Предложение об объединении церквей встречено неоднозначно
Многие наши туристы были в Париже у самой известной в городе русской церкви на улице Дарю, рядом с кафе «Петроградъ». Туристы умиляются эмигрантской экзотике, но мало кто задается вопросом: в чьей юрисдикции находится этот храм? Между тем в Париже, как и во всей Западной Европе, действуют приходы Московской патриархии, Константинопольской патриархии (во главе с Вселенским Патриархом Варфоломеем I) и «Карловацкие» (Русская православная церковь за рубежом). Виной расколу — большевистский переворот 1917 года и Гражданская война. Но, может быть, именно сейчас настало время объединения? Во всяком случае, это следует из письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое он направил европейским митрополитам и епископам, представляющим все направления Русской православной церкви. Патриарх отмечает, что «ныне время для восстановления единства настало». Впрочем, речь не идет о слиянии церквей. Предлагается широкая автономия: внутреннее самоуправление и избрание предстоятеля, при условии последующего утверждения такого избрания Патриархом Московским и Священным Синодом. Предполагается создать в Западной Европе единый Митрополичий округ. Меж тем незадолго до появления обращения Алексия II скончался архиепископ Евкарпийский Сергий, экзарх Вселенской патриархии. Сейчас архиепископией временно управляет епископ Команский Гавриил. Сторонники объединения обращают внимание на то, что традиции русского православия размываются. В храмы ходят коренные жители Европы, не говорящие по-русски. И это не только примкнувшие к православию французы, немцы или бельгийцы, но в том числе и потомки эмигрантов, забывшие язык своих дедушек и бабушек. В ряде церквей служба идет на французском языке. Естественно, что к сближению с Москвой священники-французы относятся с недоумением. Кстати, епископ Гавриил по происхождению фламандец и по-русски почти не говорит. Именно поэтому многие считают, что нужно найти другого преемника покойному архиепископу Сергию. Князь Александр Трубецкой, прихожанин храма равноапостольных князей Константина и Елены в Кламаре под Парижем — сторонник сближения с Московской патриархией. В своем открытом письме, которое было составлено за неделю до письма Алексия II, он писал, что преемник Сергия должен по возможности быть русским или хотя бы обладать знанием русской православной традиции и культуры. Это необходимо, сказал корреспонденту «Московских новостей» Александр Александрович, даже для того, чтобы церковь могла продолжить свою миссионерскую функцию. Впрочем, есть и не желающие объединяться. Например, известный просветитель и издатель Никита Струве считает послание патриарха очень несвоевременным. «Я неоднократно высказывался в пользу такого рода переговоров, — говорит он, — но это письмо пришло в то время, когда мы не только ответить, но даже рассматривать его не можем. Мне кажется, что послано оно в это время преднамеренно и может иметь своим последствием глубокое разделение людей». Предложение патриархии, отмечает Никита Алексеевич, многим показалось не церковным, а типично политическим актом и даже вмешательством во внутренние дела общины. Епископ Гавриил в своем послании отмечает, что выборы архиепископа пройдут, как и намечено, 1 мая, а уже после этого можно будет начинать любые переговоры с Московской патриархией. С непредсказуемым, понятно, результатом. Это в приходах Вселенской (Константинопольской) патриархии. Карловчане же всегда были более политизированы, чем паства Вселенского Патриарха. Они отвергали всякую благодать у Московской церкви. Но сейчас, после падения коммунизма и канонизации царской семьи, многих приверженцев этой ветви православия не устраивают только московские митрополиты. Прихожане тем временем собирают подписи под петициями, спорят, страсти накаляются. На Страстной неделе в кругах эмиграции царит неподобающая суета.