничтожена. В фильме показано, что сделать это можно с легкостью, используя неповоротливую государственную машину против самой себя, доведя искусными приемами людей до состояния скотоподобной массы. Впечатляет последняя сцена, когда десятки тысяч людей в одинаковых масках идут к парламенту и после красочного взрыва снимают маски и заворожено смотрят на пламя. Что будет после этого совершенно не важно.
Как кажется, этот фильм отражает некий американский комплекс неполноценности. Сейчас им все уши прожужжали о том, как народы Украины, Грузии и Киргизии благодаря мудрой политике Буша сбросили оковы тирании и революционных выступлениях обрели свободу. А как же сами США? Конечно, раздувается миф о героических борцах за независимость. Празднуется 4 июля с фейерверками и парадами. Но если задуматься, против кого они воевали? Против Англии, которая к тому времени имела полутысячелетнюю традицию демократии и где последние зачатки тирании королей уничтожены за полтора столетия до колониального восстания США. Сегодня любой историк скажет, что так называемая война за независимость имела всецело торгово-экономические причины. Недаром она началась с «бостонского чаепития» когда торговцы, недовольные высокими пошлинами на ввозимые товары утопили их в море. Вплоть до середины 19 века в Америке торговали людьми, как скотом (в Англии такой практики не было вообще), и только к началу 20 века в США установилось хоть какое-то подобие демократии на государственном уровне. Теперь, надеюсь, понятно, почему братья Вачовски выбрали в качестве страны победившего фашизма именно Англию, транслируя некое подсознательное сообщение: «Мы то всегда подозревали, что в Англии только и ждут удобного случая, чтобы установить диктатуру».
Вообще демократия в Англии имеет истинно народные корни, и, укреплялась постепенно, и даже как-то скучно и буднично. Вот почему аристократы вроде Гая Фокса всегда были готовы взорвать парламент. Сейчас западный обыватель, распаленный CNN, жаждет крови, взрывов и насилия во имя демократии. Он не приносит никаких жертв во имя своей демократии, так пусть это делают другие.