Православие и Мир | Протоиерей Александр Ильяшенко | 03.01.2007 |
Таким образом, евангельский рассказ о поклонении волхвов свидетельствует о ограниченных возможностях астрологии: некоторые предсказания исполняются в точности, но не все. Встает другой вопрос: какова цена этих предсказаний?
Блаженный Августин тем, кто полагает, что хотя бы иногда гороскопы нечто предсказывают правильно, отвечал: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество». Словам Блаженного Августина соответствует, основанная на историческом предании трагедия У. Шекспира «Макбет». Все предсказания, данные Макбету ведьмами исполнились полностью, он стал королем, но из доблестного воина он превратился в кровавого убийцу, нашедшего свою смерть, как ему и было предсказано, от не рожденного женщиной человека, а извлеченного из утробы, умершей в родах, матери. В классической литературе образ астролога обязан гению А.С. Пушкина, описавшего нам «звездочета (астролога) и скопца». Предсказание также обернулось дорогой ценой: смерть царевичей, царя и самого «звездочета и скопца».
Священное Писание предупреждает нас: «Какая польза человеку, если он мир весь преобрящет, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16. 26,27). Один из столпов Церкви, святитель Василий Великий, решительно выступал против астрологии: «А в минуту рождения, как они говорят, весьма великую имеет силу — быть в виду у благотворной или у злотворной звезды. Но в словах сих конечно много неразумного, а гораздо больше нечестивого. Ибо злотворные звезды причину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель — творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволом, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям. Утверждать же сие о вещах неодушевленных есть верх безумия. Потом сколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, но чтобы звезда была благотворною, потому что находится в таком-то месте, и чтобы она же делалась злотворною, потому что усматривается под такою-то звездою, и опять тотчас забывала свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры!
Сверх того, если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения, то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать, и чего убегать, напрасно есть и судии, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виновны в преступлении, ему, если бы и хотел, невозможно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость. А всех более обманываются трудящиеся над искусствами. Напротив того, земледелец соберет обильные плоды, и семян не бросая в землю, и не точа косы, а купец обогатится, хочет ли того, или нет, потому что судьба соберет ему кучи денег. Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди ничего не делают по собственному произволу. Ибо где господствуют необходимость и судьба, там не имеет ни какого места воздаяние по достоинству, что и составляет преимущество правосудия. (БЕСЕДЫ НА ШЕСТОДНЕВ. Источник: Текст первых девяти бесед приводится по изданию: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4.1. -Москва, 1891. — С. 5−149. Беседы 10 и 11 по «Журналу Московской Патриархии», 1972, N1.) О том же говорит в «Основах православной веры» св. Иоанн Дамаскин: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире — ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего».
Обличает астрологию и свт. Иоанн Златоуст: «сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Но если Христос родился по астрологическим законам, то как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода волхвование?» Святитель Григорий Богослов пишет, что астрология оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Современная жизнь свидетельствует о пагубности и крайнем неразумии тех, может быть несчастных людей, которые обращаются к оккультному знанию.
Несколько лет назад мне пришлось причащать и соборовать женщину, смертельно больную раком. Перед тем, как обратиться к Церкви, она воспользовалась услугами хилеров — филиппинских врачей, которые оперируют без ножа. На Филиппинах ей вручили памятку на русском языке, отрывок из которой мы приводим, сохраняя орфографию оригинала: Как освящать свои талисманы, ожерелья, амулеты, платки, волшебные травы и книги, чтобы они сохраняли свою волшебную силу.
Исходя из наших последних исследований, каждый талисман должен быть освящен Вами лично, чтобы его действие было более эффективным. Единственно правильный способ освящения нашего Талисмана для сохранения его Мистической Силы заключается в следующем:
1) Это должно быть выполнено строго в первую пятницу любого месяца.
2) Освящение должно происходить утром между 7:00 -9:00 час. Или днем с 3:00 до 6:00.
3) Лучше не каяться в грехах за три дня до освящения.
Дальнейший текст инструкции по «освящению талисманов» мы не приводим, так как он включает в себя перевод на русский язык хорошо известных каждому православному человеку молитв, искаженных, вероятно, сознательно. А чуть ниже — предупреждение:
1. Не позволяйте никому прикасаться к Вашему талисману и никому его не одалживайте.
2. Если вы женаты (замужем), убирайте талисман прежде, чем лечь спать.
3. Не носите талисман в ночные клубы, сауны, мотели и публичные дома.
Очевидно, что памятка составлена человеком, не просто далеким от Православия, но враждебным ему. Она рассчитана на неверующих, малоцерковных, а правильнее сказать, суеверных людей. Почему «освящать» талисман необходимо именно в пятницу? Церковный человек не может не знать того, что пятница — это тот день, когда был распят Спаситель, как не может не обратить внимания на то, что ему советуют «не каяться в грехах за три дня до «освящения». Несчастная русская женщина, которой и в голову не могло прийти посетить мотель или ночной клуб, только потому, что далека от Церкви заплатила три тысячи долларов за сомнительное разрешение посещать увеселительные заведения…
Христианство учит, что жизнь — это дар Божий. Жить по воле Божией….
«Дар напрасный, дар случайный"…. Для человека жизнь-случайность, но не для Бога. Какая случайная возможность реализуется ведают только Бог и астрологи, которые утверждают Разумеется, христианин стремится построить свою жизнь по воле Божией.
Зададим вопрос — в чем смысл и цель христианской жизни? В том ли он, чтобы стараться любыми средствами узнать свое будущее?
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4.3,4).
Св. Максим Грек пишет большой труд против астрологии, называя его «низлагающим убо прелесть звездочетную и всякое волшебное неистовство, бесами изобретенное».
Преподобный Ефрем Сирин: Когда приступаешь к добродетели, помни скудость ума своего и не уклоняйся от благодати Божией. Собственно, попытка узнать детали своего будущего противоречит самой свободе человека. Бог сотворил человека свободным и дал ему заповеди. Господь хочет, чтобы человек наследовал жизнь вечную. Это и есть воля Божия о человеке и Господь дал человеку все знание необходимое для спасения. Несомненны факты прозорливости некоторых святых, однако это тоже происходит по воле Божией и вследствие горячей молитвы, искреннего обращения к Богу и высокой духовной жизни подвижников, а не из-за гадания по небесным телам.
Поэтому для полноценной христианской жизни астрологические предсказания являются ненужными и, исходя из свидетельства Церкви, греховными. А быть со Христом или быть со звездами — каждый человек выбирает сам. Более того, астрология ограничивает и свободу Божию спасать человека, указывая ему спасительный путь. Если считать, в соответствии с астрологией, что воля Божия открывается в соответствии с их предсказаниями, то как быть, если рядом нет астролога, или если решение необходимо принимать немедленно?
Главное — наследовать Царствие Небесное. Святые Отцы оставили много указаний, как этого достичь. Среди этих указаний нет рекомендаций пользоваться астрологией.
Проповедь Евангелия началась словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Бога нельзя рассмотреть ни в микроскоп, ни в телескоп. Герой не тот, кто берет приступом города, а тот, кто победил самого себя.
«А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли их перед всеми. (Деян. 19.19).
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал. 5. 19−21).
«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12.2).
«Заповедь Его есть жизнь вечная» (Ин. 12. 50).
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5. 16−18).
«Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих, к Тебе прибегаю» (Пс. 142. 8,9).
«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3. 12, 13).
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6. 3−6).
«И что еще скажу? Недостает мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11. 32−34).
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12. 1−8).
Святые — это те удивительные люди, подвигом жизни своей угодившие Богу, вере которых мы должны подражать. Апостол Павел, свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Богослов, свт. Спиридон Тримифунтский, свт. Николай, прп. Серафим Саровский. Новые святые — сколько мучеников за Христа принес 20-й век — это те люди, которые жили рядом с каждым из нас. Люди с сиянием вечной жизни в глазах. Священное Писание призывает нас именно к этому: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь». (Евр. 13, 7−9) Вот на них мы должны ориентироваться. Но святые активно выступали против астрологии. Библейские истины открываются великим подвижникам Православия, и часто из событий их жизни мы узнаем, о том, как наказывается грех. Вот отрывок из жизнеописания Макария Египетского, описанный в житиях святых Димитрия Ростовского.
Однажды «преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежащий на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: — Кто ты такой?
— Я, — отвечал тот, — был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение.
— Какое же облегчение получаете вы, — спросил Макарий, — и каковы ваши мучения, расскажи мне?
— Как далеко отстоит небо от земли, — отвечал со стоном череп, — так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением.
Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал:
— Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди.
И снова он спросил череп:
— Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?
— Внизу, на много глубже под нами, находятся многие другие, — отвечал тот.- Кто же находится среди тех лютейших мучений? — спросил Макарий.
— Мы, незнавшие Бога, — ответил череп, — хотя и немного, еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями.
После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда.
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители» (Откр. 22; 14−15).
Мы живем в сложное время. Многие из нас не имели возможности получить никакого духовного воспитания и образования и поэтому с не представляют, сколько опасностей может преподнести человеку духовный мир. Современные люди в большинстве своем лишены духовного иммунитета, а потому так часто становятся легкой добычей лукавого. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), — сказал апостол Петр. Апостол говорит нам об опасности, но не для того, чтобы напугать, а для того, чтобы, приняв его слова в свое сердце, мы всегда, каждую минуту были готовы отразить вражеское нападение. Господь каждому человеку желает только спасения. Он послал в мир Спасителя, чтобы открыть людям истину о будущей жизни, о покаянии, о вечных ценностях.
«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад» (Исаия 1. 2,4).
«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. Пройдя весь остров до Пафа, нашли некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв, — ибо то значит имя его, — противился им, старался отвратить проконсула от веры. Но Савл, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних! И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Гоподню» (Деян. 13. 2−12).
«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16. 16−18).
«Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился н, а них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян. 19. 13−19).
«Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня, Той же, яко Милосерд, даст ти ум знати волю Свою» (Покаянный канон. песнь 6-я).
На основании Священного Писания, опыта святых людей, классической литературы можно утверждать, что астрология не только не способствуют, а прямо препятствует достижению главной цели — наследованию Царствия Небесного.
Таким образом, в жизни христианина нет места астрологии, но звездам место есть: «Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его» (Пс. 8. 4,5).