Русская линия
Русская неделяСвященник Вадим Коржевский11.01.2007 

Об уповании на Бога
Проповедь в неделю Богоотец!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе, братья и сестры, в первую неделю по Рождестве Христовом св. Церковь творит память родителей по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В числе их воспоминается прежде всего св. Давид, царь Израильский, из него бо пройде жезл Дева, из которой и возсия цвет Христос.[1]

Не считая того, что царь Давид возвеличен уже тем, что от семени его родилось спасение миру, сама жизнь и черты характера его служат достаточным основанием для прославления этой поистине удивительной личности, оказавшей огромное влияние как на современников своих, так и на последующие поколения, вплоть до наших дней. Само то обстоятельство, что он из положения простого пастуха, благодаря своим талантам и подвигам, не только сделался царем, но и снискал такую популярность и любовь своих подданных, что его имя и его дела на веки составили самую светлую страницу еврейской истории и предмет национальной гордости, говорит о незаурядности этого человека. При этом нужно учесть, что вся жизнь его представляет собой целый ряд превратностей и лишений, которые редко выпадали бы на долю кого-либо еще, но из которых он с честью для себя всегда выходил.

Если мы внимательно присмотримся к нраву царственного пророка (Деян. 2;30), то не сможем не заметить, что основной чертой его характера было беспредельное и постоянное упование на Бога во всех случаях жизни и затруднительных ситуациях.

Когда Давид, не выдержав того, как филистимский единоборец Галиаф поносит воинство Бога живаго (1Цар. 17;36), выступил против него, то в руководство этого безнадежного предприятия он взял такое соображение: «Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого филистимлянина» (1Цар. 17;37). И Господь, научая руце на ополчение и персты на брань, не посрамил Давидова упования (Пс. 143; 1−2). После сего случая и ряда побед над филистимлянами его стали почитать больше, чем правящего царя, говоря: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч» (1Цар. 18;7)! Это естественно вызвало зависть, а затем и преследование со стороны Саула. С этого времени начинается для Давида целый ряд различных приключений, через которые он еще более укрепляется в убеждении, что судьба и жизнь человека находятся в руках Божиих.

Открыто свои гонения Саул начал с того, что попытался собственноручно убить Давида копьем, и когда Давид, увернувшись, скрылся в доме, то царь приказал воинам окружить дом и убить Давида. Безвыходным было положение Давида и он обратился к Богу, молясь: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя» (Пс. 58; 2−5). Господь услышал молитву невинного Давида и спас его от неминуемой гибели рукой любящей супруги. С этого времени царь начинает преследовать Давида как куропатку по горам (1Цар. 26;20). Но Давид вручил свою жизнь в волю Божию, говоря: «Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя (Пс. 7;2). На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася (Пс. 21; 5−6). И аз на Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век» (Пс. 30;2). И Господь не посрамил Давидова упования. Он постоянно хранил его от рук Саула. Так, когда Давид находился в Кеиле и Саул намеревался схватить его там, Господь открыл Давиду, что жители города могут его выдать, почему Давид с отрядом оставил этот город (1Цар. 23;13). В другой раз Давид был окружен слугами Саула в пустыне Маон, и казалось, что нет надежды на избавление, но внезапно пришел к Саулу вестник с известием о нападении филистимлян и Саул вынужден был отложить преследование Давида, отправившись на войну с врагами отечества (1Цар. 23; 24−28). Более того, несколько раз преследователь оказывался в руках преследуемого, но последний не подражал жестокосердию первого и не делал ничего для того, чтобы своими руками избавится от своего гонителя. «Господь утверждение мое, — говорил он, — и прибежище мое, и Избавитель мой» (Пс. 17;3). И только когда Господь Сам отнял царство от рук Саула и отдал его Давиду, последний при общем ликовании взял в свои руки управление Божиим народом, окончательно усвоив себе правило, что благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи (Пс. 117;9). Руководство этим правилом развивало и укрепляло царство Давидово и Господь Бог Саваоф был с ним (2Цар. 5;10) до тех пор, пока Давид не отступил от Него через грех прелюбодеяния соединенного с убийством. С этого момента в его доме начинаются бедствия, заканчивающиеся рядом смертей и восстанием родного сына Авессалома. Но царственный пророк понимал, что хотя и многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет (Пс. 31;10). Поэтому он, предаваясь в руки Божии, ничего не отвечал поносящим его (2Цар. 16;11), отдавая все на милосердный суд Божий, говоря: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу» (Пс. 25;1).

Спасаясь от рук Авессалома, он искал спасения в Боге, взывая: «Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя» (Пс. 85;2). И при этом он не забывал наставлять своих ближних такими словами: «О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш» (Пс. 61; 8−9). Благодаря такому упованию Давид достаточно спокойно перенес заслуженные скорби и заградил уста смеявшихся над ним и оскорблявших его. «Терпя, потерпех Господа, — говорил он впоследствии, делясь своим жизненным опытом, — и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его» (Пс. 39; 2−5).

Как своим примером, так и словом царь Давид учит нас всегда и во всем уповать на Бога, стараясь усматривать действие Его промысла во всех затруднительных обстоятельствах жизни. А если кто не понимает, что для познания собственного устроения и меры упования необходимо практическое испытание (экзамен), тот пусть для начала приучится в неудобных и нежелательных для него обстоятельствах, хотя бы удерживать уста от несмысленного ропота, последуя благоразумному примеру царя Давида, старавшемуся обуздывать уста свои перед нечестивыми и молчать даже о добром (Пс. 38; 2−3). Покоритесь воле Божией и таким настроением постарайтесь удержать Бога как бы в своих объятиях подобно тому, как утопающии крепко хватаются за все, что их может спасти. В любом случае, никогда не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние (Евр. 10;35). Это воздаяние состоит в том, что оно не постыжает не только в будущем (Пс. 70;1), но уже в этом веке (Пс. 36;19), дает крепость в перенесении бед и скорбей (Пс. 25;1), предохраняет от грехопадений (Пс. 33;23) и сообщает уповающим на Бога Божие всемогущество (Мк. 9;23). Одним словом, как сказал вдохновенный псалмопевец: «Надеющиеся на Господа — яко гора Сион: не подвижутся во век (Пс. 124;1). Как «Сионской горы не двинут с места ни жесточайшие бури, ни яростные волны, не потому только, что она — гора, но более потому, что она гора, посвященная Богу, таким же образом и человека, истинно уповающего на Бога и во всем сердечно угождающего воле Божьей не опрокинет никакое устремление бедствий», — говорит св. Иоанн, митрополит Тобольский. [2]

Братья и сестры, обратим наше внимание на то, что гора Сион является символом непоколебимости именно потому, что посвящена Богу. Истинно упование должно основываться на истинном служении Богу. Если мы хотим, чтобы завтрашний день заботился о нас, обеспечивая всем необходимым, то мы должны искать прежде Царствия Божия (Мф. 6; 31−34). Такое условие поставил Господь. Если мы будем все свое время употреблять на занятия Божественным, не тратя времени на заботы о житейском, то Господь не замедлит показать на нас Свою попечительность согласно Собственному обетованию. При таком устроении душевном, по словам св. Исаака Сирина, «мир, как раб какой, приготовит нам все, без сомнения будет подчиняться нам, как владыкам, не воспротивится словам нашим и воле нашей». [3]

Неудивительно, что Бог проявлял особое попечение о Давиде, ибо Давид как никто другой старался исполнять Его волю и помнить о Нем во все дни жизни своей. Человек такого устроения имеет полное основание не предаваться заботам о необходимой потребности тела, говоря: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» (Пс. 22;1). Человек же пекущийся не об угождении Богу, а исключительно об угождении своей плоти не имеет права возлагать своего упования на Бога в затруднениях, явившихся следствием его же беззаконных действий. Именно таковых бесстыдно уповающих и имел в виду Господь когда говорил, что они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего (Ис. 58;2). Но ведь надежду на Бога должен предварять труд для Бога, а иначе это выглядит как дерзость. [4]

Признаком же того, что человек не имеет истинного упования на Бога, является его постоянная неуверенность в завтрашнем дне. Душа такого «исполняется укоризны в устах и в сердце на всякого человека, и на всякую вещь, и на все, с чем ни встречаешься помыслами и чувствами, и на Самого Всевышнего», [5] предается малодушию и постоянно боится вреда телесного, возбуждаясь таким страхом, что пугается даже тени своей, и «во время достатка и обилия томится голодом, и при окружающей его тишине исполняется бури». [6] Истинное упование на Бога, в отличии от ложного, «всегда сопровождается оставлением упования на себя», [7] и «когда Бог усмотрит в тебе сию волю, что со всею чистотою мыслей доверился ты Самому Богу более, нежели себе самому, и понудил себя уповать на Бога более, нежели на душу свою, тогда вселится в тебе оная неведомая сила, и ощутительно почувствуешь, что с тобою несомненно сила, та сила, которую ощутив в себе, многие идут в огонь и не боятся, и, ходя по водам, не колеблются в помысле своем опасением потонуть». [8]

Итак, беря пример, с царя Давида «с мужеством начинай всякое доброе дело, а не с двоедушием приступай к таким делам; не колеблись сердцем твоим в уповании на Бога, чтобы труд твой не стал бесполезен и делание твоей службы тягостно. Напротив того, веруй сердцем твоим, что Господь милостив и ищущим Его дает благодать, как мздовоздаятель, не по деланию нашему, но по усердию и по вере душ наших. Ибо говорит: «Якоже веровал еси, буди тебе» (Мф. 8;13). [9]



[1] Стихира на Господи возвах.

[2] Св. Иоанн, митрополит Тобольский. Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей. Кн. 5. Гл. 5. М.: Паломник. 1994. — С. 334.

[3] Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 67. С. 347−348.

[4] Там же. С. 349.

[5] Там же. Сл. 44. С. 188.

[6] Там же. Сл. 57. С. 292−293.

[7] Св. Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. Письмо 11. М., 1998. — С. 35.

[8] Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 49. С. 215−216.

[9] Там же. Сл. 58. С. 319.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru