Русская линия
Русская неделяИгумен Маркелл (Павук)12.12.2006 

Праведнику закон не нужен
(Проповедь произнесена за акафистом Божией Матери в Покровском кафедральном соборе Тобольского Кремля 25 октября 2006 года)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Радуйся светлое благодати познание…»

Так, дорогие отцы, братья и сестры, мы воспеваем Божию Матерь в акафистном песнопении. Ибо Божия Матерь первая открыла всем людям вход в Царство благодати (любви). Если в Ветхом завете все люди жили под властью закона, который строго расписывал личную и общественную жизнь, то после Рождества Божией Матери, хотя закон и не упразднился, но он потерял свое прежнее значение и силу. Законом познается грех, — объясняет святой апостол Павел, — а праведнику закон не нужен, закон был только пестуном (детоводителем) ко Христу (Рим.3, 20−5, 20). Теперь мы спасаемся не делами закона, а верою и благодатью.

Первоначально Господь дал через Моисея строгий закон, чтобы смирить жестокие сердца иудеев, отвратить от грубого идолопоклонства, служения своим страстям. Потребовалось пять тысяч лет, чтобы в среде израильского народа родилась Дева, Которой для руководства на жизненном пути уже не только не требовались строгие заповеди: не укради, не убий, не прелюбодействуй, не завидуй, но, Которая, благодаря Своему смирению и удалению от суеты мира, победила естества уставы, стала выше естества и сделалась вместилищем благодати Божией, Матерью Самого Бога.

Если обычно дети много играют, то Мария с 3-летнего возраста вела тихую благочестивую жизнь при храме Божием. Если обычные израильские девушки все старались выгодно выйти замуж и иметь много детей, то Дева Мария предпочла быть лишь формально обрученной со старцем Иосифом, чтобы на всю жизнь сохранить свое девство и полностью посвятить себя на служение Богу. Мы почти ничего не знаем, как после чудесного рождества Спасителя Она воспитывала Его, но вряд ли, по своему смирению, Она могла делать Ему строгие выговоры и упреки. Она могла воспитывать Его только примером своей непорочной жизни. И даже на Голгофе у Креста мы не слышим громкого плача и причитаний, которыми обычно сопровождается смерть родных детей, а только тихое стояние у ног распятого Спасителя. И это молчаливое свидетельство любви у Христа распятого, поносимого неистовой злобой иудеев, было громче всякого крика и слов. Она стала Матерью всех тех людей, кто, подражая Христу, не боится добровольно распинать на кресте самоотвержения свои пороки и страсти. Подражая Божией Матери, тысячи и тысячи христиан предпочитают избрать для себя тихую целомудренную монашескую жизнь, нежели суету этого погибающего во зле мира.

Во все времена и когда христианство было гонимым, и когда оно было господствующей религией, вести благочестивую жизнь было непросто. И по мере того как история движется к своему завершению, это становится все труднее. Не наступают ли уже те времена, когда, по пророчеству преп. Антония Великого, будут указывать пальцем на благочестивого человека и говорить: «Он безумствует, потому что не хочет принимать участие в общем безумии». Не пришли ли уже те времена, когда по пророчеству св. Игнатия (Брянчанинова), юноши и девушки, которые, несмотря на царящий вокруг разврат, сохранят свое целомудрие, будут выше христианских мучеников, которых сжигали на костре, бичевали, сдирали с живых кожу. В наше время, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сохранить целомудрие — это всё сохранить. Целомудренные юноши и девушки уподобляются праведному Лоту, который, укрепляемый верою в единого истинного Бога, не участвовал в неистовом разврате жителей Содома и Гоморры, но лишь мучился в душе своей, за что сподобился принять у себя в доме ангелов и был спасен ими от погибели в развращенном городе. Так же чистые и целомудренные душою и телом юноши и девушки спасаются бегством из этого развращенного мира и находят спасение в храмах Божьих или в тишине монастырских обителей.

Преподобный Иустин Попович, сербский святой ХХ века говорит, что быть православным значит быть святым. Но некогда святая Русская земля вновь все более и более становится языческой. Мы, дорогие отцы, братья и сестры, не слышим канонады войны, но в наших городах и поселках все меньше остается православных русских людей. Мы не гибнем под пулями на поле брани, нас не истребляют в концлагерях, но каждый год нас становится на один миллион меньше от позорного поражения на поле невидимой духовной брани от диавола и его слуг, которые толкают нас на всякое беззаконие.

За стенами храма мы с большим трудом сможем найти целомудренную девушку, или ту, которая, хотя бы по внешнему облику старалась уподобиться кроткому, смиренному и целомудренному образу Божией Матери, а не блуднице с короткими, стрижеными и крашеными волосами, плотно облегающими и не скрывающими нецеломудренные участки тела брюками.

Ныне многие стремятся стать высокообразованными людьми, и это похвально, если кто умеет употребить богатство знания на служение Богу и ближнему, но многие ли ныне, кроме внешних знаний, стремятся ещё стяжать в душе своей образ и подобие Божие, очистить свою душу от пороков и страстей и приобрести внутреннее духовное ведение. А ведь достоинство человека определяется не мерою постижения мудрости мира сего, которая, по слову святого апостола Павла, является юродством в очах Божиих, а силою веры, мужеством и победами в невидимой духовной брани против мира, плоти и диавола. Святитель Григорий Палама пишет: «Хоть ты изучи всю мудрость мира, от Адама и до наших дней, но без чистоты душевной и телесной ты будешь скорее глупцом, нежели мудрецом».

Стяжи дух мирный, а не богатство и власть, — учит преп. Серафим Саровский, — и вокруг тебя спасутся тысячи. Но много ли мы видим людей, которые бы задались целью стяжания не тленного богатства мира сего, а кроткого мирного духа. Кто ныне не побеждается похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской? Кто старается строить свою жизнь не на жесткой букве закона, а на благодати? Так и хочется вместе с царем и пророком Давидом воскликнуть: «Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единого» (Пс.13,3).

Но у кого ныне есть хотя бы осознание своей погибели?.. Только 2−3% людей из общего числа горожан и селян регулярно посещают храмы Божии. А потому переполненными в праздничные и воскресные дни бывают только рынки, магазины, стадионы, концертные залы, но полупустыми и полуразрушенными, в мерзости запустения, продолжают оставаться многие храмы и монастыри.

Как же нам спастись? Божья Матерь все время старалась удаляться от суеты и страстей этого мира. То есть Она старалась строить Свою жизнь не на букве закона, а на основе веры и благодати. Так же и нам надо учиться удаляться от суеты этого мира и строить свою жизнь на основе веры и взаимного доверия друг к другу. Этого можно достичь, если мы не будем никого из людей осуждать, а себя считать самыми грешными. Да, Господи, хотя я православный монах, игумен, архимандрит, маститый протоиерей, профессор, духовник, но я самый гордый, самый жестокий, самый невежественный, самый распутный, самый ленивый и пьяница, а все мои начальники и подчиненные — самые добрые, самые справедливые, самые мудрые и целомудренные. Только с такими помыслами мы сможем стать причастниками благодати Божией в этой жизни и наследовать вечное Царство в жизни будущей. Аминь.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru