Русская неделя | Священник Анатолий Ложкин | 05.01.2007 |
Рукобитие
Перед рукобитием верующие люди зажигают свечку и молятся перед иконами, как бы призывая Господа засвидетельствовать чистоту и прочность намерений. Затем, мать берет за руку невесту, сватья — жениха, и, накрыв их правые руки платком, подают их друг другу, приговаривая при этом:— Дай Бог жить, да быть, да добра нажить!
В Сургуте бытовал другой вариант рукобития, который мы также применяем на практике: Сватья вынимает из кармана платок и через платок подает руку отцу невесты, а мать разнимает. По окончании рукобития отец невесты приглашает всех к столу. Уход за гостями лежит на стороне невесты, а расходы на угощение иногда делят пополам, как и расходы на будущую свадьбу.
Посадка гостей за столом
Жених усаживает невесту по левую от себя сторону в центре стола (в переднем углу). Родня жениха по степени родства садится по его сторону, а невестина — по ее. По традиции, жених и невеста пользуются одним прибором, и «время от времени целуются». Давать какие-либо рекомендации по застолью мы не будем. В каждой кампании найдется «душа-человек», который с радостью возьмет на себя всю организацию. Накануне венчания в доме невесты со стола убирают, затем кладут на него каравай и солонку соли; перед хлебом ставят икону. Этой иконой завтра, перед выходом из дома, и будут благословлять жениха и невесту. С вечера накануне венчального дня и до самого венчания жених и невеста ничего не едят и не пьют.
Утром у невесты
По возможности, мы стремимся далеко не отступать от заведенных предками правил. Северные города наши не большие, и дружка имеет возможность несколько раз за свадебное утро навестить невесту, чтобы узнать, готова ли она. На замечания родни невесты: «Что так беспокоиться, такие концы мотать, рано еще», — дружка отшучивается: «Дурной собаке семь верст не околица». На самом деле ему есть, о чем беспокоиться. Как человек посвященный, дружка знает то, чего могут не знать родственники невесты: чтобы одеть ее к венцу, потребуется никак не менее часа, в то время как перечень назначенных на утро действий предъявляет счет каждой минуте. Поэтому дружка и ведет «беспокоящий огонь» по родне невесты, чтобы не пришлось вести ее под венец в «растрепанных чувствах», смазав всю предшествовавшую часть обряда.В назначенное время невеста просит родителей благословить одеваться к венцу. Благословлять следует иконой. Во-первых, это самая надежная защита от всякого рода «биоэнергетических» экспериментов. Ведь что греха таить: как на пожар один бежит тушить, а другой — чужое добро тащить, так и на свадьбу одного ведет светлая радость, а другого — черная зависть.
Во-вторых, это избавляет от казусов, связанных с «оберегами»: то осколок иглы попадет в вену, то в самый неподходящий момент, при всеобщем смехе, вывалится из-под свадебного платья какой-либо предмет.
Во время одевания невесты одна из ее подруг может с чувством прочесть следующие, некогда бывшие плачем, умилительные стихи:
Бог с тобою, родимый батюшка,
Бог с тобою, родима матушка
Что отдали вы меня во чужу сторонушку,
В чужедальнюю да незнакомую.
Али хлебом-солью я объела вас,
Аль водицею да обпила я вас,
Али платьюшками обносила вас,
Али куколками разорила вас.
Как ты, матушка, меня лелеяла,
Быть у сердца ретивого принадеяла,
Возрастала я небита-небраненая.
Хлебом-солью возрастала некореная.
Со подруженьками распрощалась я,
Со голубушками отводилась я,
Отходила я да деньки красные.
Отгуляла я да зорьки ясные.
Привыкать мне ко чужому племени
Обвыкать с людями незнакомыми
Как оставлю батюшку да матушку
Как покину я девичью волюшку
Покорюсь своему богоданному
Пословлюся мужу я хозяину.
Наивны и бесхитростны эти, несколько измененные строки старинной причети. Но если бы вы видели, какой бывает эмоциональная реакция! В движение приходят самые заскорузлые сердца, что уж говорить о натурах чувствительных. Видя, что сборы невесты близятся к завершению, дружка поспешает к жениху.
Утром у жениха
Дружка, обращаясь к жениху, говорит:— Кланяется вам невеста, она жива, здорова и благополучна и просит к себе в гости.
Жених:
— Вот уже, я к ней подойду.
Этот диалог повторяется трижды, затем жених обращается к отцу-матери:
— Батюшка родимый, матушка родимая, благословите одеваться к венцу.
Дружка:
— Прошу благословить своего милого чада Ивана выйти на широкую улицу, взять узду тесмянную, идти на конюший двор, имать себе доброго коня, запрячь в санки, скачки, пошевеночки и встать ему на путь, на дорогу и по путе, по дороге соколом лететь. А ехать ему по сужено-ряжено, и сужено-ряжено, понять, и к Божией церкви предстать и злат венец принять! Благословите жениха одеться-обуться.
Родители:
— Благословляем!
Жених одевается. Обуваясь, он незаметно подкладывает под одну стельку денежную купюру.
Дружка:
— Как сумели кормить-поить, обувать-одевать, так сумейте благословить словом, Божеским повелением, и родительским благословением. Батюшка родимый, матушка родима. Позвольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим поездом со мною, дружкой, с малым, поддружьем под тот венец встать и закон Божий принять.
Родители благословляют жениха: отец — иконою, а мать — хлебом-солью.
Дружка:
— Стары старички, медные колпачки,
Гладкие головы, широкие бороды,
Усы приглажены, водку пить приважены:
Позвольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим, поездом, со мною, дружкой, с малым поддружьем под злит венец встать и закон Божий принять. Старички, старушки:
— Бог благословит! (Целуют жениха)
Дружка:
— Девицы певицы, пирожны мастерицы,
Горшечны пагубницы, матерям, досадницы.
Горшки ломаете, отцу-матери досаждаете.
Позвольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим поездом со мною, дружкой, с малым, поддружьем под злит венец встать и закон Божий принять. Девицы:
— Бог благословит (прощаясь, целуют жениха).
Дружка:
— Маленьки ребятки, косеньки заплатки,
Кривеньки носочки, синеньки пупочки,
По подлавочью валялись, портянкой вытирались.
Позвольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим поездом со мною, дружкой, с малым поддружьем под злат венец встать и закон Божий принять. Дети, хором:
— Бог благословит (целуют жениха).
Дружка просит всех встать и выводит из дома.
Впереди дружка с иконою, потом жених с крестным, далее следуют родители и остальные гости. Дружка ставит гостей позади свадебного поезда, а сам становится впереди и трижды обходит поезд, совершая круги по солнцу, с молитвою «Да воскреснет Бог», которую также читает трижды.
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением и в веселии глаголющих: радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, вo ад сшедшего и поправшаго силу диаволю и даровавшего нам тебе, крест Свой честный, на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящие кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и всеми святыми во веки. Аминь.»