Редакция журнала «Москва» совместно с благотворительным фондом «Попечительство о нуждах российских репатриантов» в серии «Наследие русского зарубежья» выпустило книгу Николая Евгеньевича Маркова 2-го (1866 — 1945) «Войны темных сил». В объемистый том, автором которого является знаменитый в свое время депутат III и IV Государственной Думы от Курской губернии, один из главных российских «жидоедов», включены как сочинение, давшее название всей книге (впервые оно выпущено в Париже в 1928 — 1930 гг. и стало библиографической редкостью), а также 20 статей 1921 — 1937 гг. Название двух последних объясняет содержание всей новинки объемом более 500 страниц: «Масоны — заговорщики против России» и «История еврейского штурма России». Однако, несмотря на некоторое, мягко говоря, отсутствие новизны основной концепции, выход именно такой книги в 2002 году примечателен по многим причинам. Первая и самая заметная — на дворе XXI век, перед Россией, как и перед всем цивилизованным миром, возникли новые угрозы в лице «мирового терроризма», политика государственного антисемитизма ушла в историю, все антисемитские бредни многократно разоблачены и даже спародированы (в «Маятнике Фуко» У. Эко). Но несмотря на все это, сменить образ врага, утвердившийся в России с конца 1860-х гг., у одной из влиятельных социальных «подгрупп» нет ни сил, ни желания. Попутно замечу, что сама идея образа врага России по-прежнему остается популярной в самых разных «подгруппах». Объяснить нашу жизнь, дальнюю и близкую историю без образа врага практически невозможно, настолько неправдоподобно то, что творится. И потому ищет врагов не только редакция журнала «Москва», но и, скажем, авторы «Нового мира», под «темными силами» понимая не демонического еврея, а либерализм (см. «МН» N 37). Старая мифология не пропала, она только немного перелицована. Вторая причина, по которой выход книги «Войны темных сил» сегодня крайне примечателен, связана с тем, что подобная идеология и ее носители с периферии культуры, где они пребывали с первых лет гласности, выходят (и, собственно, уже вышли) в культурное ядро. Вряд ли в прежние годы такие маргиналы, как Александр Проханов или «сакральный географ» Александр Дугин (на потеху всем сочинявший геополитические страшилки о войне «атлантистов» с «евразийцами» и потчевавший читателей байками про теорию мирового льда), могли надеяться на то, что их будут регулярно приглашать общенациональные телеканалы, где они начнут выступать в качестве «экспертов-аналитиков» и их будут воспринимать всерьез. Вряд ли раньше Проханов мог надеяться на премию «Национальный бестселлер», присужденную ему адептами другого политического лагеря, вдруг уверившимися в том, что «либеральный проект» в области литературы провалился и надо поддерживать «красно-коричневого»; вряд ли он думал, что его антисемитский роман, эту премию получивший, выйдет в элитарном издательстве, станет модным и окажется в центре внимания не только «своей» тусовки, но всех СМИ сразу. С учетом сказанного не удивительно, что опусы Маркова 2-го поданы издателем так, как если бы речь шла о сочинении Николая Бердяева или Георгия Федотова. Органический антисемитизм автора как бы и не замечается, он трактован как аксиома, уже не нуждающаяся в обсуждении, а параноидальный поиск следов «мирового еврейского заговора против России» — как историческая концепция, вошедшая в золотой фонд «наследия русского зарубежья». И, кстати, характерно, что это откровенно антисемитское издание в книжных магазинах «серьезной литературы» лежит в разделе «философия» (например, в книжном салоне, расположенном в здании филологического факультета Петербургского университета, где я эту книгу и купил). Иными словами, паранойя вошла в нашу жизнь как ее составная часть, а антисемитизм понимается как компонент философского/идеологического плюрализма, симметричный отмене цензурных запретов на сообщения в СМИ о евреях, иудаизме, Израиле, сионизме, хасидах и тому подобном. Логика такова: если можно пропагандировать все еврейское, то в рамках плюралистической парадигмы надо иметь возможность вести и антисемитскую пропаганду. Иначе не будет плюрализма. В отличие от присяжного поверенного Шмакова, издавшего четыре антисемитских гроссбуха общим объемом 2317 страниц, или католического пастора Лютостанского, антисемитский семитомник которого «Талмуд и евреи» содержал 2522 страниц большого формата и выдержал к 1909 году три издания (!), наследие Маркова 2-го куда скромнее по объему. В то же время «Войны темных сил» содержат все основные сюжеты субкультуры русского антисемитизма и, несмотря на лаконизм, добросовестно их излагают. Начинается все с толкования Талмуда, в котором «вся земля обещана Израилю» (что потом объясняет захват мира и России евреями в ХХ веке), с описания иудейской злобы против Христа и христиан, затем писатель переходит к «арабскому усекновению», после которого «змий иудаизма скрыл свою голову, и с той поры управление всесветными иудеями из явного превратилось в тайное, но столь же властное и преемственное». Дальше, как обычно, цитируется «наш великий провидец» Достоевский, потом дело доходит до средних веков, до манихейства, тамплиеров, альбигойцев и тайных обществ всех времен и народов. Вывод понятен заранее: «…Вслед за разгромом в конце Х века и изгнанием синедриона из Вавилона вся Европа постепенно охватывается и захватывается цепкими щупальцами иудаизма…». Отсюда реформация, франкмасонство, Французская революция, наконец, «поход на Россию». «Смертный приговор, объявленный мировым еврейством Русскому государству в октябре 1913 года через еврейский журнал „Гаммер“, был приведен в исполнение 2 марта 1917 года…» И во всем просвечивают деяния масонов и евреев, которые либо сами суть масоны, либо масонов себе целиком подчинили. И доказывается, что все заговоры против алтарей и тронов — исключительно еврейские. Доказательства ложные, факты подтасованы, все концепции фантастические… Зато любители антисемитского чтива, на какой бы странице ни раскрыли книгу, получат возможность насладиться обвинениями евреев во всех смертных грехах. Отдельный интерес представляют характеристики Александра Блока, Андрея Белого, Эллиса, Федора Сологуба, Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус как сатанистов, отправлявших сатанинские обряды. Читать этот взгляд на русский Серебряный век тоже забавно. Один момент заслуживает отдельного комментария. Марков 2-й указывает на исключительную революционность российского еврейства, приводит реальные факты, но, естественно, не пишет о причинах — об отсутствии политических прав, борьба за которые будоражила и революционизировала евреев в течение более 50 лет. Отменить дискриминацию и черту оседлости дальновидные русские люди предлагали еще в 1860-е годы, но российская бюрократия не была бы бюрократией, если бы пошла на это. Отсюда и многие беды начала ХХ века, хотя, разумеется, объяснять крушение монархии и революцию лишь «антигосударственностью» евреев, запертых в черту оседлости и там накопивших изрядный запас социальной ненависти, смешно и наивно. Но зато привычно и удобно. Вот, кстати, исторический урок: смертельно опасно держать в бесправии или состоянии правовой и политической дискриминации целую национальную группу, это всегда чревато ее антигосударственной активностью. Характерно, что нынче на сходной социальной основе создается миф о «чеченской мафии», о тайной «чеченской руке», протянувшейся всюду. Скоро появятся «Протоколы чеченских мудрецов», центры которых находятся за границей… В этих условиях евреи, казалось бы, могут отдыхать. Но слишком расслабляться им не приходится, ибо для наших традиционалистов евреи как враги находятся вне конкуренции, потому что привычнее и понятнее тех же «международных террористов». А антисемитизм тех мусульман, которые являются ядром международного терроризма, делает их, как это ни парадоксально, социально ближе нашим антисемитам, чем «неисправимые» евреи. Все-таки русский идеологически оформленный антисемитизм насчитывает около 140 лет истории, и на этом фоне все другие «темные силы» кажутся выскочками. Факты фактами, но есть же, черт возьми, и национальные традиции!