Русская линия
Русская неделяСвященник Анатолий Ложкин04.01.2007 

Играем свадьбу. Часть 1
Практическое пособие по свадьбе на традиционной основе, или Советы бывалого дружки

В свадьбе сегодняшней отсутствуют предсвадебные и послесвадебные обряды, утеряно одно их главнейших достоинств — канва и узоры ее — свадебная песня. Далеко не каждый брак освящается Церковью. А где знаток и главный ревнитель традиции — Дружка? На его месте красуется представитель иной культуры, с броским кавказским прозванием «тамада». Перечисление потерь может быть долгим, но уже вышесказанного достаточно, чтобы прийти к выводу: действо со звучным названием «свадьба» — чаще всего не что иное, как гулянка «под предлогом"…

В то же время нельзя не видеть, что современная свадьба имеет массу положительных примеров народного творчества новейшего времени: в виде Указов, Дипломов, Паспортов молодоженов, стихов и поздравлений; всевозможных листовок, которыми сплошь бывают оклеены стены банкетных залов. Все это яркие свидетельства того, что гений народный неистребим. Встречаются и отдельные ведущие, которые, опираясь на литературные источники, пытаются сделать свадьбу свадьбой. Слабость подобных разработок в том, что собранные «с миру по нитке», они представляют, как правило, некий «кубанско-камчатский» вариант, не опирающийся на местные источники. Большей же частью тамада действует по универсальному сценарию, равно подходящему к любому торжеству: будь то юбилей творческой деятельности или, скажем, 20-летие клуба нумизматов. И лишь «Белый вальс» да крики «Горько!» напоминают время от времени присутствующим, по какому случаю, они собрались.

Чтобы не отнимать хлеб у собирателей современного свадебного фольклора, мы остановим внимание читателя на тех действиях, которые выпали из обряда на кругом историческом повороте: сватовстве, рукобитии, благословениях, проводах из дома к венцу и встрече молодых; расстановке и посадке гостей, номенклатуре свадебного поезда.

Словом, всех тех деталях свадебного этикета и благочиния, что способны с успехом «работать на идею», превращая заурядную гулянку в окрашенное неповторимым колоритом торжество. Есть и практики, которые, на наш взгляд, успешно объединяют старое с новым. Одним из них будет герой нашего последнего очерка — Бывалый Дружка. Тот, в котором «видят уже не колдуна, а главного распорядителя, мужика умственного, поддерживающего своими прибаутками и присказками веселое настроение гостей, общества». «Самое опасное, на свадьбе — это не лиходейство, которое бессильно перед истинной верой Христовой, — считает наш маститый Дружка. — Самое опасное — это разногласия сторон относительно хода свадьбы. Ибо живем во время отсутствия достоверных источников, когда никто ничего не знает, и не у кого спросить». Ну что же, раз нам представилась такая редкая возможность, то мы и попросим дружку рассказать о своем опыте. Дальнейшее повествование пойдет от его имени, имена прочих героев произвольны. Начать Дружка пожелал со сватовства

Сватовство

В городе, по нашим наблюдениям, сватовство в последнее время стало входить в моду. Деревенские браки без сватовства состоялись редко. Поэтому, осмелимся предложить ряд советов, которые могут быть полезны горожанам, а сельским жителям — просто интересны. Тот вариант, когда молодые захватывают родителей врасплох, ставят «перед фактом», мы считаем пожарным, и рассматривать его мы не будем. В таких случаях бывает «скорая свадьба», которая, как известно, вся «на виду».

Рассмотрим другой вариант, когда события предсказуемы, и свадьбу ожидают. Если дело в руках опытного человека, то стороны заочно знакомы и заранее инструктированы. Сватовство, в практике сегодняшней свадьбы, мы объединяем с рукобитием. Сватать могут как родители жениха, так и люди, приглашенные со стороны. Ограничений пола нет, но существует определенный возрастной и социальный ценз: сватают, как правило, люди пожилые; незамужние и неженатые сватать не могут. Практика показывает, что лучше, если сватают двое — мужчина и женщина.

Сваты должны быть людьми сметливыми и за словом в карман не лезть. «Косноязычный сват — это все равно, что безлошадный пахарь, или дьячок без голоса», — пишет по этому поводу В.И. Белов. Специальной одежды у сватов нет, но народная традиция требует, чтобы одеты они были «понаряднее». Из дома жениха сватов провожают после краткой молитвы со словами: «Ну, в добрый час, да во святой!» В нашей практике время прихода сватов заранее согласуется. Вместе с ними в путь отправляется жених с родителями и ближайшими родственниками.

Родители жениха могут присутствовать на сватовстве или ожидать рукобития в соседнем помещении; жених же присутствует на сватовстве, если родители невесты с ним не знакомы. Перед дверью дома невесты сват читает молитву:

Молитвами святых Отец наших, господи, Иисусе Христе, помилуй нас!
За дверью ему отвечают: Аминь!
Сват: — Есть ли здесь батюшка?
Отец невесты: — Есть!
Сват: — Есть ли здесь матушка?
Мать невесты: — Есть!

Сват: — Ну, коли есть, то позвольте нам, гостям торговым, заморским, в дом войти! Войдя в дом и поприветствовав хозяев, сваты, по обычаю, садятся против потолочной матицы, раскрывая этим цель своего визита. Но как быть, если в домах городского типа потолочных матиц нет?

Мы обращаемся к хозяевам примерно так: — «Вот, раньше, бывало, придут сваты и непременно садятся против матицы. Даже поговорка такая была; „Матку прошел — девку не высватаешь!“. Посему, не откажите в любезности, дорогие хозяева, дайте нам стульчики. Вот тут, посередь избы и сядем: вдоль половиц и лицом в передний угол. Как только усядемся, так и к делу приступим».

Конечно, сваты могут не вдруг объявить о цели своего визита, а несколько поинтриговать. Но делать это надо тактично и умело, особенно, если сватовство внезапное.

Известен случай, когда, родители молодого человека отправились сватать девушку. Они так долго краснели, мялись и конфузились, что сторона будущей невесты заподозрила в них посланцев…, военкомата, будто бы принесших похоронку на сына-офицера, служившего в «горячей точке». Когда все прояснилось, то настроение было уже безнадежно испорчено, и сватовство не состоялось. Варианты обращения к родителям невесты:

— Мы к вши с добрым словом, со сватаньем!

— У вас есть товар, а у нас — купец. Дозвольте поторговаться, сватовство поиметь.

— У вас есть цветочек, а у нас — кусточек. Как бы ваш цветочек посадить под наш кусточек. Иногда вместо этих «у вас — у нас» обращаемся витиевато, подобно нашим предкам-сургутянам:

— Мы до вашей милости. Федор Михайлович желает знать, нельзя ли судьбой заняться на Анне Сергеевне за Ивана Федоровича.

После такого вступления сваты начинают выхваливать родовую жениха и его достоинство, не теряя, впрочем, чувства реальности. Если сват заберет уж очень круто, родня невесты может потерять доверие к его словам: «Мели, Емеля… Хвастливого с богатым — не разберешь». Согласно традиции родители не могут сразу согласиться выдать свою дочь, даже если жених представляет очень выгодную партию. Поэтому некоторое время они отговариваются разными причинами — более или менее убедительными — смотря по тому, нравится ли им жених. Так продолжается до тех пор, пока со стороны родителей невесты не будет решительного отказа или согласия. Почувствовав, что дело идет на лад, сваты вопрошают:

— Так что же нам передать родителям жениха: согласны вы или нет?

В старину существовала и специальная форма ответа:

— Скажите им, что мы им не отказываем. Пусть сами пожалуют нашего хлеба-соли откушать.

В современной практике ответ, как правило, дается более простым языком. Далее на обязанности сватов лежит приглашение родителей жениха и представление сторон друг другу.

Читатель понимает, что сколь бы ни тщательно был согласован будущий брак, как бы ни была очарована девушка своим избранником, не спросить ее мнения было бы грубейшим нарушением свадебного этикета. Поэтому сватья выводит вперед жениха со словами:

— Вот наш князь, покажите нам свою княгиню. Если родители невесты не сразу выполняют эту просьбу, сват добавляет:

— Мы свой товар показали, покажите теперь вы свой. Мать за руку выводит невесту, а отец обращается к ней примерно так:

— Вот, Анна Сергеевна, сватают тебя люди добрые за Ивана Федоровича. Любишь ли ты его, согласна ли выйти за него замуж?

Если девица дает утвердительный ответ, то отец замечает:

— Смотри, дочка Волею выбрала молодца, не пеняй на мать, на отца! А сват вопрошает родню жениха:

— Ну что, потянулась невеста?

И, получив ответ, продолжает:

А то в народе говорят: Поглянулась невеста — садитесь на место. А нет — в шапочки сряжайтесь да в путь-дорогу бласловляйтесь! Но мы садиться на место не будем, не станем и в шапочки сряжаться, а встанем по разные стороны комнаты двумя шеренгами — женихова родня с одной стороны, а невестина — с другой, «стенка-на-стенку», чтобы закрепить устное согласие честным рукобитием.

Далее в руки невесты дают поднос с дарами дня жениха, поверх которых лежит кольцо. Кольцо жених должен надеть на руку, а дары передает своим родственникам. То же самое происходит и с дарами жениха, после чего жених и невеста обмениваются поцелуем.

(продолжение следует)

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика