Русская линия
Православие и Мир Сергей Бондаренко,
Татьяна Климова
20.11.2006 

Православие в Ирландии: зеленый остров в океане безверия

В среду 15 ноября Культурный Центр «Духовная библиотека», что в доме Боткиных на Покровке, собрал людей, заинтересованных православной жизнью в Ирландии, взаимоотношениям православия с местной культурой и традиционным для «зеленого острова» католичеством, а также вопросами пастырского служения в эмигрантской среде.

Вечер был приурочен к выходу в свет книги «О следовании за Христом» известного священника Московского Патриархата Георгия Завершинского, который служит на православных приходах в Ирландии. Пастырь также является магистром богословия, магистром философии, кандидатом технических наук и автором многих публикаций.

Встречу вели отец Георгий, ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин и директор культурного центра «Духовная библиотека» Жан-Франсуа Тири. Среди гостей присутствовали чрезвычайный полномочный посол Ирландии в России Джастин Харман и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

В начале вечера Сергей Чапнин посетовал, что об открытии новых православных приходов на Западе можно узнать преимущественно из журналов заседаний Священного Синода. А ведь Ирландия является радостным исключением из ряда западноевропейских стран, поддавшихся общему упадку религиозности. По мнению ведущего «у ирландцев, как и у русских, есть мощное, бьющее через край религиозное чувство».

Отец Георгий в начале своей речи отметил, что доперестроечные волны эмиграции сделали многое для известности Православия на Западе. Ярчайшую роль в этом сыграла деятельность митрополита Антония Сурожского и община отца Софрония Сахарова. Освещая духовную ситуацию на «зеленом острове», священник сказал: «Устоявшая под натиском общеевропейской секуляризации, в отличие от континентальных стран, Ирландия все же привержена католичеству, и остается таковой доныне. Очень часто видишь как, проходя или проезжая мимо храма, люди совершают крестное знамение с поклоном. Если в крестинах, венчании или отпевании хотя бы какая-то часть задействована ирландцев, то приходит много людей: 200−300 человек бывает».

Говоря о взаимовлиянии культур, отец Георгий подчеркнул значимость воздействия православных жен на своих супругов-католиков: «…такое случается довольно часто, что русскоговорящая девушка с Украины или России или Молдавии выходит замуж за ирландца. И вот образуется семья, рождаются дети и возникают вопросы «как?"… постепенно люди приходят к тому, что надо и ребенка крестить, и надо ли им венчаться, можно ли это, если сделать, то как. И, как правило, приверженность Православию супруги оказывает решающее влияние, и гражданин Ирландии соглашается, как правило, со всем тем, что ему предлагает жена. Венчание происходит в православном храме и детей воспитывают в православной традиции».

Далее участники встречи услышали увлекательный рассказ священника о почитании святых и святынь неразделенной Церкви. В первую очередь, отец Георгий рассказал о святом Патрике, насколько поразительно в нем сочетались самоуничижение с искусством мудрого миссионера и дипломата. Также было рассказано и о других кельтских святых.

Отец Георгий поведал о паломничествах, совершенных им и его прихожанами: «этим летом с группой наших прихожан мы посетили ряд святых мест, и не просто посетили, но и совершали богослужения, молебны. Впечатляет то, как эти места были выбраны, насколько люди были вдохновлены, чтобы найти такие непростые места, как Скала святого Майкла (Skellig Michael), которая отстоит на 8 миль от берега Атлантического океана, где невероятно суровые жестокие условия. В свое время там была монашеская община, начиная с 6 века и до 12 века. После 12 века монахи уже перебрались на остров, но, тем не менее, церковная память хранит это место как святыню, и туда совершаются паломничества. Совершенно особые и неповторимые ощущения и особый дух в этом месте. Посетили гору святого Патрика (Croagh Patrick), — это традиционное место паломничества не только ирландцев, но и американцев, и европейцев с континента. При восхождении есть такая традиция, что хорошо бы это сделать босиком. Когда мы были там, была страшная непогода, ветер, жутко холодно, а восхождение было по острым, режущим камням (там тропинки нет). Представить себе трудно, но, однако, я видел не одного человека, который шел босиком в гору. А на самой вершине ничего особенного нет, — стоит небольшая часовня и т.н. «постель святого Патрика» — камень, на котором он 40 дней молился и постился перед началом своей миссии просвещения Ирландии».

Отвечая на вопросы участников встречи, отец Георгий рассказал об этническом составе православных приходов. Помимо русских, это украинцы, молдаване, русские из стран Балтии, сербы. Есть ирландцы, шотландцы, англичане, одна француженка. Также священник поведал неофициальную статистику русскоязычных эмигрантов: около 60 тысяч в Дублине, около 100 тысяч в Ирландии. При этом количество православных верующих среди них не велико. Пять лет назад в храм святых Апостолов Петра и Павла на службу ходило около 30 человек, сейчас — более двухсот.

Прозелитизма в Ирландии нет: «Мы просто отвечаем на нужды тех людей, которые к нам обращаются, если они желают стать православными. Постепенно, спустя некоторое время, когда становится понятным, что человек хочет в православии укорениться и стать по-настоящему прихожанином нашего храма, то это и происходит. Но сначала мой первый вопрос и просьба — все-таки вернуться в свой приход и быть там, откуда человек хочет уйти по каким-либо причинам (это может быть недоразумение, иногда бывают какие-то проблемы с духовенством, со священником какие-то вопросы сложные).

