Православие и Мир | Анна Савельевских | 08.12.2006 |
Много веков назад князь Владимир «Красно солнышко», выбирая для Руси веру, остановился на Православии. Конечно, в этом выборе было учтено многое, но немаловажным было незабываемое впечатление от благолепия богослужения в Софийском соборе, о котором поведали правителю послы. «Не знаем, — говорили они, — где мы были: на небе или на земле. Но знаем точно — там, с этими людьми пребывает Бог». Расцветом иконописи считается эпоха Византийской империи XIV — XV века, а на Руси лучшие представители этой школы — Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Написанные ими иконы отличаются особой чистотой стиля и цвета. Есть и сегодня в России продолжатели древних традиций.
Впервые попав в иконописную мастерскую екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, я поймала себя на мысли, что больше всего меня изумляет здесь какая-то удивительная тишина. Тишина, наполненная светом, тишина мягкая, молитвенная, благоговейная.
Икона по крупицам
Уже больше десяти лет, то есть с момента возрождения обители, трудятся сестры-иконописцы над непростой задачей. Они стараются восстановить древнюю технологию написания икон в соответствии с лучшими византийскими образцами. По крупицам собирают материалы, фотографии, книги. Ездят в другие иконописные мастерские, в музеи и на выставки, в специальные «искусствоведческо-паломнические» поездки, обращаются к специалистам-византологам, и, конечно, постоянно учатся. Причем изучают не только особенности иконописи, но и анатомию, живопись, академический рисунок, цветоведение и другие вполне светские науки.Как оказалось, мало только написать образ; для того, чтобы икона была как можно более долговечной, важно, чтобы все ее составляющие — начиная от доски и заканчивая составом красок — были проверенными, надежными. Весь процесс создания иконы соответствует древним традициям, проверенным веками.
Процесс этот далеко не прост. Сначала особым образом просушиваются заготовки из липы, кедра и сосны. После сбора доски из брусочков, идеально подходящих друг к другу (учитывается даже направление волокон!), на поверхность наклеивается ткань — паволока — из льна или хлопка. Затем, после высыхания, наносится особый грунт — левкас. Его делают сами сестры здесь же в монастыре из мела с добавлением клея. Получается совершенно ровная белая поверхность, и вот только тогда с предварительного карандашного рисунка и начинается собственно письмо.
В помещении, где пишут иконы, мои глаза не раз останавливаются на табличках с просьбой сохранять тишину. Это напоминание, конечно, не для сестер, а для посетителей. Здесь мы лишь смотрим: вот эскизы к иконе Царственных страстотерпцев, вот Корсунская икона Богоматери в серебряном киоте с тончайшими орнаментами… Сестры работают сосредоточенно и спокойно, разговоры здесь неуместны.
Для беседы мы с сестрой Деворой, руководителем иконописного послушания, покидаем мастерскую, хотя уходить совсем не хочется.
— Сестра Девора, ваши иконописцы где-то обучались или они самоучки?
— У нас сестры все с разным уровнем подготовки. Кто-то учился в специализированных художественных заведениях, а кто-то до монастыря и кисточки в руках не держал. Но, независимо от уровня подготовки, все сестры, несущие послушание в иконописной мастерской, постоянно обучаются. Для этого мы приглашаем преподавателей. Сестры тщательно изучают традиции иконописи Византийской и Московской школ (времени их наивысшего расцвета). Мы ездили в Троице-Сергиеву Лавру, в Курскую иконописную школу, знакомились с образцами иконописи во Владимиро-Суздалькой земле, Сербии, Турции, Греции. Чтобы овладеть знаниями, мы постоянно консультируемся с опытными реставраторами и художниками, изучаем литературу. За годы работы при мастерской собрана большая библиотека истории и теории иконописи. Всё это помогает в работе над образами.
— У вас в мастерской вытяжной шкаф. Для чего это?
— Он нужен для приготовления красок, ведь мы их делаем сами. Понимаете, в иконе должны идеально сочетаться все части и материалы, поэтому при ее создании особо важно соблюдать все мельчайшие детали технологии. Нельзя заменить натуральные клей или краски современными. В этом мы убедились на собственном опыте. Здесь из натуральных минералов мы готовим темперные краски: зеленую из африканского и уральского малахита, синюю из Афганского лазурита, киноварь нам привозят из Заира, охру — из Греции, из Уфы. Краски всегда свежие. Их делают сами сестры, смешивая размельченные в пыль минералы с яичной эмульсией, и добавляя в качестве консерванта сухое белое вино. При смешивании основных цветов можно добиться самых разнообразных оттенков. Эти натуральные составы от масляных красок отличаются большей стойкостью и долговечностью. Благодаря им иконы долго сохраняют яркость и насыщенность цветов.
Вперед, в прошлое
— До написания иконы красками проходит длительный процесс. Что делать, если сестра-иконописец ошибется? Все переделывать?— Это практически невозможно. Эскиз перепроверяется неоднократно. Иконы пишутся строго в соответствии с канонами — определенными правилами изображения того или иного святого. Канонам подчиняется любая, даже самая мелкая деталь: поворот головы святого, выражение лица, цвет одежды.
Многим людям, мало знакомым с церковным искусством, представляется, что каноны — это нечто застывшее, неживое. На самом деле, это не так. Канонический иконописный стиль заставляет увидеть необыкновенную значимость изображенных события или личности. Например, когда мы видим натуралистическое изображение Распятия Господня, то исполняемся жалости к умирающему в муках человеку — и только. А когда мы видим каноническое, выполненное по Церковному Преданию изображение, тогда начинаем понимать, что это не просто страдающий человек, что здесь происходит искупительная жертва — необыкновенное проявление любви и смирения. Фигура Спасителя на канонических Распятиях отнюдь не безобразна — она прекрасна. Человек же страдающий прекрасным быть не может.
Есть много разных приемов, направленных на то, чтобы сделать изображение символичным: обратная перспектива, условный цвет, определенный фон. Нимбы, очерчивающие лики, символизируют святость, большие глаза — проникновение в божественные тайны, склоненные фигуры — покорность воле Божией, золотой фон — Божественную благодать и так далее.
— Во всем ли вы придерживаетесь древних традиций ?
— Стараемся во всем. Наш девиз, можно сказать, «Вперед, в прошлое!», потому что именно там мы находим потрясающие, возвышеннейшие образцы искусства, до которых нам еще расти и расти.
Однако, воссоздавая старинные приемы чеканки и басмы (тиснения узоров на тонких листочках меди, серебра или золота), мы используем современные технологии, разрабатывая и изготовляя оклады и венцы на готовые иконы. Эскизы окладов разрабатываются на компьютере, а выполняются они из позолоченного серебра в современных техниках гальванопластики и травления. Это выполняется уже не в монастыре, а городскими мастерами-ювелирами, но под руководством сестер.
Чудо каждый день
— Вы пишете то, что хотите, или на заказ?— Начинали мы с выполнения небольших икон на заказ. Собственно, и сегодня у нас много заказов от частных лиц. Часто просят о написании «семейных» икон, которые люди могут передавать из поколения в поколение. На них, как правило, изображается Божия Матерь с Богомладенцем и святые, имена которых носят члены семьи, или особо чтимые святые — покровители рода. Также мы принимаем заказы на написание иконостасов. В мастерской сделаны иконостасы для Крестовоздвиженского собора города Верхотурье, в село Ильинское под Москвой, в город Цимлянск.
Одним из наших самых ответственных заказов были иконы для Храма на Крови, построенного в Ектаеринбурге на месте гибели Царской семьи. Сложность заключалась и в больших размерах икон, и в четко поставленных сроках исполнения, и, главное, в необходимости разработать иконографию Царственных страстотерпцев. Были сделаны многочисленные эскизы и предварительные рисунки на основе фотографий Царской семьи. Сейчас их поясные изображения находятся в нижнем храме собора в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.
— А бывают у вас необычные заказы?
— Смотря что понимать под необычностью. Написание каждой иконы — чудо. Зачастую под необычными заказами понимают такие, которые пишутся не просто в ближайший приходской храм или для семейного молитвенного уголка. Если говорить об этом, то, например, в 2004 году мы написали иконы для Пражской галереи искусств. Одна из экспозиций галереи полностью посвящена современной русской иконе, в ней представлены только образы Богоматери. Именно над этой экспозицией и работали сестры. Также мы написали две иконы — святителя Николая Чудотворца и святого Димитрия Солунского — для сербского монастыря Печка Патриаршия в Косово и икону для сербского мужского монастыря Студеница.
— Вы отслеживаете «географию» распространения своих работ?
— Специально мы этого не делаем. То, что знаем: две иконы Божией Матери «Корсунская» отвезли недавно в Иерусалим, одна икона пребывает на Афоне, еще одна — на острове Корфу (Греция). Для эмигрантки, которая живет сейчас в Америке, в Чикаго, нами была написана семейная икона с образом Божией Матери «Тихвинская». В Москве, как в храмах, так и в домах у верующих людей, находятся несколько десятков наших икон. Из самых известных мест могу назвать Богоявленский Елоховский собор, куда были написаны иконы Царственных страстотерпцев, св. прав. Иоанна Кронштадтского и св. Елисаветы Феодоровны. Также семейная икона принята в дар Президентом РФ Владимиром Путиным. В 2005 году иконописная мастерская подарила икону Божией Матери «Моздокскую» городу Беслану.
— Вы работаете в скиту, посещения строго ограничены. Можно ли где-то посмотреть написанные вами иконы?
— В этом году две сестры из нашей мастерской были приняты в Союз Художников России. В связи с этим в наших планах участие в профессиональных художественных выставках. Кроме того, наши работы можно увидеть на сайте нашего монастыря www.sestry.ru
… В мастерской тихо и светло. Здесь работают с молитвой. Одинаково благоговейно пишут маленькую икону для дорожного складня и ростовую для иконостаса. Работают каждый день, создавая удивительные образы, возрождая забытые традиции, принося в нашу жизнь частичку вечности.