Я в таких ситуациях пытаюсь людей убедить, чтобы они постарались как-то сами решить вопрос, чтоб не было так, что я принимаю в свой приход обиженных чем-то. Не убеждаю их перейти из католичества в Православие или какие-то усилия делаю, только одна забота, чтобы человек почувствовал, что здесь есть любовь, что к нему будет внимательное отношение в любом случае. Или бывает так, что человек просто интересуется православной традицией — на все вопросы можно получить ответы у нас. Но, тем не менее, некоторые ирландцы стали православными и очень преданными».

Отдельные моменты Богослужения (в т.ч. чтение Апостола, Евангелия и проповедь) переводятся на английский язык. Каждую неделю отец Георгий проводит пастырские беседы, во время которых отвечает на различные вопросы прихожан. Беседы также переводятся на английский язык.

Основной задачей пастырской деятельности в Ирландии священник считает создание полноценной евхаристической общины, где прихожане регулярно причащаются и богослужение является центром жизни человека. Не во всех городах получается создать общину. Обычно она складывается там, где появляются преданные люди, хорошие координаторы. Воцерковленные попадают в общину не часто, поэтому в виде пастырских бесед проводится катехизация. И, кстати, из этих бесед выросли восемь человек, поступившие в Свято-Тихоновский Православный Гуманитарный Университет, а один стал диаконом.

Сталкиваясь с проблемой отсутствия взаимопонимания родителей и детей, которые буквально говорят на разных языках, отец Георгий пришел к идее создания русской общеобразовательной школы, которая существует вот уже 3 года. Кроме того, есть воскресная школа, силами которой организуются приходские праздники.

Отвечая на вопрос о том, есть ли контакты с духовенством других христианских конфессий, отец Георгий с теплотой рассказал о благожелательных отношениях с католическим и англиканским духовенством. Священник поведал, как в Уотерфорде представители Католической Церкви предоставили православной общине для богослужений храм святого Патрика, в самом Дублине англиканское духовенство сдало в долгосрочную аренду церковь святых Апостолов Петра и Павла. А в Корке помещение для встреч предоставляет братство святого Франциска.

Также поддерживаются братские отношения с приходами других Поместных Православных Церквей: Греческой, Румынской, Антиохийской. В Неделю Торжества Православия представители этих Поместных Церквей собираются на богослужении в Петропавловском храме.

После вопросов выступил Посол Ирландии в России Джастин Харман. Он отметил, что Русская Православная Церковь играет позитивную роль в деятельности русской диаспоры в Ирландии. Затем слово взял протоиерей Всеволод Чаплин, который высказал идею о том, что опыт пастырского служение в диаспоре может быть полезен и в России.

Представленная на вечере о. Георгия книга включает в себя сборник проповедей и пастырских бесед автора, а также ряд эссе, среди которых есть и такие как «Патрик Ирландский — православный святой» и «Особенности пастырского служения в Ирландии».

Справка:

Священник Георгий Завершинский, магистр богословия, магистр философии, кандидат технических наук, является клириком храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла — Патриаршего подворья в Дублине, Ирландия.

Окончив Московский инженерно-физический институт, он занимался научной деятельностью, связанной с управлением ядерными реакторами, позднее руководил лабораторией в Российском институте информационных технологий.

Церковное служение отец Георгий начал диаконом в храме святой великомученицы Екатерины в Москве, когда в 1998 году окончил богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Затем он преподавал в этом Университете Священное Писание Нового Завета и закончил магистратуру и аспирантуру.

В 2002 году решением Священного Синода по рукоположению в сан священника отец Георгий был назначен на приход в Ирландию. Продолжая заниматься там научной богословской деятельностью, он защитил магистерскую диссертацию, которая получила престижную награду в Тринити Колледж — основном университете Ирландии и старейшем учебном заведении Европы. По приглашению университета отец Георгий продолжает исследования и пишет докторскую работу на тему «Богословие диалога: православный подход».

В своей пастырской деятельности отец Георгий осуществляет миссионерское служение: открывает и окормляет новые приходы, проводит лекции и беседы в различных учебных заведениях Ирландии, пишет для прессы и выступает на радио. Священник Георгий Завершинский является автором нескольких десятков статей и переводов по научно-технической тематике, философии и богословию, а также книги — исследования Иоаннова богословия Святого Духа.

Считая объяснение святоотеческой традиции на современном языке одной из главных задач богословия нашего времени, отец Георгий в своих проповедях и беседах использует близкие современному человеку понятия и образы. Это делает его слово привлекательным для людей с различным уровнем богословских познаний и церковного опыта, затрагивая многие сердца.

Ссылки:

Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в Дублине — http://stpeterstpaul.net/

Культурный Центр «Духовная библиотека» — http://dbiblio.org/

Skellig_Michael (Скала святого Майкла) — http://en.wikipedia.org/wiki/Skellig_Michael

Гора свтого Патрика — http://www.irish.ru/index.php?referer=46&show=history/patrick_20032

Croagh_Patrick (Гора святого Патрика) — http://en.wikipedia.org/wiki/Croagh_Patrick

http://www.pravmir.ru/article_1473.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика